Стреляющий антиквариат
(Шелковникова Е.)
(«Бизнес-адвокат», 2006, N 14)
СТРЕЛЯЮЩИЙ АНТИКВАРИАТ
СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НЕ ПОЗВОЛЯЕТ
ОТЛИЧИТЬ АНТИКВАРНЫЕ ЦЕННОСТИ ОТ ОРУЖИЯ
Е. ШЕЛКОВНИКОВА
Елена Шелковникова, доктор юридических наук.
В последнее время некоторые из нас стали увлекаться новым видом коллекционирования — собиранием антикварного оружия. По данным МВД России, в нашей стране сейчас официально насчитывается 562 коллекционера оружия (кстати, лицензия на коллекционирование оружия имеется и у главы нашего государства). В частных коллекциях находится 6660 единиц оружия, в том числе и антикварного. И число зарегистрированных коллекционеров оружия постоянно растет, например, только за последние полгода к ним прибавилось еще 97 человек.
Подобный вид коллекционирования довольно изыскан, поскольку в антикварном оружии, как ни в каком другом предмете, собраны воедино технические достижения, конструкторская мысль и художественный стиль той или иной эпохи. Поэтому лучшие его образцы являются не только частной коллекцией отдельного физического лица, но и культурным наследием государства. Коллекционерам надо лишь овладеть умением «читать» информацию, заложенную в каждом конкретном экземпляре антикварного оружия, изучение которого невозможно без соотнесения с другими его образцами. Увы, до сих пор, по справедливой сентенции ведущего ученого-криминолога, док. юрид. наук, профессора Д. А. Корецкого (а многим читателям он более известен как известный писатель Даниил Корецкий), «для отечественной юридической науки характерен интерес к оружию исключительно как к средству криминальной деятельности… Оружие является особым предметом материального мира, резко выделяющимся из остальных достижений мировой культуры».
Как же на законных основаниях коллекционировать антикварное оружие? В действующем Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (в ред. от 29 июня 2004 г.) записано, что коллекционированием оружия «имеют право заниматься юридические лица и граждане, имеющие соответствующие лицензии органов внутренних дел. Правила коллекционирования и экспонирования оружия, а также конструктивно сходных с оружием изделий, порядок их производства, торговли ими, их продажи, передачи, приобретения, экспонирования, хранения и транспортирования, а также номенклатура оружия устанавливаются Правительством Российской Федерации» (ст. 25). Исходя из смысла данной статьи объектами самого коллекционирования могут быть практически любые виды оружия, в том числе и не перечисленные в законе, а также конструктивно схожие с оружием изделия.
Однако в нашей стране коллекционирование оружия в количестве, превышающем 5 единиц (количество единиц оружия, установленное ст. 13 Федерального закона «Об оружии»), должно осуществляться в лицензионном порядке. Лицензии гражданам на коллекционирование оружия выдают органы внутренних дел. Сам механизм выдачи лицензий на коллекционирование оружия определен в п. 30 разд. VIII Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (в ред. от 30 декабря 2005 г.; далее — Правила). Физические лица, к которым относятся только граждане Российской Федерации, имеют право коллекционировать гражданское оружие и патроны к нему при отсутствии противопоказаний к приобретению оружия, предусмотренных ст. 13 Федерального закона «Об оружии» и п. 24 указанных выше Правил, на основании лицензий, выдаваемых органами внутренних дел, по заявлению гражданина.
Соответственно на типы и модели гражданского оружия, приобретение которых разрешено без лицензий (а к таковым относятся: механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно), получение лицензии на коллекционирование оружия не требуется.
Подчеркнем, что нашим гражданам в целях коллекционирования Правилами (п. 32) разрешено приобретать следующие виды оружия:
а) оружие, не запрещенное к обороту на территории РФ;
б) огнестрельное, холодное и иное оружие, снятое с вооружения государственных и военизированных организаций;
в) патроны к указанному оружию.
