Историко-правовой анализ распространения незаконного оборота наркотических средств в целом по России и в Северо-Кавказском регионе в частности

(Кушхов А. А.) (Российский следователь», 2006, N 2)

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ЦЕЛОМ ПО РОССИИ И В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ В ЧАСТНОСТИ

А. А. КУШХОВ

Кушхов А. А., начальник кафедры уголовного права и криминологии Нальчикского филиала Краснодарской академии МВД России, полковник милиции, кандидат юридических наук, доцент.

Общественно опасные деяния, связанные с потреблением и распространением наркотических средств, как и большинство других социально-правовых криминальных явлений — убийств, краж, грабежей, изнасилований и пр., имеет свои исторические предпосылки, формы и тенденции, уходящие корнями в глубину веков. На протяжении известной истории человечества потребление наркотиков и иные формы их оборота составляли неотъемлемую часть общественных отношений и нормативно регулировались, хотя и не всегда относились к числу преступлений. В дошедших до нас древних памятниках права содержатся многочисленные нормы, устанавливающие запреты на потребление наркотических средств или иным образом регулирующие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств. Например, в законах Ману <*> (II в. до н. э. — II в. н. э.) содержатся особые правила сословного потребления так называемой сомы <**>: «У кого имеется трехлетний запас продовольствия, достаточный для содержания семьи, тот достоин пить сому». В период правления Тамерлана (1336 — 1405 г.) и потребители наркотиков, и торговцы ими подвергались строгим мерам наказания <***>. ——————————- <*> Ману — прародитель людей согласно древнеиндийской мифологии. <**> Сома — точно не идентифицированное растение или гриб, из которого получали наркотик галлюциногенного действия. <***> Драган Г. Н., Калачев Б. Ф. Наркомания и наркобизнес. М.: Новый Юрист, 1998. С. 8.

Целые народы, пораженные наркоманией, исчезали, а сама сфера распространения наркотизма, наоборот, от столетия к столетию территориально расширялась. Первая попытка приостановить распространение наркотиков была сделана в начале этого века. В 1909 г. 13 государств встретились в Шанхае по просьбе США, которые уже давно сталкивались с проблемой импорта наркотиков. Однако принятая по результатам этой встречи Конвенция имела преимущественно декларативное значение. В 1912 г. в Гааге впервые была принята Конвенция, которая предусматривала ограничение производства опиума и запрещение его использования в немедицинских целях <*>. Первая мировая война из-за массового использования героина и морфия для лечения раненых вызвала существенное увеличение количества наркоманов в Европе. ——————————- <*> Захарова Л. С., Сташевская А. А. Зарубежный опыт. М., 1995. С. 4 — 5.

