Подготовка курсантов к профилактике правонарушений несовершеннолетних

(Павлов И. В., Павлова И. И., Фогель Е. В.)

(«Вопросы ювенальной юстиции», 2007, N 3)

ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ К ПРОФИЛАКТИКЕ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

И. В. ПАВЛОВ, И. И. ПАВЛОВА, Е. В. ФОГЕЛЬ

Павлов И. В., доктор педагогических наук, профессор.

Павлова И. И., кандидат педагогических наук, доцент.

Фогель Е. В., кандидат педагогических наук, доцент, Чебоксарский филиал Нижегородской академии МВД России.

Среди решаемых в настоящее время проблем кардинального социально-экономического оздоровления общества важное место занимает совершенствование системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Профилактика правонарушений — это совокупность организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода отклонения в поведении людей. Необходимость организации профилактики связана с широким распространением в молодежной среде различных форм отклоняющегося поведения, сохранением высокой доли правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Детская и подростковая преступность, ранее оценивавшаяся как локальная, в настоящее время переросла в общегосударственную проблему. По данным МВД России, в стране насчитывается более 2 млн. несовершеннолетних правонарушителей, столько же беспризорных, не имеющих постоянного места жительства, находящихся вне рамок государственного и семейного попечительства. В молодежной среде возникли организованные формы насилия как стиля жизни. В ряде городов страны действуют не только криминальные подростковые и молодежные группировки, делающие ставку на насилие, но и экстремистские организации. За 2005 г. только в Чувашской Республике доставлено в органы внутренних дел (ОВД) 3448 несовершеннолетних, из них 1387 безнадзорных, 130 находящихся в обстановке, представляющей опасность для жизни и здоровья; 121 находящийся в обстановке, не отвечающей требованиям к воспитанию или содержанию. В Республике числится 7351 семья, находящаяся в социально опасном положении, в которой воспитывается 13495 детей. Заметен рост числа несовершеннолетних, употребляющих наркотики, алкоголь, токсические вещества.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.), Постановление Правительства Российской Федерации «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» (2002 г.) в профилактической работе возлагают особые обязанности на образовательные учреждения, правоохранительные органы, сотрудников ОВД.

Для сотрудника ОВД важно выделение, по крайней мере, четырех уровней профилактической работы: 1) нейропсихологический; 2) общепсихологический; 3) возрастно-психологический; 4) педагогический. На первом — нейропсихологическом — уровне сотрудник ОВД, совместно с педагогами, психологом, врачом, используя психодиагностические данные, может сделать выводы о физическом и психическом здоровье подростка, определить адекватные средства и способы коррекционной работы. Именно тесное взаимодействие со специалистами разного профиля — важное условие повышения эффективности педагогической и психологической коррекции поведения несовершеннолетних.

Общепсихологический уровень анализа предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека.

Возрастно-психологический уровень анализа позволяет использовать общепсихологические данные применительно к конкретному возрастному периоду психического развития личности и в определенной мере индивидуализировать на практике коррекционную работу. Вот почему сотруднику ОВД очень важно глубоко знать криминологию, юридическую, возрастную психологию, социальную и коррекционную педагогику, девиантологию, основу медицинских и правовых знаний.

Педагогический уровень анализа позволяет строить индивидуальный и дифференцированный подход, опираясь на данные всестороннего изучения личности подростка, правовые и нравственные нормы. Профилактика тесно связана с воспитанием, самовоспитанием, исправлением, перевоспитанием.

Отечественная психология и педагогика в подходе к проблемам воспитания и перевоспитания исходит из специфики высшей нервной деятельности подростка, заключающейся в характерной для этого возраста чрезвычайной подвижности и пластичности нервных процессов. «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были соответствующие условия», — писал выдающийся физиолог И. П. Павлов [1, с. 188].

На этой пластичности основаны богатейшие возможности целенаправленного изменения психики девиантных подростков в условиях обучения и воспитания. Пластичность открывает возможность и компенсации — формирование качественно новых, положительных черт у данной категории детей. Важной предпосылкой успешного преодоления трудновоспитуемости подростков является и тот факт, что даже в случае самой высокой степени педагогической запущенности у них в силу анатомо-физиологических и психологических особенностей развития личности нет еще стойкой антиобщественной установки, поэтому при правильной организации процесса профилактики могут быть преодолены недостатки направленности личности (мировоззрения, интересов, потребностей).

