Тенденции развития российской антинаркотической политики на современном этапе

(Федоров А. В.) («Наркоконтроль», 2011, N 4)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ <*>, <1>

А. В. ФЕДОРОВ

——————————— <*> Fedorov A. V. Tendencies of Development of Russian Anti-narcotic Policy at Contemporary Stage. <1> Статья подготовлена на основе выступлений автора на международной научно-практической конференции «Антинаркотическая политика: история, современное состояние, перспективы» (29 сентября 2011 г., Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина) и на Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы совершенствования правовых институтов в условиях формирования новой национальной антинаркотической модели» (25 октября 2011 г., г. Ростов-на-Дону).

Федоров А. В., главный редактор журнала «Наркоконтроль», кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации (г. Москва).

В статье дается понятие государственной антинаркотической политики и рассматриваются основные тенденции в развитии российской антинаркотической политики на современном этапе.

Ключевые слова: государственная антинаркотическая политика, российская антинаркотическая политика, правовые, экономические, организационные, кадровые составляющие антинаркотической политики, основные направления противодействия незаконному обороту наркотиков, тенденции развития антинаркотической политики, незаконный оборот наркотиков.

The article gives concept of state anti-narcotic policy and considers fundamental tendencies in development of Russian anti-narcotic policy at contemporary stage.

Key words: state anti-narcotic policy, Russian anti-narcotic policy, legal, economic, organizational, personnel elements of anti-narcotic policy, fundamental directions of counteraction of illegal turnover of drugs, illegal turnover of drugs.

В современном мире злоупотребление наркотиками является одной из наиболее острых социальных проблем, масштаб которой обусловил ее отнесение к важнейшим угрозам международной безопасности. Достаточно сказать, что, согласно Докладу о наркотиках за 2010 г., подготовленному Управлением ООН по наркотикам и преступности, в настоящее время в мире общее число потребляющих наркотики лиц составляет от 155 до 250 млн. человек. Это от 3,5% до 5,7% всего населения планеты в возрасте от 15 до 64 лет <2>. ——————————— <2> См.: Всемирный доклад о наркотиках за 2010 г. ООН. 2011. С. 12.

К сожалению, процессы активной наркотизации населения распространились и на Российскую Федерацию. Наркомания стала бедствием общегосударственного масштаба, глобальной проблемой, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны, ее национальная безопасность <3>. ——————————— <3> Подробнее об этом см.: Федоров А. В. Антинаркотическая политика и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации (теоретический аспект) // Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации. М.: Издательство «Известия», 2007. Вып. 4: К 15-летию образования Совета Безопасности Российской Федерации. С. 131 — 137.

Характер этой угрозы требует адекватной ответной реакции со стороны государства: проведения системной и эффективной государственной антинаркотической политики <4>. ——————————— <4> Здесь и далее по тексту статьи понятия «государственная антинаркотическая политика», «российская антинаркотическая политика» и «антинаркотическая политика» используются как равнозначные.

Уже неоднократно предпринимались попытки нормативно определить параметры и содержание такой политики. Впервые в Российской Федерации системный подход к формированию и реализации антинаркотической политики нашел нормативное отражение в утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 июля 1993 г. N 5494-1 Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации <5>, определившей ее концептуальные основы в законодательных и организационных аспектах. ——————————— <5> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 32. Ст. 1265.

С 1995 г. по 2009 г. включительно антинаркотическая политика реализовалась через организационные меры, большинство из которых получили нормативно-правовое закрепление в актах Правительства Российской Федерации — федеральных целевых программах, предусматривающих комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту <6>. ——————————— <6> О содержании этих мер см., например: Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 г. N 542 «О Федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995 — 1997 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 24. Ст. 2277; Постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. N 1030 «О Федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999 — 2001 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 39. Ст. 4627; 2000. N 31. Ст. 3294; Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 г. N 44 «О Федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 — 2004 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 4. Ст. 335; 2003. N 29. Ст. 3002; 2004. N 47. Ст. 4666; N 52 (ч. II). Ст. 5494; Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. N 561 «О Федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 — 2009 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 38. Ст. 3820; 2006. N 13. Ст. 1409; N 51. Ст. 5462; 2007. N 20. Ст. 2439.

