Автомобиль в розыске

(Гричанин И., Юмашев Н.)

(«Бизнес-адвокат», N 15, 1999)

АВТОМОБИЛЬ В РОЗЫСКЕ

И. ГРИЧАНИН, Н. ЮМАШЕВ

И. Гричанин, кандидат юридических наук.

Н. Юмашев, кандидат юридических наук.

123456. Приобрел автомашину «Ауди-80» в 1996 г. При регистрации в Госавтоинспекции была проведена проверка по учетам разыскиваемого автотранспорта. Выяснилось, что автомашина находится в розыске по линии Интерпола. На осуществление регистрационных действий наложены ограничения. Правомерны ли действия сотрудников ГИБДД?

Действительно, в 1998 — 1999 гг. значительно увеличилось число случаев выявления правоохранительными органами автомашин, разыскиваемых другими государствами.

Как правило, указанные автомобили приобретены и уже зарегистрированы за российскими гражданами до поступления информации о розыске машины на основании документов, не вызывающих сомнения.

Факт нахождения автомашины в розыске обычно выявляется при прохождении технического осмотра, снятии автомашины с учета или постановке на учет, в ходе проверки при нарушении правил дорожного движения. В этих же случаях могут быть обнаружены факты изменения или уничтожения идентификационных номеров автотранспортного средства, нарушения таможенных правил при ввозе автомашины на территорию Российской Федерации.

Обнаружение подобных фактов сказывается в отношении владельца автомашины самым неблагоприятным образом. Производство регистрационных действий приостанавливается (или в регистрации отказывается), документы о регистрации изымаются, иногда автомашина задерживается с помещением на стоянку и т. п. Вполне понятно, что подобные ограничения затрагивают «важнейшее» право автовладельца — право собственности на машину.

Будучи добросовестными приобретателями, автовладельцы обычно прибегают к судебной защите своих интересов. В суд заявляются требования о признании права собственности на автотранспорт, подтверждении факта добросовестности приобретения, устранении препятствий в регистрации, возвращении изъятого автомобиля, снятии автомашины с учета разыскиваемого автотранспорта и т. п. И было создано значительное число прецедентов удовлетворения данных требований. Правда, не все из вынесенных по данным делам решений выдержали проверку в порядке надзора.

Чтобы разобраться в юридической стороне подобного рода ситуаций, необходимо сначала рассмотреть некоторые общие гражданско — правовые вопросы владения и пользования автотранспортными средствами.

Гражданское законодательство не выделяет автотранспортные средства в отдельную категорию вещей и не устанавливает особый порядок обращения с ними. Автомобиль, с точки зрения гражданского законодательства, обычная движимая вещь, пользование и распоряжение которой осуществляется по общим правилам гражданского оборота.

Сделки с автотранспортными средствами не содержат особых условий и совершаются в той форме, которая предусмотрена законом для движимых вещей. По общему правилу сделки с автомашинами должны совершаться в простой письменной форме, т. е. нотариального удостоверения такие сделки не требуют, государственной регистрации не подлежат. В том случае, когда стоимость отчуждаемого транспортного средства составляет менее десятикратного МРОТ, не требуется даже соблюдения простой письменной формы, сделка может быть совершена устно. Приобретение или возникновение права собственности на автомашину не подлежит государственной регистрации. Правоустанавливающими документами на автотранспорт являются соответствующий договор (купли — продажи, дарения, мены и др.), свидетельство о праве на наследуемое имущество, справка — счет и т. п.

Вместе с тем автотранспортные средства следует считать объектами, гражданский оборот которых частично ограничен. Данные ограничения связаны с тем, что сами по себе автотранспортные средства подлежат специальной регистрации.

Государственная регистрация автотранспортных средств на территории Российской Федерации установлена п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ (в ред. от 2 марта 1999 г.), в соответствии с которой допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств производится в целях их единого учета, обеспечения требований безопасности дорожного движения и является административным актом, имеющим разрешительный характер. Она не связана с приобретением или возникновением права собственности и не является государственной фиксацией данного права.

Вопрос о принадлежности автотранспортного средства имеет значение с точки зрения порядка регистрации. Данный порядок установлен Постановлением Правительства РФ «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» от 12 августа 1994 г. N 938 (в ред. от 31 июня 1998 г.).

В соответствии с п. 3 указанного Постановления на собственников транспортных средств возлагается обязанность зарегистрировать данное средство, а также снять с учета по месту регистрации перед прекращением права собственности.

В развитие названного Постановления Приказом МВД РФ от 26 ноября 1996 г. N 624 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной автомобильной инспекции (в настоящее время ГИБДД). Указанные Правила, впоследствии измененные и дополненные, предусматривают различные основания для отказа совершения регистрационных действий. Запрещается, в частности, регистрация транспортных средств, изготовленных из составных частей, не прошедших сертификацию (п. 1.1), на основании копий регистрационных документов (п. 1.7), до уплаты налога с собственников транспортных средств (п. 1.13). Согласно п. 1.17 Правил не подлежит регистрации транспортное средство, ранее зарегистрированное в подразделениях Госавтоинспекции и не снятое с учета по месту регистрации.

