Проблемы и перспективы развития правового регулирования связей с общественностью

(Минбалеев А. В.) («Реклама и право», 2013, N 2)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

А. В. МИНБАЛЕЕВ

Минбалеев Алексей Владимирович, заместитель декана юридического факультета, доцент кафедры конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета), доктор юридических наук, доцент.

Понятие «паблик рилейшенз» на протяжении XX столетия прошло эволюцию. Зародилось данное понятие в США. Так, на первоначальном этапе под ними понимали лишь средство убеждения и пропаганды. Этот подход был апробирован в США в Комитете по общественной информации в рамках мобилизации общественного мнения в поддержку военных усилий страны на основе проведения общенациональной пропагандистской кампании. Согласно такому подходу паблик рилейшенз подразумевает под собой «побуждение общественности принять определенную точку зрения и попытки добиться ее расположения» <1>. Так, в концепции Харвуда Л. Чайдса базовая функция связей с общественностью заключается не в том, чтобы презентовать ту или иную точку зрения, не в «искусстве доводить до нужной кондиции отношение человека к тем или иным явлениям и не в формировании сердечных и выгодных отношений», а чтобы помочь организациям приспособиться к окружению, в котором они действуют, «привести в соответствие с общественными интересами (или приспособить) те аспекты нашего личного и корпоративного поведения, которые имеют определенную социальную значимость» <2>. ——————————— <1> Связи с общественностью как общественный институт сформировались в начале 50-х годов XX века. Катлип Скот М. Паблик рилейшенз. Теория и практика. 8-е изд.: Пер. с англ.: Учеб. пособие / Скот М. Катлип, Ален Х. Сентер, Глен М. Брум. М.: Вильямс, 2000. С. 21. <2> Childs Harwood L. An Introduction to Public Opinion. New York John Wiley and Sons, 1940. S. 3, 13.

На смену подхода односторонней пропаганды в определение паблик рилейшенз стали включать положения о двустороннем общении и взаимосвязях. Двунаправленная концепция обосновывает необходимость информационного обмена взаимодействия и взаимопонимания. Связи с общественностью стали предполагать обязательную выдачу рекомендаций заказчику и выполнение определенных корректирующих действий в ответ на реакцию общественности. В результате обобщения 472 определений паблик рилейшенз, данных за период с начала века до 1976 г., Рекс Ф. Харлоу предложил понимать под ними особую управленческую функцию, «которая помогает устанавливать и поддерживать тесную коммуникацию, взаимопонимание, взаимодействие и сотрудничество между организацией и связанной с ней общественностью; включает управление проблемами или вопросами; обеспечивает информированность руководства о настроениях в общественном мнении и помогает ему более четко реагировать на эти настроения; определяет и подчеркивает обязанность руководства служить интересам общества; помогает руководству шагать в ногу с изменениями и как можно эффективнее использовать эти изменения, играя роль своеобразной системы раннего предупреждения, помогающей прогнозировать тенденции, а также использует в качестве своих важнейших инструментов исследования разумное и этичное общение» <3>. Из данного определения во многом исходит понимание паблик рилейшенз в Официальном положении о паблик рилейшенз (Oficial Statement on Public Relations), принятое 6 ноября 1982 г. на Ассамблее Американского общества паблик рилейшенз (PRSA). Согласно этому документу «паблик рилейшенз оказывают помощь нашему сложному плюралистическому обществу в более эффективном выборе решений и осуществлении функций, внося вклад во взаимопонимание между различными группами и организациями. Они вносят гармонию в частную и общественную деятельность» <4>. ——————————— <3> Harlow Rex F. Building a public relations definition // Public Relations Review. 1976. N 4. S. 36. Цит. по: Катлип Скот М. Указ. соч. С. 23. <4> Блэк С. Введение в паблик рилейшенз. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 13.

