ДТП в России: кто виноват и что делать
(Решняк М.) («ЭЖ-Юрист», 2011, N 18)
ДТП В РОССИИ: КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ
М. РЕШНЯК
Мария Решняк, кандидат юридических наук, доцент, г. Москва.
Согласно статистическим данным ежегодно на российских дорогах происходят сотни тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнет такое количество людей, которое сопоставимо с населением небольшого районного центра, а более 200 тысяч получают ранения. Можно ли обеспечить безопасность дорожного движения?
Причины ДТП
По официальной информации ДОБДД МВД РФ, за 2010 год в Российской Федерации произошло 199431 дорожно-транспортное происшествие, в результате которых погибли 26567 человек, а 250635 получили ранения. 11845 ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения. В результате этих ДТП 1954 человека погибли, а 17280 получили ранения. За прошедший год произошло 20262 ДТП с участием детей, в которых 898 детей погибли, а 21149 получили ранения <1>. ——————————— <1> Официальный сайт ГИБДД РФ: http:// www. gibdd. ru/ news/ 672.
Подавляющее большинство пострадавших — люди трудоспособного возраста. Анализ практики показывает, что по-прежнему наибольшее количество ДТП происходит по причине нарушения водителями транспортных средств Правил дорожного движения. За 2010 год по причине нарушения ПДД было совершено 169437 ДТП, в которых погибли 22221 человек, а 223696 получили ранения различной степени тяжести <2>. ——————————— <2> http:// www. gibdd. ru/ uploads/ a6489eccaf6791d6fbc04d954259379c. pdf
По-прежнему причиной более 85% ДТП является человеческий фактор. Статистика свидетельствует, что наибольшее количество нарушений ПДД происходит по вине человека — либо пешехода, либо водителя. Крайне опасно, на наш взгляд, когда ПДД нарушаются сознательно, а такое нарушение сегодня является одним из самых распространенных. Юридическая литература и практика относят к наиболее распространенным причинам дорожно-транспортных происшествий следующие: — превышение установленной скорости движения (17% ДТП); — управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии (25% ДТП); — нарушение правил обгона (15% ДТП); — нарушение правил маневрирования (9% ДТП) <3>. ——————————— <3> Расследование дорожно-транспортных происшествий / Под ред. В. А. Алферова и В. А. Федорова. М.: Лига Разум, 1998. С. 23.
Из анализа материалов уголовных дел и дел об административных правонарушениях видно: большинству дорожно-транспортных происшествий предшествует нарушение водителями автотранспортных средств ПДД, которое влечет за собой согласно главе 12 КоАП РФ наступление административной ответственности. Государство устанавливает меру ответственности за совершение правонарушения, применяя административное наказание, в целях предупреждения совершения новых правонарушений <4>. Однако профилактике в силу объективных и субъективных причин ГИБДД не уделяет должного внимания. Об этом же говорил в 2009 году в своем ежегодном докладе Федеральному Собранию «О состоянии законности и правопорядка» Генеральный прокурор РФ, который утверждал, что ГИБДД занимается пресечением административных правонарушений в ущерб их профилактике <5>. ——————————— <4> Кодекс РФ об административных правонарушениях. <5> http:// www. vedomosti. ru/ newspaper/ article/ 2010/ 04/ 23/ 232303
Пьяный водитель
В решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения значительное место занимают вопросы выявления, пресечения, предупреждения правонарушений в сфере дорожного движения. Для определения причин ДТП сотрудниками ГИБДД анализируется множество различных данных: о месте дорожно-транспортного происшествия, погодных условиях, техническом состоянии транспортного средства, о состоянии дороги, состоянии водителя, учитывается время суток, день недели, время года и т. п. Зачастую для установления причин ДТП проводятся различные экспертизы с привлечением экспертов — инженеров, конструкторов транспортных средств, медиков, физиологов, психологов, криминалистов и других специалистов, которые могут ответить не только на вопрос о причине, но и дать рекомендации по предупреждению. Если проанализировать существующую практику, то наиболее действенным средством предупреждения дорожно-транспортных происшествий на дорогах, по нашему мнению, является своевременное и адекватное реагирование уполномоченных должностных лиц на нарушения ПДД, влекущие административную ответственность. Одна из наиболее частых причин ДТП — управление ТС в состоянии алкогольного опьянения. За последние несколько лет ситуации с пьянством за рулем уделялось много внимания, в том числе на самом высоком уровне. Введение в ст. 264 УК РФ поправок, усиливающих уголовную ответственность в случае совершения ДТП в состоянии алкогольного опьянения, говорит о серьезности отношения государства к данной проблеме. Но, представляется, одних карательных мер явно недостаточно и необходимо больше внимания уделять профилактике, в первую очередь воспитательной работе. Как показывает статистика, чаще всего пьяными за руль садятся состоятельные граждане, для которых наибольшую ценность имеет время. Почему бы, к примеру, наряду с лишением права управлять ТС не обязать их пройти курсы «переподготовки» — прослушать цикл лекций о вреде алкоголя в целом и опасности пьянства за рулем в частности? А без свидетельства о прослушивании подобного курса лекций водительское удостоверение не возвращать. Предложение спорное, содержащее потенциальную коррупционную составляющую, но это уже другой вопрос…
По неосторожности, но умышленно
