Правовое регулирование деятельности по предупреждению преступлений

(Мусеибов А. Г.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 марта 2006 года

А. Г. МУСЕИБОВ

А. Г. Мусеибов, доктор юридических наук (Правовой департамент МВД России).

Правовые нормы, регулирующие деятельность и отношения в сфере предупреждения преступлений, не оформились пока в самостоятельную отрасль права. В настоящее время они входят в состав различных институтов международного, конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, административного, гражданского, семейного, трудового и иных отраслей права. Большинство указанных правовых норм регулируют деятельность по предупреждению преступлений косвенным методом, воздействуя на участников общественных отношений самим фактом своего существования. Некоторые правовые нормы используются субъектами предупреждения преступлений при организации и планировании предупредительной деятельности, выборе вида и определении тактики осуществления предупредительных мероприятий. На рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находится несколько проектов законов о предупреждении преступлений, в том числе проект закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений», который содержит нормы о правовых основах, целях, принципах, системе субъектов предупреждения преступлений, а также разделы, включающие нормы о мерах индивидуального и общего предупреждения преступлений, основаниях и правилах их применения, ресурсном обеспечении предупредительной деятельности. Ни один из законопроектов еще окончательно не принят. Почти все Федеральные законы, регулирующие отношения в сфере борьбы с теми или иными видами преступлений, носят многоцелевой характер и определяют преимущественно порядок осуществления организационно-управленческой, оперативно-розыскной или уголовно-процессуальной, а не предупредительной деятельности. Так, Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» <*> определяет преимущественно правовые и организационные основы деятельности органов и учреждений — субъектов сдерживания терроризма. Система мер предупреждения террористических акций и механизм их осуществления в законе не определяются. ——————————— <*> См.: Российская газета. 1998. 4 августа.

Единственный Федеральный закон от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» <*>, имеющий сугубо профилактическую направленность, определяет только основные направления деятельности и компетенцию органов и учреждений системы субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Система мер предупреждения правонарушений несовершеннолетних и, главное, механизм их осуществления, за исключением производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, в Законе не определяются. ——————————— <*> См.: Российская газета. 1999. 30 июня.

При отсутствии специального закона, регулирующего отношения в сфере предупреждения преступлений и порядок осуществления предупредительных мер, предупредительная деятельность основывается прежде всего на соответствующих предписаниях Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации и которой не могут противоречить законы и иные правовые акты (ч. 1 ст. 15 Конституции), а также на общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договоров Российской Федерации, не противоречащих положениям Конституции РФ. Базисными для субъектов деятельности по предупреждению преступлений являются, в частности, нормы Конституции Российской Федерации, определяющие правовой статус человека и гражданина и правовой статус органов государственной власти и управления в Российской Федерации, а также нормы, устанавливающие гарантии осуществления конституционных прав и свобод человека и гражданина, основания и допустимые пределы их ограничения. Из числа международных правовых актов, на которых основываются предупредительные меры, следует выделить в первую очередь группу нормативных актов, являющихся результатом сотрудничества государств в области развития и поощрения прав и свобод человека. Основными из них принято считать одобренные Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщую декларацию прав человека и гражданина <1>, Международный пакт о гражданских и политических правах <2>, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, ратифицированную Россией в 1998 году в связи с вступлением в Совет Европы <3>, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающего достоинство видов обращения и наказания <4>, Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития нового международного экономического порядка <5>, Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека <6>. ——————————— <1> См.: Государство и право. 1992. N 4. С. 4 — 8. <2> См.: ВВСС. 1976. N 17. Ст. 291. <3> См.: СЗ РФ. 1998. N 20. Ст. 2143. <4> См.: ВВСС. 1987. N 45. Ст. 748. <5> См.: Сов. юстиция. 1992. N 13 — 14. С. 38 — 40; N 15 — 16. С. 35 — 37. <6> См.: СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1489.

