Рецензия на книгу Комягина Д. Л. «Современный военный бюджет: правовой аспект»

(Ялбулганов А. А.) («Финансовое право», 2009, N 10)

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ КОМЯГИНА Д. Л. «СОВРЕМЕННЫЙ ВОЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ» <*>

А. А. ЯЛБУЛГАНОВ

——————————— <*> Комягин Д. Л. «Современный военный бюджет: правовой аспект». СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009.

Ялбулганов А. А., профессор Государственного университета — Высшей школы экономики, ведущий научный сотрудник Центра публично-правовых исследований, доктор юридических наук.

Монография Дмитрия Львовича Комягина «Современный военный бюджет: правовой аспект», вышедшая в 2009 г. в издательстве Санкт-Петербургского университета, посвящена проблемам, связанным с планированием и осуществлением военных расходов в России, которые за последний год приобрели особенную актуальность. Нельзя не согласиться с автором, что содержание армии, ее обеспечение всегда являлись одной из важнейших забот государства, необходимой и вынужденной государственной потребностью, выраженной, как правило, в значительных суммах расходов. Для России в силу исторических и геополитических особенностей задача тщательного планирования и осуществления расходов на оборону была и остается одной из важнейших задач государственного строительства, напрямую связанной с обеспечением национальной безопасности, реализацией оборонительной функции государства. Следует отметить авторский подход к решению проблемы учета средств, предназначенных на военные цели в общем бюджете публично-правового образования. Показано, что неопределенность объема расходов на национальную оборону состояла и состоит в том, что, с одной стороны, такие средства предусмотрены не только по военному ведомству, но и по иным ведомствам, даже сугубо гражданским. С другой стороны, даже ассигнования по военному ведомству включают в себя гражданские позиции, связанные с социальным обеспечением (трансферты населению) и хозяйственной деятельностью (коммунальные расходы). В то же время, несмотря на усложнение год от года структуры расходов на оборону, главной чертой их является двойственность, разделение на обыкновенные (постоянные) и чрезвычайные (мобилизационные). Научный и практический интерес представляет выведенная автором система принципов формирования и осуществления расходов на национальную оборону, которая состоит из общеправовых принципов (законности; плановости; гласности (прозрачности); соблюдения баланса соблюдения жизненно важных интересов личности, общества и государства; постоянного планирования и осуществления военных расходов в необходимом и достаточном объеме; соответствия уровня финансового обеспечения потребностям военной безопасности и ресурсным возможностям государства), отраслевых принципов (результативности и эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; единства кассы) и специальных принципов, связанных с военной спецификой рассматриваемых отношений (приоритетности интересов национальной обороны и безопасности; централизации и единоначалия, безусловности воинского повиновения, последующей компенсации нанесенного военными действиями ущерба гражданам и юридическим лицам). Военные расходы рассмотрены сквозь призму стадий и этапов бюджетного процесса, и сделан вывод о том, что процедура расходования бюджетных ассигнований на национальную оборону и национальную безопасность имеет свои особенности на каждой стадии бюджетного процесса, в мирное время не выходя за рамки установленных законом процедур. Не обошел автор вниманием и проблему оптимального соотношения военных расходов и общей массы расходов государственного бюджета. В книге показано, что современные Вооруженные Силы являются крупнейшим государственным заказчиком, в силу чего имеется обратная связь между структурой и объемом военных расходов и состоянием национальной экономики. Заключительная часть монографии посвящена модернизации расходов на национальную оборону в Российской Федерации в контексте военной, административной и бюджетной реформ. В числе пожеланий, которые не умаляют общей высокой оценки работы, следует назвать целесообразность более основательной аргументации предложений, связанных с совершенствованием мобилизационного плана государства в области финансов. Еще один резерв, не использованный автором при раскрытии темы, касается сравнительного исследования регулирования расходов на национальную оборону в зарубежных государствах, в частности в странах Европы, Великобритании и Соединенных Штатах Америки, Китае, странах Азиатско-Тихоокеанского региона. При наличии такого анализа ценность исследования многократно бы выросла. Несмотря на отмеченные недостатки, на взгляд рецензента, монография Д. Л. Комягина является основательным и серьезным научным исследованием эволюции расходов на национальную оборону, будет полезной для научных и практических работников.

——————————————————————