Особенности психологических механизмов конструктивного взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с водителями транспортных средств

(Гайнуллина А. В.) («Транспортное право», 2009, N 1)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ДПС ГИБДД С ВОДИТЕЛЯМИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

А. В. ГАЙНУЛЛИНА

Гайнуллина А. В., Уфимский юридический институт МВД России.

Выполняя свои профессиональные задачи, сотрудники ДПС ежедневно взаимодействуют с участниками дорожного движения. Данное взаимодействие имеет свои специфические особенности, отличные от взаимодействия сотрудников других служб органов внутренних дел с гражданами. Наряду с возможной напряженностью и конфликтностью, связанной с управляющим воздействием на перемещение водителей транспортных средств, оно характеризуется такими особенностями, как ограниченный временной интервал, дефицит предварительной информации о партнере по общению, внезапное возникновение экстремальных ситуаций. Повышенный динамизм взаимодействия сотрудников ДПС с водителями транспортных средств требует от сотрудников ДПС высокой степени психологической подготовленности к нему. Так как основное рабочее время сотрудников ДПС затрачивается на общение с гражданами <1>, то профессиональная психологическая подготовка сотрудников ДПС будет эффективной настолько, насколько они будут учитывать особенности психологических механизмов конструктивного взаимодействия с водителями транспортных средств, что стало предметом нашего исследования. ——————————— <1> См.: Кондаурова О. П. Психологический тренинг профессионального общения сотрудников милиции общественной безопасности с гражданами: Дис. … канд. психол. наук. М., 2001. С. 61.

Под межличностным взаимодействием в психологической литературе понимается личностный контакт, обусловленный взаимозависимостью субъектов на пути достижения целей, как правило, опосредованный общением и совместной деятельностью, на основе которого происходит воздействие субъектов друг на друга и складываются определенные взаимоотношения. Психологическими механизмами межличностного взаимодействия являются закономерные явления, лежащие в основе его мотивационно-целевых, коммуникативных, перцептивных, поведенческих и эмоционально-волевых процессов, входящих соответственно в состав побудительного, когнитивного и регулятивного компонентов <2>. ——————————— <2> См.: Шипилов А. И. Психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях: Дис. … канд. психол. наук. М., 2000. С. 45.

Конструктивное взаимодействие сотрудников ДПС с участниками дорожного движения — процесс, основанный на действующем законодательстве, должностных инструкциях, гражданской позиции и включающий установление социально-психологического контакта между сотрудниками ДПС, водителями и пешеходами, в результате которого, содействуя друг другу, они становятся активными субъектами достижения общесоциальных целей, направленных на повышение безопасности на дорогах. В целях выявления психологических механизмов взаимодействия сотрудников ДПС с участниками дорожного движения нами был проведен анкетный опрос, в котором участвовали 455 водителей транспортных средств и 470 сотрудников ДПС, включая такие регионы, как город Москва и Московская область, город Санкт-Петербург и Ленинградская область, Республика Башкортостан, также пилотажные исследования проводились в Свердловской и Челябинской областях, Республике Татарстан и Республике Ингушетия. При проведении опроса среди сотрудников ДПС использовались специально разработанные анкеты, отражающие характер их реагирования на действия водителей транспортных средств при реализации различных функций дорожно-патрульной службы (контрольно-надзорной, административно-юрисдикционной, профилактической, распорядительно-регулировочной, содействия). По результатам проведенного исследования были выявлены некоторые особенности взаимодействия сотрудников ДПС с участниками дорожного движения. Всего лишь менее половины опрошенных сотрудников ДПС основной целью своей профессиональной деятельности видит не формальное выявление и пресечение административных правонарушений, а воздействие на правосознание водителей транспортных средств, предупреждение их опасного поведения на дорогах <3>. Данные сотрудники ДПС стараются ориентироваться на личностные особенности участников дорожного движения, задействовав психологические механизмы конструктивного взаимодействия, чтобы актуализировать у них положительные мотивы сопричастности общему делу безопасности дорожного движения, применяют те или иные механизмы межличностного познания для наиболее адекватного восприятия поведения граждан, используют различные методы коммуникативного воздействия в целях предупреждения их недисциплинированного поведения на дорогах. Для этих сотрудников ДПС характерно чуткое отношение к проблемам водителей, проявление реальной заботы об их безопасном перемещении, стремление поддерживать положительное эмоциональное состояние участников дорожного движения. В конфликтных ситуациях для достижения взаимопонимания они применяют конструктивную стратегию диалога. ——————————— <3> См.: Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» // СЗ РФ. 2006. N 9. Ст. 1020.

Административное наказание само по себе не несет профилактического воздействия на поведение водителей <4>, «не приводит их к твердому убеждению, что нарушение приносит вред всему обществу и им лично» <5>, как и командно-административный монолог сотрудников ДПС, не учитывающий мнение участников дорожного движения. ——————————— <4> См.: Жулев В. И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. М.: Юрид. лит., 1989. С. 205. <5> Крылов Б. С. Основные вопросы деятельности дорожной полиции буржуазных стран: Лекция / Академия управления МВД СССР. М., 1984. С. 17.