Особое значение для обеспечения законности предупредительных мер имеет соблюдение положений федеральных законов, определяющих правовой статус, задачи и функции государственных органов и общественных объединений, в том числе в сфере предупреждения преступлений, а также регламентирующих основания, условия и порядок осуществления мероприятий и видов деятельности, связанных с возможным ограничением прав и свобод граждан. К их числу относятся, в частности: Закон РФ от 5 июля 1995 года «Об основах государственной службы в Российской Федерации» <1>; Закон РФ от 8 мая 1994 года «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» <2>; Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» <3>; Закон РФ от 17 ноября 1995 года «О прокуратуре Российской Федерации» <4>; Закон РФ от 18 апреля 1991 года «О милиции» <5>; Закон РФ от 3 апреля 1995 года «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» <6>; Закон РФ от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» <7>; Закон РФ от 21 июля 1997 года «О судебных приставах» <8>; Закон РФ от 10 июля 1992 года «Об образовании» <9>; Закон РФ от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» <10>; Закон РФ от 11 марта 1992 года «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» <11>; Закон РФ от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации» <12>; Закон РФ от 20 апреля 1995 года «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» <13>; Закон РФ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» <14>; Закон РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» <15>; Закон РФ от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» <16>; Закон РФ от 10 декабря 1995 года «О безопасности» <17>; Закон РФ от 25 июля 1998 года «О борьбе с терроризмом» <18>; Закон РФ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» <19>; Закон РФ от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» <20>; Закон РФ от 2 июля 1992 года «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» <21>; Закон РФ от 25 июля 1998 года «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» <22>. ——————————— <1> См.: СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990. <2> См: СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466. <3> См.: СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011. <4> См.: СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; 1999. N 7. Ст. 878. <5> См.: ВВС РФ. 1991. N 16. Ст. 503; 1993. N 33. Ст. 1316; СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2964; 1999. N 14. Ст. 1666. <6> См.: СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269. <7> См.: СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349; 1997. N 29. Ст. 3502; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 233. <8> См.: СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3590. <9> См.: СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150. <10> См.: СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930. <11> См.: ВВС РФ. 1992. N 17. Ст. 888. <12> См.: ВВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300; СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 169; N 24. Ст. 2256; N 30. Ст. 2870; 1996. N 1. Ст. 4; 1998. N 10. Ст. 1143. <13> См.: СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455; 2001. N 26. Ст. 2580. <14> См.: СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475. <15> См.: ВВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1227. <16> См.: СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4028. <17> См.: ВВС РФ. 1995. N 36. Ст. 1745. <18> См.: Российская газета. 1998. 4 августа. <19> См.: Российская газета. 1999. 30 июня. <20> См.: СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137. <21>См.: ВВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913. <22> См.: СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3806.