Сущность профилактики правонарушений несовершеннолетних заключается в нормализации всей психической жизни подростка, в ускоренном развитии всего положительного фонда личности, формировании у нее нравственной и социальной устойчивости, нравственно-волевых качеств. Очень важно не разрушать личность, не подавлять ее, не притушить в ней социально-личностное, тем более индивидуальное. Ребенка нужно принять таким, каков он есть, уважать его индивидуальность. Основным фактором, воздействующим на личность воспитанника, является личность воспитателя с ее свойствами, качествами и чертами. Поэтому при организации процесса профилактики к педагогам, сотрудникам ОВД предъявляются помимо общепедагогических и некоторые специальные требования. Это:

— знание специфики, сущности и закономерности процесса воспитания и перевоспитания и его объекта — девиантных, педагогически запущенных детей;

— умение подавлять в себе антипатию к личности девиантных подростков и подходить к возможностям их развития с «оптимистической гипотезой» [2, с. 47];

— умение педагогически правильно оценить антиобщественные проявления воспитуемых, не унижая человеческого достоинства;

— умение связывать частные проступки подростков с большими проблемами жизни личности в обществе [3, с. 45].

Кроме того, педагог должен быть вооружен специальными социально-правовыми, психолого-педагогическими, медико-педагогическими знаниями, специальными организационно-педагогическими, воспитательно-профилактическими, дидактическими, конструктивно-правовыми, медико-педагогическими, коммуникативными, интегральными, прикладными умениями и навыками работы с педагогически запущенными детьми [4, с. 336 — 340].

Мы поставили цель выявить типичные трудности и затруднения современных сотрудников ОВД и их готовность к организации профилактики правонарушений несовершеннолетних. При этом мы учитывали, что понятие «готовность» в научной литературе определяется как наличие способностей (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн), качество личности (К. К. Платонов), существенная предпосылка целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости и эффективности (Л. А. Кандыбович), отождествляется с понятием установка (Д. Н. Узнадзе). Состояние готовности не возникает внезапно, а является результатом всего предшествующего развития индивида (Л. С. Выготский). В общем, методологическом плане готовность человека и людей к деятельности предполагает, во-первых, достаточно четкое и полное осознание значения данной деятельности для общества и для себя лично, положительное отношение к ней; во-вторых, овладение всей необходимой информацией, без которой невозможно эффективное и правильное осуществление этой профессиональной деятельности; в-третьих, соответствующий уровень сформированности системы действий, лежащих в основе выполнения данной деятельности; в-четвертых, наличие таких профессиональных личностных качеств, которые необходимы и значимы для осуществления профессиональной деятельности.

Готовность сотрудника ОВД к профилактике правонарушений среди несовершеннолетних определяется следующими показателями.

1. Вооруженность сотрудника ОВД теоретическими и методическими знаниями (правовыми, психологическими, педагогическими), практическими умениями и навыками.

2. Практическая готовность к творческому использованию полученных теоретических, методических знаний, практических умений и навыков в организации и проведении профилактической работы среди населения, в том числе среди несовершеннолетних. Готовность взаимодействовать со всеми субъектами профилактики.

3. Мотивационно-потребностная, нравственно-психологическая готовность к работе с девиантными подростками и их родителями [5, с. 129].

Для выявления уровня готовности сотрудников ОВД к профилактической работе с несовершеннолетними нами был проведен опрос 198 представителей основных служб милиции общественной безопасности, участковых инспекторов милиции, инспекторов комиссии по делам несовершеннолетних, отдела по предупреждению преступности среди несовершеннолетних ряда районов и городов Чувашской Республики. Их деятельность оценивалась по их искренним ответам «испытываю затруднение», «не испытываю». Полученные данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Характер затруднений сотрудников милиции в организации

профилактической работы с несовершеннолетними

N Характер затруднений Встречают

п/п затруднения

(в %)

1 В использовании социально-правовых знаний (знание основ 14,8

Конституции РФ, международных документов, касающихся прав

и свобод человека, ребенка, социальной защиты детства)

