Психологические условия преодоления стресса сотрудниками органов внутренних дел

(Простяков В. В., Зеленцова О. Н.)

(«Юридическая психология», 2009, N 1)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА

СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В. В. ПРОСТЯКОВ, О. Н. ЗЕЛЕНЦОВА

Простяков В. В., доцент Московского университета МВД России, кандидат психологических наук, полковник милиции.

Зеленцова О. Н., преподаватель Московского университета МВД России, майор милиции.

Преступность как закономерный продукт общества стала глобальной по размаху и острейшей по глубине проблемой современности.

Наиболее существенное влияние на состояние преступности в настоящее время продолжает оказывать комплекс криминогенных факторов, определяющих состояние правопорядка в Российской Федерации в последние годы. Доминирующее значение здесь имеет уровень экономического и социального развития общества, материального и духовного благополучия граждан, продолжающаяся антитеррористическая операция в Чеченской Республике.

Коренные преобразования в России, обострение криминогенной ситуации в стране, когда преступность стала угрозой ее национальной безопасности, ставят перед органами внутренних дел новые, сложные и ответственные задачи, вызывают необходимость более результативной работы по преодолению агрессии преступного мира.

Служба в правоохранительных органах во всем мире традиционно относится к видам профессиональной деятельности с высоким уровнем эмоционально-стрессовых нагрузок. Специфика органов внутренних дел (ОВД) определяет приоритет отбора в них граждан с адекватными мотивами, высоким уровнем правосознания и социально психологической подготовленности. В связи с особенностями службы в оперативно-силовых подразделениях эти качества обязательно должны сочетаться с высоким уровнем нервно-психологической устойчивости, психической и физической работоспособности и целым рядом личностных свойств, обеспечивающих не только выживание в экстремальных ситуациях, но и успешность в противоборстве с преступностью.

Эмоциональный и физический стресс при выполнении служебных обязанностей в условиях обострения криминальной обстановки и межнациональных конфликтов, пресс негативного отношения части общества к работе правоохранительных органов, социально-экономические проблемы, характерные для большинства населения, постепенно приводят к истощению у сотрудников психофизических ресурсов, наступлению профессиональной деформации, формированию психосоматических заболеваний и нервно-психических расстройств.

Характер профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в противоборстве с преступностью в отличие от всех остальных видов деятельности заключается в том, что она протекает в экстремальных условиях. Это не только встречи с необычными людьми и столкновения с острыми моментами в опасных ситуациях. Экстремальность составляют и те факты, что вся деятельность сотрудников ОВД протекает по поводу применения запрещающих норм права или нарушения правил поведения.

Экстремальный характер деятельности сотрудников милиции, негативное воздействие криминально зараженной среды, где доминируют враждебные остальному обществу нормы, ценности, идеалы, высокая нервно-психическая нагрузка в связи с высокой ответственностью за результаты работы предъявляют высокие требования к стрессоустойчивости и психологическим качествам личности, обеспечивающим преодолевающее стресс поведение.

Проблема психологической устойчивости личного состава подразделений ОВД к стрессу является профессионально значимой, так как от нее во многом зависит эффективность оперативно-служебной деятельности.

Для формирования стрессоустойчивости сотрудников ОВД необходим теоретически обоснованный подход, поэтапно обучающий стрессоустойчивости и умению противодействовать негативным влияниям стресс-факторов в различных повседневных, стандартных, экстремальных ситуациях.

Среди различных контингентов специалистов экстремального профиля особая роль принадлежит сотрудникам ОВД, выполняющим в мирное время сложные оперативно-служебные задачи. Это борьба с организованной преступностью, наркомафией, терроризмом и различными правонарушениями.

Профессиональная деятельность сотрудников ОВД всегда была стрессовой. При этом сила стрессора могла увеличиваться или уменьшаться в зависимости от ряда объективных и субъективных причин. К объективным причинам, усиливающим стресс, относятся: кризисная социально-экономическая, политическая, морально-нравственная и другие ситуации, сложившиеся в нашем обществе в последние 10 — 15 лет. К субъективным факторам принадлежат морально-психологический климат конкретного подразделения ОВД, в котором служит сотрудник, и, самое главное, личностные качества сотрудника [6; 7. С. 625 — 672].