На законодательном уровне правовые основы российской антинаркотической политики получили закрепление в Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» <7>, установившем, что государственная политика в сфере оборота таких средств и веществ, в том числе в области противодействия их незаконному обороту, направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотиков, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным наркооборотом. ——————————— <7> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 219; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 167, N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 49. Ст. 4845; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 43. Ст. 4412, N 44. Ст. 4535; 2007. N 30. Ст. 3748, N 31. Ст. 4011; 2008. N 30 (ч. I). Ст. 3592, N 48. Ст. 5515, N 52 (ч. I). Ст. 6233; 2009. N 29. Ст. ст. 3588, 3614; 2010. N 21. Ст. 2525, N 31. Ст. 4192; 2011. N 1. Ст. ст. 16, 29, N 15. Ст. 2039, N 25. Ст. 3532.

Согласно ст. 4 этого Закона государственная политика в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту строится на следующих принципах: — государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; — лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; — координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления <8>; ——————————— <8> В настоящее время координационным органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации, является Государственный антинаркотический комитет, Положение о котором утверждено Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1374. (См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 43. Ст. 5167.) Ранее подобным координационным органом, обеспечивающим согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также других государственных органов и заинтересованных организаций в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также противодействия их незаконному обороту, являлась Правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 25. Ст. 2724.

— приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду; — государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании; — привлечение негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией; — развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на многосторонней и двусторонней основе. В дальнейшем с учетом положений Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», а также международных антинаркотических конвенций, участницей которых является Россия, Советом Безопасности Российской Федерации были приняты Руководящие принципы и основные направления деятельности в Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на период до 2008 г. <9>. ——————————— <9> Приняты на заседании Совета Безопасности Российской Федерации 29 июня 1999 г, утверждены Президентом Российской Федерации 6 июля 1999 г. См.: Правовые основы деятельности органов наркоконтроля: Сборник документов / Сост. В. С. Овчинский. М., 2004. С. 307 — 315. Руководящие принципы, признавая, что сокращение спроса на наркотики в России является неотъемлемым элементом глобального подхода к решению мировой проблемы наркотиков, установили 2003 г. в качестве целевого срока для осуществления новых, более совершенных стратегий и программ в области сокращения спроса на наркотики.

В соответствии с этими принципами были внесены изменения в уголовное законодательство и законодательство об административных правонарушениях, суть которых составляет дифференцированный подход, с одной стороны, к жертвам наркоагрессии (потребителям) и, с другой стороны — поставщикам и сбытчикам наркотиков преступникам <10>. ——————————— <10> См., например: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4848; Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений в статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 2. Ст. 176; Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 7. Ст. 787; 2006. N 29. Ст. 3253; 2007. N 28. Ст. 3439; Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2004 г. N 454 «О запрещении культивирования на территории Российской Федерации растений, содержащих наркотические вещества» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 37. Ст. 3734; и др.

Наконец, в 2010 г. Указом Президента Российской Федерации утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики <11>. Этим актом государственная антинаркотическая политика определена, во-первых, как система стратегических приоритетов и мер и, во-вторых, как деятельность субъектов по реализации антинаркотической политики (федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления), направленная на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактику немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитацию больных наркоманией <12>. ——————————— <11> См.: Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. N 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 24. Ст. 3015. <12> При этом понятие стратегии государственной антинаркотической политики раскрыто как официально принятые основные направления государственной политики, определяющие меры, организацию и координацию деятельности соответствующих субъектов (федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления) в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту.

Являясь составной частью внутренней и внешней политики, современная российская антинаркотическая политика определяет систему государственных органов, осуществляющих контроль за оборотом наркотиков и противодействие их незаконному обороту, основные направления, цели и средства такого контроля и воздействия на наркопреступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, административного законодательства, регулирования практики его применения, а также путем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение наркопреступлений, связанных с наркотиками административных правонарушений, сокращения спроса на наркотики, другие аспекты, включая вопросы профилактики наркомании, лечения от наркозависимости и реабилитации лиц, прошедших соответствующее лечение. Такая антинаркотическая политика представляет собой сложную систему, важнейшей составляющей которой, несомненно, является государственно-правовая антинаркотическая политика <13>. ——————————— <13> О государственно-правовой антинаркотической политике см.: Федоров А. В. Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ: уголовно-политические, историко-правовые, уголовно-правовые и международно-правовые аспекты: Сб. статей. М.: Юрист, 2011. С. 8 — 86.

