Психологическое обеспечение переговорного процесса сотрудников органов внутренних дел в ситуации захвата заложников

(Вахнина В. В.) («Юридическая психология», 2006, N 4)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИТУАЦИИ ЗАХВАТА ЗАЛОЖНИКОВ

В. В. ВАХНИНА

Вахнина В. В., доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, кандидат психологических наук, доцент.

Террористическая деятельность как социально-политическое явление представляет совокупность преступлений, совершаемых с использованием насилия отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами. Это сложное общественно-политическое явление рассматривается с различных точек зрения: социально-политической, правовой, психологической. Укрепление правопорядка неотделимо от устранения источников террористической агрессии на территории России. За последние годы было сделано достаточно много серьезных шагов в борьбе с террором, но угроза еще очень сильна, преступники совершают злодеяния, целью которых является устрашение общества. Необходимо продолжить работу по искоренению террора. Стоит только проявить слабость — потерь будет неизмеримо больше, и они могут обернуться общенациональной катастрофой <1>. ——————————— <1> Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. Выступление Президента РФ Владимира Путина перед депутатами Федерального Собрания в Кремле 25 апреля 2005 г.

В Комиссии ООН по правам человека из года в год принимаются резолюции по вопросам «Права человека и терроризм», «Захват заложников» <2>. По действующему в России Уголовному кодексу к преступлениям террористического характера относится захват заложника (ст. 206 УК РФ). Захват заложника рассматривается уголовным законодательством как одно из особо тяжких преступлений. Оно посягает на общественную безопасность, жизнь, здоровье, личную свободу и неприкосновенность человека, гарантированные Конституцией РФ (ст. 22) <3>. Захват заложников — преступление, совершаемое в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов. Борьба с захватом заложников является задачей всего мирового сообщества и регламентирована Международной конвенцией, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 г. Под захватом заложников понимается такое неправомерное ограничение свободы человека, при котором его последующее возвращение к свободе ставится в зависимость от выполнения требований субъекта, обращенных к государству, организации, физическим или юридическим лицам. Захват может осуществляться тайно или открыто, без насилия или с насилием, не опасным (ч. 1 ст. 206) либо опасным (ч. 2 ст. 206) для жизни или здоровья <4>. Удержание заложника означает насильственное воспрепятствование возвращению ему свободы. ——————————— <2> Иззатдуст Э. Терроризм и права человека // Борьба с терроризмом в современной России. М.: Академия управления, 2004. <3> Борьба с терроризмом: теория и практика: Учебное пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2005. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации — ИНФРА-М-НОРМА, 2000 (издание третье, измененное и дополненное). —————————————————————— <4> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В. М. Лебедева, Ю. И. Скуратова. М.: Норма, 2002.

Успешность решения задач, стоящих перед органами внутренних дел в «ситуации заложника», во многом зависит от эффективности переговорного процесса. В практике деятельности правоохранительных органов в «ситуации заложника» эффективно используются переговоры с преступниками, основной целью которых является сохранение жизни и здоровья заложников. Ситуация захвата заложников в течение последних лет стала получать все большее распространение. Так, за последние пять лет в нашей стране отмечается тенденция увеличения числа захвата заложников террористами, а также похищения людей с целью выкупа, шантажа и по другим преступным намерениям. По данным статистики, за период с 1997 по 2003 гг. по линии органов внутренних дел было зарегистрировано 956 случаев захвата заложников, общее количество заложников составило 2064 человека <5>. В 2005 г. в основных результатах деятельности органов внутренних дел было зафиксировано 20 случаев захвата заложников, что на 9,1% меньше по сравнению с 2004 г. ——————————— <5> Состояние преступности в России: Сборник ГИЦ МВД России за 1998 — 2004. М., 2004.

В Федеральном законе от 25 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом» отмечается, что «к ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией» <6>. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» в ст. 16 отмечает особенности переговорного процесса. В целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции. При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования <7>. ——————————— <6> Статья 14 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. <7> Статья 16 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г.

