Общественная безопасность: теоретико-методологические аспекты

(Демин И. В.) («Юридический мир», 2007, N 6)

ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

И. В. ДЕМИН

Демин И. В., кандидат юридических наук.

Исследование проблем общественной безопасности, как и всякая познавательная, интеллектуальная деятельность, требует четкой проработанности используемого понятийно-категориального аппарата. Ведь отсутствие согласованных понятий и научных категорий в обеспечении общественной безопасности делает этот процесс менее эффективным, более двусмысленным и противоречивым. Научный анализ сути и содержания общественной безопасности, характеристика правового регулирования совокупности отношений в сфере обеспечения общественной безопасности, а с этих позиций и объективная оценка ее назначения чрезвычайно важны, поскольку в итоге направлены на совершенствование деятельности субъектов обеспечения общественной безопасности, в том числе органов внутренних дел. Прежде всего следует остановиться на общих подходах к определению понятия «безопасность». Наиболее обобщенное понятие «безопасность» употребляется применительно ко многим процессам. Оно отражает не только присущие конкретному случаю специфические признаки безопасности субъекта или объекта, но включает в себя нечто общее, что и позволяет использовать это понятие в различных областях. В Толковом словаре В. Даля «безопасность — отсутствие опасности; сохранность, надежность». В советскую эпоху в академическом Словаре современного русского языка это понятие трактовалось так же, но в несколько урезанном виде, как отсутствие опасности, сохранность. Однако применительно к предмету нашего исследования данного лингвистического толкования понятия безопасности явно недостаточно, поскольку под отсутствием опасности как бы подразумевается возможность достижения подобной идеальной ситуации. Но в реальной жизни всегда существовали, существуют и будут существовать опасности самого различного характера. Поэтому категория «безопасность» не абсолютна, а только относительна и смысловое значение приобретает только в связи с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающего мира. В 1992 г. впервые в истории нашей страны был принят Закон Российской Федерации «О безопасности». В соответствии с этим Законом безопасность рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз <1>. Данный Закон закрепил принципиально новый для нашей страны качественный поворот в подходе к проблеме безопасности, означающий конец игнорированию обеспечения и защиты интересов личности и общества. ——————————— <1> Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г., 25 июля 2006 г., 2 марта 2007 г.). Ст. 1.

Закон в качестве основных объектов безопасности выделяет личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность. Декларируемое положение является достаточно объемным по содержанию, однако представляется несколько противоречивым. Анализ показывает, что нередко государственные интересы входят в противоречие с интересами личности, а также общества. Государственные структуры ограничивают сферу деятельности различных сообществ, их материальную базу через обложение налогами и рядом других способов. Это позволяет держать под контролем институты гражданского общества. В силу этого норма о защите безопасности личности, общества и государства нуждается в существенном уточнении и дальнейшей разработке. Впоследствии в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г. впервые появился термин «национальная безопасность», а его определение дано в первом Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности» 1996 г. <2>. В этом документе сказано: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства». ——————————— <2> О национальной безопасности. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1996. С. 3 — 4.