Наркомания и наркобизнес были чужды большей части населения России многие столетия. Отсутствие остроты данной проблемы для нации сказывалось на отечественном законодательстве, которое ограничивалось вплоть до начала XX в. отдельными нормами антинаркотической направленности. Однако 7 июня 1915 г. Николаю II пришлось утвердить Закон «О мерах по борьбе с опиокурением», действовавший лишь в Приамурской губернии и Забайкальской области Иркутской губернии. Принятие указанного Закона было вызвано двумя основными обстоятельствами. Во-первых, колонизацией Российской империей Средней Азии (Туркестанского края) в XIX в. и, во-вторых, интенсивной миграцией китайцев и корейцев на Дальний Восток после поражения России в войне с Японией в 1904 — 1905 гг. Данные факторы повлекли быстрое распространение потребления опиума и гашиша по всей азиатской части нашей страны того времени. Если представители азиатских народов занимались в Туркменском крае торговлей наркотиками традиционно, то десятки тысяч мигрантов из Китая и Кореи «импортировали» эту проблему на Дальний Восток. Обе революции 1917 г., Гражданская война и интервенция усугубили миграционный фактор развития наркоситуации практически на всей территории России. Со стороны западных интервентов в Россию поступали так называемые тяжелые наркотики — кокаин, морфий, героин, а из Азии — опий и гашиш. Городское население распавшейся империи, в том числе лишенные заработка представители интеллигенции и часть «экспроприированных экспроприаторов», вынужденно оказались вовлеченными в сферу оборота наркотических средств. В целях ограничения распространения наркобизнеса уже летом 1918 г. СНК РСФСР был вынужден приступить к разработке антинаркотического законодательства. С тех пор число уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за незаконный оборот наркотиков, почти постоянно возрастало. Данный процесс стал отражением усиливающейся социальной заинтересованности в обеспечении безопасности здоровья населения от угрозы наркотизации. Так, в УК РСФСР 1926 г. была включена ст. 104, предусматривающая ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта, а также сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения <*>. 18 октября 1934 г. принимается Постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении посевов опийного мака и индийской конопли». В УК РСФСР 1960 г. были включены уже несколько статей, предусматривающих ответственность за преступления, связанные с наркотическими средствами. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1974 г. «Об усилении борьбы с наркоманией» УК РСФСР 1960 г. был дополнен новыми нормами об ответственности за преступления, связанные с наркотическими средствами. ——————————- <*> Уголовное законодательство СССР и союзных республик. М.: Госюриздат, 1957. С. 60.

Изменения и дополнения в УК РСФСР 1960 г. в целях повышения эффективности борьбы с преступным оборотом наркотических средств вносились законодателем в 1982, 1985, 1987, 1996 гг., что, на наш взгляд, уже само по себе свидетельствует о возрастании актуальности проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств с помощью уголовно-правовых мер. Проблема преступного оборота наркотических средств в Северо-Кавказском регионе, по оценкам экспертов, не относилась к числу острых вплоть до 1950 г. Население республик Северного Кавказа по-настоящему впервые столкнулось с подобным явлением лишь в конце 50-х гг. XX в. после возвращения на родные места депортированных народов. Многие репатрианты впервые попробовали гашиш в Средней Азии, куда они были сосланы в 1944 — 1947 гг., без ясных представлений о последствиях этого занятия. Для народов Средней Азии в то время курение опия или гашиша было традиционным явлением, к чему и пристрастилась определенная часть мужчин из переселенцев. Даже после возвращения к коренным местам проживания многие в течение длительного времени получали посылки с наркотиками растительного происхождения от своих родственников или знакомых из Средней Азии. Второй этап распространения наркотизма в регионе, по оценкам опрошенных нами специалистов, связан с вводом ограниченного контингента Советских войск в конце 70-х гг. в Республику Афганистан. После возвращения на Родину из Афганистана часть солдат срочной службы приобрели опыт употребления наркотических средств растительного происхождения. Для многих из них употребление наркотиков стало такой же необходимостью, как курение сигарет. Многие из возвратившихся не только сами стали изготавливать и потреблять наркотики, но и вовлекать в потребление наркотических средств других, особенно несовершеннолетних. О слабой наркотической зараженности региона вплоть до 1975 г. говорит и тот факт, что, например, в Кабардино-Балкарской Республике, по данным Информационного центра МВД КБР, преступления, связанные с наркотиками, до 1972 г. относились к разряду прочих преступлений, т. е. обособленно не учитывались <*>. Это говорит о том, что выявлением или профилактикой преступлений данного вида органы внутренних дел целенаправленно не занимались. В других республиках наблюдалась такая же картина. С 1972 по 1992 г. выявлением преступлений, связанных с оборотом наркотиков, занимались работники уголовного розыска наряду с выявлением и других преступлений так называемой общеуголовной направленности <**>. ——————————- <*> См.: Архивные материалы Информационного центра МВД КБР. Нальчик, 1975. <**> См.: Архивные материалы Информационного центра МВД КБР. Нальчик, 1972 — 1992.

