Консолидация усилий ответственных за реализацию государственной антинаркотической политики структур и населения

(Зайцев С. П.) («Законность», 2013, N 8)

КОНСОЛИДАЦИЯ УСИЛИЙ ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА РЕАЛИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ СТРУКТУР И НАСЕЛЕНИЯ

С. П. ЗАЙЦЕВ

Зайцев Сергей Петрович, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, государственный советник юстиции 1 класса.

На основе опыта работы органов прокуратуры РФ автор пишет об актуальных проблемах противодействия наркомании.

Ключевые слова: наркомания, антинаркотическая политика, профилактика, контроль, противодействие.

Concerted actions of institutions and population responsible for implementation of the state anti-drug policy S. P. Zaitsev

Based on the experience of work of the Russian prosecutorial authorities, the author writes about topical issues of combating drugs.

Key words: drug addiction, anti-drug policy, prevention, control, combating.

Незаконный оборот наркотиков остается одной из острейших проблем, представляющих высокую общественную опасность для личности, общества и государства. Ежегодно возбуждаются тысячи уголовных дел, тоннами изымаются наркотические средства. Медицинские учреждения пролечивают, спасают от передозировки тысячи пациентов. Государство все больше и больше выделяет средств на систему противодействия наркоэкспансии. А ситуация практически не меняется. В условиях чрезвычайно высокой латентности наркомании, как правило, на учет ставятся лица, попавшие в поле зрения правоохранительных органов, с уже сформировавшейся зависимостью от наркотиков. При этом система активного выявления наркологических больных, в том числе на ранних стадиях заболевания, фактически не действует. Ситуация осложнена все большим вовлечением в наркооборот несовершеннолетних и женщин, а также неснижающимся уровнем смертности от отравления наркотиками, суицидов наркозависимых лиц, от ВИЧ и иных сопутствующих наркомании заболеваний. Так, в Приволжском федеральном округе из более чем 20 тыс. лиц, привлеченных в 2012 г. к уголовной ответственности за криминальный оборот наркотиков, 85% — лица в возрасте от 18 до 39 лет, 12,5% — женщины, около 250 — несовершеннолетние. Средний возраст людей, начинающих употреблять наркотические средства и психотропные вещества, составляет 14 лет. От отравления наркотиками в 2012 г. скончалось 932 человека. Приходится констатировать, что действующие схемы наркотрафика, сбыта наркотиков не только на улицах, но и в школах, клубах, на предприятиях формируют крупномасштабный поток наркопотребления. Незаконный оборот наркотиков построен на законе рынка — «спрос рождает предложение». Чем больше изымается из незаконного оборота наркотиков при сохранении спроса на них, тем выше их стоимость и тем еще более привлекательным становится регион для очередных наркопоставок. Как правило, наркосиндикаты легко и быстро восстанавливают свои ряды, в первую очередь за счет наркозависимых, которые вовлекают в потребление новичков и становятся очередными наркодилерами. Одновременно на фоне увеличения стоимости «зелья» множится число преступлений, совершаемых в целях добычи средств на очередную дозу. В то же время формализм, разобщенность в действиях всех ответственных за реализацию государственной антинаркотической политики структур нередко приводят к отсутствию ощутимых результатов, а принимаемые ими меры не отвечают масштабам наркоугрозы. Как правило, в организации такой работы до сих пор не используется подход, рассматривающий наркопреступность как единую и взаимосвязанную систему нелегального производства наркотиков или их контрабандного ввоза, сбыта, хранения и потребления. Работа по противодействию этому злу в основном ведется по принципу бесконечной «ловли тысяч комаров на болоте вместо элементарного его полного осушения» (Нильс Бейрут — шведский психиатр-нарколог). В этих условиях на первый план выходит задача, не ослабляя натиск на криминал и совершенствуя методы лечения наркозависимых, организовать реально работающую систему профилактики, направленную в первую очередь на уменьшение спроса на наркотики, а также на удержание уже затронутых наркозаразой людей от полной зависимости, преступности и социальной недееспособности. Принимаемый комплекс мер должен быть сориентирован на широкую разъяснительную работу, обеспечение неотвратимости наказания, повышение мотивации к прохождению реабилитации от наркозависимости и создание условий для этого. В рамках этой работы нужно создавать обстановку нетерпимости противоправного поведения, кардинально повышать активность и результативность работы правоохранительных органов, обеспечивая реальное взаимодействие с общественностью и населением. Все эти действия должны сопровождаться социальной рекламой об опасности употребления наркотиков, о возможности реабилитации, информированием населения о результатах работы. При этом наркопотребитель не должен рассматриваться как отторгнутый обществом субъект. Эти люди должны стать объектом активной совместной работы правоохранительных органов, медицины, социальных служб и общественности. Потребление наркотиков должно стать крайне неудобным в обществе. В то же время государство и общественные институты должны быть готовы и обязаны: принять каждого, кто решил покончить с зависимостью, и оказать ему всемерную помощь. В связи с этим представляется необходимым в полной мере задействовать примечание к ст. ст. 6.8, 6.9 КоАП РФ и в каждом случае предлагать доставленному наркопотребителю освобождение от наказания в случае добровольного лечения. На этой стадии важно обеспечить