Вопрос личной психологической устойчивости к стрессу является профессионально значимым, ибо от него зависит эффективность служебной деятельности сотрудников ОВД. Еще в первой половине 1990-х годов психологами МВД было проведено изучение стрессоустойчивости большого числа сотрудников некоторых областных УВД [1]. Исследование показало, что такие факторы, как ненормированный рабочий день, постоянный контакт с асоциальными элементами, необходимость полной отдачи психических и физических сил при пресечении преступлений, снижают функциональные резервы организма, вплоть до их полного истощения [1].

Влияние этих факторов при полном или частичном неумении сотрудников ОВД с ними бороться способствует возникновению невротических расстройств, препятствующих исполнению служебных обязанностей. В некоторых случаях они могут привести к временной нетрудоспособности, о чем свидетельствуют данные по заболеваемости психическими расстройствами и психосоматическими заболеваниями среди сотрудников ОВД.

В середине — конце 1990-х годов, в настоящее время общая ситуация в стране не улучшилась, а, наоборот, была отягощена первой и второй чеченскими войнами, разгулом преступности, а в результате негативным отношением части общества к работе правоохранительных органов, что не могло не сказаться на ухудшении общего психического состояния сотрудников.

Для оказания помощи людям, действующим в сложных стрессовых ситуациях, в 60 — 80-х годах прошлого столетия психологами предлагались два принципиальных подхода: 1) в ходе военного обучения создавать условия, максимально приближенные к боевым, что позволит ослабить психотравмирующее воздействие на человека стрессоров реального боя; 2) используя весь арсенал психотерапевтических воздействий, как можно быстрее «вывести» пострадавших из-под психотравмирующего влияния боевого стресса.

На наш взгляд, оба подхода имеют массу достоинств, но также и существенные недостатки. В первом случае мы полагаем, что для того, чтобы человек мог противостоять воздействию очень сильного и относительно продолжительного стресса, каким является современный бой, он должен для начала научиться противодействию более простым и ежедневно встречающимся стрессовым ситуациям.

Второй путь решения проблемы борьбы с психической травмой — психотерапевтический — хорош как дополнение, но не основной, ибо не имеет жестко спрограммированного подготовительного этапа для обучения деятельности в условиях стресса. И при первом, и при втором подходе остается непонятным, на какие внутренние психологические составляющие надо воздействовать, чтобы сформировать стрессоустойчивую личность.

Одним из возможных подходов к психопрофилактике психических расстройств, позволяющим держать весь процесс формирования стрессоустойчивости под педагогическим контролем, у сотрудников ОВД, решающих эту задачу теоретически обоснованно и понятно, может стать трансакциональная когнитивная теория стресса и копинга Р. Лазаруса.

Копинг — значит преодоление стресса, стресс и копинг — два нераздельных для человека процесса. Р. Лазарус [4. С. 178 — 208; 5. С. 121 — 126; 14; 15. P. 175 — 266; 16; 17; 18. P. 177 — 214] попытался первым обосновать положение, что способность преодолевать стресс в большинстве случаев более важна, чем природа и величина стресса, частота его воздействия.

Копинг-поведение регулируется посредством применения копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов. Оно является результирующей взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов. Копинг-стратегии рассматриваются как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управление стрессором.

В настоящее время к копинг-ресурсам личности относят: развитость когнитивной сферы, позволяющей оценивать воздействие социальной среды, окружающей человека; представления человека о себе (Я-концепция); умение контролировать свою жизнь, брать на себя ответственность за нее (интернальный локус контроля); умение общаться с окружающими, определенная социальная компетентность, стремление быть вместе с людьми (аффилиация); умение сопереживать окружающим, проживать вместе с ними какой-то отрезок их жизни, накапливая при этом свой собственный опыт (эмпатия); позиция человека по отношению к жизни, смерти, любви, одиночеству, вере, духовность человека, вера в бога и т. д.; ценностная мотивационная структура личности. Ресурсы социальной среды тоже определяют поведение человека. К ним относятся: система социальной поддержки или социально-поддерживающая сеть — это окружение, в котором живет человек (семья, общество).