Скот М. Катлип, Ален Х. Сентер и Глен М. Брум определяют паблик рилейшенз как управленческую функцию по установлению и поддержанию взаимовыгодных отношений между организацией и общественностью, от настроений и мнений которой зависит успех или неудача этой организации <5>. ——————————— <5> Катлип Скот М. Указ. соч. С. 25.

После почти вековых поисков в 2000 г. Генеральная ассамблея Европейской конфедерации по связям с общественностью (CERP) рекомендовала всем практикам в Европе использовать следующее определение: «PR — это сознательная организация коммуникации. PR — одна из функций менеджмента. Цель PR — достичь взаимопонимания и установить плодотворные отношения между организацией и ее аудиториями путем двусторонней коммуникации» <6>. ——————————— <6> Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры: Учеб.-практ. пособие. М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. С. 22.

В России в качестве синонимов категорий «паблик рилейшенз», «связи с общественностью» часто используют понятия «публичные коммуникации» или «общественные коммуникации». Российскими специалистами предлагаются определения категории «связи с общественностью», во многом схожие с зарубежными. Так, А. Зверинцев определяет паблик рилейшенз как «деятельность по переводу прагматических целей организации в приемлемую для общества политику» <7>. По мнению Н. Григорьевой, паблик рилейшенз — это «коммуникативная деятельность, направленная на формирование и поддержание гармоничных и доброжелательных отношений между учреждением и общественностью на основе целенаправленной, оперативной, правдивой и достаточной информации» <8>. ——————————— <7> Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера ПР. СПб.: СОЮЗ, 1995. С. 80. <8> Григорьева Н. Работа учреждения с общественностью. СПб., 1999. С. 22.

В рамках петербургской школы PR выработано следующее определение: «Паблик рилейшенз — это управленческая коммуникативная деятельность (совокупность социальных практик), направленная на оптимизацию взаимодействия социального субъекта со значимыми сегментами социальной среды (с его общественностью)» <9>. ——————————— <9> Шишкина М. А. Паблик рилейшенз в системе социального управления. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1999; Реклама и связи с общественностью: Учеб. пособие / Отв. ред. А. Д. Кривоносов, М. А. Шишкина. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2004. С. 12.

А. Н. Чумиков и М. П. Бочаров при формулировании понятия «связи с общественностью» указывают, что связи — это коммуникация, коммуникационные механизмы, коммуникационные операции, призванные осуществлять информационное взаимодействие между индивидуумами или группами индивидов. Индивидуумы и группы индивидов при этом являются общественностью субъекта (отдельного физического лица или организации), заинтересованного в информационном взаимодействии. Предметом внимания этого субъекта практически всегда будут выступать не люди вообще, а вполне конкретные лица, в связи с чем эквивалентом общественности становится словосочетание «целевые группы», т. е. «такие группы, которые в наибольшей степени интересуют субъекта связей (коммуникаций)» <10>. Общественность (целевые группы, аудитория) традиционно разграничивается на внутреннюю и внешнюю. В качестве внутренней общественности выступают работники или руководство организации. К внешней общественности относятся потребители товаров, работ и услуг, производители и поставщики, а также представляющие их лица, органы власти и др. Исходя из этого, А. Н. Чумиков и М. П. Бочаров под связями с общественностью понимают «управление восприятием целевых групп с помощью сознательного производства (интерпретации) посланий и размещения их в специально организованных коммуникационных каналах» <11>. ——————————— <10> Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры. С. 21. <11> Там же. С. 22.