не только четкую работу медицинских и общественных организаций по оказанию помощи в прекращении наркотизации, но и наступательную работу по выявлению источников сбыта наркотиков. Те, кто сознательно избрал иной путь, должны знать, что их поведение противоправно и они обязательно будут осуждены обществом и подвергнуты воздействию со стороны государства. В этой работе необходимо задействовать потенциал общественных организаций антинаркотической направленности. Нужно сделать так, чтобы после получения необходимой медицинской помощи человек не оставался один во враждебной ему среде. Именно здесь общественные организации должны подключаться и работать индивидуально с каждым наркоманом. Одновременно требуется обращать внимание и на те случаи, когда родители, имеющие малолетних детей, уличаются в употреблении, изготовлении и сбыте наркотиков в домашних условиях. Дети фактически находятся в опасной для них ситуации, и оставлять их в таком положении нельзя. Важно усилить контроль за лицами, осужденными за незаконный оборот наркотических средств и их прекурсоров условно. Прокурорские проверки показали, что из числа осужденных в Приволжском федеральном округе, на которых возложена обязанность пройти курс лечения от наркомании, 147 лиц (7%) без уважительных причин не выполнили эту обязанность. Реклама наркотических веществ и их употребления является серьезным фактором воздействия на общественное сознание. Через сеть Интернет идет мощная пропаганда наркотиков. Реализация наркотических средств через различные социальные сети и специально созданные сайты достигла небывалых масштабов. В сложившейся ситуации прокуроры наращивают усилия. Например, в Самарской области количество исковых заявлений к интернет-провайдерам об ограничении доступа к интернет-сайтам, содержащим информацию о распространении наркотиков, увеличилось с 360 в 2011 г. до 1207 в 2012 г. На подобную работу должны быть нацелены подразделения ФСКН России, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Нельзя оставлять без внимания и розничную торговлю, где нередко можно встретить изделия с изображением марихуаны («канабиса»): шапочки, ремни, шкатулки, портсигары и т. п. Нередко подобные изображения есть даже на школьных принадлежностях. Серьезного осмысления требует административная практика в сфере незаконного оборота наркотиков, которая зачастую сводится к применению незначительных штрафов, остающихся в большинстве своем не оплаченными. Какого-либо эффекта от такого наказания нет. Ни о каком обеспечении принципа неотвратимости наказания лиц, употребляющих наркотики либо участвующих в их незаконном обороте и уклоняющихся от уплаты штрафов, говорить не приходится. Всего в Приволжском федеральном округе в 2012 г. к административной ответственности по ст. ст. 6.8, 6.9 КоАП привлечены лишь чуть более 23 тыс. человек, в то время как только на учетах в наркологических учреждениях округа состоит 124 тыс. наркопотребителей. Немаловажно отметить, что успешная работа в сфере противодействия наркомании зачастую зависит от обеспеченности финансированием реализуемых мероприятий. Существующие проблемы недофинансирования региональных и муниципальных целевых программ указывают на то, что уже назрела необходимость принятия на федеральном уровне нормативов минимального объема финансового обеспечения программ, реализуемых в указанной сфере, рассчитываемого исходя из степени распространенности заболеваемости наркоманией на 100 тыс. населения. При этом следует обращать внимание и на качество этих программ, а также на то, что в профилактическую работу должны быть вовлечены все ответственные за реализацию государственной антинаркотической политики структуры, общественные организации, средства массовой информации, население. В борьбе с наркопреступностью без эффективной и гласной деятельности правоохранительных органов, поддерживаемой населением, нельзя рассчитывать на успех. Однако, как показывает практика, нередко на местах не только не отрабатывается необходимая система сбора, накопления и анализа информации о наркоситуации, о реализации мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике наркомании, но и нет продуктивного взаимодействия правоохранительных структур с органами государственной власти, местного самоуправления, контролирующими органами. Одной из нерешенных проблем в правоохранительной деятельности является разобщенность в работе силовых структур. Полномочия по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ фактически возложены на 4 ведомства (ФСКН России, ФТС России, ФСБ России, МВД России). Зачастую подразделения наркоконтроля и органов внутренних дел самоуспокаиваются и довольствуются собственными показателями и представлениями о ситуации, пренебрегая объективными данными. А главным фактором, сдерживающим объединение усилий, являются сугубо ведомственные интересы и традиционная закрытость органов правоохраны, что не может не сказаться на результативности работы. Например, в Приволжском федеральном округе в истекшем году отмечается снижение результатов противодействия наркопреступности по многим основным позициям. При отсутствии каких-либо объективных предпосылок на 7% сократилось число установленных фактов наркосбыта, а также на 17% — изобличенных наркосбытчиков. Снижена активность по выявлению фактов склонения к потреблению наркотиков, их контрабанды, уменьшился и объем изъятых наркотических средств. Усилиями всех правоохранительных органов округа выявлено только 28 фактов легализации доходов от криминального наркооборота. В сложившихся условиях крайне необходима координация усилий всех правоохранительных структур, их