Деятельность сотрудников ОВД является периодом, в котором в отличие от предыдущей жизни у человека должно быть сформировано новое, особое (соответствующее профессии) копинг-поведение, позволяющее бороться со стрессом ежедневно независимо от силы стрессора, всегда адекватно реагировать на стрессовое раздражение.

Начало этому процессу должно быть положено еще в стенах учебных заведений МВД. Однако в реальной жизни процесс этот протекает стихийно, часто неосознаваемо для самой личности. Любой курсант вуза МВД России твердо знает, какая у него успеваемость, но, как показывают исследования, мало кто может сказать, каков у него личный уровень стрессоустойчивости, на каком этапе развития в этом смысле он находится.

В принципе все сотрудники ОВД могут быть условно разделены на две группы: 1) те, у кого копинг-поведение стихийно, но все же оказалось в принципе сформировано; 2) те, чье копинг-поведение так и не было сформировано. По шкале «копинг сформирован — не сформирован» можно проградуировать весь личный состав ОВД. Не вызывает сомнения, что процессы формирования новой Я-концепции сотрудника ОВД как личностного копинг-ресурса и копинг-стратегий осуществляются параллельно, оказывают выраженное влияние на становление личности сотрудника и взаимосвязаны.

Формирование позитивного активного копинг-поведения у сотрудников ОВД позволит положительно решить многие проблемы, связанные с личным составом, о которых мы писали выше. Теория копинг-поведения не отрицает, а лишь существенно дополняет все уже имеющиеся способы борьбы со стрессом.

Вместе с тем многие теоретические аспекты проблемы копинг-поведения нуждаются в детальной проработке.

Это связано с тем, что стресс и копинг-поведение являются элементами более общей системы организма, название которой — психическое состояние.

Как известно, среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест [8; 9]. Проблема психических состояний имеет в человекознании огромное значение, поскольку психические достояния существенно определяют характер и успешность деятельности человека.

В научной литературе встречается большое число различных определений понятия «психическое состояние», которые прямо или косвенно подчеркивают сложность, многокомпонентность, многоуровневость состояний человека как психического явления. Именно эти особенности психических состояний, целиком захватывающих человека на какой-то промежуток времени, делают их труднодоступным объектом научного изучения. Психическое состояние — это самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом.

Таким образом, в структуру психического состояния входят определенная модальность переживания, конкретные изменения в протекании психических процессов (психической деятельности в целом), отражение особенностей личности и характера, а также предметной деятельности и соматического состояния.

Как и все явления психической жизни, психические состояния не спонтанны, но детерминированы прежде всего внешними воздействиями. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в некоторую деятельность, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом обратное влияние на успешность реализации последней.

Для обозначения психических состояний человека в трудных условиях исследователи пользуются разными понятиями, среди которых наиболее популярно понятие «стресс». Его применяют для обозначения широкого круга не только психических, но и физиологических состояний, например физического напряжения, утомления и т. д., а также разнообразных явлений, относящихся к другим областям знания.

Характерной является тенденция рассматривать стресс как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями (аффектами, чувствами, тревожностью и др.). Между тем если исходить из того, что стресс суть особое состояние, то надо признать, что его структура наряду с эмоциональным включает и другие психологические компоненты (мотивационные, интеллектуальные, перцептивные и др.).

Таким образом, стресс — это комплексное состояние организма, характеризующееся повышенной напряженностью, возникающей независимо от сознания человека и протекающей на сознательном, бессознательном и физиологическом уровнях.

Сегодня психологи хотя бы и косвенно, но пытаются говорить о роли бессознательного в психических состояниях: «К числу характеристик состояния относится и степень осознанности субъектом того или иного состояния. Хотя регулирующая роль сознания и самосознания для психических состояний сомнению не подвергается, остаются малоразработанными многие общие и частные вопросы обусловленности состояний сознанием личности…» [3].