Можно заключить, что соединить распространителя массовой информации в рамках связей с общественностью и его общественность позволяет специалист в сфере связей с общественностью, который производит, исходя из интересов заказчика, информацию, а затем распространяет ее целевым группам с помощью различных форм, способов распространения массовой информации, в том числе иных средств массовой коммуникации. При этом специалистом сознательно не только создается (интерпретируется, модифицируется) информация, но и на основе специальных познаний выбираются формы, способы ее распространения. При этом совокупность профессиональных знаний, навыков, умений специалиста позволяет ему определить необходимое содержание информации, определить целевую группу, а также наиболее эффективные способы, средства ее сообщения этой аудитории. Также необходимо учитывать, что подобное воздействие является двусторонним, поскольку для субъекта важно не только оказать воздействие на аудиторию, но и получить эффект от реакции целевой группы. Таким образом, основным направлением деятельности в сфере связей с общественностью является формирование определенного мнения (путем его создания, поддержания, усиления, изменения) аудитории о том или ином товаре, работе или услуге, мероприятии, событии, субъекте и т. п. Еще одной очень важной характеристикой связей с общественностью является исследовательский характер данной деятельности. В любой существующей модели построения политики в сфере связей с общественностью на первом месте всегда стоит исследование. Именно на основе подтвержденных, полученных в ходе исследования данных можно правильно нацелить коммуникационные усилия, проанализировать предпочтения целевых групп (аудитории), а также определить, какие ключевые сообщения могут быть наиболее эффективны для каждой из целевых групп, какие конкретно цели и задачи ставит заказчик <12>. ——————————— <12> Игнатьев Д., Бекетов А. Настольная энциклопедия Public Relations. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. С. 47 — 50.

Исследовательский характер данной деятельности предполагает ее творческий характер, что предполагает в качестве результата создание, как правило, произведений — объектов авторского права. Поэтому любые формально выраженные результаты связей с общественностью, в случае если они отвечают критериям авторской охраноспособности, будут защищаться авторским правом. Исходя из проанализированных определений, можно выделить следующие характеристики связей с общественностью, имеющие правовое значение: — это разновидность массовых коммуникаций, поскольку при помощи определенных каналов происходит передача информации общественности (целевой группе). Целевая группа может представлять собой неограниченный или заранее неопределенный круг лиц; — это определенная деятельность, осуществляемая специальными субъектами — специалистами в сфере связей с общественностью; — это деятельность по созданию определенной информации и ее распространению; — это управленческая деятельность, направленная на управление мнениями физических и юридических лиц, публичных образований; — это деятельность исследовательская, имеющая творческий характер, в результате которой могут быть созданы объекты авторского права; — создаваемая и распространяемая информация в рамках связей с общественностью обусловлена интересом определенного субъекта (заказчика) в продвижении той или иной идеи, эффективной продаже товара, обеспечении государственных интересов и т. п., а также интереса в получении обратного мнения от общественности для осуществления в дальнейшем более эффективного информационного воздействия; — для данной деятельности характерно наличие заранее определяемых характеристик, результата, «эффекта информационного воздействия», условий для достижения эффекта, результата, достижение (создание) которых обусловливает профессионализм и качество осуществляемой деятельности; — применительно к связи с общественностью сложно заранее определить перечень задач, которые могут быть поставлены, поскольку направления этой деятельности могут быть чрезвычайно разнообразны (политическая, коммерческая, социальная, религиозная, экологическая и т. п.). Можно лишь говорить об определенной цели, которая ставится в рамках этой деятельности, — формирование и (или) управление мнением (восприятием) общественности (целевой группы). Специалисты в сфере связей с общественностью не видят большой проблемы в наличии огромного количества определений связей с общественностью, поскольку данное понятие является, по их мнению, «мягким» гуманитарным понятием и не требует единого смыслового эквивалента. Однако они сами справедливо отмечают, что повсеместное употребление анализируемой категории, якобы всем понятной, «часто порождает конфликты смыслов, переходящие в конфликты действий» <13>. В связи с чем и представляется необходимым исследовать правовую природу связей с общественностью, выявить институциональные характеристики данного явления, в том числе понятие, сущность, признаки, функции. Определение правовой сущности любого явления позволяет сделать его универсальным, четко разграничить со смежными категориями. Связи с общественностью не являются исключением из данного правила. ——————————— <13> Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры. С. 27.

