Прокурорские проверки исполнения законодательства о радиационной безопасности

(Завьялова Е.)

(«Законность», 2006, N 3)

ПРОКУРОРСКИЕ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Е. ЗАВЬЯЛОВА

Е. Завьялова, помощник прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» требует использования средств защиты пациента, регистрации доз облучения и соблюдения норм и правил при проведении рентгенологических исследований. Прокуратура Выборгского района Санкт-Петербурга провела проверку, насколько эти требования соблюдаются в рентгеновских кабинетах детских поликлиник района. Эта проверка по указанию прокурора района проводилась мною.

В результате установлено, что все рентгеновские кабинеты обеспечены средствами защиты пациентов. Однако при просмотре рентгеновских снимков детей в некоторых случаях на снимках не обнаружено экранирования исследуемых частей тела пациентов, т. е. использования средств защиты.

Дозы облучения пациентов регистрировались во всех поликлиниках. В одной из поликлиник было выявлено, что из-за многомесячного отсутствия врача-рентгенолога ряд исследований выполнял рентген-лаборант, а главное — по подавляющему большинству выполненных исследований в рентгеновском кабинете нет клинических описаний снимков, т. е. отсутствовали доказательства какой-либо пользы от использования результатов проведенного облучения детей.

Факты выявленных нарушений законодательства о радиационной безопасности в детских поликлиниках меня обеспокоили и заинтересовали. Впоследствии я изучила опыт организации работы Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры, прокуратуры Ленинградской области, прокуратуры Санкт-Петербурга, Псковской природоохранной межрайонной прокуратуры, прокуратуры Мурманской области, прокуратуры Ненецкого автономного округа, прокуратуры Калининградской области, прокуратуры Новгородской области, прокуратуры Архангельской области в этой сфере за период с 2000 по 2005 г. Выяснилось, что за указанный период прокуратурами внесено всего 10 представлений и один протест. Представления и протест рассмотрены и удовлетворены, один человек привлечен к дисциплинарной ответственности.

Изучение практики позволило прийти к определенным выводам, выработать некоторые рекомендации, которыми и хочу поделиться.

Для успешного проведения проверок по обеспечению радиационной безопасности населения прокурорам необходимо иметь соответствующие методики (методические пособия, разработки). В настоящее время их не существует. Думается, такая методика включает три этапа: подготовку к проведению проверки, собственно проверку и рассмотрение ее результатов, принятие решения.

Считаю важным выделить два вида организаций, подлежащих проверкам прокуратуры в области радиационной безопасности: органы государственного контроля и надзора в области обеспечения радиационной безопасности; организации, непосредственно работающие с источниками ионизирующих излучений.

Органами государственного контроля и надзора в области обеспечения радиационной безопасности, в соответствии с действующим законодательством, являются: Правительство РФ (ст. 7 ФЗ «О радиационной безопасности населения»); федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; федеральное агентство по атомной энергии; государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ; федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию; федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; федеральное агентство по промышленности.

Опыт надзорных проверок исполнения законодательства о радиационной безопасности показал, что крайне неудовлетворительно проводится государственный экологический и санитарно-эпидемиологический контроль в области радиационной безопасности организаций. Нередко специально уполномоченные государственные органы даже при обнаружении грубых нарушений законодательства о радиационной безопасности ограничиваются внесением предложений об их устранении. При относительно высоком уровне облучения населения и широкой распространенности правонарушений значительная их часть остается ненаказуемой. Поэтому проведение прокурорской проверки в области обеспечения радиационной безопасности необходимо начинать, на наш взгляд, с органов государственного контроля и надзора в этой сфере (и их подразделений на местах в субъектах РФ).

Организации, непосредственно работающие с источниками ионизирующих излучений, можно условно разбить на 3 группы:

— осуществляющие работы с природными источниками ионизирующих излучений (обслуживающие атомные реакторы; осуществляющие добычу и обогащение радиоактивных руд; занятые перевозкой или хранением источников ионизирующих излучений; занятые переработкой и захоронением радиоактивных отходов; научно-исследовательские организации, работающие с естественными источниками ионизирующих излучений);

— осуществляющие работы с установками, предназначенными для генерации ионизирующих излучений;

— использующие бытовые приборы с ионизирующим излучением.

На подготовительном этапе производится целенаправленное, предметное изучение нужного законодательства, типичных нарушений закона, определение задач проверки, содержания необходимой информации, ее источников, объема материалов, средств получения, анализ и оценка данных; устанавливается состав лиц, включая специалистов, силами которых должно быть обеспечено ее производство. Все эти элементы отражаются в плане проверки.

Считаю, что особое внимание следует уделить выяснению, какие документы, в соответствии с законодательством о радиационной безопасности, должны быть в проверяемой организации (документы, которые должны быть разработаны в организации; документы, которые ведутся в организации; документы, которые хранятся в организации; организационные приказы).

На этапе собственно проверки собирается информация, выявляются факты нарушений законодательства о радиационной безопасности и соответственно намечаются меры для их устранения. Задачи этого этапа решаются путем реализации предоставленных прокуратуре полномочий по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Так как обязанности по осуществлению контроля за обеспечением радиационной безопасности законодательством возложены на государственные органы контроля, то в соответствии со ст. 21 Закона о прокуратуре ее органы должны осуществлять надзор за исполнением законодательства о радиационной безопасности в первую очередь контролирующими органами.

При проведении проверки может возникнуть необходимость проведения контроля технических параметров аппаратуры или замера физических полей. В связи с этим требуется привлечение соответствующих специалистов и технических средств из государственных органов контроля и надзора в области радиационной безопасности.

На этапе рассмотрения результатов проверки и принятия решения происходит анализ и оценка полученных материалов, формирование решений о мерах, которые необходимо принять для устранения выявленных нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Принимаемые прокурором меры реализуются в форме протеста, предостережения о недопустимости нарушения закона, представления, постановления о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении, предъявления в суд иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан.

——————————————————————