Гастарбайтер в законе
(Сухаренко А.) («ЭЖ-Юрист», 2013, N 32)
ГАСТАРБАЙТЕР В ЗАКОНЕ
А. СУХАРЕНКО
Александр Сухаренко, юрист, г. Владивосток.
Миграция — важный компонент демографического развития страны, один из источников компенсации демографических потерь и дефицита трудовых ресурсов. Привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития. Вместе с тем неконтролируемая миграция наносит ущерб экономике и интересам граждан России.
В зеркале статистики
Согласно опросу ВЦИОМ 65% россиян признались, что негативно относятся к иммиграции, так как она усиливает рост преступности и коррупции. При этом 47% россиян полагают, что приезжие восполняют нехватку рабочих рук на низкоквалифицированной и малооплачиваемой работе. Относительное большинство респондентов (53%) не склонны думать, что иммиграция способна решить демографические проблемы страны (2005 год — 46%) и обогащает ее культуру (45%). Влияние иммиграции на экономику также чаще оценивается негативно (40%). Одновременно 58% россиян поддерживают идею привлечения русскоязычных иммигрантов при ограничении въезда представителей иных национальностей (2005 год — 69%), а также выступают за ограничение притока нетрудоспособных и малообразованных мигрантов (53%). За последние 7 лет россияне стали более негативно относиться к присутствию мигрантов в органах местной власти (с 71 до 86%), правоохранительных органах (с 68 до 84%), образовании (с 63 до 81%), медицине (с 61 до 76%), общественном питании (с 54 до 70%), общественном транспорте (с 53 до 68%) <1>. ——————————— <1> Пресс-выпуск ВЦИОМ от 01.08.2013 N 2360.
По данным ФМС России, за первое полугодие 2013 года в страну въехало более 11,3 млн. иностранцев, что на 9,9% больше, чем в 2012 году. При этом 1,8 млн. имеют разрешения на работу или патенты (см. рис.) и почти вдвое больше, около 3,5 млн., трудятся нелегально. В результате в прошлом году федеральный бюджет недополучил более 60 млрд. руб. Наряду с этим 140 тыс. иностранцев был закрыт въезд в Россию, из них 90% — граждане стран СНГ, остальные из Китая, Вьетнама, Турции <2>. ——————————— <2> Грицюк М. Диплом на жительство // Российская газета. 31.07.2013.
Секторы экономики в РФ, в которых преимущественно заняты трудовые мигранты, %
Строительство
42
Торговля, авторемонт, ремонт бытовых изделий
///////////////////////////// 20
Обрабатывающие производства
7
Сельское хозяйство
//////// 6,5
Транспорт и связь
4
Источник: ФМС РФ
Динамика привлечения легальной иностранной рабочей силы в РФ, 2001 — 2011 годы, тыс. чел.
2001 283,7
2002 ///// 359,5
2003 377,9
2004 ///////// 460,4
2005 702,5
2006 ////////////// 1014
2007 1717,1
2008 /////////////////////////////////////// 2425,9
2009 2223,6
2010 /////////////////////// 1640,8
2011 1720
Источник: ФМС РФ, Росстат
Сегодня трудовые мигранты распределяются по территории РФ неравномерно. Между официальными данными и реальными масштабами трудовой миграции по-прежнему существует значительный разрыв. Государство скорее фиксирует трудовую иммиграцию, чем управляет ею. В итоге в стране сформировался теневой рынок перепродажи квот: 25 — 30 тыс. руб. за мигранта вместо 2 тыс. госпошлины <3>. ——————————— <3> Наумов В. Квоты на трудовых мигрантов превратились в товар // Независимая газета. 30.07.2013.
Кстати, в Концепции государственной миграционной политики РФ до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 13.06.2012, продекларирована необходимость создания системы оценки потребностей в иностранной рабочей силе, которой пока не существует.