Только осознание своей вины и необходимости соблюдения водителями Правил дорожного движения может привести к формированию дисциплинированного поведения на дорогах. Но такой результат может быть возможен: а) после установления психологического контакта сотрудника ДПС с участником дорожного движения; б) выявления причин допущенного правонарушения; в) разъяснения существа правонарушения и его общественной опасности; г) достижения взаимопонимания и взаимодоверия. Более половины опрошенных сотрудников ДПС в отношении водителей руководствуются методами психологического давления, основанными на должностном превосходстве, пытаются манипулировать их сознанием, стоят на позициях формализованного общения, полностью ориентированного на нормативные документы. Эти сотрудники ДПС затрудняют в дальнейшем установление психологического контакта с водителями, формируя негативный стереотип сотрудников ДПС, вольно или невольно вызывают отрицательное отношение граждан ко всем сотрудникам Госавтоинспекции. Взаимодействие сотрудников ДПС с водителями эффективно, когда они умеют снять психологическую настороженность водителей, связанную с остановкой их транспортных средств и боязнью понести административное наказание, разъясняя основные цели оперативно-служебной деятельности, направленные на профилактику дорожно-транспортного травматизма, демонстрируют внимание к ним, преодолевая формальность административных взаимоотношений. Так, водителями были положительно отмечены следующие профессиональные действия сотрудников ДПС при оформлении административного материала: — сотрудники ДПС интересовались, понятно ли существо правонарушения, а в случае необходимости старались все тщательно разъяснить — 44,6%; — сотрудники ДПС были внимательны, предоставляли возможность полностью изложить причину правонарушения — 13%; — инспекторами ДПС приводились статистические данные по дорожно-транспортному травматизму — 12,3%; — сотрудники ДПС старались найти общий язык с гражданами, были вежливы, терпеливы, не допускали резких выражений — 16,7%; — инспекторы ДПС разъясняли, что безопасность дорожного движения зависит от каждого водителя, предостерегали от опасного поведения на дорогах — 11,2%; — сотрудники ДПС предлагали водителям самим проанализировать свое поведение — 2,86%; — сотрудники ДПС проявляли реальную заботу о безопасном перемещении участников дорожного движения — 1,98%; — сотрудники ДПС были объективны при принятии мер административного воздействия — 5,1%. При обращении сотрудников ДПС за помощью 32,5% опрошенных помогают им, если это предусмотрено Правилами дорожного движения. 23,5% опрошенных участников дорожного движения оказывают помощь, если позволит время, и 19,1% респондентов ответили, что оказание ими содействия зависит от конкретных объектов помощи, а также самих сотрудников ДПС. Всего лишь 24,8% опрошенных водителей транспортных средств, используя все возможности, проявляют свою гражданскую позицию в любом случае, оказывая реальную помощь другим в трудных ситуациях. Таким образом, лишь незначительная часть опрошенных водителей осознает общественно-социальную значимость содействия сотрудникам ДПС в трудных дорожных условиях. Взаимодействие с участниками дорожного движения будет конструктивным в случае умения сотрудников ДПС, психологически воздействуя на них, преодолевать узкоэгоистичные цели и интересы, вызывая у водителей мотивы сопричастности делу безопасности дорожного движения, иначе говоря, осуществлять согласование их целей и интересов с целями и интересами как сотрудников ДПС, так и других участников дорожного движения, оказавшихся в беде. Участники дорожного движения применяют различные механизмы межличностного восприятия при взаимодействии с сотрудниками ДПС, чтобы лучше понять и уяснить для себя обоснованность их профессиональных действий, а также избежать несправедливого с их точки зрения наказания. Воспринимая профессиональные действия сотрудников ДПС, водители транспортных средств чаще всего: рассуждают над тем, какими мотивами руководствовался сотрудник ДПС в своих действиях и решениях, размышляют над причинами его поведения — 30,6%; анализируют, правильно ли поступали по отношению к сотруднику ДПС, — 18,9%; принимают точку зрения инспектора ДПС, если он был убедителен, — 14,1%; в большей степени уделяют внимание физическим данным сотрудника ДПС — 11,6%; пытаются поставить себя на место сотрудника ДПС, анализировать ситуацию с его точки зрения — 10,8%; думают о том, как выглядят в глазах сотрудника ДПС, — 8,57%; сравнивают поведение сотрудника ДПС со своим поведением — 7,47%. Таким образом, ведущим психологическим механизмом перцептивного процесса со стороны участников дорожного движения является каузальная атрибуция, при наличии также таких механизмов, как идентификация, рефлексия, интерпретация и децентрация. При общении с сотрудниками ДПС опрошенные участники дорожного движения: пытаются убедить сотрудников ДПС, что не совершали правонарушения, если в их действиях не было его состава, — 40,2%; разъясняют сотрудникам ДПС причину своего поведения — 26,8%; стараются найти индивидуальный подход к сотрудникам ДПС — 13,2%; пытаются оказать влияние, вызвать расположение сотрудников ДПС, пользуясь своим обаянием либо демонстрируя компетентность по тому или иному вопросу — 10,1%; требуют от сотрудников ДПС законных обоснований своих действий — 9,9%. Исходя из изложенного ведущим психологическим механизмом коммуникативного процесса является убеждение, характерны также такие механизмы, как внушение, расположение, информирование, просьба и принуждение. Представляется, что стратегии поведенческой сферы взаимодействия сотрудников ДПС с участниками дорожного движения должны быть направлены на формирование баланса во взаимоотношениях друг с другом, основанного на морально-правовых нормах, так как психологический механизм действия права немыслим вне влияния морали. Неотъемлемым средством поведенческой сферы конструктивного взаимодействия сотрудников ДПС с участниками дорожного движения должен быть диалог в целях достижения взаимопонимания. Водители транспортных средств реагировали на эмоциональное состояние сотрудников ДПС следующим образом: позитивные эмоции сотрудников ДПС способствовали оптимизации эмоционального состояния водителей — 27,5%; требовательное и одновременно внимательное отношение со стороны сотрудников ДПС способствовало желанию соблюдать Правила дорожного движения — 21,3%; водителям нередко передавалось отрицательное эмоциональное состояние сотрудника ДПС — 16%; надменное поведение инспекторов ДПС вызывало у водителей негодование — 21,3%; возникало чувство эмоционального удовлетворения, когда инспектор ДПС попадал в затруднительную ситуацию, — 14,1%; водители сопереживали тем трудностям, которые испытывает сотрудник ДПС в своей нелегкой службе, — 9,9%. Таким образом, ведущим психологическим механизмом эмоционально-волевого процесса взаимодействия водителей транспортных средств с сотрудниками ДПС является отзеркаливание эмоций (отражение эмоционального состояния оппонента), характерна также поляризация эмоций (проявление полярных по модальности эмоций) и еще в меньшей степени эмпатия, что говорит о ненастроенности основной части водительского состава на конструктивное взаимодействие с сотрудниками ДПС. Проведенный анализ особенностей взаимоотношений сотрудников ДПС с участниками дорожного движения позволил разработать модель их конструктивного взаимодействия (табл. 1).