На наш взгляд, как раз вопрос о соотношении сознательного и бессознательного в стрессовом состоянии и сниженная управляемость организмом со стороны сознания при стрессе и является одной из важнейших характеристик стресса.

В обычной, дострессовой, ситуации поведение человека хорошо регулируется со стороны сознания, роль бессознательных факторов, влияющих на поведение, снижена. Но по мере нарастания напряженности (усиления стрессовости ситуации) человек все в меньшей мере управляет своим поведением сознательно. Психическое бессознательное, проявляющееся в неадекватных эмоциональных реакциях, начинает активно внедряться в процесс управления поведением.

Для того чтобы изучить динамику соотношения сознательного и бессознательного в стрессовой ситуации, мы решили использовать теорию копинг-поведения, делающую акцент на когнитивных факторах стрессоустойчивости и их влиянии на эмоциональные компоненты стрессовой ситуации.

В связи с этим мы считаем, что социальная адаптация личности, представляющая собой процесс развивающейся взаимосвязи стресса и механизмов его преодоления, может быть рассмотрена с точки зрения интегративной копинг-модели, основанной на работах Р. Лазаруса [4; 5; 14 — 18] и С. Фолькмана [10. P. 839 — 852], описавших и определивших ключевую роль психических факторов и регуляции поведения человека.

Модель является транзакциональной, так как поведение рассматривается как результат транзакций между человеком и его средой, влияющих один на другого. Согласно Р. Лазарусу и С. Фолькману [11. P. 219 — 239; 12. P. 992 — 1003; 13. P. 106 — 116; 19. P. 282] данная теория базируется на связи стресса и копинга. Связующие характеристики заключаются в рассмотрении стресса как связи между личностью и средой, которая оценивается как испытывающая или превышающая ее ресурсы, угрожающая ее благополучию. Стресс рассматривается не как «собственность» личности или среды, не как стимул и ответ, а как особая связь между личностью и средой, которые находятся в динамических связях, постоянно изменяются, а сами связи управляются с двух сторон — личностью и средой. Регуляция взаимодействия среды и личности осуществляется посредством ключевого процесса, получившего название «копинг».

Как отмечалось ранее, по мнению Р. Лазаруса и С. Фолькмана, копинг выполняет две основные функции: регуляция эмоций (копинг, направленный на эмоции) и управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему). Эти функции используются в большинстве стрессовых ситуаций, а пропорциональное представительство каждой функции изменяется в зависимости от того, как стрессовые ситуации оценены. Копинг, нацеленный на эмоции, определяется как когнитивные, эмоциональные и поведенческие усилия, с помощью которых личность пытается редуцировать эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент дистресса. Усилия, с помощью которых личность пытается устранить угрозу (влияние стрессора), определяется как копинг, нацеленный на проблему.

В связи с этим понятие «копинг», или «преодоление стресса», рассматривается Р. Лазарусом [4] как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям в условиях стресса.

Таким образом, если стресс — это результат нарушения равновесия между организмом и средой, то копинг-поведение — это процесс восстановления этого равновесия. Рассмотрим эти концептуальные положения более подробно.

По мере усиления стрессового характера ситуации человеческая психика реагирует ограничением сознательного влияния на деятельность и возрастанием роли бессознательного в поведении.

Предположим, что существует четыре основных типа стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности сотрудников милиции общественной безопасности.

Первый тип ситуаций связан с постоянной повседневной деятельностью сотрудников МОБ и характеризуется условиями деятельности, к которым сотрудник привык, т. е. он знает, как, когда и что надо делать, у него существует набор привычных способов поведения в данных ситуациях (например, у сотрудников патрульно-постовой службы (ППС) — при патрулировании). Эти ситуации не представляют угрозу для сотрудника, во всяком случае, они так оцениваются им самим. Ситуации второго типа характеризуются нарушением параметров привычности, стандартности поведения в целом или какого-то конкретного действия. Эти ситуации, как и первые, не несут в себе угрозу для жизни и здоровья сотрудника (например, работа по усиленному варианту при проведении различных спецмероприятий).