Таким образом, проблема переговоров с преступниками должна рассматриваться в широком контексте, так как переговоры являются составной частью тех усилий, которые предпринимают государство, общество в целях обеспечения прав и интересов личности, укрепления законности и правопорядка, общественной безопасности, предупреждения социальных отклонений и причин, их порождающих <8>. ——————————— <8> Илларионов В. П. Переговоры с преступниками. Вып. 3, 4. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1993.

Переговоры с преступниками, основанные на законе и нормах нравственности, — один из ненасильственных способов борьбы с преступниками (преступными группами, организациями, сообществами) с целью склонения их путем психологического воздействия к соглашению об отказе от дальнейшей преступной деятельности, а также к активному содействию в раскрытии и расследовании преступлений, розыску и задержанию преступников, устранению причиненного вреда, получению оперативной и криминалистически значимой информации. Это метод приспособления конфликтных интересов путем нахождения компромиссов, которые для обеих сторон не являются полностью неприемлемыми <9>. Переговоры — необходимая стратегия, когда при наличии различных, иногда взаимоисключающих друг друга, интересов партнеров существует определенная степень взаимозависимости двух сторон, которая позволит прийти к соглашению, выгодному для обеих сторон, так как ни промедление, ни борьба не принесут им пользы <10>. В научной литературе переговоры рассматриваются с нескольких точек зрения. Переговоры как набор тактических приемов; переговоры — умение следовать своим интересам вместе с осознанием неизбежности взаимозависимости <11>, разрешать некоторое количество дилемм <12>; переговоры — процесс, организованный во времени; переговоры — комплекс различных видов деятельности (дистрибутивные, интегративные переговоры, позиционное структурирование, переговоры внутри организации) <13>. ——————————— <9> Илларионов В. П. Правовые, организационные, оперативно-тактические и психологические основы ведения переговоров с преступниками в целях предупреждения, раскрытия и расследования преступлений: Методические материалы. М.: Академия МВД РФ, 1996. <10> Мастенбрук В. Переговоры. Калуга: Калужский институт социологии, 1993. <11> Взаимозависимость — структурный фактор, определяющий два основных типа поведения: «сотрудничество — борьба» и «развертывание — уклонение». <12> Дилемма — необходимость выбора между двумя возможностями. <13> Walton R. E., McKersie R. B. A Behaviorial Theory of Labour Negotiation / New York, McGraw Hill, 1965.

Таким образом, переговоры — это процесс обмена информацией, продолжающийся до тех пор, пока не появится выгодное для обеих сторон компромиссное решение. Ход переговоров определяется соотношением факторов силы и отношениями зависимости между вовлеченными в переговоры сторонами. Баланс сил и осознание сторон взаимной необходимости — важное условие конструктивных переговоров. Умение постепенно направить процесс обмена информацией, чтобы совпадали желания и интересы обеих сторон, — это искусство. Одним из видов вынужденного контакта с преступниками в случае захвата ими заложников являются переговоры (так называемая «ситуация заложника»). Организация и ведение переговоров в ситуации захвата заложников — это сложнейшая, психологически насыщенная деятельность органов внутренних дел. Захват заложников осуществляется преступниками, как правило, с целью получения выгоды, преимуществ, с целью обеспечения выполнения своих требований, намерений и т. п. Преступник идет на переговоры, так как понимает, что выполнение его требований зависит от противоположной стороны. Правоохранительные органы ведут переговоры с преступником, исходя из того, что человеческая жизнь имеет непреходящую ценность. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» <14>, это единственная гарантия жизни заложников. Пока ведутся переговоры, есть надежда на освобождение и сохранение жизни заложников. ——————————— <14> Конституция Российской Федерации. Ст. 2.