2 В использовании знаний Уголовного процессуального кодекса 13,6

Российской Федерации

3 В использовании знаний основ административной деятельности 19,8

органов внутренних дел

4 В использовании знаний теории государства и права 21,2

5 В использовании знаний криминологии 18,0

6 В использовании знаний юридической психологии 19,8

7 В использовании знаний психологии и педагогики в 21,4

деятельности сотрудников ОВД

8 В использовании знаний профессиональной этики сотрудников 23,4

правоохранительных органов

9 В использовании знаний теории и методики воспитания, 28,7

перевоспитания в работе с подростками

10 В использовании медико-педагогических знаний 17,3

11 В использовании знаний основ коррекционной педагогики

12 В использовании знаний девиантологии (психологии 27,1

отклоняющегося поведения)

13 В использовании знаний возрастной педагогической психологии 23,4

14 В использовании знаний теории и методики воспитания, 23,3

самовоспитания

15 В использовании знаний теории и методики решения 36,0

конфликтных ситуаций, педагогических задач

16 В работе с семьями «трудных» подростков 39,1

17 В работе по координации усилий воспитывающих сил 31,3

микрорайона

18 В работе с педагогическим коллективами школ, ПТУ 25,2

19 В диагностике уровня воспитанности несовершеннолетних и 25,6

планировании индивидуальной работы

20 В организации индивидуального подхода к подросткам 38,8

21 В организации нравственного просвещения подростков 18,6

22 В организации профессиональной ориентации 23,5

23 В организации правового воспитания 26,1

24 В организации воспитания здорового образа жизни 23,4

25 В использовании в педагогическом процессе системы методов 27,7

воспитания и перевоспитания

26 В использовании традиционной педагогической культуры в 21,4

воспитании подростков

27 В оказании помощи местным органам самоуправления в 25,8

профилактике правонарушений несовершеннолетних

28 В пропаганде правовых знаний среди населения 24,2

29 В использовании в работе с несовершеннолетними знаний из 36,2

области этнопедагогики, этнопсихологии, этнокультуры

30 В использовании передового опыта 25,7

31 В анализе и обобщении своей работы 23,4

32 В планировании и осуществлении самообразования 21,6

33 Не испытывают затруднений ни по одному из вышеназванных 6,5

компонентов

Система знаний, умений и навыков, которой должен обладать сотрудник ОВД в работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних, обширна, как видно из приведенной таблицы, включает знание Закона РФ «Об образовании», Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; международных документов, касающихся прав и свобод человека, ребенка, социальной защиты детства; Уголовно-процессуального кодекса РФ, криминологии, административной деятельности органов внутренних дел, теории государства и права, юридической психологии, возрастной педагогической психологии, профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов, педагогики, девиантологии и др.

Как показывают полученные путем опроса и самооценки молодых сотрудников милиции — выпускников образовательных учреждений МВД РФ данные (стаж работы от 2 до 4 лет), многие из них испытывают затруднения в работе с несовершеннолетними почти по всем выделенным нами 32 направлениям, и лишь 6,5% из числа опрошенных не испытывают затруднений. Так критически оценивают свою профессиональную подготовленность к организации профилактики правонарушений несовершеннолетних молодые сотрудники милиции.

Слабое звено в их работе — недостаточная теоретическая и методическая, психологическая подготовленность, особенно в применении на практике знаний из области криминологии, девиантологии, педагогической психологии, коррекционной педагогики. Они испытывают затруднения в организации шефской работы (39,1%), в установлении контакта, общении с подростками (16%), в работе с семьями несовершеннолетних, состоящих на учете в ПППН (23%). Опрошенные сотрудники ОВД не учитывают в работе с несовершеннолетними растущие духовные запросы, потребности, изменяющиеся интересы подростков. В их работе превалирует приказной, повелительный тон, иногда и грубость в общении с несовершеннолетними. Нами были выявлены факты, когда сотрудники милиции грубо обращались с подростками, унижали их человеческое достоинство, что свидетельствует о слабой вооруженности этическими, психологическими и педагогическими знаниями.

Сотрудники милиции (49%) не поддерживают тесную связь со школами, ПТУ, редко встречаются с учителями, классными руководителями, мастерами производственного обучения, наставниками молодежи, редко принимают участие в целенаправленном правовом просвещении, проводимом образовательными учреждениями, слабо подготовлены к проведению такой работы.