Все вышеуказанные определения не могут быть однозначно использованы правом для обозначения категории «связи с общественностью». Большинство их содержат в себе многочисленные оценочные категории, которые вряд ли могут быть использованы законодателем для создания эффективной правовой категории. К сожалению, в российском законодательстве не дается легального определения связей с общественностью. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности «Связи с общественностью» не дает определения связям с общественностью, устанавливая, что «квалификация специалиста по связям с общественностью предусматривает овладение необходимыми знаниями и навыками для выполнения функций пресс-секретаря, менеджера коммуникационной структуры, эксперта, консультанта, референта в государственных и общественных учреждениях и организациях, коммерческих структурах по вопросам массовой информации и деловой коммуникации, общественных связей, гуманитарных технологий, научных, культурных и туристических обменов». Также указанным документом устанавливается, что профессиональная деятельность выпускника специальности «Связи с общественностью» «направлена на изучение и выработку соответствующих рекомендаций по следующим аспектам: процессы и явления внутриполитической и международной жизни; межнациональные, межэтнические и международные отношения; социально-экономические проблемы города, области, республики, страны и современного мира в целом; общепланетарный, общенациональный, региональный и местный информационные потоки; научное и культурное сотрудничество; информационное обеспечение внутренней и внешней политики; формирование общественного мнения внутри страны и за рубежом; создание единого международного экономического, экологического, культурного и информационного пространства; процессы глобализации; процессы, связанные с разоружением, строительством безопасного мира» <14>. Таким образом, связи с общественностью определяются через категорию «профессиональная деятельность выпускника», которую, в свою очередь, достаточно сложно объединить в рамках определенной сферы общественных отношений. ——————————— <14> Государственный образовательный стандарт по специальности «Связи с общественностью». Утвержден 14 марта 2000 г. N 42 мжд/сп // СПС «КонсультантПлюс».

В качестве дидактических единиц курса «Правовое обеспечение связей с общественностью» ГОС ВПО по специальности «Связи с общественностью» предусмотрены «законы и нормативные акты, регулирующие общественную и коммерческую деятельность, законы о СМИ, рекламе, защите авторских прав, прав потребителей». Исходя из этого перечня, практически невозможно выделить специфику круга общественных отношений, связанных с институтом связей с общественностью. Кроме того, реальная практика связей с общественностью свидетельствует о значительно большем круге нормативных правовых актов, которые используются специалистами в сфере связей с общественностью при осуществлении профессиональной деятельности. Так, например, специалисты в сфере политического PR должны хорошо ориентироваться в избирательном законодательстве, в том числе в регулировании отношений в сфере предвыборной агитации и иных видов политической рекламы; при осуществлении связей с общественностью в экологической сфере необходимо знать экологическое законодательство. В стандарте отсутствует и указание на нормативную основу, регулирующую отношения в административно-правовой и других государственно-правовых сферах. Между тем именно деятельность в сфере связей с общественностью в государственной сфере сегодня подвергается наибольшему регулированию, а в рамках специальности «Связи с общественностью» даже выделяется специализация «Связи с общественностью в государственных органах». Также следует учитывать стремительное развитие информационного законодательства и огромное количество новых нормативных правовых актов, принятых за последнее десятилетие. Анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью (квалификация (степень) «бакалавр»)» <15> показывает, что ситуация в рамках новой образовательной парадигмы не очень изменилась, более того, в рамках нового направления подготовки произошло объединение двух форм массовых коммуникаций. Новый ФГОС ВПО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. Новый образовательный стандарт также позволяет определить сущность связей с общественностью только через характеристики профессиональной деятельности. Так, ФГОС ВПО устанавливает область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью»: коммуникационные процессы в межличностной, социальной, политической, экономической, культурной, образовательной и научной сферах; техники и технологии массовых, деловых и персональных коммуникаций; технологии пропаганды конкурентных свойств товаров, услуг, коммерческих компаний, некоммерческих и общественных организаций, государственных учреждений и органов, их позиционирование в рыночной среде; общественное мнение. ——————————— <15> Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью (квалификация (степень) «бакалавр»)». Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2010 г. N 221 // СПС «КонсультантПлюс».

