Полномочий ФСНП стало значительно больше

(Виговский Е. В., Виговская М. Е.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2002)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ПОЛНОМОЧИЙ ФСНП СТАЛО ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 10 ноября 2002 года

Е. В. ВИГОВСКИЙ, М. Е. ВИГОВСКАЯ

Виговский Евгений Владимирович, советник налоговой службы III ранга.

Виговская Марина Евгеньевна.

Правовые основы, принципы организации и деятельности, а также полномочия федеральных органов налоговой полиции регламентируются Законом Российской Федерации от 24.07.1993 N 5238-1 (в редакции от 25.07.2002 N 116-ФЗ) «О Федеральных органах налоговой полиции» (далее — Закон) и рядом иных законодательных актов.

Данным Законом сотрудникам налоговой полиции предоставлено право пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, а также вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов налоговой полиции (статья 11 Закона).

Наряду с иными правами, предоставленными действующим законодательством, сотрудники налоговой полиции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание физических лиц и применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) значительно расширил права и полномочия налоговой полиции.

В соответствии со статьей 27.1 КоАП РФ сотрудники налоговой полиции имеют право применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, связанные не только с административным задержанием физических лиц, но и их доставлением, изъятием вещей и документов, проведением осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений территорий, находящихся там вещей и документов, а также применять иные меры.

Должностные лица органов налоговой полиции наделены полномочиями самостоятельно рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.5, 14.16 ч. 3, 15.1 и 15.2 КоАП РФ, а по результатам их рассмотрения налагать административные штрафы на граждан, юридических лиц и их должностных лиц.

В полномочия, предоставленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, входит не только рассмотрение дел об административных правонарушениях, но и составление протоколов о правонарушениях в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица налоговой полиции составляют протоколы об административных правонарушениях при выявлении правонарушений в области оборота, производства, продажи, поставки, учета алкогольной и спиртосодержащей продукции, этилового спирта, а также, если данные виды продукции не соответствуют требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, и в иных случаях.

Перечень составов данных видов административных правонарушений предусмотрен статьями 6.14, 14.16, 14.17 — 14.19, 15.12, 15.13 КоАП РФ.

В случае выявления правонарушений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), должностные лица налоговой полиции должны составить протокол об административном правонарушении (ст. 14.1 КоАП РФ).

Диспозиция статьи 14.1 КоАП РФ не раскрывает вопросы, регламентирующие порядок осуществления предпринимательской деятельности, а также требования, предъявляемые действующим законодательством к государственной регистрации предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В связи с этим физическим лицам и юридическим лицам необходимо знать действующее законодательство, которое запрещает осуществление любого вида предпринимательской деятельности без соответствующей их государственной регистрации.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (статья 23 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, только зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

До принятия федерального закона о регистрации индивидуальных предпринимателей порядок их регистрации в настоящее время регламентируется Законом РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и о порядке их регистрации» (далее — Закон).

При регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выдается свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя. Один экземпляр свидетельства выдается предпринимателю, второй остается у местной администрации, осуществляющей регистрацию, третий экземпляр направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя.

Необходимо иметь в виду, что индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять виды предпринимательской деятельности, которые не указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя, и обязаны по требованию должностных лиц налоговых и иных органов, определяемых законодательными актами, при осуществлении ими своих функций, предъявить свидетельство о государственной регистрации.

Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью с нарушением настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, могут быть взысканы в доход государства в установленном порядке (статья 4 Закона).

Порядок государственной регистрации юридических лиц регламентируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее — Закон).

Настоящий Закон определяет государственную регистрацию юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц.

Сведения о юридических лицах вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с данным Законом принято Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению» (далее — Постановление).

Данным Постановлением утверждены форма N Р51001 «Свидетельство о государственной регистрации юридического лица» и форма N Р50003 «Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц», и ряд других.

Юридические лица, прошедшие государственную регистрацию либо перерегистрацию, обязаны иметь вышеуказанные свидетельства.

Деятельность индивидуальных предпринимателей без государственной регистрации, а также юридических лиц влечет наложение штрафа на физических и должностных лиц в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Необходимым условием осуществления предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц является наличие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.

Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ (в редакции от 21.03.2002 N 31-ФЗ) «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также постановлениями Правительства Российской Федерации, регламентирующими конкретные виды лицензируемой деятельности, определены порядок получения лицензии, перечень видов лицензируемой деятельности, установлены отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Лицензия — это специальное разрешение на осуществление только конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Передача лицензии другим юридическим лицам или индивидуальному предпринимателю запрещается.

В случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя и в иных случаях, лицензия теряет юридическую силу.

Санкции частей 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривают значительный размер штрафа, налагаемый на граждан, должностных и юридических лиц.

В части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в качестве дополнительного наказания предусмотрена мера наказания, связанная с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях на сотрудников федеральных органов полиции возложена обязанность составлять протоколы об административных правонарушениях за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (статья 14.2 КоАП РФ).

Согласно статье 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага (статья 128 ГК РФ).

Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 N 179 (в ред. от 30.12.2000 N 2111) «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» утвержден Перечень данных видов продукции.

В данный Перечень, наряду с видами продукции военного и стратегического назначения, включены: специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно-техническая продукция на их производство и эксплуатацию; яды, наркотические средства и психотропные вещества; спирт этиловый; лекарственные средства, за исключением лекарственных трав; специальные и иные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации, нормативно-техническая документация на их производство и использование.

Драгоценные и редкоземельные металлы, драгоценные камни и изделия из них также запрещены к свободной реализации.

Во исполнение Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ (в редакции от 10.01.2002 N 5-ФЗ) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.09.2000 N 731 «Об утверждении правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности».

Согласно утвержденным Правилам все юридические лица, а также граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, обязаны обеспечить контроль за движением и сохранностью драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении, а также обеспечить порядок их хранения, учет и ведение отчетности об использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и изделий, их содержащих.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными материалами и драгоценными камнями и изделиями из них, должны быть зарегистрированы в соответствующих территориальных государственных инспекциях пробирного надзора в установленном порядке.

Законом Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 (в редакции от 30.12.2001 N 196-ФЗ) «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон) определены принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями.

Данным Законом установлены правила обращения и реализации валюты Российской Федерации, ценных бумаг, иностранной валюты и валютных ценностей.

Особенности регулирования отдельных видов операций (покупки-продажи иностранной валюты, расчетов между резидентами и нерезидентами) установлены непосредственно в настоящем Законе либо в нормативно-правовых актах Центрального банка Российской Федерации.

Согласно статье 4 Закона сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации. Покупка и продажа иностранной валюты минуя уполномоченные банки не допускается.

Данным Законом регламентируются также и иные вопросы, в том числе и правила ведения валютных операций нерезидентов в Российской Федерации.

В целях соблюдения правил ведения валютных операций, валютного регулирования и валютного контроля на территории Российской Федерации должностные лица федеральных органов налоговой полиции пользуются полномочиями и правами агентов валютного контроля.

Должностные лица федеральных органов налоговой полиции имеют право проверять все документы, связанные с осуществлением ими функции валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства (статья 15 Закона).

В случае нарушения требований настоящего Закона, сотрудники налоговой полиции по основаниям, предусмотренным диспозицией статьи 14.2 КоАП РФ, также составляют протокол об административном правонарушении.

Под защитой и охраной государства в лице органов государственной власти также находится и здоровье человека.

В Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Это право должно обеспечиваться охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха и обучения граждан, производством и реализацией товаров и продуктов питания надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья человека.

Правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности товаров и пищевых продуктов осуществляется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основополагающими законодательными актами из них являются Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (в редакции от 30.12.2001 N 196-ФЗ) «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Закон Российской Федерации от 10.06.1993 N 5154-1 (в редакции от 25.07.2002 N 116-ФЗ) «О стандартизации», Закон Российской Федерации от 10.06.1993 N 5151-1 (в редакции от 25.07.2002 N 116-ФЗ) «О сертификации продукции и услуг».