Типичной трудностью в работе сотрудников ОВД является неумение осуществлять всестороннюю психолого-педагогическую диагностику, выявлять уровень педагогической и социальной запущенности, причины отклоняющегося поведения, устанавливать гуманные отношения с подростками, организовать деловое сотрудничество. Наблюдается недооценка развития эмоциональной сферы детей и подростков, их эстетической восприимчивости, неумение видеть подростка как целостную личность, находящуюся в процессе становления и развития. Сотрудники милиции признают, что им свойственно стремление оценивать несовершеннолетних по внешнему виду, меньше по интеллектуальным качествам, еще меньше по личностным. Стражи закона слабо подготовлены к проведению индивидуальной и дифференцированной работы с подростками и их семьями.

Воспитывающая роль сотрудника ОВД состоит из целенаправленных коррекционных действий, совокупность которых составляет его профессиональное поведение. Он в своей работе опирается на существующие законы, профессиональный этикет, знание основ педагогики, психологии. Поведение сотрудника ОВД — это форма общения, посредством которого он выступает в роли человека, осуществляющего общественно-политические и моральные требования данного общества. Социальный характер педагогического поведения заключается в общении сотрудника ОВД и несовершеннолетних на основе гуманных отношений. Это значит, что передача сотрудником ОВД правовых, этических и других научных знаний и усвоение их подростками составляют объективное содержание профессионального поведения милиционера. Через систему общения он передает несовершеннолетним общественный опыт в виде правовых, социально приемлемых, морально оправданных знаний, умений и навыков, а также определенные свои личностные качества. Познавательная активность сотрудника ОВД влияет на познавательную инициативу ученика. Уважительное, гуманное отношение к подростку, объективная оценка его поступков — необходимое условие их духовно-нравственного, социального развития. Оценка, призванная отражать уровень знаний учащихся, на деле является и связующим звеном между сотрудником ОВД и учащимися, имеет социально-воспитательное, психолого-педагогическое значение.

Следующий тип ошибок сотрудников милиции — это слабое знание или игнорирование возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в индивидуальной профилактической работе. Подросток неповторим своей индивидуальностью. Без всестороннего знания индивидуальных особенностей ребенка невозможно рационально организовать профилактическую работу.

Следующий тип ошибок сотрудника ОВД — предубеждение к трудному ученику. Оно коренится в эмоциональной отрицательной установке милиционера к оценке поведения несовершеннолетнего. Предубеждение — это заранее сформированное, устойчивое, предвзятое, поверхностное мнение взрослого о несовершеннолетнем, о его способностях и возможностях. Предубеждение сотрудника ОВД к подросткам, субъектам профилактики, обычно субъективно, зачастую не отвечает реальному состоянию дела и неприемлемо в человеческих отношениях. Предубеждение сотрудника ОВД отрицательно сказывается на поведении несовершеннолетних, например приводит к длительным конфликтам, нарушению деловых связей или сотрудничества со взрослыми.

Следующей ошибкой в проведении воспитательной работы, значительно снижающей ее эффективность, являются нравоучения, формальное проведение различных воспитательных мероприятий по месту жительства, в процессе которого подростки становятся пассивными слушателями и исполнителями. Формальное усвоение норм морали и права, без закрепления их в качестве устойчивых умений и навыков, привычек поведения в повседневной деятельности, отрыв воспитательной работы от учебной, трудовой и других видов деятельности приводят к отрыву воспитания от его основной базы и накопления, обогащения, индивидуального положительного опыта и развития психических черт и качеств личности подростка. Причиной этих ошибок, как правило, является либо формальное отношение к воспитательному процессу, либо незнание его закономерностей. Сотрудник милиции не может добиться успеха в формировании таких качеств личности, как внимательность, без развития внимания как высшей психической функции или настойчивости и упорства, выдержки и самообладания без тренировки и развития волевых процессов. Нередко сотрудники ОВД мало внимания уделяют кропотливой индивидуальной работе с подростками, ограничиваются нравоучительными беседами, предупреждениями, не заглядывают во внутренний мир подростка, не стремятся к тому, чтобы вовлечь несовершеннолетнего в просоциальную деятельность. Следующая ошибка — ложное представление о том, что в воспитании можно ограничиваться общими воздействиями на учащихся, направлением их деятельности, поведения, а уж требуемые черты и качества сформируются сами собой. При этом, как подчеркивают В. К. Андриенко, Ю. В. Гербеев, И. А. Невский [6], упускается из виду то, что в формировании черт и качеств личности существует определенная зависимость, последовательность и преемственность, связанная не только с развитием соответствующих фундаментальных высших психических процессов и их функций, но и с очередностью и взаимозависимостью формирования отдельных свойств и качеств личности. Предупредительность невозможно воспитать, минуя внимательность и наблюдательность, активность — минуя волевые процессы, упорство и т. п.

