Проблемы совершенствования правового регулирования в информационной сфере и условия формирования информационного общества
(Щербович И. А.)
(«Правовые вопросы связи», 2007, N 1)
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
И. А. ЩЕРБОВИЧ
Щербович И. А., доцент кафедры гражданского права юридического факультета АГУ, кандидат юридических наук.
Важнейшим структурным, элементом современных политических систем является институт информационного общества, от степени оформленности которого в значительной мере зависит сегодня нормальное и эффективное функционирование политической системы в целом. Это объясняется прежде всего тем, что в последние десятилетия мир переживает период перехода от индустриального общества к обществу информационному. Происходит кардинальная смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. По своему значению и воздействию на общество это сравнимо с новой всемирной промышленной революцией, нисколько не уступающей по своему значению революциям прошлого. Фактически речь идет о развертывании и реализации очередной (второй) промышленной революции, получившей название «информационной», которая приведет к созданию информационного общества. Уровень развития информационного пространства общества определяющим образом влияет на экономику, обороноспособность, политику, на многие элементы государственности.
Информационные процессы лежат в основе всех эволюционных изменений окружающего нас мира. Информация играет ключевую роль в функционировании общественных и государственных институтов и в жизни отдельно взятого человека. Каждый человек значительную часть своей жизни посвящает коммуникационной деятельности: общению с другими людьми, усвоению культурного наследия, самовыражению в речи или письме. Социально-коммуникационные процессы являются условием и предпосылкой существования всякого человеческого общества.
Информационные ресурсы, информационные технологии и информационная инфраструктура в совокупности образуют информационное пространство современного общества. Это информационное пространство является системообразующим фактором всей общественной жизни, фундаментальным основанием современной политики государств во всех ее областях, сферой реализации информационно-коммуникативной функции.
Традиционный рыночный тип хозяйствования, основу которого составляет индустриальный способ производства, трансформируется под влиянием достижений научно-технической и информационно-коммуникационной революции. Особое значение в условиях становления информационного общества приобретают информационные технологии как сфера приложения интеллектуального труда, которые являются предметом регулирования со стороны права интеллектуальной собственности, а в первую очередь авторского права [1].
Так, например, Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации» [2] и «Об участии в международном информационном обмене» [3] специально не затрагивают отношений, регулируемых Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» [4] (см. ст. 1 каждого из упомянутых Федеральных законов). В ст. 18 Федерального закона «Об информации» указывается, что право авторства и право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут принадлежать разным лицам, и собственник информационной системы, технологии и средств их обеспечения обязан защищать права их автора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом конкретизации предмета регулирования также действуют Законы Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» [5] и «О правовой охране топологий интегральных микросхем» [6] (оба приняты 23 сентября 1992 г. за N 3523-1 и N 3526-1 соответственно). Указанные акты регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием объектов авторского права: произведений науки, литературы и искусства, а также фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). К объектам авторского права Законы относят такие основополагающие элементы информационных технологий, как программа для ЭВМ, база данных для ЭВМ [7] и топология интегральных микросхем [8].
Использование информационных технологий имеет место в большинстве отраслей российской экономики и сфер общественной жизни, что находит свое закрепление в нормативно-правовых актах различного уровня. Чем сильнее зависимость отрасли экономики от информационных технологий, тем больше количество специальных предметных нормативно-правовых актов. В основном это акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Федерации. Меньше существует постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и указов Президента Российской Федерации. Однако и в ряде федеральных законов имеется упоминание о процессах информатизации, использовании информационных технологий, систем и ресурсов в отраслях экономики и государственной деятельности [9].
Как и всякое достижение науки, информатизация общества несет в себе как позитивное, так и негативное начало. Высочайшая степень автоматизации, к которой стремится современное общество, ставит его в зависимость от степени безопасности используемых им информационных технологий, от которых, в свою очередь, зависят благополучие и даже жизнь множества людей.
В связи с массовой компьютеризацией информационных процессов, увеличением ценности и значимости информационных ресурсов особую остроту принимает проблема надежной защиты информации, циркулирующей в критически важных информационных системах, т. е. предупреждение ее искажения и уничтожения, несанкционированной модификации, злоумышленного получения и использования. Получившие известность факты красноречиво свидетельствуют об актуальности проблемы безопасности новых информационных технологий: каждые 20 секунд в США имеет место преступление с использованием программных средств [10].
Весь мир сегодня озабочен состоянием защиты национальных информационных ресурсов вследствие возможности широкого доступа к ним через открытые информационные сети. Более чем в 80% компьютерных преступлений, расследуемых ФБР, хакеры проникают в атакуемую систему через глобальную сеть Интернет [10].