Ответные меры
Недавно Президент РФ подписал Федеральный закон от 23.07.2013 N 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение». Закон направлен на совершенствование миграционного законодательства и ответственности за его нарушение и предусматривает внесение изменений в правовые акты. В частности, вносятся изменения в некоторые положения ст. 26 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», предусматривающей возможность ограничения въезда в РФ иностранным гражданам, а именно: — использовавшим подложные документы для въезда; — в период предыдущего пребывания уклонившимся от уплаты налога или административного штрафа либо не возместившим расходы, связанные с их административным выдворением за пределы РФ либо депортацией, — до осуществления соответствующих выплат в полном объеме перенесены в ст. 27, которая предусматривает запрет на въезд иностранцам, совершившим указанные деяния. В КоАП РФ вносятся следующие изменения: 1) увеличивается размер штрафа для граждан, должностных лиц и юрлиц; 2) в отношении правонарушений, совершенных иностранцами: — отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, неподача заявления об утрате таких документов и уклонение от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания выводится из ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ в ч. 1.1 этой же статьи и образует самостоятельный состав правонарушения с санкциями в виде штрафа в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. с обязательным выдворением за пределы РФ (ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде штрафа с выдворением либо без такового); — статья 18.8 КоАП РФ дополняется ч. 3, устанавливающей ответственность иностранцев, совершивших правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1, 1.1 и 2 ст. 18.8 КоАП РФ на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. За указанные нарушения устанавливается ответственность в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 7 тыс. руб. с обязательным выдворением за пределы РФ; — статья 18.8 КоАП РФ дополняется ч. 4, устанавливающей ответственность иностранцев, повторно в течение 1 года совершивших правонарушение, предусмотренное ч. ч. 1 и 2 ст. 18.8 КоАП РФ (нарушение правил въезда и режима пребывания в РФ, нарушение правил миграционного учета, порядка выбора места пребывания или жительства, несоответствие заявленной цели въезда фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в РФ деятельности или роду занятий). За указанные нарушения устанавливается ответственность в виде штрафа (от 5 тыс. до 7 тыс. руб.) с обязательным выдворением за пределы РФ. При совершении данного правонарушения не допускается контролируемый выезд иностранца (под честное слово), выдворение происходит в принудительном порядке (под конвоем); — к составлению и рассмотрению протоколов об административных правонарушениях по ст. 18.8 КоАП РФ допущены сотрудники полиции (что, несомненно, отразится на коррупционной составляющей трудовой миграции); — статья 18.10 КоАП РФ (незаконное осуществление трудовой деятельности на территории РФ) дополняется ч. 2, устанавливающей ответственность иностранцев, совершивших данные правонарушения, на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. За указанные нарушения устанавливается ответственность в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 7 тыс. руб. с обязательным выдворением за пределы РФ; — статья 18.10 КоАП РФ дополняется ч. 3, устанавливающей ответственность иностранцев, повторно в течение 1 года совершивших данное правонарушение. За указанные нарушения устанавливается ответственность в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 7 тыс. руб. с обязательным выдворением за пределы РФ. При совершении данного правонарушения не допускается контролируемый выезд иностранца (под честное слово), административное выдворение происходит под конвоем; — статья 19.27 КоАП РФ (представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета) дополняется ч. 3, устанавливающей ответственность иностранцев, представивших при осуществлении миграционного учета заведомо ложные сведения либо подложные документы на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. За указанные нарушения устанавливается ответственность для иностранцев в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 7 тыс. руб. с выдворением за пределы РФ или без такового; — статья 20.25 КоАП РФ дополняется примечанием, согласно которому к иностранцам, уклонившимся от исполнения наказания в виде выдворения за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ, применяются санкции в виде штрафа с выдворением за пределы РФ под конвоем; 3) в отношении правонарушений, совершенных юрлицами и их должностными лицами: — в части 1 ст. 18.15 КоАП РФ (привлечение к трудовой деятельности иностранца при отсутствии у него разрешения на работу) срок приостановления деятельности устанавливается от 14 до 90 суток (сейчас минимальный порог не установлен и на практике может быть 1 сутки); — в части 2 ст. 18.15 КоАП РФ (привлечение к трудовой деятельности иностранца без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников) срок приостановления деятельности устанавливается от 14 до 90 суток (сейчас