Проблемы информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений несовершеннолетних

(Орлова Ю. Р.) («Российский следователь», 2007, N 15)

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Ю. Р. ОРЛОВА

Орлова Ю. Р., ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук.

Важной стороной деятельности по предупреждению преступлений, совершаемых несовершеннолетними и при их участии, являются ее надлежащая организация и научная обоснованность. Данное обстоятельство обусловлено как широким и разноплановым характером деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних, так и вовлечением в нее учреждений разных ведомств (образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел, Министерства юстиции и др.) и органов управления этими учреждениями разного уровня (федерального, субъектов Федерации и муниципального) <1>. ——————————— <1> Специалисты отмечают, что предупреждением правонарушений несовершеннолетних в современных условиях на конкретном территориальном уровне прямо и непосредственно занимаются около 40 различных по своему характеру и ведомственной подчиненности государственных органов, учреждений, предприятий, общественных формирований, отдельных должностных лиц и граждан.

Одним из компонентов организации предупреждения преступлений является его информационно-аналитическое обеспечение, которое связано с получением, преобразованием, анализом, использованием и хранением информации, отражающей реальные явления и процессы, факты и события, связанные с преступностью несовершеннолетних. Специфичность задач и содержания специального предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними, определенная самостоятельность этого направления борьбы с преступностью порождают необходимость в особой группе сведений, которую можно рассматривать как особую криминологическую информацию, а процесс получения, преобразования, анализа, использования и хранения информации, отражающей реальные явления и процессы, факты и события, происходящие в этой сфере, — как процесс криминологического информирования или обеспечения криминологической информацией соответствующих субъектов профилактики. Следует заметить, что термин «информационное обеспечение» достаточно часто используется в современной научной криминалистической литературе <2>. Вместе с тем в современных условиях данный термин все больше приобретает криминологическое значение. И если в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений информационное обеспечение определяется деятельностью субъектов уголовного процесса, органов следствия и дознания, криминальной милиции, экспертно-криминалистических подразделений <3> и в первую очередь направлено на получение из гласных и негласных источников оперативно значимых сведений, их хранение, передачу и использование в целях выявления, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, то информационное обеспечение в криминологическом значении имеет другую сущность (содержание) и других адресатов — потребителей и источников криминологической информации. И поскольку понятие и сущность информационного обеспечения в правоохранительной деятельности определяются характером и видом этой деятельности, то с точки зрения управленческих и криминологических позиций информационное обеспечение в исследуемой теме можно определить как деятельность ряда подразделений (в первую очередь ПДН, УУМ, СУ и др.), направленную на получение криминологически значимой информации, ее хранение, обработку, передачу и использование в целях профилактики, предотвращения и пресечения преступлений, совершаемых несовершеннолетними и при их участии. ——————————— <2> Егоров В. А. Информационные технологии предварительного расследования преступлений // Российский следователь. 2006. N 6. С. 3. <3> Голубовский В. К. Теория и практика информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности подразделений криминальной милиции: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. СПб., 2001. С. 19.

Криминологическая информация, являясь составной частью социальной информации, имеет собственное содержание и особенности, поскольку отражает прежде всего такие негативные стороны социальной действительности, как преступность и иные правонарушения. Она включает в себя сведения о причинах преступлений и условиях, способствующих их совершению, а также о состоянии и эффективности функционирования системы предупреждения преступлений. Криминологическая информация связана с другими видами информации, поскольку использует сведения самых разнообразных отраслей знания (права, экономики, психологии, педагогики, медицины, демографии и др.), так или иначе отражающих криминологические аспекты борьбы с преступностью в целом. Так, сведения демографического и медицинского характера включаются в систему криминологической информации, когда они нужны, например, для прогнозирования динамики преступности несовершеннолетних <4>. ——————————— <4> См. об этом: Аванесов Г. А. Теория и методология криминологического прогнозирования. М., 1972. С. 206; Миньковский Г. М. Понятие и система мер предупреждения преступности в среде молодежи. М., 1971.

Сегодня сложилась ситуация, когда органы внутренних дел являются, в сущности, не только основными потребителями криминологической информации, но и основным источником как первичной, так и вторичной, т. е. переработанной, криминологической информации для других (преимущественно неспециализированных) субъектов предупреждения преступлений. Поэтому от того, как организовано информационное обеспечение данной деятельности в органах внутренних дел, во многом зависит и вся деятельность системы предупреждения преступлений. К сожалению, приходится констатировать, что на сегодня большинство сотрудников ПДН ОВД и ЦВСНП до сих пор ведут письменные журнальные учеты, без использования автоматизированных информационных систем. В этой связи следует подчеркнуть, что информационная политика МВД России в последние годы ограничивалась рамками создания в отраслевых службах и подразделениях собственных информационно-поисковых систем. В то же время отраслевой подход и организационная разобщенность локальных баз данных, стремление сохранить имеющуюся информацию в тайне от других субъектов не создавали предпосылок для эффективного использования всей информации, в том числе и оперативной, в борьбе с преступностью и организации должного взаимодействия между субъектами профилактики <5>. При такой организации практически невозможно интегрировать данные с криминологически значимой информацией и тем более оперативно анализировать накапливаемые сведения. ——————————— <5> Егоров В. А. Информационные технологии предварительного расследования преступлений // Российский следователь. 2006. N 6. С. 3.