Объектами профессиональной деятельности названы государственные структуры федерального, регионального и местного уровней, органы самоуправления, негосударственные, общественные и коммерческие учреждения и организации, средства массовой информации. Бакалавр по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: организационно-управленческая, проектная, коммуникационная, рекламно-информационная, рыночно-исследовательская и прогнозно-аналитическая. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. Для определения правовой сущности связей с общественностью могут помочь и должностные характеристики в соответствующей сфере. Постановлением Минтруда Российской Федерации от 28 июля 2003 г. N 59 «О внесении дополнений в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» <16> в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих был добавлен ряд должностей, связанных со сферой связей с общественностью, в том числе: заместитель директора по связям с общественностью; менеджер по связям с общественностью; начальник отдела по связям с общественностью; специалист в сфере связей с общественностью. ——————————— <16> Постановление Минтруда РФ от 28 июля 2003 г. N 59 «О внесении дополнений в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. 2003. N 8.

Так, специалист по связям с общественностью выполняет работу по реализации политики организации в области связей с общественностью и отдельных ее этапов; участвует в разработке конкретных планов внутренней и внешней политики организации в области связей с общественностью; осуществляет постоянное взаимодействие и поддерживает контакты с представителями средств массовой информации и общественности, знакомит их с официальными решениями и приказами руководства организации, подготавливает ответы на официальные запросы, следит за своевременным распространением информационных материалов о деятельности организации; участвует в подготовке и проведении брифингов, пресс-конференций, других мероприятий и акций информационно-рекламного характера, проводимых с участием представителей средств массовой информации и общественности, обеспечивает их комплексное информационное и организационное сопровождение; готовит пресс-релизы и другие информационные материалы для представителей средств массовой информации, проводит мониторинг электронных и печатных средств массовой информации, участвует в подготовке информационно-аналитических материалов для внутреннего пользования; разрабатывает информационно-рекламные материалы, готовит тексты для корпоративного издания, официального WEB-pecypca организации; участвует в подготовке заданий для социологических исследований и составлении итоговых отчетов по результатам проведения мероприятий информационно-рекламного характера и др. <17>. ——————————— <17> Постановление Минтруда РФ от 28 июля 2003 г. N 59 «О внесении дополнений в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих»; Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Утвержден Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37 // СПС «КонсультантПлюс».