Начало третьего этапа наркотизации Северо-Кавказского региона связано с распадом Союза ССР и обвальным разрушением экономики республик Северного Кавказа, которая находилась в сильной зависимости от партнеров и потребителей, размещенных на всей территории бывшего СССР. Возделывание и сбыт наркотикосодержащих растений постепенно становятся весомым источником дополнительных доходов значительной части населения, лишенного против своей воли занятости. Четвертый этап развития преступного оборота наркотических средств на Северном Кавказе связан с эскалацией чеченского сепаратизма и «первой чеченской войной» 1994 — 1996 гг., когда не только был искусственно создан новый безопасный наркопуть, использующий феномен большого участка неохраняемой южной границы России, но и возникло новое «псевдогосударство», для которого преступный оборот наркотиков рассматривался, скорее, в качестве статьи доходов, а не социально опасного явления, с которым необходимо бороться. В частности, известный Уголовный кодекс Чеченской Республики Ичкерия не содержал ни одной нормы об ответственности за преступления, связанные с оборотом наркотических средств <*>. ——————————- <*> Уголовный кодекс Чеченской Республики Ичкерия. Гл. 9. Грозный, 1997.

Пятый этап связан с началом реализации идеи строительства так называемого ваххабитского государства «от моря до моря» наиболее активными сторонниками чеченского сепаратизма и еретических течений в исламе: и соответственно вооруженным нападением банд последователей и псевдопоследователей ваххабизма на Дагестан. На этом этапе преступный оборот наркотических средств в условиях Северного Кавказа наряду с экономическим приобретает весомое политическое значение. Наркотики все чаще используются для «завоевания душ и умов» новобранцев ваххабизма. Так, например, со слов заместителя Генерального прокурора России по Южному Федеральному округу Н. В. Шепель результаты судебно-медицинской экспертизы убитых боевиков напавших 1 сентября 2004 г. на школу N 1 г. Беслан Республики Северная Осетия — Алания, говорят о том, что 27 боевиков из убитых 32 потребляли наркотики, а 22 из них имели сильную физическую и психическую зависимость. Данная проблема усугублялась еще и потому, что до 1988 г. совхозы и колхозы практически всех республик Северного Кавказа возделывали коноплю (из чего изготовляется гашиш, марихуана), содержащую определенное количество наркотического вещества. Реакция федеральных органов власти на проблему быстро растущей наркотизации страны последовала лишь в 1993 — 1994 гг., когда в структуре криминальной милиции МВД республик приказами министров внутренних дел были созданы самостоятельные отделы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В 2004 г. наркоситуация в Российской Федерации не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущими годами. Практически повсеместно, в том числе и в Северо-Кавказском регионе, продолжалось распространение немедицинского потребления наркотиков. К началу 2003 г. в наркологических учреждениях страны всего на учете состояло 520000, из них с диагнозом «наркомания» зарегистрировано 351797 (на 18% больше, чем в 2000 г.). По различным экспертным оценкам, в России число лиц, потребляющих наркотики, равняется 4 миллионам. Усугубляются процессы интернационализации незаконного оборота наркотиков. По данным ТАИСГУБНОН МВД России, за преступления, связанные с наркотиками, в 2003 г. задержано было около трех тысяч граждан 51 государства, прежде всего Таджикистана, Азербайджана, Украины, других стран СНГ, а также Вьетнама, Афганистана и Нигерии. К следующему, шестому, этапу распространения, а вернее — поступления наркотических средств в Россию и соответственно в Северо-Кавказский регион можно отнести нынешнее время и ту опасность, которая исходит из Афганистана. Несмотря на свержение старого режима в стране и присутствие в стране сил НАТО, по разным экспертным оценкам, из страны ежегодно вывозятся наркотики (преимущественно героин) на сумму около 30 миллиардов долларов. Наркотики переправляются через такие соседние страны, как Иран, Пакистан, Таджикистан. Наркотики, поступающие через Таджикистан, рассчитаны на страны СНГ и в большей степени на Россию. Данный факт отмечал Министр обороны России И. Иванов в сентябре 2005 г. на встрече в Германии с представителями стран НАТО <*>. И. Иванов отметил, что с того момента, как российские пограничники начали уходить из Таджикистана и охрана границе Афганистаном перешла ведение таджикских военных, наркотики афганского происхождения поступают в Россию с еще большим размахом и в большем количестве. В связи с этим Министр обороны России призвал НАТО уделить этому вопросу серьезное внимание. Видимо, вопрос, связанный с оборотом наркотиков, впервые обсуждается военными в таком составе и в таком альянсе, как НАТО. ——————————- <*> Южный наркофронт // Российская газета. 2005. 15 сентября.