В то же время граждане РФ не вправе:
а) коллекционировать оружие и патроны без получения соответствующей лицензии;
б) коллекционировать виды, типы и модели оружия и патронов, не предусмотренные лицензией на коллекционирование (п. 41 Правил).
Лица, нарушающие данные запреты, подлежат ответственности по нормам уголовного, административного и гражданского законодательства.
Нужно отметить, что в Федеральном законе «Об оружии» ни слова не сказано о коллекционировании именно антикварного оружия. Но ведь такой вид оружия существует как в музейных, так и в частных коллекциях. Заметим, что на XVII Российском антикварном салоне в Москве (март 2005 г.) впервые был представлен некоммерческий проект «Частные коллекции оружия в дореволюционной России» из собрания Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, одним из организаторов которого явилась Галерея авторского оружия «Русские палаты». И эта коллекция антикварного оружия вызвала восхищение и многочисленные отзывы у участников и посетителей салона.
Как видим, пока за пределами регулирования Федерального закона «Об оружии» осталось оружие, не относящееся ни к одному из трех видов легального ручного оружия: боевому ручному стрелковому и холодному, служебному или же гражданскому. Оно не занесено в Государственный кадастр служебного и гражданского оружия, а также не состоит на вооружении государственных военизированных организаций. Мы имеем в виду оружие, представляющее собой культурную ценность, к разновидности которого относится и оружие антикварное. Кстати, и в п. 1 Правил также упомянуто об «оружии, имеющем культурную ценность», правовой статус которого уже 5 лет назад следовало определить законодательно.
Очевидно, преамбулу Федерального закона «Об оружии» необходимо дополнить положением, что «действие настоящего Закона не распространяется на оборот антикварного и авторского художественного оружия, имеющего культурную ценность». Подобное дополнение полностью соответствует международной практике решения подобных вопросов в оружейном законодательстве большинства зарубежных государств (США, Великобритании, Франции, Беларуси, Литвы, Молдовы и др.). Напомним, что законопроект о внесении соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оружии» в первом чтении был единогласно принят Государственной Думой РФ еще в ноябре 2002 г., но так законопроектом и остался. А ведь проблема есть, и решать ее нужно как можно быстрее.
Полагаем, что в нашей стране приобретение, продажа (реализация), коллекционирование оружия, имеющего культурную ценность, в количестве, превышающем 5 единиц, должно осуществляться в лицензионном порядке. Лицензии юридическим и физическим лицам на право коллекционирования оружия, имеющего культурную ценность, может выдавать Министерство культуры РФ. В свою очередь, в соответствии со ст. ст. 25, 28 Федерального закона «Об оружии» на органы внутренних дел могут быть возложены обязанности по осуществлению контроля за его коллекционированием и экспонированием.
Впрочем, многие частные коллекционеры оружейных раритетов ныне опасаются открыто экспонировать свои коллекции, полагая, что они могут стать жертвами грабителей. Не случайно в п. 117 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД от 12 апреля 1999 г. N 288 (в ред. от 15 июля 2005 г.), записано, что «проверки юридических лиц и граждан, занимающихся коллекционированием или экспонированием оружия и патронов, должны осуществляться сотрудниками органов внутренних дел совместно с представителями специально уполномоченных органов по сохранению культурных ценностей с учетом соблюдения требований по обеспечению конфиденциальности сведений об оружии и их владельцах».
