Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в период вооруженных конфликтов: конституционно-правовой анализ
(Мухина О. Н.) («Военно-юридический журнал», 2009, N 4)
СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
О. Н. МУХИНА
Мухина О. Н., аспирант кафедры конституционного и муниципального права Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина.
История человечества — история постоянных войн и конфликтов. Войны сопровождают нас на протяжении всей истории, и всегда они разрушительны, трагичны, ненавистны. Если война затрагивает интересы нескольких государств, то вооруженные конфликты немеждународного характера, как правило, происходят на территории одного государства, но затрагивают интересы нескольких. Следует отметить, что в современном мире все большее значение приобретает международное сотрудничество государств в области прав человека. Уважение прав человека и основных свобод стало содержанием одного из общепризнанных принципов современного международного права, определяющего основы взаимоотношения государств <1>. Обеспечение этих прав, несомненно, является важнейшим условием достижения стабильности и устойчивости развития межгосударственных отношений, а в конечном счете — жизнедеятельности каждого человека. ——————————— <1> Шамсон Р. Т. Права человека и внутренняя компетенция государства // Московский журнал международного права. 2003. N 2. С. 59.
В основе прав человека лежит ценность человеческой личности. Такой подход находит отражение в положениях международных документов по правам человека, например во Всеобщей декларации прав человека <2>, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод <3>, Международном пакте о гражданских и политических правах <4>. Права человека применяются ко всем людям как в мирное время, так и во время войны. Об этом неоднократно говорилось в резолюциях ГА ООН: «Основные права человека в том виде, как они признаны в международном праве и изложены в международных документах, продолжают полностью применяться в ситуациях вооруженного конфликта» <5>. ——————————— <2> Всеобщая декларация прав человека принята и провозглашена Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 декабря. <3> Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод подписана в Риме 4 ноября 1950 г. // URL: http://www. echr. ru/documents/doc/2440800/2440800-001.htm. <4> Международный пакт о гражданских и политических правах принят Резолюцией 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу 23 марта 1976 г. // URL: http://www. un. org/russian/documen/convents/pactpol. htm. <5> Резолюция ГА ООН от 9 декабря 1970 г. 2675 (XXV) «Основные принципы защиты гражданского населения в период вооруженных конфликтов» // URL: http://www. un. org/russian/hr.
Важно, что российское законодательство основывается на нормах международного права. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации — это центральный институт конституционного права. Он содержит нормы, которые определяют взаимоотношения между человеком, с одной стороны, и государством — с другой. Именно конституционные положения формируют основу нормативной модели права на жизнь. На основе этого строится все законодательство Российской Федерации. Право на жизнь обеспечивается целым комплексом правовых средств, закрепленных в тексте Конституции Российской Федерации <6>. Такие конституционные гарантии являются предпосылкой того, чтобы право на жизнь конкретизировалось в аспекте прав на медицинскую, экологическую и другую безопасность, ведь без этого нормальное существование человека невозможно! ——————————— <6> Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
Рассматриваемая проблема достаточно актуальна. Достаточно вспомнить события в Чеченской Республике 1994 — 1996 гг. и провести параллель с недавно произошедшими событиями в Южной Осетии, ведь, хотя они и не полностью сходные, но ситуация с нарушением прав мирного населения практически аналогичная. Вооруженный конфликт, произошедший на Северном Кавказе в 1994 — 1996 гг., по своим характеризующим признакам подходит под категорию «вооруженные конфликты немеждународного характера». Конституционный Суд РФ в Постановлении от 31 июля 1995 г. N 10-П <7> подтвердил эту формулировку, определив при этом, что Протокол II к Женевским конвенциям применим. ——————————— <7> Постановление Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 N 10-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 года N 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 года N 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 года N 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3424.
Следующий конфликт, произошедший в 1999 — 2004 гг., хотя официально и называли контртеррористической операцией <8>, был все же войной <9>, спровоцированной агрессией чеченских НВФ <10> против Дагестана. ——————————— <8> По Федеральному закону от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3808. <9> При проведении контртеррористической операции города и села Чечни и Дагестана штурмовались армейскими подразделениями с использованием авиации, тяжелой артиллерии, танков, ракет и стрельбой по площадям, охватывая огнем не только опорные пункты боевиков, но и жилые дома граждан. <10> Действия НВФ Северного Кавказа подпадали под формулировку ч. 1 ст. 1 Дополнительного протокола II, который определяет их как «антиправительственные вооруженные силы или другие организованные вооруженные группы, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью территории страны, который позволяет им проводить непрерывные и согласованные действия».
Эти военные кампании не имели четких правовых очертаний — они не укладывались в правовые рамки ни чрезвычайного положения, ни военного положения, в том числе и в рамки контртеррористической операции. Они регулировались в основном подзаконными нормативными актами <11>, со ссылкой во втором случае на ФЗ «О борьбе с терроризмом». При этом в зоне вооруженного конфликта российской стороной грубо попирались такие права человека, соблюдать которые государство обязано при любых чрезвычайных ситуациях. ——————————— <11> Например: Указ Президента РФ от 23 сентября 1999 г. N 1255с «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 3 апреля. N 59.