слаженное взаимодействие. В целях улучшения взаимодействия правоохранительных органов, например, в Саратовской области по предложению прокуратуры области подписано соглашение между региональными управлениями ФСКН России, ФСБ России, МВД России о создании при областном управлении ФСКН совместной электронной базы данных неустановленных сбытчиков наркотических средств, в которой аккумулируются сведения об обстоятельствах совершения преступлений. Представляется целесообразным организовать проведение совместных мероприятий по выявлению и пресечению фактов организованного сбыта наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в местах массового досуга молодежи. При этом необходимо обращать внимание на случаи распространения не только наркотических, но и иных одурманивающих веществ, например закиси азота, курительных смесей и т. п. Правоохранительные органы должны быть ориентированы на выявление преступлений в сфере легального оборота наркотиков, особенно так называемой аптечной наркомании. При этом роль органов прокуратуры заключается в обеспечении постоянного мониторинга состояния контрольно-разрешительной деятельности и систематических проверках объектов, осуществляющих легальный оборот указанных средств и веществ, в муниципальных образованиях с наиболее сложной наркоситуацией, особенно в случаях увеличения числа наркоманов, использующих «нетрадиционные» наркотические вещества. Как правило, основную массу лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, по-прежнему составляют граждане, приобретающие наркотики в целях личного потребления. Однако каждый выявленный случай незаконного оборота наркотиков в ходе правоохранительной работы зачастую не рассматривается как составной эпизод организованной криминальной деятельности. Кроме того, непринятие мер к обоснованному выделению и возбуждению уголовных дел из материалов о приобретении наркотиков не способствует установлению источников происхождения наркотических средств. Погоня за раскрываемостью также не способствует желанию сотрудников правоохранительных органов выявлять, регистрировать, а затем работать по неочевидным преступлениям. В то же время лишь незамедлительные меры по тщательной оперативно-следственной проверке и установлению источников поступления и сбыта наркотиков, выявлению причастных к этому лиц позволят существенно повлиять на состояние преступности в указанной сфере. Так, в результате четкого взаимодействия органов внутренних дел Оренбургской и Саратовской областей с пограничным управлением ФСБ по Оренбургской области, а также компетентными органами Республики Казахстан в рамках расследования уголовного дела по факту так называемого неочевидного сбыта, выделенного органом дознания в отношении лица, привлеченного к уголовной ответственности за хранение наркотиков, была изобличена группа, которая занималась поставками марихуаны из Казахстана в Оренбургскую, а затем Саратовскую область, где организовала ее сбыт. Из незаконного оборота изъято более 70 кг марихуаны и 1,5 кг гашиша. Действия преступников (всего 6 человек) наряду с другими составами квалифицированы по ч. ч. 1 и 2 ст. 210 УК РФ. На наш взгляд, наиболее результативно осуществляется работа там, где при прокурорах созданы межведомственные рабочие группы по противодействию незаконному обороту наркотиков, которые позволяют изучать в полном объеме обстановку на местах, оперативно выявлять проблемы и вырабатывать меры по их устранению, повышают уровень координации и взаимодействия всех заинтересованных структур в решении практических вопросов. Очевидно, что к работе таких групп необходимо привлечь всех субъектов борьбы с наркопреступностью и профилактики наркомании, что позволило бы решать задачи не только правоохранительного характера, но и связанные с выработкой и реализацией мер по сокращению спроса на наркотики. Реализация выработанных группой мер должна происходить при участии всего населения региона, того или иного города, поселка и т. п. Предлагаемые меры уже реализуются в некоторых регионах, входящих в Приволжский федеральный округ. К примеру, в целях консолидации усилий всех органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов, организаций и населения в марте — апреле 2013 г. в Нижегородской области по инициативе областной прокуратуры был проведен месячник антинаркотических мероприятий «Мы выбираем жизнь». Посредством организации «телефона доверия» и размещения ящиков приема сообщений о местах распространения наркотиков было получено свыше 2,5 тыс. анонимных обращений граждан о фактах незаконного наркооборота. По его результатам правоохранительными органами области возбуждено 541 уголовное дело, почти 1,7 тыс. дел об административных правонарушениях, подвергнуто административному аресту 908 лиц, ликвидировано 35 наркопритонов <1>. Так, в результате организованной прокуратурой Ленинского района Нижнего Новгорода проверки была подтверждена достоверность анонимного сообщения о содержании притона в общежитии, полученного из размещенного в торговом центре ящика приема сообщений о местах распространения наркотиков. Всего в Нижегородской области установлено 650 таких ящиков. ——————————— <1> В рамках акции предусматривался широкий круг мероприятий, направленных на привлечение внимания жителей области к проблемам наркомании, сокращение спроса на наркотики, повышение уровня доверия населения к правоохранительным органам. Организовано более 3 тыс. культурно-массовых и спортивных мероприятий, проведено свыше 4,5 тыс. лекций и бесед с учащимися образовательных учреждений, их родителями и в трудовых коллективах о преимуществе здорового образа жизни.