Ситуации третьего типа отличаются от ситуаций первого типа наличием элементов опасности и риска, вместе с тем деятельность в условиях этих ситуаций осуществляется по известным сотруднику канонам и стандартам (например, сотрудник работает по пресечению массовых беспорядков).

И наконец, ситуации четвертого типа возникают в условиях опасности и риска, а также полной или почти полной неизвестности относительно алгоритмов своей деятельности для достижения поставленной цели (например, задержание вооруженного преступника).

В ответ на воздействие ситуации любого типа поведение сотрудников может быть: 1) адаптивным (т. е. адекватным ситуации и нацеленным на разрешение проблем, вызванных ситуацией); 2) псевдоадаптивным (имитирующим деятельность, но не достигающим цели или только частично достигающим); 3) дезадаптивным (уклоняющимся от разрешения проблемы).

Принципиальная схема реагирования на стрессор в копинг-поведении включает в себя когнитивные оценки (первичные и вторичные), а также эмоционально-оценочные реакции. Первичная оценки стрессора приписывает ему сначала определенный знак, т. е. стрессор (событие) оценивается как: 1) позитивное (благотворное), 2) негативное (вредоносное, опасное и т. п.), а также 3) как нейтральное. Затем, исходя из первичной когнитивной оценки события, происходит неосознаваемое включение эмоционально-оценочных реакций, которые подконтрольны когнитивной оценке. После включения эмоциональной оценки формируется определенное управляемое психическое состояние (в условиях которого протекает ответное поведение). На третьем этапе реагирования на стрессор включается вторичная когнитивная оценка, которая по механизму организации обратной связи либо одобряет первичную оценку и деятельность на его основе (при этом возможна некоторая корректировка психического состояния и поведения), либо, если деятельность и психическое состояние оцениваются как неправильные, выполняет функции психологической защиты.

Стрессовая ситуация приводит к напряжению и даже разрыву связей (частичному или полному) в системе единства сознания и деятельности. При этом чем сильнее стрессовое напряжение, тем в меньшей мере сознание регулирует поведение и деятельность в целом.

Эта ситуация объясняется резкой активизацией психических бессознательных процессов при стрессе. Перефразируя знаменитое высказывание З. Фрейда, можно утверждать, что «стресс является королевской дорогой в бессознательное». В целом поведение сотрудников ОВД в стрессовой ситуации можно выразить следующим вербальным алгоритмом: стрессор — сознание (ослабление) — бессознательное (усиление) — поведение.

При этом важно учитывать, что стресс — это не просто конфликт в системе «когнитивное — эмоциональное», а скорее конфликт в системе личностной психосемантики (значений, личностных смыслов), чаще обозначается в современной психологии как сознательные и бессознательные процессы.

С учетом основных стратегических типов копинг-поведения психопрофилактические мероприятия должны делиться на три группы.

В первую группу включаются психопрофилактические мероприятия самого общего характера. Ее контингентом являются сотрудники ОВД, а целью — формирование активного адаптивного функционального копинг-поведения, направленного на продвижение к здоровью, уменьшение числа лиц, имеющих психологические факторы риска возникновения психосоциальных расстройств.

Первичная копинг-профилактика проводится со всеми вновь поступившими на службу в ОВД, как курс молодого бойца с начинающими службу в армии.

Копинг-профилактика решает следующие задачи:

— обращает внимание сотрудников на наличие проблемы формирования личной стрессоустойчивости, обучает эффективному использованию когнитивной оценки стрессора, использованию активных копинг-стратегий;

— увеличение потенциала личностных и средовых копинг-ресурсов (формирование, развитие позитивной устойчивой Я-концепции, повышение эффективности социально-поддерживающих сетей, развитие эмпатии, эффилиации, интернального локуса контроля, восприятия социальной поддержки и других копинг-ресурсов).