Интенсивное развитие информационных процессов не могло не вызвать рост противоправных действий. К ошибкам компьютеров, далеко не всегда безобидным, добавилась компьютерная преступность, грозящая перерасти в проблему, экологические, политические и военные последствия которой могут стать катастрофическими. Преступные группы и сообщества начинают активно использовать в своей деятельности новейшие достижения науки и техники. По данным американского Института компьютерной безопасности, в США продолжается рост компьютерной преступности: в 1997 г. она возросла на 16% по сравнению с 1996 г. При этом общая сумма причиненного ущерба составила 136 млн. долларов, что на 36% больше, чем в 1996 г. Потери от хищений и повреждений компьютерных данных оцениваются в 100 млн. долларов в год, при этом точная статистика компьютерных преступлений не поддается учету [10].
Особую опасность представляют возможности «информационного терроризма» с использованием глобальных компьютерных сетей, предотвращение которых затруднительно, а ликвидация последствий чрезвычайно дорога.
Человеческое общество использует четыре основных ресурса: природные богатства, труд, капитал и информацию (постоянно обновляющиеся теоретические знания и различного рода сведения, в том числе практические навыки, которыми владеют люди). Три первых вида ресурсов являются главными факторами производства, четвертый — необходимым условием их эффективного использования.
Современную цивилизацию сотворил печатный станок, который сделал информацию достоянием многих, а чтение — творческим процессом. Первым технологическим достижением, открывшим путь к информационному обществу, явилось изобретение в XV в. печатного станка. Библия, напечатанная И. Гуттенбергом, приоткрыла дверь в культурное пространство, передвижение в котором привело человечество через 500 лет в информационный век.
Вторым технологическим изобретением, революционно изменившим способ обмена информацией, стал телефон. Сегодня сотни миллионов людей общаются с помощью телефонной связи.
Третью революцию в обмене информацией совершило радио. До изобретения радио воздействие, оказываемое человеком на человека, носило локальный характер. С появлением радио время и расстояние перестали быть препятствием, одновременно театром информационно-психологического противоборства стал весь мир. При этом границы для ведения пропаганды, воздействия на умы людей фактически перестали существовать, почти полностью исключались также контроль и цензура над ней со стороны того государства, население которого избиралось объектом воздействия. Крупные государства сразу же превратили радиовещание в активный инструмент своей внешней политики.
Четвертую информационную революцию совершило телевидение. Оно позволило массе людей приобщиться к общественному информационному богатству путем зрительного восприятия. Человечество стало жить в «электронном океане» социальной информации, появилась возможность оперативно получать видеоинформацию из любой страны мира.
Пятую информационную революцию совершили на наших глазах персональный компьютер и телекоммуникационные сети. Соединение персональных компьютеров с телекоммуникационными сетями дало развитие информационным технологиям с невиданными ранее возможностями. Компьютерные и телекоммуникационные сети («сетевой компьютинг») открыли доступ к мировым информационным ресурсам.
По оценкам психологов, только 15 — 25% населения способно критически усваивать информацию, а до 75% людей обладают повышенной внушаемостью [10]. Вследствие этого применение современных средств и способов массовой информации обеспечивает управляемость обществом. С помощью такого информационного управления возможны изменения политической карты мира и сложившегося соотношения между геополитическими центрами сил.
Деятельность, которая приводит к господству в области культуры, начинается с экономических акций, с проникновения иностранного капитала в систему СМИ, и, в частности, в сферу национального телевидения. Уже сейчас в России работает более 1000 негосударственных теле — и радиокомпаний, треть из них явно или неявно имеет зарубежную финансовую поддержку.
Для политической системы нашей страны сегодня несомненную опасность представляют внешние информационные и духовно-психологические угрозы. Как отмечено в утвержденной Указом Президента Концепции национальной безопасности, новые для России моменты, определяемые сложившейся международной обстановкой, создают прямую угрозу геополитическим интересам страны, поскольку «имеет место целенаправленное сознательное вмешательство иностранных государств и международных организаций во внутреннюю жизнь народов России».
Весьма показательным, вызывающим обоснованную тревогу патриотической общественности примером реализации сегодня на территории России концепции информационного управления является целенаправленное стимулирование центробежных сил в образовании. Это отчетливо проявляется, например, в выхолащивании отечественной истории и литературы на страницах ряда учебников, выпущенных в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России», финансируемой зарубежными фондами. В итоге вследствие перекосов в преподавании истории нарушаются целостность и объективность исторической последовательности в сознании общества, искажается мировосприятие подрастающего поколения. (Депутатами Государственной Думы в связи с этим в 1999 г. было принято специальное обращение к Правительству России.) Однако и в настоящее время в этом аспекте мало что изменилось.