Анализ ФГОС ВПО и должностных обязанностей должностей в сфере связей с общественностью свидетельствует о формировании со стороны государства основных направлений деятельности, охватываемой понятием «связи с общественностью». Из вышеописанных документов явно следует, что связи с общественностью достаточно тесно связаны с рядом других средств массовых коммуникаций, в связи с чем необходимо разграничить их со смежными категориями. От связей с общественностью необходимо отличать другие виды массовых коммуникаций (СМИ, реклама), а также маркетинговую деятельность (маркетинг), которая также тесно связана с массовыми коммуникациями. Отличие от СМИ заключается в отсутствии строго формализованной формы распространения массовой информации, в субъекте, а также в отсутствии периодичности распространения информации и цели, ради которой происходит распространение информации. В отличие от массовой информации, распространяемой СМИ, в рамках связей с общественностью происходит более целенаправленное определение субъектов, на которых оказывается воздействие, является принципиально важным обратное мнение, реакция этих субъектов. В отличие от рекламы связи с общественностью имеют значительно больший круг целей, ради которых они осуществляются, в том числе возможность отрицательного эффекта от распространения информации. В рекламе заранее сложно определить, кто из субъектов откликнется на предложение рекламораспространителя, в сфере связей с общественностью ставится цель формирования в целом у целевой группы определенного мнения, т. е. важно, используя совокупность приемов, средств (в том числе коммерческой, социальной и (или) политической рекламы), достичь обратного эффекта общественности (целевой группы). Деятельность в сфере связей с общественностью предполагает возможность использования других массовых коммуникаций для достижения определенной задачи. Перечень задач, которые ставятся в рамках того или иного направления в сфере связей с общественностью, не может быть заранее определен. Можно лишь говорить об определенной цели, которая должна быть достигнута при осуществлении этой деятельности, — формирование и (или) управление мнением (восприятием) общественности (аудитории, целевой группы). Принципиальное отличие связей с общественностью от маркетинговой деятельности заключается в цели и наличии обязательного встречного удовлетворения коммуникатору <18>. В процессе маркетинговой деятельности продавцом или специально уполномоченным им лицом формируются потребности покупателей и делаются отвечающие им предложения в виде товаров, работ и услуг в обмен на вознаграждение. Маркетинг предполагает осуществление комплексной программы исследований, проектирования товара, работы или услуги, ценообразования на них, а также мер по стимулированию продажи (оказания работ, услуг) и саму продажу (оказание работ, услуг). Таким образом, нельзя сказать, что маркетинговая деятельность является в чистом виде разновидностью массовых коммуникаций. Нам представляется более логичным рассматривать использование в рамках маркетинговой деятельности отдельных видов массовых коммуникаций для достижения целей, преследуемых именно массовыми коммуникациями. ——————————— <18> Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. В. Б. Боброва; Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990. 657 с.

Во многом данный вид деятельности является своеобразным синтезом ряда массовых коммуникаций связей с общественностью, рекламы и СМИ (например, в случае создания специальных СМИ, рекламирующих реализуемую продукцию), который повсеместно внедрен сегодня во всем мире в коммерческие отношения. Законодательная база маркетинговой деятельности в Российской Федерации основывается на гражданском законодательстве о защите прав потребителей и нормах о договоре купли-продажи. В то же время информационная составляющая маркетинговой деятельности, проявляющаяся в определенных требованиях к содержанию информации и особенностям ее передачи (коммуникации), имеет огромное значение для информационного права. Здесь мы уже сегодня можем наблюдать и требования законодательства о недопустимости введения потребителя в заблуждение, ряд общих и специальных требований к рекламе, требования к дистанционной купле-продаже в части распространения обязательной информации и ряд других. За рубежом сегодня принимаются даже специальные законы, регулирующие маркетинговую деятельность, включающие и требования к информационной составляющей маркетинговой деятельности. Однако маркетинговая деятельность ограничена торговыми гражданско-правовыми отношениями. Связи с общественностью, реклама, СМИ сегодня являются объектом значительно большего круга общественных отношений как частноправовой, так и публично-правовой природы. С точки зрения исследованных характеристик связи с общественностью как разновидность массовых коммуникаций можно определить как деятельность коммуникаторов по распространению созданной информации, направленную на привлечение к ним или их деятельности внимания общественности (целевых групп), с целью достижения не противоречащего законодательству определенного результата, в том числе формирования определенного мнения о коммуникаторе, повышения или поддержания интереса к нему, совершения определенных действий и др. При этом коммуникаторами могут быть физические и юридические лица, публичные образования, международные организации и другие субъекты, которые распространяют специально подготовленную информацию в целях достижения определенного результата как в своих личных целях, так и по заказу заинтересованных субъектов на договорной основе в процессе профессиональной деятельности. Классификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих устанавливает, что специалисты в сфере связей с общественностью должны знать и руководствоваться в своей деятельности законами и иными нормативными правовыми актами, относящимися к вопросам регулирования сферы связей с общественностью, а также законодательством о средствах массовой информации и рекламе; международными и российскими кодексами профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. Соответственно, сегодня мы можем говорить, что законы и иные нормативные правовые акты, относящиеся к вопросам регулирования сферы связей с общественностью, государством обособляются в отдельную группу. Поскольку связи с общественностью реализуются практически во всех сферах жизнедеятельности общества, то формулировка перечня норм, которые могут использоваться для установления связей и формирования определенного общественного мнения, практически невозможна. Мы можем говорить о необходимости использования того или иного законодательства при осуществлении конкретного вида деятельности в сфере связей с общественностью. Большое значение в установлении механизма правового регулирования связей с общественностью играют международные и российские кодексы профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. В связи с этим в рамках механизма правового регулирования связей с общественностью необходимо, во-первых, обязательно предусматривать возможность создания механизма саморегулирования деятельности в сфере связей с общественностью; во-вторых, при установлении базовых правовых норм о связях с общественностью учитывать и требования данных кодексов. Необходимость правового регулирования общественных отношений в сфере связей с общественностью связана, во-первых, с потребностями самой сферы, которая развивается стихийно и не организована. Необходимость упорядочить общественные отношения в сфере связей с общественностью в первую очередь обусловлена отсутствием базовых требований к осуществлению данной деятельности независимо от ее конкретного вида. Сегодня явно тре буется создание общих требований к осуществлению связей с общественностью. Во-вторых, неэффективность действия международных и российских кодексов профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. В-третьих, негативный характер многих связей с общественностью (так называемый в общественности черный PR), нанесение ими вреда правам и законным интересам общественности и отдельным лицам, государству, достаточно часто имеющее место на практике, говорит о необходимости установления таких требований законодателем. За нарушение этих требований должна наступать административная ответственность по аналогии, как за нарушение законодательства о рекламе. На практике постоянно поднимается вопрос о возможности регулирования деятельности в сфере связей с общественностью. Ставится вопрос о разработке специального закона. Нам представляется, что право в данном случае не может установить особенности регулирования всех отношений в сфере связей с общественностью ввиду их многогранности и отраслевых особенностей. Полагаем, что целесообразнее на уровне базового Федерального закона «О массовых коммуникациях» установить понятие связей с общественностью, определить субъектов, их основные права и обязанности, общие требования, предъявляемые ко всем видам деятельности в сфере связей с общественностью, а также установить возможность саморегулирования в сфере связей с общественностью, определить права саморегулируемых организаций в этой сфере.