Основными способами реализации задач копинг-профилактики являются обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса, управления им, а также оказание сотрудникам социальной поддержки адекватными социально-поддерживающими сетями, обучение навыкам и умениям преодоления стресса может проводиться в форме социально-психологического тренинга проблемразрешающего копинг-поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию Я-концепции, снижению чувствительности к отвержению и т. д.

В реализации этих мероприятий на первом этапе ведущее место отводится контингенту профессионалов в лице прошедших специальную подготовку психологов, педагогов, врачей и других воспитателей. Применяемые профилактические программы могут фокусироваться как на отдельных социальных сетях, так и на отдельных индивидах или социальных группах, используя при этом средства массовой информации, возможности досуга, тренинг поведенческих навыков и т. д.

Вторичная копинг-профилактика (или специальная) проводится с учетом специфики выполняемых задач теми или иными группами сотрудников ОВД в стрессовой ситуации.

Достижение цели специальной копинг-профилактики требует выполнения следующих задач.

Овладение навыками практического применения активной копинг-стратегии разрешения проблем, совершенствование использования копинг-стратегии поиска социальной поддержки, психологическая коррекция вариантов использования пассивной копинг-стратегии избегания.

Повышение потенциала блока личностно-средовых копинг-ресурсов (коррекция негативной, искаженной Я-концепции и субъективного восприятия социальной поддержки, увеличение уровня интернального контроля, коррекция естественных социально-поддерживающих сетей, изменение направленности получения социальной поддержки от неадекватных социальных сетей на адекватные).

Реализация задач специальной копинг-профилактики может быть осуществлена путем обучения эффективным социальным навыкам и умениям преодоления стресса, управления им (обучения активным копинг-стратегиям).

Обучение эффективным навыкам преодоления стресса и оказания поддержки может осуществляться в форме различных видов психологического тренинга (тренинг разрешения проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки, тренинг когнитивно-оценочной составляющей копинг-поведения, коммуникационных навыков посредством развития эмпатии, аффилиации, снижения чувствительности к отвержению, занятий с психологами по повышению самооценки и коррекции отдельных сфер искаженной Я-концепции, выработка мотивационных навыков на достижение успеха и другие формы).

Третичная, или особенная, копинг-профилактика проводится с сотрудниками, заболевшими различными хроническими заболеваниями, и в этом смысле уже собственно профилактикой не является.

Исходя из этого третичная копинг-профилактика психосоциальных расстройств у сотрудников является преимущественно медицинской, индивидуальной и направленной на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию, предупреждение обострений, сокращение сроков временной нетрудоспособности, социальной дезадаптации вследствие заболевания. Она осуществляется путем обучения больных активным эффективным стратегиям преодоления стресса, оказания социальной поддержки, проведения лечения специально подготовленными психотерапевтами, психологами и т. д.

Особенностью третичной копинг-профилактики является необходимость обучения больного не только базовым активным копинг-стратегиям, но и специфическим копинг-стратегиям, направленным, например, на преодоление искушения употребления алкоголя, соблюдение диеты, снятие болевых ощущений и т. д. Недостаточность активных копинг-механизмов в борьбе с болезнью вынуждает использовать для этих целей и пассивные копинг-стратегии, что способствует адаптации индивида, хотя и кратковременной и на более низком функциональном уровне.

Практические рекомендации психологической подготовки

сотрудников органов внутренних дел

1. Формирование профессиональной пригодности и стресс-преодолевающего поведения сотрудников органов внутренних дел целесообразно проводить с учетом психологических механизмов реализации их копинг-поведения на основе мониторинга и динамики изменения их базисных копинг-стратегий и ведущих личностно-средовых ресурсов.

2. Проводить психологическую подготовку, организацию и проведение мероприятий профессионально-психологического отбора в целях отсева кандидатов с нервно-психологической неустойчивостью.

3. При психологическом отборе сотрудников органов внутренних дел, контроле их психологического состояния до и после выполнения профессиональных задач целесообразно оценивать сформированность базисных копинг-стратегий и личностно-средовых копинг-ресурсов. Для этого следует использовать комплекс информативных психологических тестов (Д. Оффера, Д. Ротера, Г. Зимета, 16-ФЛО, ПД, КОС, УСК, ОТС) и многомерный диагностический алгоритм прогноза копинг-поведения.