В борьбе за сферы экономического и политического влияния акцент с применения военной силы все больше смещается на использование незаметных и гибких средств, таких, как контроль и управление информационными ресурсами государств. Политическая, социальная и культурная ориентированность информационных источников, их техническое оснащение дают возможность при фильтрации информационного потока придавать ему желаемое направление. При этом конечным ориентиром фильтрации и направленности информационного потока является создание заданного стереотипа общественного сознания и управление им государственными, политическими, военными, идеологическими и иными структурами. Так, например, Концепция «Соперничество», сформулированная в США в 1986 г., констатирует: «Посредством правдивой и ложной информации об экономике, управлении, о вооруженной борьбе можно достичь целенаправленного регулирования процессов принятия необходимых для нас решений руководством другого государства» [10]. В итоге возникает этап некоего «информационного колониализма», в котором власть основана и осуществляется через средства коммуникации, путем управления информационными потоками.
Таким образом, формирующееся информационное общество выдвигает новые требования к обеспечению национальной безопасности. Теперь она определяется в значительной мере защитой интересов личности, общества и государства в информационной сфере [11].
Опыт развитых стран, уже вступивших в информационную цивилизацию и достигших впечатляющих успехов в научно-техническом прогрессе, экономике и повышении уровня жизни, показывает, что правовое демократическое государство должно строиться по принципу взаимодействия пяти независимых властей: законодательной, исполнительной, судебной, власти информации и власти интеллекта, причем последние две власти должны пронизывать все остальные. Здесь власть информации означает свободу печати, гласность, обилие общедоступных банков данных; реализуется, в частности, через системы спутникового телевидения, осуществляющие всемирный круглосуточный поток новостей (корпорация CNN International и т. п.). Власть интеллекта реализуется жестким отбором в руководящие звенья всех уровней наиболее подготовленных, компетентных специалистов во всех сферах: законодательной, исполнительной, судебной и информационной.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что институт информационного общества является важнейшим элементом структуры политической системы. Роль данного института в политической системе определяется такими основными аспектами, как:
1) экономический — первичной становится не стоимость труда, а стоимость знаний. Наряду с традиционными формами собственности все большее значение приобретает накопление информационного богатства, что обусловливает и специфику политических отношений в обществе;
2) коммуникативный — возникновение качественно новых условий, необычайное усложнение социально-экономических, коммуникационных, межличностных связей. Информационное общество предполагает новые, информационные методы и средства взаимодействия между субъектами политических отношений;
3) обеспечение безопасности в информационной сфере — указанные выше два аспекта обусловливают значительную актуализацию проблемы информационной безопасности в рамках политической системы общества. Это определяется как возрастающей ценностью информации в качестве объекта права собственности, так и спецификой информационных методов и средств взаимодействия между субъектами политических отношений (например, информационная экспансия или информационный шпионаж, с одной стороны, и меры по обеспечению информационной безопасности — с другой);
4) управленческий (с учетом особенностей вышеизложенных трех аспектов) — характеризуется широким внедрением новых форм организации и методов управления, усилением значимости информационных методов управления обществом в целом, общественными объединениями, государственными органами и отдельными лицами. Особую роль приобретает государственное управление информационными процессами по обеспечению субъективных прав в сфере информационных отношений.
Литература
1. Подробней об этом см.: Наумов В. Б. Право и Интернет: Очерки теории и практики. М., 2002.
2. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 8. Ст. 609.
3. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 28. Ст. 3347.
4. Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (в ред. Федеральных законов от 19 июля 1995 г. N 110-ФЗ, от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1242.
5. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (в ред. Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 177-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2325.
6. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. Федерального закона от 9 июля 2002 г. N 82-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2328.
7. Статья 4 Закона «Об авторском праве и смежных правах» (программа для ЭВМ — объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения; база данных — объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и т. д.), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ)).
8. Статья 1 Закона «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (топология интегральной микросхемы — это зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними; интегральная микросхема — это микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, предназначенное для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме и (или) на поверхности материала, на основе которого изготовлено изделие).
9. Наумов В. Б. Право и Интернет: Очерки теории и практики. М., 2002.
10. Информационное общество: информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность. СПб.: СПб. университет, 1999.
11. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента от 9 сентября 2000 г. N ПР-1895) // Российская газета. 2000. 28 сент.
——————————————————————