Данное определение фактически идентично определению понятия «безопасность» в Законе «О безопасности» 1992 г., поскольку совокупность жизненно важных интересов личности, общества, государства и составляет национальные интересы. К тому же основополагающий документ в этой области, впоследствии утвержденный Президентом Российской Федерации в 1997 г., а в новой редакции в 2000 г., называется Концепцией национальной безопасности Российской Федерации. Анализ показывает, что структура Концепции полностью соответствует основным положениям Закона «О безопасности» 1992 г. В соответствии с положениями существующей нормативно-правовой базы определение понятия «национальная безопасность» выглядит следующим образом: национальная безопасность, или безопасность нации, есть защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны. С развитием и усложнением общественных отношений понятие «безопасность» стало отражать возникающие социальные (научно-технические, культурные и т. д.) аспекты данной проблемы путем дифференциации собственного содержания, проявляющейся в конкретных видах безопасности: личной, общественной, информационной, экономической и т. д. Дифференциация конкретных видов безопасности в современной науке проводится по так называемому предметно-охранительному признаку: если предметом охраны является состояние экономического развития страны, то можно выделять экономическую безопасность; если информационные ресурсы, то — информационную безопасность и т. д. В связи с этим следует отметить, что недостаточная теоретическая проработка вопросов безопасности отражается и в том, что до сих пор идут споры о возможности использования словосочетания «национальная безопасность». Проблема, по сути дела, кроется в том, что в нашем языке можно образовать прилагательное «национальный» от двух существительных: «нация» и «национальность». Отсюда возникает неоднозначность подходов в понимании термина «национальная безопасность». Следует подчеркнуть, что в тех случаях, когда понятия уже закрепились в научном сообществе и к ним привыкли в практическом использовании, словосочетание с прилагательным «национальный» не вызывает вопросов. Так, говоря о национальном доходе, о национальной экономике, все понимают, что речь идет не о доходах или экономике лиц отдельной национальности, а об общенародном доходе, общенародной экономике. Однако, когда используют понятие «национальная политика», всем ясно, что речь идет о политике в отношении людей различных национальностей. С этой точки зрения использование словосочетания «национальная безопасность» может быть оправданным. Нужно только четко понимать, что в этом понятии речь идет об общенародной безопасности, а чтобы к этому быстрее все привыкли, как, например, к понятию «национальное богатство», видимо, следует чаще использовать его в виде словосочетания «безопасность нации», «безопасность российского общества», «общественная безопасность», наконец. В конечном итоге в силу специфики восприятия этнической составляющей понятия «национальная безопасность» в отечественном сознании, возможно, следует заменить это словосочетание понятием «общественная безопасность». В данном случае не вызывает сомнения тот факт, что безопасность общества в широком смысле включает в себя безопасность государства, личности и всех элементов, напрямую не входящих в состав государства. Тогда потребуется привести в соответствие с принятым подходом все нормативные правовые акты, исключив понятие «национальная безопасность», и, более основательно раскрыв в научном плане понятие «общественная безопасность», закрепить его в соответствующих нормативных актах. Как видим, понятие «безопасность», имея историко-философские корни, видоизменяясь в своем содержании, не теряло своей сущности, которую можно отождествить с основной (типической, устойчивой) его характеристикой — обеспечением безопасности жизнедеятельности человека и общества от различного рода опасностей или угроз. В нормативно-правовом плане в соответствии с Законом Российской Федерации 1992 г. «О безопасности» безопасность РФ подразделяется в зависимости от местонахождения источника опасности на два типа — внутреннюю и внешнюю безопасность. В основе такого деления лежат территориальные границы между государствами. Сейчас, в условиях глобализации и интернационализации всех сторон общественной жизни, грань между внутренней и внешней безопасностью весьма размыта, а многие угрозы — международный терроризм, наркобизнес, экологические и природные катастрофы — порой трудно привязать к какому-то единому источнику. Тем не менее такое деление представляется весьма полезным как с теоретической, так и с практической точки зрения, поскольку прежде всего оно позволяет четко классифицировать те или иные концептуальные подходы к решению проблем обеспечения национальной безопасности. Кроме того, деление на внутреннюю и внешнюю безопасность необходимо и для осознания того, что при обеспечении внутренней безопасности требуются совершенно другие методы, формы и способы, чем при обеспечении внешней безопасности. Основные направления обеспечения внутренней безопасности России в настоящий период закреплены в Концепции национальной безопасности, а также в ежегодных посланиях Президента РФ последнего периода. Они включают решение следующих задач: принятие всех возможных мер для становления России как ведущей мировой державы; успешное осуществление рыночных реформ; снижение остроты социальных противоречий; обеспечение защиты российских духовных, интеллектуальных и культурных ценностей; укрепление оборонного потенциала; формирование демократического правового федеративного государства; недопущение обострения социального и политического противостояния, создающего опасность политических кризисов, могущих перерасти в военные конфликты; достижение общественного согласия, здорового социально-психологического и нравственного климата в обществе; надежная защита жизни, здоровья, имущества, прав и свобод человека; создание достойных условий его существования, а также условий существования и развития семьи как ячейки гражданского общества и ее государственная поддержка; повышение эффективности и уровня образования в России. Понятие внутренней безопасности имеет обоснование в научной литературе и в социально-философском аспекте. Так, С. Г. Барсегян определяет внутреннюю безопасность как «динамическое состояние и свойство системы «личность — общество — государство», возникающее в процессе и результате деятельности специально уполномоченных государственных и общественных органов по защите от внутренних угроз и опасностей, при котором гарантирована реализация основных прав и свобод личности и общества, законных интересов государства, а их развитие происходит на стабильной правовой основе» <3>. В данном случае автор сужает рамки угроз безопасности личности, обществу и государству до пределов государственной территории. В отличие от этого подхода общественная безопасность предполагает всесторонний учет угроз не только внутреннего, но и внешнего характера. Таким образом, отождествление понятий «внутренняя безопасность» и «общественная безопасность» представляется необоснованным. ——————————— <3> Барсегян С. Г. Правоохранительные органы как фактор внутренней безопасности общества (социально-философский анализ): Автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2001. С. 7.

