За поражение на выборах — «золотой парашют»
(Черепнов М.)
(«Административное право», 2013, N 3)
ЗА ПОРАЖЕНИЕ НА ВЫБОРАХ — «ЗОЛОТОЙ ПАРАШЮТ»
М. ЧЕРЕПНОВ
Михаил Черепнов, партнер, юридическая фирма Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov.
Мэр Петрозаводска, член «Единой России» Николай Левин, проигравший выборы и уступивший 8 сентября свой пост Галине Ширшиной, члену партии «Яблоко», получит «золотой парашют» в размере 1,4 млн. руб. Норма о такой единовременной выплате содержится в уставе города Петрозаводска. Согласно ей лица, замещающие на постоянной основе муниципальные должности, по окончании срока исполнения своих полномочий получают пособие в размере до десяти среднемесячных окладов.
На прошедших выборах Николай Левин, являвшийся главой Петрозаводского городского округа с 2009 года, набрал лишь 28,9% голосов, тогда как его конкурент Галина Ширшина — 41,9%.
Напомним, что этим летом правительство существенно урезало размер компенсационных выплат («золотых парашютов»), установив минимальный уровень, указанный в Трудовом кодексе РФ.
Ранее в 2012 году Верховный Суд РФ отменил выплаты депутатам и другим должностным лицам в Ингушетии, Хакасии, Смоленской области, на Камчатке, в Забайкалье и других регионах, не имеющих достаточных ресурсов для их произведения. В Московской области размер выплат чиновникам при окончании срока исполнения полномочий также был снижен — с 12 до 4 среднемесячных окладов.
«Изменения в ТК РФ касательно урезания размера компенсационных выплат в настоящий момент не приняты, однако в ТК РФ установлен их минимальный размер — трехкратный средний месячный заработок (ст. 279 ТК РФ). Действительно, Верховный Суд РФ отменял выплаты так называемых «золотых парашютов» должностным лицам органов муниципальной и государственной власти, однако данные случаи являются индивидуальными, поэтому говорить о сложившейся судебной практике по данному вопросу не приходится.
Что касается мэра Петрозаводска, то здесь ситуация следующая: действующие федеральные законы не предусматривают предоставление гарантий главам муниципальных образований, прекратившим осуществление своих полномочий. При этом Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что правом вводить и изменять порядок и условия предоставления дополнительного обеспечения лицам, в том числе муниципальным служащим, наделен законодатель субъекта РФ, в данном случае — Республики Карелия. Поэтому если региональное законодательство предусматривает компенсационные выплаты экс-муниципальным служащим, то получается, что «золотой парашют» подлежит выплате Николаю Левину.
Выплату можно отменить только в том случае, если городская Дума г. Петрозаводска примет решение об исключении указанного положения из Устава г. Петрозаводска. Кроме того, вопрос об отмене указанной нормы как нарушающей права и законные интересы неопределенного круга лиц (все-таки эта выплата за счет доходов бюджета, которые в том числе могут быть направлены на социальные и жилищно-коммунальные нужды) может поставить перед городской Думой г. Петрозаводска прокурор. В случае отказа городской Думы г. Петрозаводска исполнить представление прокуратуры об исключении указанной нормы из Устава города, прокуратура вправе обратиться в суд с признанием Устава города в этой части недействительным.
Еще одним вариантом может быть отказ администрации г. Петрозаводска в лице нынешнего мэра в выплате, у г-на Левина в таком случае имеется возможность обратиться в суд за взысканием компенсации, предусмотренной Уставом города, а администрация вправе в таком случае возражать по поводу соответствия такого положения Устава города федеральному и региональному законодательству. Если суд установит нарушение законодательства, то в выплате будет отказано, а норма Устава будет признана недействительной как противоречащая законодательству РФ».
——————————————————————