Так, по данным ФСБ по Челябинской области, в 2003 г. на границе с Казахстаном изъято 18 кг героина, в 2004 г. пограничниками изъято более 150 кг героина, а в 2005 г. количество изъятого героина составило уже более тонны. Вместе с тем необходимо отметить, что в развитии наркоситуации появились некоторые положительные тенденции. В последнее время проблема наркомании продолжает находиться в зоне пристального внимания высшего руководства страны, органов исполнительной власти всех уровней, общественности, средств массовой информации. Подтверждение тому — появление 5 июня 2003 г. Указа Президента Российской Федерации «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» <*>. Этим указом утверждено положение о новой службе и предполагается создание государственного комитета по противодействию незаконному обороту наркотических средств. Данному комитету отводятся довольно-таки широкие полномочия, одно из них — координация в пределах его полномочий деятельности федеральных органов исполнительной власти в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. ——————————- <*> Указ Президента от 5 июня 2003 г. РФ N 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» // Собрание законодательства РФ. N 23. Ст. 2197.

Данный Указ Президента РФ стал очередным шагом к образованию самостоятельной правоохранительной службы в лице Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ <*>. Указанная новая правоохранительная структура имеет большие полномочия, которые определены в положении о Государственном комитете РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В данном положении определены задачи и функции комитета, штатная численность комитета составляет 40000 единиц. ——————————- <*> Указ Президента РФ от 6 июня 2003 г. N 624 «Вопросы Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» // Собрание законодательства РФ. N 23. Ст. 2198.

И не случайно начальник Госнаркоконтроля РФ В. Черкесов 14 сентября 2005 г. в интервью программе «Время» заявил, что его ведомство открывает представительство в г. Кабуле, куда будут откомандированы специалисты подконтрольного ему ведомства для ведения борьбы с производством и пересылкой наркотических средств в Россию через страны СНГ. Это означает, что Россия корректирует тактику ведения борьбы с распространением наркотиков и собирается это делать на дальних подступах. Такой практики уже давно придерживаются США, которые ежегодно выделяют правительству Колумбии до 2 миллиардов долларов для подрыва экономической основы наркобизнеса в данной стране. Действительно, Россия в настоящее время находится в уязвимом положении: имеются в виду вопросы, связанные с обустройством границ. С развалом СССР обустроенные территории границ отошли к сопредельным республикам. Так, с одной только Республикой Казахстан Россия имеет протяженность более семи тысяч километров практически неохраняемой и необустроенной границы. С учетом большого профицита бюджета России в 2005 г. и, возможно, еще на протяжении нескольких лет имеет смысл поднимать проблемы, связанные с обустройством границ, и решать вопросы, связанные с представительством не только в Афганистане, но и в Таджикистане тоже. Тем более что вопросы, связанные со становлением такого представительства и его кадрового обеспечения, решать намного легче, и связано это с меньшими затратами по сравнению с решением этих же вопросов в государстве Афганистан. Вот такой своего рода пояс безопасности на дальних подступах поможет решению вопросов, связанных с экспансией наркотиков в Россию. С выходом вышеуказанного Указа в свет и принимаемыми мерами Правительством России в последнее время появляется обоснованная надежда на улучшение противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ со стороны правоохранительных органов в целом и Госнаркоконтроля России в частности.

——————————————————————