А вот и печальные примеры из судебной практики. Уже несколько лет минуло с того нашумевшего дела об известном коллекционере оружия Марате Парае, в защиту которого вступился Департамент по сохранению культурных ценностей Министерства культуры РФ и некоторые средства массовой информации. Тогда в Бабушкинском райсуде г. Москвы слушалось дело известного коллекционера реликвий царской России 70-летнего участника Великой Отечественной войны Марата Парая, обвинявшегося в незаконном хранении шести антикварных пистолетов: морского «Кольта» образца 1851 г., револьвера Галана образца 1868 г., револьвера «Смит-Вессон» 1872 г., дульнозарядного и двуствольного капсюльного пистолетов, а также револьвера «Лефоше». Коллекционеру ни много ни мало предъявили обвинение по ст. 218 УК — незаконное хранение оружия. В течение 5 лет следователи ГУВД Москвы делали все возможное, чтобы отправить Парая за решетку, однако судебная экспертиза признала, что изъятые у него пистолеты непригодны для стрельбы без дополнительных приспособлений, а значит, не являются оружием в собственном смысле слова. В оправдательном приговоре суд указал, что из антикварного оружия Парая никто не стрелял и сам он никогда не пытался довести его до пригодного к стрельбе состояния.
Казалось бы, справедливость восторжествовала и весы Фемиды склонились в пользу обвиняемого коллекционера антикварного оружия М. Парая. Но сколько еще подобных уголовных дел рассматривались в судах страны, и далеко не всегда они решались в пользу подсудимых — частных коллекционеров антикварного оружия. Ныне в этом отношении действуют нормы ст. 222 «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» Уголовного кодекса РФ. Но, к сожалению, в них нет ответа на вопрос: является ли антикварный пистолет, ружье, шпага, сабля и т. п. оружием в собственном смысле слова, или же это «оружие, имеющее культурную ценность», правовой статус которого должен быть несколько отличным от правового статуса традиционного современного оружия — гражданского, служебного и боевого ручного стрелкового и холодного? Не дает ответа на этот вопрос и Федеральный закон «Об оружии». А значит, подобные уголовные дела будут по-прежнему рассматриваться судами.
Пока же при отсутствии законодательной базы о правовом статусе антикварного оружия Министерство внутренних дел РФ и Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ были вынуждены прийти к так называемому джентльменскому соглашению. Оно состоит в том, что регистрацию антикварного оружия и самих коллекционеров осуществляет Федеральное агентство по культуре и кинематографии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, а МВД России на основании Федерального закона «Об оружии» осуществляет контроль за его оборотом.
Немаловажно, что национальное российское право теперь является неотъемлемой частью международной системы права, что прямо зафиксировано в ч. 4 ст. 15 Основного Закона России. Еще в 2001 г. Российская Федерация подписала Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (утвержден резолюцией 55/255 Генеральной Ассамблеи от 31 мая 2001 г.). И, кстати, в ст. 3 этого Протокола записано следующее: «Старинное огнестрельное оружие и его модели определяются в соответствии с внутренним законодательством. Однако к старинному огнестрельному оружию не относится огнестрельное оружие, изготовленное после 1899 года». Таким образом, гражданин РФ вправе свободно приобретать, передавать, продавать, хранить, перевозить, носить и уж тем более коллекционировать антикварное огнестрельное оружие, изготовленное до 1899 г.
Что еще нужно, чтобы в дальнейшем не путать минное поле с правовым? В частности, что делать коллекционеру антикварного огнестрельного пистолета, подозреваемому в незаконной продаже огнестрельного оружия по ч. 1 ст. 222 УК РФ? Ответ прост: немедленно пишите заявление на имя начальника соответствующего подразделения органа внутренних дел с требованием проведения историко-искусствоведческой и историко-культурной экспертизы данного образца антикварного оружия. На основании упомянутого выше Постановления Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 этим вопросом должно заниматься Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, в частности его Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Ведь полноценная криминалистическая экспертиза, включающая проведение выстрела из старинного антикварного огнестрельного оружия, как правило, невозможна, поскольку не исключена гибель оружейного раритета, о сохранности которого государство обязано заботиться, о чем говорится в по-прежнему действующих Основах законодательства о культуре СССР.
Как видим, правовые проблемы современных частных коллекционеров антикварного холодного оружия пока еще остаются, их необходимо решать, и как можно скорее.
——————————————————————