По состоянию на 1 января 2010 года в России было зарегистрировано 33 млн. легковых автомобилей <6>. Сколько по нашей стране ездит незарегистрированных ТС, не скажет никто. Несмотря на требования Приказа МВД России от 24.11.2008 N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» <7>, нередко автовладельцы предпочитают ездить с транзитными номерами и платить штраф, но не регистрировать в ГИБДД свое ТС, чтобы сэкономить на уплате налога. ——————————— <6> http:// auto. lenta. ru/ news/ 2010/ 03/ 23/ autopark <7> http:// www. rg. ru/ 2009/ 01/ 16 /mvd-transport-dok. html
Следует отметить, что при увеличении общего количества транспортных средств штат сотрудников ГИБДД в связи с реформой МВД, объявленной Указом Президента РФ от 24.12.2009 N 1468 <8>, постоянно сокращается. В октябре 2010 года бывший начальник ДОБДД МВД РФ В. Н. Кирьянов в своем интервью сообщил, что в связи с проводимой реформой будет сокращено около 20% сотрудников ГИБДД <9>. Можно ли утверждать, что подобное сокращение сотрудников ГИБДД приведет к желаемому результату, то есть уменьшению количества ДТП и нарушений ПДД участниками дорожного движения? Думаю, ответ на этот вопрос отрицательный. ——————————— <8> http:// www. rg. ru/ 2009/ 12/ 28/ mvd-dok. html <9> http:// www. rg. ru/ 2010/ 10/ 29/ gibdd-anons. html
Кроме этого, постоянно меняется нормативно-правовая база, в соответствии с которой работают сотрудники ГИБДД. Так, с 2009 года не действует Наставление по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России, утвержденное Приказом МВД РФ от 20.04.1999 N 297, которым определялись задачи и функции ДПС, обязанности и права сотрудников ДПС. Существенную роль играет человеческий (психологический) фактор. Законодатель относит преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ, к категории преступлений, совершенных по неосторожности. Но в подавляющем большинстве случаев водители ТС допускают нарушения ПДД или эксплуатации транспортных средств, приведшие к указанным в законе последствиям, умышленно. Статистика свидетельствует, что и пешеходы наряду с водителями часто являются виновниками ДТП. Так, в 2010 году было совершено 31969 ДТП, причиной которых послужили нарушения ПДД пешеходами <10>. Итак, можно утверждать, что для улучшения ситуации на дорогах необходимо изменить субъективное отношение всех участников дорожного движения к соблюдению ими ПДД. К сожалению, менталитет наших граждан изменить крайне сложно, поэтому ожидать скорого результата в решении этой проблемы не приходится. ——————————— <10> Официальный сайт ГИБДД РФ: http:// www. gibdd. ru/ uploads/ b7a3cefe0bf899ca5362e04fe8fb361f. pdf.
Дороги и… «неприкасаемые» на дороге
Более 10 лет назад мы предлагали ряд мер, направленных на решение проблемы с ДТП <11>. Некоторые из них были учтены при разработке нового законодательства, в частности предложения об увеличении размеров штрафов, об использовании технических средств фиксации нарушений ПДД. Некоторые остались без внимания, хотя, по нашему мнению, их применение могло оказаться действенным способом профилактики ДТП. ——————————— <11> Решняк М. Административная деятельность ГИБДД как профилактика ДТП // Профессионал. 2000. N 6. С. 17 — 19.
За последние годы было принято множество поправок в КоАП РФ, ужесточающих ответственность за нарушения ПДД. Повышение размера штрафов, расширение перечня правонарушений, за совершение которых предусмотрено лишение права управлять ТС, — все это привело к определенному снижению количества ДТП. Однако пока утверждать, что данная тенденция сохранится, преждевременно. Помимо этого, суровость установленного наказания зачастую смягчается необязательностью его наступления. С одной стороны, до настоящего времени принцип равенства всех перед законом действует не в полной мере — по-прежнему на дорогах есть «неприкасаемые», которые нарушают ПДД, создают аварийные ситуации, совершают ДТП, но не несут никакой ответственности. Естественно, это не лучшим образом сказывается на законопослушании граждан, которые действуют по принципу «а я что, хуже?». В последнее время значительное число ДТП (почти каждое пятое) происходит по причине неудовлетворительного состояния дорог и улиц. В целом в Российской Федерации за 2010 год таких ДТП произошло 41863, при этом погибло 5889 человек, ранено 52622 <12>. Определенные меры, направленные на улучшение качества дорог, уже принимаются. Тем не менее по-прежнему многие дороги не отвечают установленным требованиям и стандартам, хотя еще в ноябре 2007 года был принят Закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» <13>. ——————————— <12> Официальный сайт ГИБДД РФ: http:// www. gibdd. ru/ uploads/ bd029b57761ec76cf62be55830d3064e. pdf. <13> http:// www. rg. ru/ 2007/ 11/ 14/ dorogi-dok. html
Профилактика ДТП может быть достигнута не только мерами административного воздействия на участников дорожного движения. Эту проблему необходимо решать в комплексе с другими. И в первую очередь, по нашему мнению, необходимо уделить самое пристальное внимание количеству и качеству существующих и строящихся автомобильных дорог. Одновременно с этим следует оснастить их, особенно потенциально удобные для нарушения ПДД участки, техническими средствами фиксации. Очень важно, чтобы в полном объеме начал действовать принцип равенства всех перед законом, по крайней мере в отношении соблюдения всеми ПДД. Целесообразно привлекать к участию в воспитании культуры поведения на дорогах не только юристов, но и педагогов, и психологов, а само воспитание начинать с детей дошкольного возраста. Высказанные предложения, возможно, являются в чем-то спорными, однако, если государство не хочет ежегодно терять значительное количество своего трудоспособного населения, оно должно применять широкий спектр мер предупреждения дорожно-транспортных происшествий.
——————————————————————