Основные права граждан на приобретение товаров надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья, возникающие при этом взаимоотношения между гражданами и изготовителями товаров, а также продавцами товаров регламентируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (в редакции от 30.12.2001 N 196-ФЗ) «О защите прав потребителей».

Вышеуказанными законодательными актами устанавливаются не только необходимые требования к качеству и безопасности товаров, но и условия их реализации, при несоблюдении которых запрещается производство и реализация товаров.

Статья 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ (в редакции от 30.12.2001 N 196-ФЗ) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее — Закон) устанавливает необходимые требования к обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, а также при несоблюдении требований, указанных в данной статье, признает пищевые продукты, материалы и изделия некачественными и опасными.

Не допускается купля-продажа и иные способы их передачи, в случае если они не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки некачественности, не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика, подтверждающих их происхождение, не соответствуют представленной информации и в отношении них имеются обоснованные подозрения об их фальсификации.

Пищевые продукты, материалы и изделия должны иметь срок годности (если установление сроков годности является обязательным), а также маркировки, содержащие сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом.

Отсутствие данных сведений является также основанием считать, что данные товары являются некачественными и опасными.

Купля-продажа пищевых продуктов, материалов и изделий будет являться незаконной и влечет применение мер административной ответственности в соответствии со статьей 14.2 КоАП РФ.

При наличии составов уголовно наказуемых деяний, предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, может повлечь привлечение виновных лиц к уголовной ответственности.

Правительством Российской Федерации принят ряд постановлений, регламентирующих правила продажи различного рода товаров и продукции. Во исполнение Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (в редакции от 30.12.2001) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Министерством здравоохранения Российской Федерации приняты и действуют санитарные правила и нормы (СанПиН), предъявляемые к организациям общественного питания, предприятиям торговли.

Нарушение гражданами, юридическими и их должностными лицами установленных правил продажи отдельных видов товаров также может повлечь применение мер административной ответственности, в соответствии со статьей 14.15 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица федеральных органов налоговой полиции также уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15 КоАП РФ.

Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены также и иные положения к запрещению либо ограничению оборота других видов товаров (иных вещей), за невыполнение требований которых могут применяться административные наказания.

Федеральным законом от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (далее — Закон) установлены ограничительные и запретительные меры в сфере торговли табачными изделиями.

Вышеназванным Законом запрещена розничная продажа сигарет с содержанием менее 20 штук сигарет в каждой упаковке (пачке), поштучная розничная продажа сигарет и папирос, продажа табачных изделий с использованием автоматов.

Не допускается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, а также в физкультурно-спортивных организациях (статья 3 Закона).

Запрещена розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет (статья 4 Закона).

Несоблюдение требований настоящего Закона может повлечь за собой применение мер административной ответственности, предусмотренной статьей 14.2 КоАП РФ.

Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ (в редакции от 25.07.2002) «О наркотических средствах и психотропных веществах» введены запретительные и ограничительные меры по обороту на территории Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и прекурсов данных средств и веществ, перечень которых дан в соответствующих списках, утверждаемых постановлениями Правительства Российской Федерации.

Согласно статье 1 данного Закона оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов также является их изготовление, отпуск и реализация.

В случае незаконной продажи наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, граждане, юридические лица и их должностные лица могут быть привлечены также к административной ответственности по статье 14.2 КоАП РФ, если в их действиях отсутствует состав преступления.

Необходимо отметить, что санкции статьи 14.2 КоАП РФ предусматривают наряду с применением основной меры административного наказания (штрафа), также и такую дополнительную меру наказания, как конфискация предметов административного правонарушения.

Должностные лица федеральных органов налоговой полиции также вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.11 КоАП РФ.

Данной статьей КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, юридических и их должностных лиц за незаконное получение кредита.

Основаниями для применения административной ответственности в соответствии со статьей 14.11 КоАП является предоставление банку или иному кредитору ложных сведений о хозяйственном либо финансовом положении, а также получение кредита либо льготных условий кредитования в результате представления данного рода сведений.