Анализ планов воспитательной работы сотрудников милиции с несовершеннолетними по месту жительства показывает, что к их составлению они относятся формально. Не учитываются уровень педагогической и социальной запущенности учащихся, формирование определенных отношений несовершеннолетнего к учебе, труду, нормам морали, самому себе, к людям и т. д. При проведении воспитательных мероприятий не предусматривается передача подросткам конкретных знаний, умений и навыков.

Следующая распространенная ошибка состоит в том, что в качестве основного воспитательного средства сотрудник ОВД обычно видит себя, свое личное влияние, свое воздействие на воспитанников, проводимую им работу, совершенно забывая о том, что основным воспитывающим фактором является деятельность, выполняемая воспитанниками, полноценность ее содержания, организация и построение, соответствующие их индивидуальным, возрастным особенностям и возможностям. Отсюда и планирование деятельности воспитателя, а не воспитанников.

Допускают ошибки сотрудники ОВД и при построении воспитательной работы по месту жительства. Они не стремятся объединять усилия социального педагога, общественных организаций, трудовых коллективов и т. п.

Исследованиями доказано, что общественно полезная деятельность и производительный труд являются важнейшими факторами воспитания и перевоспитания подростков. От правильной организации этих видов труда зависит занятость учащихся нужным для себя и для коллектива полезным делом. В силу известных причин прекратили свою деятельность многие ученические производственные бригады, школьные лесничества, летние лагеря труда и отдыха, спортивно-оздоровительные лагеря и т. д., которые в свое время служили важным средством воспитания подростков. В последнее время эти трудовые объединения детей постепенно стали восстанавливаться, следовательно, возрастают шансы взрослых вовлечь подростков в эти организованные воспитательные коллективы.

В них подростки получают возможность расширять кругозор, углублять знания посредством интересующей их деятельности в различных областях науки, техники, искусства, спорта. Именно здесь, в просоциальной деятельности, происходит формирование яркой индивидуальности, активной творческой направленности личности, умение творчески подходить к решению любой жизненной задачи. Именно в процессе творческой деятельности наиболее успешно формируются трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, художественный вкус, критическое отношение к безыдейности и пошлости, к зарубежной «массовой культуре». Велика в этом процессе роль мотива творчества. Во внеучебной деятельности исходной отправной точкой является интерес, свободный выбор. В качестве мотивов творческой деятельности выступают любознательность, желание проявить себя, стремление получить удовольствие, удовлетворить свое самолюбие. Движущая сила развития детей в этих случаях состоит в преодолении противоречия между собственными желаниями и необходимостью проявления силы воли в активной творческой деятельности. Сопутствующими мотивами и стимулами выступают радость, стремление добиться цели. Вот почему мы считаем, что важно создавать условия для проявления и развития творческих способностей подростков. И очень важно привлечь к этой работе родителей, рабочих, инженеров, деятелей науки и культуры, творческую интеллигенцию, студентов вузов, общественников, умеющих и любящих работать с детьми, заинтересовав и стимулировав их материально. Ведь в условиях рынка каждый труд должен быть оплачен по достоинству. Это позволит расширить сеть кружков, секций, удовлетворять интересы и потребности ребят, занять время подростков полезным делом. Поэтому важнейшей стороной деятельности сотрудника милиции является координация усилий семьи и общественности в воспитании детей. Без этой взаимосвязи трудно решать вопросы перевоспитания педагогически запущенных подростков. От семьи зависит формирование основ личности подростка, его отношения к жизни, людям. В свою очередь, эффективность семейного воспитания во многом зависит от связей родителей со школой, правоохранительными органами и другими государственными и общественными организациями.