Данные ограничения соответствуют задачам регистрации транспортных средств и подчинены требованиям безопасности. По существу, они затрагивают право собственности на автотранспорт, поскольку отказ в регистрации лишает собственника возможности использовать его по своему прямому назначению. Однако подобные ограничения основаны на законе и обусловлены защитой иных, не менее важных интересов.

Если при прохождении технического осмотра, снятии с регистрационного учета или постановке на него, либо в ходе иной проверки автотранспорта выясняется, что автомашина или ее отдельные номерные агрегаты находятся в розыске, сотрудники ГИБДД в соответствии с п. 1.18 Правил регистрации автомототранспортных средств вправе приостановить производство регистрационных действий. По данному факту органом внутренних дел должна быть проведена проверка, в ходе которой необходимо удостовериться в постановке данного автомобиля в базу данных разыскиваемого автотранспорта, установить, кем разыскивается данный автомобиль, направить соответствующую информацию инициатору розыска, выяснить, причастен ли владелец автомашины к незаконным операциям с ним и т. п.

Здесь следует отметить, что Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О милиции» от 31 марта 1999 г. правомочия милиции дополнены правом «задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске». По смыслу закона, данные правомочия должны быть реализованы в порядке, предусмотренном уголовно — процессуальным законодательством. В соответствии с действующим УПК РСФСР задержание (изъятие) автомашины может быть произведено в порядке выемки, обыска на основании постановления о признании автотранспортного средства вещественным доказательством (ст. ст. 84, 85, 167, 168, 171 УПК РСФСР). Если существует необходимость обеспечения гражданского иска или возможной конфискации автотранспортного средства, на него может быть наложен арест в порядке ст. 175 УПК РСФСР. В ситуации розыска автомашины другим государством перечисленные действия могут быть осуществлены только на основании переданного в официальном порядке международного следственного поручения или судебного решения.

Задержание (изъятие) автомашины в указанных случаях выступает как процессуальная мера обеспечения производства по уголовному делу. Такое задержание не порождает перехода права собственности к государству или иному лицу.

Если владелец автомашины не причастен к какой-либо криминальной деятельности с автомашиной, на основании установленных сведений должно быть вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Данное решение нередко связывают с полным разрешением дела и снятием ограничений на производство регистрационных действий. Однако это далеко не так. Указанное решение лишь свидетельствует об отсутствии в действиях владельца автомашины признаков преступного деяния. Факт розыска автомашины связан с иными юридическими последствиями. Среди них важно обратить внимание на следующие. Похищенный автотранспорт легализуется в результате изготовления фиктивных документов, использования подставных лиц, изменения номерных реквизитов транспорта и т. п. Сделка с автотранспортным средством, незаконно вышедшим из владения, не соответствует требованиям закона и поэтому является ничтожной (ст. 168 ГК РФ). Данная сделка является недействительной независимо от ее признания судом. Она недействительна с момента ее совершения и не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью. Поэтому любая последующая (внешне законная) сделка с ранее похищенным автотранспортом образует последствия ничтожной сделки.

Кроме того, факт розыска транспортного средства, числящегося за другим государством, подразумевает его принадлежность к иному собственнику, свидетельствует об ином месте регистрации транспортного средства. В соответствии с нормами международного права (Конвенция о дорожном движении 1968 г. и др.) Российская Федерация признает факт регистрации и право собственности на транспортное средство на территории иностранного государства. При установлении факта розыска органы ГИБДД вправе отказать в регистрации или наложить ограничение на производство регистрационных действий (до разрешения спора о праве собственности между гражданином, у которого находится транспортное средство, и лицом, у которого оно похищено). Препятствием к регистрации является наличие не оспоренного факта регистрации транспортного средства другим государством и связанного с ним права собственности на автотранспорт за иным лицом.

Указанные действия органов ГИБДД приводят к ограничению прав фактического владельца автомобиля, хотя и не влекут за собой лишение его права собственности на транспортное средство. При обжаловании данных действий следует иметь в виду разъяснения, данные Постановлением Пленума Верховного Суда от 21 декабря 1993 г. N 10 (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» от 25 октября 1996 г. N 10. В п. 9 названного Постановления разъясняется, что если при принятии жалобы будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду (например, о праве собственности на домовладение, о праве на жилое помещение и т. п.), судья, применительно к ст. 130 ГПК РСФСР, выносит определение об оставлении жалобы без движения, где разъясняет заявителю о необходимости оформления искового заявления с соблюдением требований ст. ст. 126, 127 ГПК РСФСР.

Что же делать добросовестному приобретателю?

Прежде всего отметим, что для осуществления прав и защиты законных интересов собственников транспортных средств сотрудники регистрационных подразделений в соответствии с п. 1.4 Правил регистрации автомототранспортных средств обязаны оказать им содействие и предоставить информацию, послужившую основанием для принятия решений об отказе в производстве регистрационных действий, в том числе сведения о лице, за которым зарегистрирован автотранспорт. Отказ в предоставлении данных сведений может быть обжалован в суд.