К ложным сведениям, предоставляемым в банк или иному кредитору, можно отнести искаженные сведения в бухгалтерской отчетности, искажения сведений в отчете о прибылях и убытках, предоставление ложных сведений о наличии обязательств перед другими кредиторами, а также иных сведений, в результате которых принимается ошибочное решение о кредитовании.

Согласно статье 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за нее.

Составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.11 КоАП РФ, может быть только наличие всех признаков, образующих административное правонарушение, и прежде всего наступление вредных последствий для банка или кредитной организации.

Вредными последствиями могут быть нарушение заемщиком всех либо отдельных условий договора, таких, как невозвращение кредита в срок, а также процентов, банкротство заемщика, нахождение его в стадии ликвидации и невозможность возврата задолженностей другим кредиторам (по заработной плате, по исполнительным листам, наличие задолженностей перед государством по уплате налогов и сборов и т. д.).

Применение мер административной ответственности может наступить только в случае отсутствия в действиях субъектов (граждан, юридического лица, должностного лица) признаков состава преступления, предусмотренного статьей 176 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 24.07.1993 N 5238-1 (в редакции от 25.07.2002 N 116-ФЗ) «О Федеральных органах налоговой полиции» сотрудники налоговой полиции имеют право беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их. В процессе выполнения своих функций должностные лица наделены правами налоговых органов и агентов валютного контроля (статья 11 Закона).

Наличие прав и применение необходимых мер, предоставленных действующим законодательством сотрудникам налоговой полиции, должны соответствовать исполнению каждым законопослушным налогоплательщиком своих обязанностей, предусмотренных статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае воспрепятствования осуществлению указанными должностными лицами служебных обязанностей, неповиновения законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), сотрудники налоговой полиции вправе составить протокол об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ.

При этом должностными лицами могут быть применены звукозапись, киносъемка, а также технические и иные средства, показания свидетелей, являющихся доказательствами совершения административного правонарушения со стороны налогоплательщика либо иных лиц.

Согласно статье 23.6 КоАП РФ федеральные органы налоговой полиции (руководители, их заместители) наделены правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.5, 14.16 ч. 3, 15.1 и 15.2 КоАП РФ.

При вынесении постановления о привлечении лиц к административной ответственности должностные лица, уполномоченные рассматривать данную категорию дел, обязаны направить предписание (постановление) об устранении выявленных нарушений лицу, совершившему правонарушение, указать в нем срок устранения причин и условий, способствовавших его совершению.

За невыполнение в срок предписания об устранении нарушений законодательства либо непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, уполномоченные должностные лица федеральных органов налоговой полиции вправе составить протокол об административном правонарушении на виновных лиц по части 1 статьи 19.5 либо по статье 19.6 КоАП РФ.

В целях выполнения возложенных на сотрудников данных органов обязанностей, сотрудники вправе запрашивать у граждан, должностных лиц и юридических лиц сведения (информацию), предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для выполнения этим органом законной деятельности.

В случае непредставления или несвоевременного представления сведений (информации) либо представления запрашиваемых сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, уполномоченные должностные лица федеральных органов налоговой полиции вправе составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 6 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, рассматривают судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 27.1 КоАП РФ предусмотрены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые могут применяться в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, а также в иных случаях, предусмотренных данной статьей Кодекса.

Одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении является такая мера, как доставление нарушителя.

Данная мера применяется для принудительного доставления, препровождения физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении, если составление протокола является обязательным и составление его невозможно на месте совершения административного правонарушения.

Доставление могут также производить должностные лица федеральных органов налоговой полиции в служебное помещение органа налоговой полиции или органа внутренних дел (милиции).

Пунктом 9 части 1 статьи 27.2 КоАП РФ предусмотрены конкретные случаи, а также указаны составы правонарушений, при выявлении которых может применяться доставление.

Такими составами административных правонарушений являются правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, налогообложения.

Доставление физических лиц, совершивших вышеуказанные правонарушения, может производиться и должностными лицами органов внутренних дел (милиции) в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях действует с 1 июля 2002 года.

Изучение и знание его основных положений, соблюдение действующего законодательства Российской Федерации является гарантией, исключающей применение административной ответственности.

——————————————————————