Как видно из приведенной выше таблицы, сотрудники милиции слабо вооружены методикой диагностики уровня воспитанности несовершеннолетних. Они затрудняются своевременно распознавать конфликтные состояния, ставить диагноз травмирующих обстоятельств, снимать эмоциональную напряженность, преодолевать страх в работе с наиболее запущенными учащимися. Часть сотрудников ОВД (25,6%) в диагностике не умеет находить доминанту отклонений, которая выступает в роли основного звена, источника неблагополучия ребенка, не умеет всесторонне анализировать сложившуюся конфликтную ситуацию и принимать продуманное педагогическое решение. 23,7% сотрудников ОВД признают, что не умеют своевременно, убедительно и доходчиво показать учащимся отрицательные последствия совершаемых ими проступков, вернуть и закрепить у них утраченное состояние защищенности, добиваться устойчивости в их эмоциональном самочувствии путем включения их в те виды деятельности, которые наиболее для них значимы в данный момент. Затрудняются молодые милиционеры в установлении надлежащего тона, стиля общения с подростками. В их работе преобладает авторитарный стиль общения с детьми. Важность формирования коммуникативной культуры у современных сотрудников ОВД налицо.

Не надо забывать, что общение — основа учения, воспитания, потому что учить и воспитывать подростков, не общаясь, невозможно.

Важнейшим направлением профилактической работы с трудными детьми является правовое просвещение, формирование у них правового мышления, правовой культуры. Как показали наши исследования, многие подростки совершенно не знают действующие законы государства. Содержание школьного предмета «Основы государства и права» многие подростки просто не помнят. Для успешного ведения правового воспитания сотрудник милиции должен владеть определенными умениями. Среди них:

— аналитические — понять и оценить цели и задачи правового воспитания в соответствии с полным и гармоничным развитием личности ребенка;

— диагностические — определить уровень правовой воспитанности подростка, коллектива, их правовой деятельности;

— прогностические — выделить конкретные задачи данного направления воспитания, предусмотреть возможные результаты, учитывая уровень правовой воспитанности, возрастных особенностей, правового статуса школьников, возможные трудности данного процесса; теоретически обосновать условия и средства достижения результатов воспитания;

— информационные — оказать влияние с помощью правовой информации на формирование социально значимого правового опыта ребенка;

— конструктивные — владение научно обоснованными критериями отбора правовых фактов и явлений, специфических форм, методов работы в этом направлении;

— организационные — уметь организовать различные виды деятельности по правовому воспитанию школьников; привлечь к ним педагогов, родителей, общественность; регулировать и контролировать названную работу в соответствии с задачами данного вида деятельности.

По этому показателю молодые сотрудники тоже испытывают затруднения в работе. Обладая достаточными знаниями в области права, юриспруденции, они слабо подготовлены к передаче этих знаний учащимся доходчивым путем, учитывая возрастные и индивидуальные особенности несовершеннолетних. Сотрудник милиции сегодня не только должен констатировать факты, но и уметь педагогически правильно оперировать ими для формирования нравственной и социальной устойчивости несовершеннолетних.

В целом готовность сотрудников милиции к работе с несовершеннолетними, имеющими девиантное поведение, представляет собой системное личностное образование, структурными составляющими которого выступают теоретическая, методическая, мотивационно-потребностная и нравственно-психологическая, практическая готовности. На основе проведенного изучения мы выявили три уровня готовности сотрудников ОВД к организации профилактики правонарушений несовершеннолетних по месту жительства.

Первый уровень (репродуктивный, копирующе-воспроизводящий) характеризуется низким уровнем владения правовыми, психологическими, педагогическими знаниями, умениями и навыками организации профилактики правонарушений несовершеннолетних по месту жительства, недостаточной сформированностью гуманных отношений к этой категории детей и подростков, отсутствие интереса к профилактической работе и потребностей ее организации. Этим сотрудникам явно не хватает в работе с трудными детьми социально-правовых, психологических, педагогических знаний и умений. На этом уровне сотрудники ОВД не выдвигают конкретные, посильные воспитательные задачи, не соотносят их с практикуемыми формами работы, не проявляют творчество, копируют, воспроизводят без анализа чужой опыт. Воспитанникам отводится роль пассивных участников воспитательного процесса. Эти сотрудники ОВД отличаются пассивностью в работе, не стремятся пополнять свои теоретические и методические знания по работе с подростками, в их труде отсутствует четкое планирование разносторонней деятельности детей по месту жительства. Бессистемность, эпизодический характер участия сотрудника милиции в профилактической работе не дает возможности наладить деловые связи с внешкольными учреждениями. Сотрудники ОВД этой группы не ведут индивидуальную и дифференцированную работу с девиантными подростками и их родителями, не стремятся искать причины своих неудач, не получают радости от своего труда. Сотрудники ОВД, отнесенные нами к этой группе, недостаточно внимательны, а порой и равнодушны к внутреннему миру несовершеннолетних, что зачастую приводит отдельных детей к замкнутости, отчужденности, затрудняет возможность вникнуть в мотивационную сферу их поступков.