Актуальным представляется вопрос совершенствования информационного обеспечения профилактических служб и в свете требований Приказа МВД России от 5 августа 2005 г. N 650, который определяет критерии оценки отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования и ОВД на транспорте, в том числе и таких профилактических служб, как ПДН и УУМ. В соответствии с п. 4 Инструкции основными источниками информации для оценки деятельности ОВД являются: государственная и ведомственная статистическая отчетность, письма и жалобы юридических и физических лиц, представления прокурора и определения судов, а также сведения, характеризующие специфику обстановки, в которой работают ОВД, сведения о ресурсном обеспечении ОВД и т. д. Поэтому создание единой базы криминологической информации позволило бы более объективно оценить деятельность ОВД по профилактике преступлений несовершеннолетних и принять правильные управленческие решения. К сожалению, приходится констатировать, что среди множества учетов МВД до сих пор не предпринималась попытка создать единую базу данных о подростках, доставленных по различным причинам в ОВД, о принятых к ним мерах; о подростках, стоящих на профилактических учетах с указанием оснований постановки на учет; о подростках, склонных к бродяжничеству; о мерах, применяемых к родителям, уклоняющимся от воспитания, обучения и содержания детей, и т. д. Учитывая особую криминальную активность несовершеннолетних в последние годы (только в 2006 г. несовершеннолетними и при их участии было совершено 150264 преступления, из числа зарегистрированных преступлений более 35% относятся к числу тяжких и особо тяжких <6>), существующие особенности и масштабы такого явления, как безнадзорность и беспризорность в России (таких в России по некоторым данным насчитывается около 2 — 3 млн. человек), созданные базы могли бы быть не только регионального, но и общероссийского масштаба. Создание и практическое применение возможностей единой информационно-телекоммуникационной системы ОВД и собственно подразделений по делам несовершеннолетних не только повысило бы эффективность труда сотрудников ПДН при большой экономии времени, но и улучшило бы информационное взаимодействие как между сотрудниками различных подразделений ОВД, так и другими субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. ——————————— <6> Состояние преступности в России за 2006 год. М.: ГИАЦ МВД РФ, 2007. С. 35.

Существенно повысилась бы и эффективность криминологических исследований по вопросам профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, если опираться не только на существующие данные журнальных учетов, но и на специально созданную статистическую обзорную криминологическую базу. По этому поводу профессор В. Н. Кудрявцева справедливо замечает, что «не причины индивидуального противоправного поведения могут объяснить причины правонарушений в целом: наоборот, только совокупность общественных условий жизни людей дает основу для глубокого понимания поведения отдельных личностей» <7>. Именно поэтому знание совокупности общественных условий жизни людей является также крайне необходимым. Вместе с тем ни одна из существующих форм статистической отчетности органов внутренних дел (том числе и форма N 2 — на лицо, совершившее преступление) не может нам дать информацию о совокупности причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними. Таким образом, традиционные статистические учеты, формы сбора, обработки информации, содержание самих форм отчетности требуют существенного пересмотра. ——————————— <7> Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976. С. 28.

Интересной, на наш взгляд, представляется информационно-аналитическая система (ИАС) «Подросток», апробированная в начале 90-х годов на базе УВД областей Центрального Черноземья специалистами ВНИИ А. К. Замориным и В. А. Лелековым. Разработка программы исследования осуществлялась на основе сложившейся в науке и на практике модели несовершеннолетнего правонарушителя, комплекса причин и условий, способствующих противоправному поведению детей и подростков. По существу, проводилось комплексное исследование причин противоправного поведения подростка, в ходе которого изучались: личность подростка, совершившего преступление (отношение к работе, учебе, успеваемость, размер заработка и его расходование, для неработающих — обстоятельства прекращения учебы, работы; сведения о постановке на учет в ИДН (ПДН), наличие шеф-офицера, общественного воспитателя, интересы, склонности, увлечения, характер организации досуга, в том числе летом, и т. д.); семья несовершеннолетнего (наличие отца, матери, братьев, сестер, их характеристики, отношение к воспитанию детей, жилищные и иные социальные условия жизни семьи, месячный доход на одного человека и др.); механизм преступного поведения (мотивы, цели, самооценка содеянного); обстоятельства совершенного преступления (время, место, в том числе: подросток проживал в другом районе, городе, области, приехал в отпуск, поступать на учебу, бродяжничал; сумма ущерба от преступления; в нетрезвом состоянии — место распития спиртных напитков, участие в этом других лиц, взрослых, в том числе родственников; совершение преступления в группе или повторно, характер группы); меры, которые могли бы сыграть, по мнению подростка, решающую роль в предупреждении преступлений (усиление контроля со стороны родителей, учителей, сотрудников милиции, создание благоприятной обстановки в семье, улучшение обучения правовым нормам, улучшение организации досуга, строгое наказание за первые административные проступки, преступление) <8>. ——————————— <8> Социальные и правовые вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Сборник научных трудов. М.: НИИ МВД России, 1993. С. 44 — 45.