Правовой основой деятельности по предупреждению преступлений являются отдельные нормы и положения уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, административного, гражданского, семейного, трудового и иных отраслей права. Положения уголовного права для субъектов, осуществляющих деятельность по предупреждению преступлений, являются базовыми. Нормы уголовного закона, раскрывающие понятие, признаки и стадии совершения преступления, о соучастии в преступлении, об уголовной ответственности и условиях освобождения от него, об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, определяют предмет предупредительной деятельности, влияют на содержание предупредительных мер. Без уголовного права деятельность по предупреждению преступлений была бы беспредметной. Субъектами предупредительной деятельности осуществляются меры по предупреждению только тех форм противоправного поведения, которые определены уголовным законом в качестве общественно опасного и противоправного деяния, запрещенного уголовным кодексом под угрозой наказания. Декриминализация определенных деяний выводит эти деяния за пределы предупредительной деятельности, а криминализация деяний предполагает необходимость разработки мер по их предупреждению. На основе использования положений уголовного права разрабатываются эффективные приемы и методы осуществления мер предупреждения отдельных видов преступлений. Поощрительные нормы уголовного права, предусматривающие условия освобождения от уголовной ответственности и наказания, такие, как: деятельное раскаяние (ст. 75 УК), примирение с потерпевшим (ст. 76 УК), изменение обстановки (ст. 77 УК), добровольная выдача лицом наркотических средств (ст. 228 УК), оружия (огнестрельного, холодного, газового), боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. ст. 222 и 223 УК), добровольное освобождение лицом заложников (ст. 206 УК), своевременное предупреждение органов власти об акте терроризма лицом, участвовавшим в его подготовке (ст. 206 УК), нормы о необходимой обороне (ст. 37 УК), причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК), крайней необходимости (ст. 39 УК), институт добровольного отказа от совершения преступления (ст. 31 УК), и другие служат правовой основой предупреждения преступлений. Важное значение для предупредительной деятельности имеет уголовно-правовой институт условного осуждения (ст. ст. 73, 74 УК). Перед субъектами, осуществляющими контроль за поведением условно осужденного, открываются широкие возможности для осуществления профилактической работы в связи с установлением судом испытательного срока и возложением на условно осужденного исполнения определенных обязанностей. Наиболее существенные признаки отдельных видов преступлений, определяемые Особенной частью уголовного права, выступают в качестве отправных точек для осуществления предупредительной деятельности, находят непосредственное отражение в содержании и тактике предупредительных мер. Так, если в правовой конструкции преступления определен специальный субъект (должностное лицо; военнослужащий; лицо, управляющее транспортным средством; лицо, обязанное платить налоги), то осуществляются меры по предупреждению преступных действий только определенного законодателем контингента лиц. При планировании предупреждения насильственных преступлений разрабатываются меры по профилактике, предотвращению и пресечению только тех преступлений, в правовой конструкции которых насилие предусмотрено в качестве способа совершения преступления. Важное значение для предупреждения преступлений имеет уголовно-правовой институт неоконченного преступления (ст. ст. 29, 30 УК). Меры предупреждения преступлений разрабатываются и осуществляются дифференцированно. В отношении лиц, находящихся в социально опасном положении, применяются меры профилактики; лиц, вынашивающих преступные намерения, обнаруживших преступный умысел и замышляющих совершение преступлений, — меры предотвращения; лиц, совершающих приготовление к преступлению либо покушение на преступление, — меры пресечения. Меры по предупреждению рецидивных преступлений разрабатываются с учетом особенностей контингента осужденных, условий, места и сроков отбывания наказания, данных о степени исправления и других личностных характеристиках осужденных, определяемых в своей основе уголовно-исполнительным правом. В уголовно-процессуальном праве определяются компетенция следователя, дознавателя, органов дознания, прокурора и суда в сфере предупреждения преступлений, сроки, пределы и формы их предупредительной деятельности. Предписания уголовно-процессуального закона служат правовой основой деятельности указанных субъектов по предупреждению отдельных видов преступлений. Основные принципы уголовного судопроизводства, закрепленные в законе, такие, как: законность (ст. 7 УПК), уважение чести и достоинства личности (ст. 9 УПК), неприкосновенность личности (ст. 10 УПК), неприкосновенность жилища (ст. 12 УПК), тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 13 УПК), право на обжалование действий и решений должностных лиц (ст. 19 УПК), сохраняют свою силу и в сфере деятельности по предупреждению преступлений. Нормы административного законодательства служат правовой основой предупреждения не только правонарушений, но и преступлений. К числу таких норм относятся, в частности, те, которые определяют основания, условия и порядок применения административно-предупредительных мер: досмотр ручной клади, багажа и личного досмотра пассажиров гражданских воздушных судов с целью обеспечения безопасности полетов, мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: доставления; административного задержания; личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице; досмотра транспортного средства; осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей, документов; ареста товаров, транспортных средств и иных вещей; изъятия вещей и документов; отстранения от управления транспортным средством и медицинского освидетельствования на состояние