минимальный порог не установлен и на практике может быть 1 сутки); — в части 3 ст. 18.15 КоАП РФ (неуведомление органов исполнительной власти о привлечении к трудовой деятельности иностранца) расширяется состав правонарушения, в том числе за нарушение установленного порядка (то есть сроков) и (или) формы уведомления ФМС России: о расторжении трудового либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником; о предоставлении иностранному работнику отпуска без сохранения зарплаты продолжительностью более одного календарного месяца. При этом срок приостановления деятельности устанавливается от 14 до 90 суток (сейчас минимальный порог не установлен и на практике может быть 1 сутки); — статья 18.15 КоАП РФ дополняется ч. 4, устанавливающей ответственность юрлиц и их должностных лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные ст. 18.15 КоАП РФ, на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. За указанные нарушения устанавливается ответственность в виде штрафа в размере: на должностных лиц — от 35 тыс. до 70 тыс. руб. (сейчас — от 35 тыс. до 50 тыс. руб.); на юрлиц — от 400 тыс. до 1 млн. руб. (сейчас — от 250 тыс. до 800 тыс. руб.). При этом срок приостановления деятельности устанавливается от 14 до 90 суток (сейчас минимальный порог не установлен и на практике может составлять 1 сутки); — статья 18.15 КоАП РФ дополняется ч. 5, устанавливающей ответственность в отношении юрлиц и их должностных лиц, не исполнивших обязательства по уведомлению органов ФМС России о привлечении иностранных высококвалифицированных специалистов, которая влечет наложение штрафа: на должностных лиц — в размере от 35 тыс. до 70 тыс. руб.; на юрлиц — от 400 тыс. до 1 млн. руб.; — в статье 18.16 КоАП РФ (нарушение правил привлечения иностранцев и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах)) срок приостановления деятельности устанавливается от 14 до 90 суток (сейчас минимальный порог не установлен и на практике может составлять 1 сутки). Статья 18.16 КоАП РФ дополняется ч. 3, устанавливающей ответственность юрлиц и их должностных лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1 — 2 ст. 18.16 КоАП РФ, на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. За указанные нарушения устанавливается штраф в размере: на должностных лиц — от 45 тыс. до 70 тыс. руб. (сейчас — от 45 тыс. до 50 тыс. руб.); на юрлиц — от 450 тыс. до 1 млн. руб. (сейчас — от 450 тыс. до 800 тыс. руб.). При этом срок приостановления деятельности устанавливается от 14 до 90 суток (сейчас минимальный порог не установлен и на практике может быть 1 сутки); — в статье 18.17 КоАП РФ (несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранцев, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности) срок приостановления деятельности устанавливается от 14 до 90 суток (сейчас минимальный порог не установлен и на практике может быть 1 сутки); 4) статья 29.11 КоАП РФ дополняется ч. 4, согласно которой по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 18.9, 18.15, 18.17 КоАП РФ, в отношении организации, являющейся членом саморегулируемой организации (СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, предполагается направление копии постановления о назначении административного наказания. Закон расширяет перечень оснований для прекращения членства в СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, включая в указанный перечень неоднократное в течение 1 года привлечения члена СРО к ответственности за нарушение миграционного законодательства. Изменения в КоАП РФ вступили в силу с 9 августа 2013 года.
На защите детства
По оценкам миграционной службы Таджикистана, сегодня на территории России неквалифицированным трудом заняты 74 тыс. таджиков в возрасте до 18 лет <4>. Основные причины, заставляющие их трудиться, — это бедность и невозможность получать образование. Чаще всего за свой труд дети мигрантов получают какие-то деньги, но 13% работают за возможность проживания где-либо, а 9% получают оплату продуктами. Также им платят вещами, а иногда дают наркотики или алкоголь. Никак не оплачивается труд примерно 6% работающих детей мигрантов. Кроме того, лишь 22% имеют доступ к бесплатному медобслуживанию и 6,5% покупают медстраховку. Около трети платят за визит к врачу, а примерно четверть лечат детей сами и к врачу не обращаются <5>. ——————————— <4> Радио Свобода. 31.01.2013. <5> Грицюк М. Ребенок по найму // Российская газета. 14.07.2013.
Для решения данной проблемы был принят Федеральный закон от 23.07.2013 N 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации», запрещающий устраиваться на работу иностранцам, не достигшим 18-летнего возраста (этот запрет уже содержится в административном регламенте выдачи разрешений на работу иностранцам). Указанное возрастное ограничение не касается иностранных артистов кино, театра, цирка, творческих работников концертных организаций, а также спортсменов. Кроме того, в ТК РФ прописано, что предусмотренные миграционным законодательством ограничения прав иностранных работников не считаются дискриминацией в сфере труда, поскольку установлены для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и содействия трудоустройству россиян.
——————————————————————