Безусловно, государство в условиях вооруженного конфликта пытается навести своими приемами и средствами порядок, чтобы обеспечить защиту мирного населения, но не всегда это удается сделать в полной мере, поэтому иногда вооруженные конфликты являются более разрушительными, чем войны. Но в период вооруженных конфликтов все эти права, в том числе право на жизнь, серьезно попираются. Более того, во многих странах наблюдается нестабильность в политическом смысле этого слова, наступает угроза национальной безопасности, происходит массовое нарушение прав человека, и источником всего этого являются вооруженные конфликты. Многие международные нормативно-правовые акты, а также Конституция РФ подчеркивают, что исключается возможность приостановления права на жизнь, физическую неприкосновенность и ряда других прав человека, следовательно, признается их действие и защита в период вооруженных конфликтов. В действительности это положение не всегда применяется. Защита жертв вооруженного конфликта должна применяться ко всем лицам, затрагиваемым этим вооруженным конфликтом, без различия, основанного на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения или иного статуса или на каких-либо других подобных критериях. Все лица, не принимающие непосредственного участия или прекратившие принимать участие в боевых действиях, независимо от того, ограничена их свобода или нет, имеют право на уважение своей личности, своей чести, своих убеждений и своих религиозных обрядов. При всех обстоятельствах с ними должны обращаться гуманно. Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых. Запрещается также использовать голод среди гражданского населения в качестве способа ведения боевых действий, в том числе подвергать нападению, уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения; принудительное перемещение гражданского населения по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, если необходимость в этом не вызывается требованиями обеспечения безопасности самого населения или военной необходимостью; принуждать гражданских лиц покидать свою собственную территорию по причинам, связанным с конфликтом <12>. ——————————— <12> Леншин С. И. Международное гуманитарное право. М.: ВУ, 2004. С. 538.
Во время вооруженного конфликта в Южной Осетии гражданское население не пользовалось защитой от опасностей, возникающих в связи с боевыми действиями, и было объектом нападения со стороны вооруженных формирований. Как известно, в период вооруженных конфликтов запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие целью терроризировать гражданское население, но все это имело место и в данном случае. В Южной Осетии, где большинство населения были гражданами Российской Федерации, жестоко попирались права человека. Никто не был защищен от варваров, уничтожавших все на своем пути, дети голодали, люди вынуждены были покидать свои дома, акты насилия имелись повсеместно, не говоря уже о том, что защита чести и достоинства каждого человека из гражданского населения полностью не обеспечивалась. Однако власти Грузии отрицают, что грузинская армия использовала оружие против мирного населения Южной Осетии. Президент Грузии говорил о том, что этого не было! Известно, что права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в определенных случаях. Поэтому необходимо, чтобы все без исключения нормативно-правовые акты Российской Федерации были политически надежными, юридически выверенными и соответствовали Конституции Российской Федерации как Основному Закону, закрепляющему общефедеральную социально-политическую платформу государства, ибо закон, законодательство — меры политические. Уголовное преследование лиц, совершивших военные и иные преступления в период вооруженного конфликта немеждународного характера, осуществляется на основании законодательства Российской Федерации путем следственных действий и вынесения судебного приговора, обеспечивающего основные гарантии независимости и беспристрастности. В данном случае необходимо вернуться к проблеме введения моратория по поводу смертной казни как одного из видов наказаний. Отменив его, государство позволило криминальным авторитетам организовывать вооруженные конфликты и, несмотря ни на что, посягать на граждан Российской Федерации, в том числе лишая их жизни. Вспомним события в Чеченской Республике. Со стороны российских солдат были осуществлены пытки, а затем убийства многих мирных жителей, чьи обезображенные тела позднее постепенно находили во многих районах города Грозного. Нельзя не сказать об атаке самолетами колонн вынужденных переселенцев, двигавшихся из Грозного в сторону административной границы с Республикой Ингушетия. Ситуация в Чеченской Республике в 1994 — 1996 гг. была в основном урегулирована не федеральными законами, а подзаконными нормативно-правовыми актами. Ситуация с нарушениями прав человека складывалась и в период второй чеченской кампании. Вооруженные формирования, которые бесчинствовали здесь, уничтожали даже мирное население, включая женщин и детей. В боевых действиях принимали участие люди, для которых насилие — обычный образ жизни, это были выходцы из криминальных структур, лица, которые не останавливались ни перед чем! А страдало мирное население <13>. ——————————— <13> О нарушениях прав человека в Чеченской Республике: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации / Материалы дела Конституционного Суда Российской Федерации о конституционности ряда правовых актов, принятых в связи с урегулированием вооруженного конфликта в Чеченской Республике // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. N 5.
Почему действовала российская армия против мирного населения таким образом? Возможно, потому что в первый же день на подходе к Чечне со стороны Ингушетии и Дагестана были взяты в плен десятки тысяч солдат федеральных войск — взяты способом, с которым федеральные службы будут сталкиваться и дальше. Происходило это так: женщины и дети из местных селений обступали и останавливали боевые машины, следующие в колоннах, а затем рассредоточенные в толпе боевики разоружали солдат. Последние же не имели четкого приказа на применение оружия на поражение, что уже само по себе по меньшей мере странно для армии, начавшей военную кампанию <14>. ——————————— <14> Гродненский Н. Первая чеченская. Минск: ФУАинформ, 2007. С. 327 — 328.
Сейчас проводится расследование Генеральной прокуратурой РЮО по поводу убийства мирных жителей в Южной Осетии. Точное количество жертв еще не установлено. Известно большое количество захоронений, которые даже еще не вскрывались. Их насчитывается около двухсот. Численность мирных жертв грузинской агрессии в Южной Осетии, только по данным на сегодняшний день, уже превысила пятьсот человек. Погибли бойцы Министерства обороны, сотрудники Министерства внутренних дел РЮО.
——————————————————————