Таблица 1

Модель конструктивного взаимодействия сотрудников ДПС с участниками дорожного движения

Компоненты Процессы Психологические механизмы взаимодействия взаимодействия конструктивного взаимодействия

Побудительный Мотивационно-целевой Согласование целей и интересов

Когнитивный Коммуникативный Убеждение Внушение Расположение Информирование Просьба Принуждение

Перцептивный Каузальная атрибуция Рефлексия Идентификация Интерпретация Децентрация

Регулятивный Поведенческий Формирование баланса во взаимоотношениях, основанного на морально-правовых нормах

Эмоционально-волевой Эмпатия Отражение эмоций Поляризация эмоций

Применение сотрудниками ДПС психологических механизмов конструктивного взаимодействия с водителями транспортных средств — необходимое условие совершенствования их взаимоотношений, на что обращается внимание в основных документах, регламентирующих деятельность дорожно-патрульной службы <6>. Однако учет психологических механизмов конструктивного взаимодействия в практической деятельности сотрудников ДПС требует: ——————————— <6> См.: Приказ МВД России от 2 июля 2002 г. N 627 «О мерах по совершенствованию деятельности ГИБДД и укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения»; Приказ МВД России от 20 апреля 1999 г. N 297 «Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России».

— осознания, прежде всего руководителями подразделений ГИБДД, значимости эффективного взаимодействия сотрудников ДПС с участниками дорожного движения; — смены негативных установок сотрудников ДПС в отношении участников дорожного движения с формализованных на ориентированные на личность водителей; — разработки программ профессиональной психологической подготовки сотрудников ДПС, нацеленных на формирование навыков конструктивного взаимодействия с водителями транспортных средств. Считаем целесообразным усовершенствовать и процесс существующей подготовки водительских кадров, включая в программы их обучения вопросы конструктивного взаимодействия как с самими сотрудниками ДПС, так и с представителями водительского сообщества.

Литература

1. Кондаурова О. П. Психологический тренинг профессионального общения сотрудников милиции общественной безопасности с гражданами: Дис. … канд. психол. наук. М., 2001. 2. Шипилов А. И. Психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях: Дис. … канд. психол. наук. М., 2000. 3. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» // СЗ РФ. 2006. N 9. Ст. 1020. 4. Жулев В. И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. М.: Юрид. лит., 1989. 5. Крылов Б. С. Основные вопросы деятельности дорожной полиции буржуазных стран: Лекция / Академия управления МВД СССР. М., 1984. 6. Приказ МВД России от 2 июля 2002 г. N 627 «О мерах по совершенствованию деятельности ГИБДД и укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения». 7. Приказ МВД России от 20 апреля 1999 г. N 297 «Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации».

——————————————————————