Литература

1. Childs Harwood L. An Introduction to Public Opinion. New York: John Wiley and Sons, 1940. 2. Harlow Rex F. Building a public relations definition // Public Relations Review. 1976. N 4. 3. Блэк С. Введение в паблик рилейшенз. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 4. Государственный образовательный стандарт по специальности «Связи с общественностью». Утвержден 14 марта 2000 г. N 42 мжд/сп // СПС «КонсультантПлюс». 5. Григорьева Н. Работа учреждения с общественностью. СПб., 1999. 6. Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера ПР. СПб.: СОЮЗ, 1995. 7. Игнатьев Д., Бекетов А. Настольная энциклопедия Public Relations. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 8. Катлип Скот М. Паблик рилейшенз. Теория и практика. 8-е изд.: Пер. с англ.: Учеб. пособие / Скот М. Катлип, Ален Х. Сентер, Глен М. Брум. М.: Вильямс, 2000. 9. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. В. Б. Боброва; Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990. 10. Постановление Минтруда РФ «О внесении дополнений в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» от 28 июля 2003 г. N 59 // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. 2003. N 8. 11. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Утвержден Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 7998 г. N 37 // СПС «КонсультантПлюс». 12. Реклама и связи с общественностью: Учеб. пособие / Отв. ред. А. Д. Кривоносов, М. А. Шишкина. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2004. 13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью (квалификация (степень) «бакалавр»)». Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2010 г. N 221 // СПС «КонсультантПлюс». 14. Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры: Учеб.-практ. пособие. М.: Высшее образование; Юрайт-Издат, 2009. 15. Шишкина М. А. Паблик рилейшенз в системе социального управления. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1999.

——————————————————————