опьянения; задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации, и других (ст. ст. 27.1 — 27.15 КоАП). В целях предупреждения преступлений широко используются также предусмотренные административным законодательством меры административного пресечения (помещение в медицинский вытрезвитель, установление административного надзора и другие) и наказания (административный арест, лишение специального права, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и другие). Надлежащая административно-правовая охрана соответствующих объектов и надлежащее осуществление субъектами предупредительной деятельности своих полномочий по выявлению, пресечению, недопущению административных правонарушений и применению мер административного наказания одновременно служат эффективным средством предупреждения преступлений. Административное и уголовное законодательства охраняют от посягательств одни и те же объекты. Многие административные правонарушения различаются от соответствующих преступлений, часто одноименных, лишь количественными показателями, определяющими их качественную определенность, например мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП) и хулиганство (ст. 213 УК); мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП) и кража (ст. 158 УК); нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП) и уклонение гражданина от уплаты налога (ст. 198 УК); незаконное перемещение товаров через таможенную границу РФ (ст. 16.1 КоАП) и контрабанда (ст. 188 УК); уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП и ст. 167 УК); незаконное использование товарного знака (ст. 14.10 КоАП и ст. 180 УК), незаконное получение кредита (ст. 14.11 КоАП и 176 УК), обман потребителей (ст. 14.7 КоАП и ст. 200 УК); незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 6.8 КоАП и ст. 228 УК); незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 6.2 КоАП и ст. 235 УК); нарушение авторских и смежных прав (ст. 7.12 КоАП и 146 УК); вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП) и вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК) и другие. Подавляющее большинство административно-правовых запретов прямо или косвенно направлены на общую превенцию преступлений. Так, запрет демонстрации фашистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП) имеет одной из своих целей предупреждение возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК), а также убийств, терроризма и других преступлений, совершаемых по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти; запрет под угрозой административного наказания пропаганды наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13 КоАП) — преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (ст. ст. 228 — 233 УК); запрет занятия проституцией (ст. 6.11 КоАП) — организации или содержания притонов для занятия проституцией (ст. 241 УК), вовлечения в занятие проституцией (ст. 240 УК), а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности (ст. ст. 131 — 135 УК) и преступлений против жизни и здоровья (ст. ст. 105 — 125 УК); запрет сокрытия источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (ст. 6.1 КоАП), — заражений ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК) и венерической болезнью (ст. 121 УК); запрет стрельбы из оружия в не отведенных для этого местах (ст. 20.13 КоАП) — причинения смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности (ст. ст. 109 и 118 УК); запрет нарушения правил производства, продажи, коллекционирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст. 20.8 КоАП) — преступлений, совершаемых с применением огнестрельного оружия или взрывчатых веществ; запрет появления в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП) — хулиганства (ст. 213 УК) и других преступлений, совершаемых в состоянии опьянения, а также в отношении лиц, находящихся в нетрезвом состоянии; запрет передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах и изоляторах временного содержания (ст. 19.12 КоАП) — побегов из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК); запрет нарушения требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП) — уничтожения или повреждения чужого имущества, совершаемых путем неосторожного обращения с огнем (ст. 168 УК); запрет несоблюдения или нарушения экологических правил (ст. ст. 8.1 — 8.40 КоАП) — экологических преступлений (ст. ст. 246 — 262 УК); запрет совершения действий, нарушающих правила безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. ст. 11.1 — 12.36 КоАП), — преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263 — 271 УК). Административное право определяет исчерпывающий перечень государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. ст. 23.1 — 23.61 КоАП). В этот перечень включены органы, осуществляющие государственный контроль или надзор за соблюдением правил, действующих в той или иной сфере деятельности (административной, хозяйственной, финансовой, информационной и других). Все эти органы и их должностные лица одновременно являются субъектами предупреждения преступлений. Многие нормы гражданского права, так же как и административного, прямо или косвенно направлены на предупреждение преступлений. Так, гражданско-правовой запрет злоупотребления правом путем производства выбросов в атмосферу или водоемы ядовитых отходов производства (ст. 10 ГК) направлен на предупреждение экологических преступлений (ст. ст. 246 — 262 УК); запрет использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке (ст. 10 ГК) — монополистических действий и ограничения конкуренции (ст. 178 УК). Предписания гражданского права об ограничении оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ (ст. 129 ГК) направлены на предупреждение убийств (ст. 105 УК), терроризма (ст. 205 УК) и других преступлений, совершаемых с использованием указанных предметов; об ограничении оборота наркотических средств (ст. 129 ГК) — преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (ст. ст. 228 — 233 УК); об ограничении оборота драгоценных металлов (ст. 129 ГК) — незаконного оборота драгоценных металлов (ст. 191 УК) и нарушения правил сдачи государству драгоценных металлов (ст. 192 УК). Императивные требования гражданского законодательства о нотариальном удостоверении или государственной регистрации ряда сделок, о лицензировании определенных видов деятельности направлены на предупреждение таких видов преступлений, как мошенничество (ст. 159 УК), принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения (ст. 179 УК), незаконное предпринимательство (ст. 171 УК), незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК), злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК), превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК), незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235 УК). Гражданско-правовая защита достоинства личности, личной неприкосновенности, чести и доброго имени, деловой репутации, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны (ст. 50 ГК) в качестве одной из своих целей имеет предупреждение нарушений неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК), разглашения тайны усыновления (ст. 155 УК), похищений человека (ст. 126 УК), незаконного лишения свободы (ст. 127 УК), клеветы (ст. 129 УК), оскорбления (ст. 130 УК), воспрепятствования осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148 УК). Эти и другие подобные нормы гражданского права входят в правовые основы деятельности по предупреждению отдельных видов преступлений. Гражданское право предусматривает нормы, предоставляющие возможность ограничения дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами, и установления над ними опеки, предоставляя тем самым соответствующим субъектам широкие возможности для предупреждения совершаемых такими лицами и в отношении них преступлений. Важный предупредительный эффект имеет надлежащее исполнение субъектами предупреждения преступлений ряда предписаний семейного и трудового законодательства. Так, обеспечение соблюдения установленного нормами семейного права порядка усыновления (удочерения) детей, передачи их под опеку, на воспитание в приемные семьи (ст. ст. 124, 125, 126.1 СК) препятствует совершению незаконных действий по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, образующих состав преступления, предусмотренного ст. 154 УК, а также разглашению тайны усыновления (удочерения) детей (ст. 155 УК) и торговле несовершеннолетними (ст. 152 УК). Принятие предусмотренных семейным правом мер к своевременной уплате обязанными лицами алиментов (ст. 115 СК) способствует предупреждению злостного уклонения от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК). Обеспечение надлежащего выполнения работодателями предписаний трудового права в части защиты интересов работающих женщин, лиц с семейными обязанностями (ст. ст. 253 — 264 ТК), несовершеннолетних (ст. ст. 265 — 272 ТК) способствует предупреждению преступности несовершеннолетних и необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК); предписаний в части профессиональной подготовки и повышения квалификации работников (ст. ст. 196 — 208 ТК), оплаты их труда (ст. ст. 133 — 158 ТК), — преступлений безработных лиц, совершаемых по мотиву корысти-нужды, и преступлений в сфере быта. Обеспечение гарантированных нормами трудового законодательства прав работников на охрану труда (ст. ст. 219 — 231 ТК), требований к охране труда (ст. ст. 211 — 215 ТК) и его организации (ст. ст. 216 — 218 ТК), к режиму рабочего времени (ст. ст. 100 — 105 ТК) и отдыха (ст. ст. 106 — 128 ТК) работников способствует предупреждению неосторожных преступлений, связанных с ненадлежащим исполнением лицом своих профессиональных обязанностей (ст. 109 УК), преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263, 264, 266, 268, 269 УК), иных преступлений, связанных с эксплуатацией технических средств или технологий — источников повышенной опасности (ст. ст. 215 — 219 УК). Нормы права, касающиеся предупредительной деятельности, содержатся в источниках и многих иных отраслей права, в частности таких, как гражданско-процессуальное, финансовое, жилищное, таможенное, налоговое, экологическое и других. Весьма важные положения, имеющие значение для решения конкретных вопросов, связанных с порядком осуществления мер предупреждения преступлений, содержатся в подзаконных нормативных актах: указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, приказах и иных нормативных актах, издаваемых руководителями министерств и ведомств. В их числе можно выделить такие, как: Указ Президента РФ N 1300 от 17 декабря 1997 года «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» <1>; Указ Президента РФ N 1815 от 2 ноября 1993 года «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» (утратил силу) <2>; Указ Президента РФ N 224 от 3 марта 1998 года «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» <3>; Указ Президента РФ N 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» <4>; Указ Президента РФ от 24 мая 1994 года «Об утверждении Федеральной программы РФ по усилению борьбы с преступностью на 1994 — 1995 годы» <5>; Указ Президента РФ от 19 июля 2004 года N 927 «Вопросы министерства внутренних дел Российской Федерации» <6>; Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 года N 1030 «О федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999 — 2001 годы» <7>; Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 — 2006 годы» <8> и другие. ——————————— <1> См.: СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 170. <2> См.: СЗ РФ. 1993. N 45. Ст. 4327. <3> См.: СЗ РФ. 1998. N 10. Ст. 1159. <4> См.: САПП РФ. 1993. N 7. Ст. 562. <5> См.: Рос. юстиция. 1994. N 10. С. 10 — 11. <6> См.: СЗ РФ. 2004. N 30. Ст. 3149. <7> См.: СЗ РФ. 1999. N 39. Ст. 4627. <8> См.: СЗ РФ. 2002. N 41. Ст. 3984.

Практически нет такой отрасли права, которая не содержала бы норм, относящихся к предупреждению преступлений. Эти нормы в своей совокупности и составляют правовые основы предупреждения преступлений.

——————————————————————