Второй уровень — эвристический (продуктивный). Сотрудники милиции этой группы владеют определенными теоретическими социально-правовыми, психолого-педагогическими, медико-педагогическими, воспитательно-профилактическими знаниями, диагностическими, проектировочными, орг анизаторскими, коммуникативными умениями организации профилактической работы с девиантными подростками. Свою работу строят на уровне репродуктивно-творческом, привлекая к этой деятельности воспитывающие силы микрорайона, обеспечивают решение воспитательных задач.

Сотрудники ОВД этой группы добросовестно относятся к своим обязанностям, много делают для объединения сил школы, семьи, производственных коллективов в профилактической работе. Однако в силу еще недостаточно глубоких теоретических знаний в области перевоспитания и профилактики правонарушений, при недостаточной методической вооруженности они не всегда в полной мере добиваются желаемых результатов в работе.

Третий уровень — креативный (поисково-творческий) — отличается наличием у сотрудников ОВД достаточного уровня теоретических и методических знаний, практических умений и навыков в организации процесса перевоспитания, профилактики правонарушений несовершеннолетних. Педагоги этой группы владеют современными технологиями воспитания, хорошо знают и успешно внедряют в свою практику передовой опыт. Они обладают хорошими организаторскими, коммуникативными, творческими, прикладными способностями, успешно ведут индивидуальную работу с подростками и их родителями. Этим сотрудникам милиции присущи такие качества, как чуткость и внимательность, душевная теплота, отзывчивость, уважение к детям, простота и скромность, общительность, требовательность и справедливость. Они умело планируют свой труд, вовлекают трудных подростков в жизнь и деятельность организованных воспитательных коллективов, создают им условия для самосовершенствования в избранном виде деятельности. Вариативный, конструктивный, новаторский подход к работе помогает им добиваться успехов в профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Названные группы сотрудников милиции в различном сочетании встречаются в каждом городском и районном отделениях милиции. Задача руководителей отделений различных служб МВД РФ состоит в том, чтобы уровень первых двух групп милиционеров довести до уровня третьей. А это возможно лишь при условии повышения их теоретической и практической подготовки путем самообразования, самовоспитания, творческого применения на практике передового опыта, усиления требовательности к самому себе.

Полученные данные относительно взаимосогласуются, взаимоподкрепляются друг с другом и поэтому, очевидно, достаточно объективно отражают наиболее слабые моменты в деятельности современных сотрудников ОВД.

Выявленные уровни готовности молодых сотрудников милиции к работе с несовершеннолетними, допускающими отклонения в поведении, свидетельствуют и о том, что в образовательных учреждениях МВД РФ еще недостаточно осуществляется психолого-педагогическая подготовка курсантов к организации профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Знание уровня готовности сотрудников ОВД к профилактической работе позволяет образовательному учреждению МВД РФ оптимизировать подготовку курсантов к профессиональной деятельности.

Литература

1. Павлов И. П. Полн. собр. соч. М., 1961. Т. 3. Кн. 2.

2. Маленкова Л. И. Особенности перевоспитания педагогически запущенных девочек-подростков. В сб. научных трудов: Проблема перевоспитания педагогически запущенных подростков. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1975.

3. Кочетов А. И. Мастерство перевоспитания. Минск: Народная асвета, 1985.

4. Павлов И. В. Система деятельности современной школы по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 1999.

5. Павлова И. И., Фогель Е. В. Формирование готовности курсантов образовательных учреждений МВД РФ к профилактике правонарушений несовершеннолетних. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2006.

6. Андриенко В. Г., Гербеев Ю. В., Невский И. А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1990.

——————————————————————