Незаконный оборот наркотиков — это сфера деятельности организованных групп и преступных сообществ, находящихся нередко под прикрытием коррумпированных сотрудников правоохранительных органов. Между тем без участия службы собственной безопасности ФСКН России управлением ФСБ России по Пензенской области пресечена деятельность преступной группы в составе 5 человек, в которую входили 3 сотрудника центрального аппарата ФСКН России. В Пермском крае выявлен факт, когда один из руководящих работников регионального управления ФСКН информировал лидера таджикской диаспоры, причастного к организации незаконных поставок на территорию края героина, о проводимых в отношении его оперативно-розыскных мероприятиях. Прокуратурой Ленинского района г. Нижнего Новгорода совместно с оперативной службой ФСБ России и службой собственной безопасности МВД России изобличен в криминальном наркообороте весь состав антинаркотического подразделения одного из отделов полиции. Таковы реалии сегодняшнего времени, которые необходимо учитывать при выработке мер по усилению правоохранительной деятельности, одновременно повышая спрос и надзор за деятельностью подразделений собственной безопасности правоохранительных органов. Наркоэкспансия — это вызов всем, это беда, с которой в одиночку не справиться. Нужна консолидация всех сил и четкое взаимодействие. Именно на такую консолидацию государства и общества нацелил Президент РФ, утвердив летом 2010 г. Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. По инициативе управления Генеральной прокуратуры РФ в Приволжском федеральном округе в марте 2013 г. в г. Нижнем Новгороде проведено расширенное межведомственное совещание, на котором были выработаны единый подход к осуществлению антинаркотической деятельности заинтересованными структурами и населением, а также комплекс мер, направленных на повышение эффективности деятельности каждого из ответственных за эту работу ведомств <2>. ——————————— <2> В работе совещания приняли участие прокуроры и руководители правоохранительных органов субъектов Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, высшие должностные лица субъектов Федерации округа, сотрудники Генеральной прокуратуры РФ, представители религиозных организаций и общественности, Председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе.

——————————————————————