В мировой практике ведения переговоров существует два подхода к разрешению ситуаций, связанных с захватом заложников. Переговоры с террористами считаются за рубежом вынужденной, но допустимой мерой, направленной на освобождение заложников, и не рассматриваются как отступление от принципиального курса на жесткое противодействие терроризму. Так, в США официальной позицией считается принцип «никаких уступок террористам». Вместе с тем Правительство США заявляет, что, исходя из тактических соображений, «будет разговаривать с любыми лицами и использовать любые доступные средства для освобождения американских граждан, взятых в заложники». Жесткой позиции придерживаются также Израиль, Иордания, Сирия, Ирак, Аргентина, Колумбия, Уругвай, считающие, что ни в какие переговоры с террористами вступать не следует, и предпочитающие незамедлительное проведение полицейских или войсковых операций. Приверженность данной позиции мотивируется тем, что нет гарантий добровольной сдачи преступников и освобождения заложников. Вступление в переговоры, удовлетворение требований преступников может способствовать нарастанию шантажирующего поведения и «эскалации желаний». Достаточно гибкую позицию в вопросе ведения переговоров с террористами занимают Великобритания, Франция, Италия и Голландия. В этих странах, как и в большинстве других западных странах, переговоры рассматриваются как оптимальная форма разрешения кризисной ситуации, особенно в случаях, когда в инцидент вовлечено несколько государств. Даная позиция мотивируется тем, что ведение переговоров позволяет отслеживать динамику психического состояния преступников, проводить разведопрос, торговаться, тянуть время, готовя силовую операцию. Важно отметить, что не всегда требования преступников носят противоправный характер. К таким требованиям можно отнести встречу с представителями местной администрации, передачу заявления, жалобы в средства массовой информации и т. д. Международная практика ведения переговоров с преступниками выработала принцип: командир не ведет переговоры, а переговорщик не командует. Другими словами, руководитель не переговаривается, переговорщик не руководит. Руководитель операции координирует деятельность группы переговорщиков и других оперативных групп, оценивает поступающую информацию и принимает решения, касающиеся вопросов оказания психологического воздействия на преступников, контролирует ход их практической реализации и определяет момент перехода к иным способам действий. Лица, ведущие переговоры, не должны быть посвящены в планы дальнейших действий в рамках операции, чтобы случайно не выдать их преступнику. В зарубежной практике ведения переговоров существует общее правило: если захват заложников произошел в колонии или другом учреждении, то целесообразно приглашать переговорщиков из другого полицейского органа. Задача «местных» переговорщиков оказывать помощь, активно консультировать, тем самым влиять на привлеченную команду переговорщиков. Местные переговорщики обладают неоценимым знанием, касающимся психологических особенностей преступников, заложников и самого места захвата (план расположения, особенности), что позволяет предполагать, прогнозировать возможные образцы поведения преступников. Необходимо переговорщику знать психологические особенности преступников, заложников и общую обстановку. Существуют трудности работы «местного» полицейского-переговорщика: до инцидента могли быть какие-то негативные отношения с преступниками (осужденными). Заложники могут рассматриваться как семья, и переговорщики могут быть слишком эмоционально вовлечены. После разрешения инцидента переговорщики должны работать в том же окружении с преступниками (осужденными), как и до кризиса. Американские исследователи проблем переговорной деятельности отмечают, что у переговорщика может быть оружие. Однако категорически запрещается его применять, так как институт переговорщиков, базирующийся на психологическом контакте (т. е. доверии, сопереживании, взаимодействии), может потерять свою эффективность. Переговорщику необходимо соблюдать определенные меры предосторожности: определение путей отхода или ухода с места переговоров, не использовать жесты, которые могут быть истолкованы как подготовка к нападению. Кроме этого, сам переговорщик не должен приступать к собственно переговорам, пока преступник сильно возбужден или оружие преступника направлено на переговорщика. При достижении договоренности о сдаче преступников переговорщику необходимо быть терпеливым, использовать технику невербальной коммуникации. Если присутствуют журналисты из различных средств массовой информации, то необходимо проверить безопасность пребывания и напомнить о недопустимости употреблении слова «сдача», а использовать «выход», «эвакуация», «уход». Переговорщик применяет различные стратегии переговоров. Основная цель — мирное разрешение инцидента. Безопасность заложников — это общая ответственность всех субъектов. Не будет никакого нападения до тех пор, пока не причинен вред заложникам. 