По мере заполнения каждая карточка высылается в профилактическую службу УВД для проверки полноты, правильности ее заполнения и передачи на вычислительный центр. Практическое использование данных ИАС «Подросток» заключается в следующем: 1. Учитывая, что 80% изученных подростков остаются на свободе, материалы исследований используются для составления индивидуальных планов перевоспитания несовершеннолетних. 2. Накапливаемый с помощью ИАС «Подросток» банк данных создает предпосылку для более качественной оценки состояния и эффективности профилактической работы, проводимой с правонарушителями и неблагополучными семьями. 3. Обобщенные данные по краю, области используются для подготовки прогноза, информации, предложений, направляемых в заинтересованные ведомства и организации. При этом результаты исследований анализируются, выявляются закономерности, тенденции, обосновываются их причины с использованием дополнительной информации социально-экономического, демографического и иного характера, получаемой из других источников по региону, городу. 4. Логическим завершением исследования, формой реализации полученной информации является разработка индивидуальных планов перевоспитания несовершеннолетних и комплексных планов борьбы с преступностью в районе, городе, области, республике. Создание надежно функционирующей автоматизированной информационно-аналитической системы ускорило бы процесс и качество изучения несовершеннолетних правонарушителей; обеспечило бы получение достаточно полного характерологического материала о преступном и виктимном поведении несовершеннолетних, используемого для объективной оценки особенностей, природы, амплитуды колебания и причин преступности несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних, что могло бы стать важным условием и действенным средством повышения качества деятельности субъектов профилактики. Однако предложенная система до сих пор не внедрена в практическую деятельность ОВД по причине низкой материально-технической оснащенности подразделений по делам несовершеннолетних. Вместе с тем результаты проведенного опроса экспертов-практиков показали, что в подавляющем большинстве (более 90% случаев) сотрудники отмечали крайнюю необходимость систематизации криминологической информации о подростках (на первоначальном этапе хотя бы о подростках, условно осужденных, условно-досрочно освободившихся из ВК, а также допускающих систематические уходы из дома). Для целенаправленного и эффективного действия любой сложной системы большое значение имеют постоянные организационно отлаженные функциональные связи как между отдельными блоками, звеньями, так и между конкретными ее элементами. Без них она фактически неработоспособна. С учетом того что предупреждением безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимается значительное число лиц и социальных институтов разноведомственного подчинения и органов местного самоуправления, важнейшим условием их эффективного функционирования являются научно обоснованная дифференциация и координация их деятельности, обеспечивающие четкое взаимодействие и комплексный подход в осуществлении профилактической работы. Вместе с тем результаты проведенных нами исследований свидетельствуют о практически полном отсутствии какого-либо взаимного обмена информацией между абсолютным большинством субъектов профилактической деятельности. В результате практически во всех регионах, где проводились исследования, сведения о конкретных неблагополучных семьях, воспитывающих несовершеннолетних, на 96 — 98% были разрозненны, находились у различных субъектов профилактики (суды, школы, предприятия, ОВД), только в их собственном использовании, и не были известны другим, обязанным проводить с ними соответствующую работу. Аналогично обстояло дело и применительно к сведениям о 75 — 80% несовершеннолетних правонарушителях <9>. ——————————— <9> Ермаков В. Д., Крюкова Н. И. Несовершеннолетние преступники в России. М., 1999. С. 180.

Повсеместное внедрение и использование информационных технологий, способствующих замене бумажных носителей информации на магнитные и оптические носители, безусловно, приведет к более рациональной организации переработки информации на компьютерах и снижению объемов документов на бумаге при проведении с подростками индивидуально-профилактической работы, освободит субъектов профилактики от рутинной работы за счет ее автоматизации. Указанные обстоятельства не исчерпывают всех сложностей и дефектов деятельности системы органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Но их наличие свидетельствует о нарушениях наиболее важных принципов комплексной организации системы борьбы с преступностью несовершеннолетних в целом и указывает на необходимость теоретической проработки и научного обоснования проблем коренного улучшения ее функционирования.

——————————————————————