4. В образовательных заведениях МВД России при проведении психологического отбора кандидатов на учебу и психологическом сопровождении курсантов и слушателей целесообразно психологам подразделений психологического обеспечения образовательного процесса оценивать исходный уровень, динамику и особенности формирования копинг-стратегий и личностно-средовых факторов копинг-поведения. Эти данные могут быть использованы при подготовке выпускных аттестаций и назначении выпускников на первичные должности.

5. Проводить психологическое прогнозирование эффективности предстоящей профессиональной деятельности.

6. Формировать у сотрудников общественно значимые мотивы поведения и деятельности как основы психологической устойчивости.

7. Психологам практических подразделений органов внутренних дел, Центров психодиагностики УВД, ГУВД, МВД субъектов РФ целесообразно использовать в период аттестации сотрудников, контроля их психологического статуса, анализа конфликтных ситуаций, уровня риска суицида и психосоматических заболеваний методический инструментарий диагностики копинг-стратегий, личностно-средовых ресурсов и копинг-потенциала.

8. Медико-психологическая реабилитация сотрудников ОВД должна быть организована с учетом особенностей их копинг-поведения, базовых копинг-стратегий и личностно-средовых копинг-ресурсов и включать целенаправленные мероприятия первичной (для всех категорий личного состава), вторичной (специальной — учитывающей специфику профессиональных задач) и третичной (при психосоматических заболеваниях, ПТСР (посттравматические стрессовые расстройства), дезадаптивных типах поведения) копинг-профилактики.

Литература

1. Бовин Б. Г., Мягких Н. И., Сафронов А. Д. (ред.) Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. М.: НИЦ проблем медицинского обеспечения, 1997.

2. Кабанов М. М. Реабилитация психических больных. 2-е изд. Л.: Медицина, 1985.

3. Куликов Л. В. Проблема описания психических состояний // Психические состояния: Хрестоматия / Ред. Л. В. Куликов. СПб., 2000.

4. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970.

5. Лазарус Р. С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. М.: Женева, 1989.

6. Машков В. Н. Методологические и эмпирические основания прикладной дифференциаль ной психологии. СПб., 1996.

7. Медведев В. И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях // Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. М.: Наука, 1979.

8. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. М., 1977.

9. Рудик П. А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена // Проблема психологии спорта. М., 1962.

10. Folkman S. Personal Control and Stress and Coping Processes: A Theoretical Analysis // J. of Person. And Soc. Psychology. 1984. Vol. 46. N 4.

11. Folkman S., Lazarus R. S. An analysis of coping in a middle-age community sample // J. of Health and Soc. Behav. 1980. Vol. 21.

12. Folkman S., Lazarus R. S., Dunkel-Schetter C., De Longis A. & Gruen R. Ways of Coping Scale. The dynamics of a stressful encounter: Cognitive appraisal, coping and encounter outcomes // J. of Personality and Social Psychology. 1986. V. 50.

13. Folkman S., Lazarus R. S., Pimley S., Novasek J. Age differences in stress and coping processes // Psychology and Ading. 1987. Vol. 2. N 4.

14. Lazarus R. S. Psychological stress and the coping process. Mc Graw — Hill. N. Y., 1966.

15. Lazarus R. S. Emotions and adaptation: Conceptual and empirical relations // W. J. Arnold (Eds.) Nebraska Press, Lincoln, N. E., 1968.

16. Lazarus R. S. Patterns of adjustment (3rd ed.). N. Y., 1976.

17. Lazarus R. S. The stress and coping paradigm // L. A. Bond, J. C. Rosen (Eds.). Competence and coping during adulthood. Hanover, 1980.

18. Lazarus R. S. The stress and coping paradigm // Eisdorfer et al. Models for Clinical Psycopathology. N. Y., 1981.

19. Lazarus R. S., Folkman S. Coping and adaptation // W. D. Gentry (Eds.) // The handbook of behavioral medicine. 1984. N. Y.: Guilford, 1984.

——————————————————————