1. Если нападение становится необходимым, то всякое сопротивление будет встречено силами полиции. 2. Честность является необходимым условием, так как переговорщики будут общаться с террористами и после того, как минует кризис (в частности, психологи колонии и осужденные). 3. Использовать активные навыки слушания, особенно во время фазы обсуждения инцидента. 4. Одно вместо другого. Навыки сделки необходимо применить во время процесса решения проблемы. Использовать позиционный торг. Все подготовительные действия других групп проводятся на фоне организованных переговоров. На первоначальных этапах контакт с преступниками может осуществляться любым сотрудником, так как основная задача первичных контактов — постараться дать понять преступнику, что проблему реально можно разрешить посредством переговоров. При удержании заложников группе ведения переговоров необходимо постоянно показывать ценность удерживаемых заложников. У преступника должно сформироваться убеждение, что заложник действительно может позволить добиться ему своих целей, а в некоторых случаях — и спасти жизнь. Переговорщик своей игрой, умелой затяжкой времени, торгом направляет развитие ситуации и создает наиболее благоприятные условия для проведения силовой операции. Проведение операции особенно необходимо, если переговоры в тупике или истинные намерения преступников не позволяют рассчитывать на сохранение жизни заложников. Каждая кризисная ситуация по-своему уникальна. Поэтому команда, которая ведет переговоры, должна иметь гибкий подход и уметь быстро приспособиться, адаптироваться, если того потребуют обстоятельства. Группа по ведению переговорного процесса формируется из числа руководителей, опытных оперативных сотрудников федеральных органов государственной безопасности, органов внутренних дел и специалистов в различных областях. Установлено, что для переговоров лучше всего выделять группу из 2 — 4 человек. Общее руководство группой переговоров, определение стратегии и тактики ее действий с учетом анализа складывающейся оперативной обстановки и местных условий осуществляет руководитель операции, который, как правило, лично в переговорах не участвует. В состав группы переговорщиков, как правило, включаются четыре сотрудника: первый переговорщик, второй переговорщик, консультант-психолог (супервизор) и руководитель группы (менеджер). Первый переговорщик осуществляет все вербальные контакты с преступником(-ами), захватившим заложников. Второй переговорщик ведет журнал учета всех инцидентов, угроз преступника или соглашений с ним. Записывает на пленку все устные контакты с преступниками, стратегические дискуссии и решения, сделанные группой переговорщиков, а также передает первому переговорщику всю новую информацию. Консультант-психолог анализирует психологическое состояние преступников и переговорщика. Не включается непосредственно в переговоры, чтобы сохранить максимальную объективность. Рекомендует использование определенных тактических приемов и техник. Руководитель группы организует работу группы, направляет и контролирует деятельность. Передает вышестоящему руководителю необходимую информацию о ходе переговоров и информирует группу о решениях официального руководителя <15>. ——————————— <15> Буданов А. В. Практические рекомендации по ведению переговоров с преступниками в ситуации захвата заложников (по материалам опыта правоохранительных органов США): Учебно-методические материалы для слушателей 1, 2, 5 факультетов. М.: Академия МВД РФ, 1995.

Перед группой ведения переговоров в специальных операциях ставятся следующие основные цели: — убеждение преступников отказаться от преступных действий и намерений; — определение психического состояния преступников; — определение реальных намерений и целей преступников; — обеспечение руководителя специальной операции требуемой информацией о преступниках; — оказание психического воздействия на преступников; — обеспечение наиболее благоприятных условий для проведения силовых действий. Практика ведения переговоров при освобождении заложников показывает, что значительную роль в успехе играют личность переговорщика, его профессионально важные качества. Например, умение устанавливать психологический контакт, оценивать реальность угрозы, психологически грамотно выстраивать диалог с террористом, получать максимум оперативно значимой информации о преступниках и состоянии заложников; добиваться уступок и освобождения некоторых категорий заложников (женщины, дети) после частичного удовлетворения требований террористов, проявлять неравнодушие к судьбе заложников. Переговорщики должны обладать достаточными знаниями в области психологии и пройти специальную профессионально-психологическую подготовку.

——————————————————————