Добросовестный приобретатель может быть лишен автомобиля тогда, когда первоначальный собственник предъявит соответствующие требования о его возврате на основании ст. 302 ГК РФ. В свою очередь добросовестный приобретатель вправе потребовать возмещения понесенных им убытков, связанных с изъятием у него автомобиля, от лица, у которого был приобретен автомобиль (ст. 461 ГК РФ).

Кроме этого, приобретение лицом транспортного средства, которое (как станет известно впоследствии) является похищенным, может служить основанием для расторжения договора на основании ст. 451 ГК РФ — в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Ведь если бы стороны могли разумно предвидеть подобное обстоятельство, относящееся к предмету сделки, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Иными словами, договор по приобретению ранее похищенной автомашины может быть расторгнут по инициативе покупателя, независимо от того, были ли соответствующие условия включены в договор, истек ли срок гарантийного обслуживания и т. п.

Добросовестный приобретатель в определенных случаях имеет возможность оспорить действительность сделки по приобретению транспортного средства (например, на основании ст. 178, 179 ГК РФ) или предъявить требования о применении последствий ничтожности данной сделки. В случае, когда на приобретенном автотранспорте предметом розыска является лишь один из агрегатов (например, двигатель), могут быть применены последствия недействительности части сделки.

Ситуацию осложняет то, что от лица, у которого был похищен автомобиль, как правило, не поступают заявления об истребовании автомашины. Не поступает от него также и отказ от права собственности. Автомашина остается в фактическом владении добросовестного приобретателя, но без соответствующей регистрации.

Для подобных случаев закон предусматривает приобретение права собственности в силу приобретательной давности по истечении пяти лет открытого и добросовестного владения (ст. 234 ГК РФ). При этом в соответствии с п. 4 ст. 234 ГК РФ течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со ст. 301, 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям (в данном случае действует общий срок исковой давности три года). Вполне понятно, что на практике подобное приобретение реализовать трудно, поскольку в течение фактически 8-летнего срока автомашину нельзя эксплуатировать, а по прошествии указанного времени ее потребительские качества существенно снижаются.

Однако если лицо, у которого был похищен автомобиль, надлежащим образом уведомлено о его обнаружении, местонахождении и проинформировано о возможности его истребования, но в течение разумного срока не предпринимает никаких действий, подобное можно расценивать как отказ от автотранспортного средства. В этом случае приобретение права собственности на автомашину возможно на основании ст. 226 ГК РФ после признания судом факта ее бесхозяйности. Разумеется, в суд при этом должны быть представлены доказательства, исчерпывающим образом подтверждающие первоначальное право собственности на спорную автомашину, надлежащее уведомление данного лица, длительное отсутствие от него ответа и т. п.

В тех случаях, когда автомашины ввезены с нарушением таможенных правил, без уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, действуют еще более жесткие меры к предмету нарушения. Транспортные средства, находящиеся на территории Российской Федерации без надлежащего таможенного оформления, являются непосредственным объектом нарушения таможенных правил. Согласно ст. 131 ТК РФ никто не вправе пользоваться и распоряжаться транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и нормативными актами ГТК РФ. Проведение операций (сделок) с такими транспортными средствами образует один из видов нарушений таможенных правил и влечет ответственность как лиц, перемещающих товары, так и лиц, их приобретающих (ст. ст. 259, 267, 273 ТК РФ).

Гражданские сделки, по которым произведена передача указанных транспортных средств другим лицам, кроме случаев, когда они разрешены в установленном порядке, не соответствуют требованиям законодательства и поэтому являются ничтожными (ст. 168 ГК РФ).

Таким образом, автомобиль, не прошедший таможенного оформления, не может перейти в собственность иного лица и в соответствии со ст. 327 ТК РФ может быть изъят как непосредственный объект правонарушения. В силу ст. 146 ТК РФ такая автомашина должна находиться на складе временного хранения до завершения таможенного оформления. Таможенным законодательством также предусмотрены значительные штрафные санкции и иная административная ответственность за утрату или недоставление в таможенный орган РФ транспортных средств, находящихся под таможенным контролем (ч. 1 ст. 254 ТК РФ), и за хранение, приобретение, пользование, распоряжение или транспортировку транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил (ст. 280 ТК РФ).

В заключение отметим, что Конституционным Судом РФ проведена проверка соответствия ст. 280 ТК РФ в части, касающейся права таможенных органов выносить постановление о конфискации имущества Конституции РФ. По результатам проверки вынесено Постановление «По делу о проверке конституционности пунктов 4 и 6 статьи 242 и статьи 280 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Новгородского областного суда» от 20 мая 1997 г. N 8-П. В п. 1 данного Постановления установлено, что право таможенных органов выносить постановления о конфискации имущества в виде санкции за нарушение таможенных правил при наличии гарантии последующего судебного контроля за законностью и обоснованностью такого решения не противоречит требованиям Конституции РФ.

——————————————————————