В дополнение к изложенному выше можно утверждать, что существует и еще один законодательно закрепленный вид безопасности, называемый безопасностью Российской Федерации. Так, в соответствии с Федеральным законом <4> на органы федеральной службы безопасности возложена функция обеспечения государственной безопасности. На основании статьи 1 указанного Закона федеральная служба безопасности — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям <5>: контрразведывательная деятельность; борьба с терроризмом; борьба с преступностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности. ——————————— <4> См.: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 15 апреля, 27 июля 2006 г.). <5> Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности». Ст. 8.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что Закон «О безопасности» четко не разделяет компетенцию государственных органов по защите каждого из указанных в нем основных объектов безопасности: личности — ее прав и свобод; общества — его материальных и духовных ценностей; государства — его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности. Вместе с тем базовые нормативные правовые акты, регламентирующие компетенцию правоохранительных органов РФ, свидетельствуют, что защита конституционного строя, суверенитета и государственной целостности РФ — преимущественно в сфере компетенции Федеральной службы безопасности, Министерства обороны, криминальной милиции. Более сложной представляется защита прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества. При этом данная функция явно не может быть реализована в рамках названной выше внутренней безопасности, так как права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества очень разнообразны. Они могут быть реализованы не только в рамках правового поля и государственного механизма, но и через институты гражданского общества. К тому же данные институты могут быть не только пассивными исполнителями правовых предписаний, но и сами способны активно влиять на формирование правовых и других социальных норм и даже способствовать в их реализации. В этой связи в научном обороте и в правоприменительной практике появилось понятие «общественная безопасность», употребляемое в юридической литературе и в официальных документах сравнительно недавно для характеристики состояния, при котором защищены различные жизненно важные интересы общества, до минимума снижена опасность реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз и обеспечиваются возможности для прогрессивного развития личности и общества. Данное понятие отражает управленческие и правовые (административно-правовые, информационно-правовые) аспекты, а обеспечение общественной безопасности связывается с установлением и реализацией системы нормативных правовых актов как гарантий защищенности личности и общества, обеспечения их безопасной жизнедеятельности, прав и свобод. Анализ определений понятия общественной безопасности, приведенных в современной научной литературе, позволяет сделать следующие выводы: во-первых, все определения, отражая различные аспекты, концентрируют внимание на одной из его содержательных сторон — уровне защищенности кого-либо или чего-либо от различного рода угроз; во-вторых, после введения в научный оборот понятия «национальная безопасность», как уже было сказано выше, наблюдается тенденция к конкуренции последнего с понятием общественной безопасности, что обусловило актуальность выявления соотношения содержания этих понятий. На основе вычленения элементов, характеризующих общественную безопасность у некоторых авторов (вид социальной безопасности, которая законодательно не всегда определена; субъекты защиты — личность, общество, государство; предмет посягательства — общественный порядок, порядок использования объектов повышенной опасности; источник угрозы — чрезвычайные ситуации социального, природного и техногенного характера, противоправные посягательства на общественный порядок), В. Н. Васин определяет понятие общественной безопасности как «состояние обеспеченности общества мерами охраны и механизмом их реализации от преступных посягательств, антропогенных воздействий природной среды, аварий и катастроф» <6>. ——————————— <6> Васин В. Н. Право на общественную безопасность: Монография. П., 1999. С. 84.

Отмечая бесспорную ценность указанных точек зрения на общественную безопасность и очевидный шаг вперед в познании данного явления в целом, нельзя не заметить, что при различных подходах к оценке и уяснению исследуемого понятия авторы приведенных концепций пришли в некотором роде к одному и тому же выводу. А именно: основными объектами общественной безопасности являются личность, общество, государство. Поэтому речь идет об общественной безопасности в широком ее понимании.

——————————————————————