Но эффективность антинаркотической политики во многом зависит и от других ее составляющих, на чем обычно не акцентируют внимание, в связи с чем представляется целесообразным кратко сказать и о них. К настоящему времени сформулированы и нормативно закреплены основные положения государственной антинаркотической политики, включающие меры правового, организационного, экономического, кадрового и информационного характера. При этом, какими бы совершенными ни являлись принимаемые правовые решения в рамках реализации современной антинаркотической политики, какими бы взвешенными и всесторонними ни казались разработанные программы по противодействию злоупотреблению наркотиками — эти решения и акты не будут работать без должного экономического обеспечения, без финансирования предусмотренных ими мер. Таким образом, перспективы совершенствования правовых институтов в условиях формирования новой национальной антинаркотической модели во многом зависят от имеющегося бюджета <14>. Государство реально проводит ту антинаркотическую политику, которая ему по карману. ——————————— <14> Об этой модели см.: Иванов В. П. Необходимо создать новую национальную антинаркотическую модель России // Президентский контроль. 2011. N 9.

В современных условиях для обеспечения максимально эффективной антинаркотической политики требуются значительные средства. Однако надо признать, что возможности государства по выделению таких средств ограничены, в связи с чем, например, прервана существовавшая с 1995 г. по 2009 г. включительно практика комплексного осуществления мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков в рамках федеральных целевых программ, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Экономические возможности тесно связаны с организационными решениями, к числу которых относится образование и развитие органов, ответственных за должную реализацию антинаркотической политики, в том числе в сфере борьбы с наркопреступностью. Процесс формирования таких правоохранительных органов в нашей стране идет уже на протяжении почти пятидесяти лет, с момента, когда в 1963 г. для борьбы с наркопреступностью впервые создается специальное отделение в Управлении уголовного розыска Министерства охраны общественного порядка РСФСР <15>. ——————————— <15> Об этом см.: Калачев Б. Ф. Основные этапы историографии борьбы органов внутренних дел с незаконным оборотом наркотиков в России (правовой и организационный аспекты) // МВД России — 200 лет: Мат-лы международной научно-практической конференции. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. Ч. 1. С. 237.

За эти годы сложилась система органов, непосредственно участвующих в противодействии незаконному обороту наркотиков. В настоящее время в нее помимо специально уполномоченных ведомств — Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и Государственного антинаркотического комитета — входят и другие государственные органы в соответствии со своей компетенцией, в том числе МВД России и ФСБ России. При этом эффективность функционирования созданной системы во многом связана опять же с экономическими возможностями государства. Из Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 годов» следует, что если финансирование ФСКН России в структуре расходов на 2011 г. предусмотрено в размере 24 млрд. 189 млн. руб., то в 2012 г. предусмотрено ее финансирование в размере 23 млрд. 9 млн., а в 2013 г. — 22 млрд. 182 млн. руб. <16>. Как видно из приведенных цифр, планируется снижение финансирования органов наркоконтроля. А ведь при этом надо учитывать еще и процессы инфляции. ——————————— <16> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. N 51. Ст. 6809; 2011. N 30. Ст. 4599.

Экономическими причинами обусловлена и проработка вопроса о сокращении на 20% штатной численности ФСКН России <17>. ——————————— <17> В настоящее время предельная штатная численность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ее территориальных органов определена в количестве 39985 единиц. См.: Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» с изменениями на 11 января 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3234; 2005. N 42. Ст. 4259; 2006. N 36. Ст. 3802; 2007. N 40. Ст. 4717; 2008. N 3. Ст. 168, N 13. Ст. 1253, N 25. Ст. 2958, N 37. Ст. 4185, N 43. Ст. 4921; 2009. N 21. Ст. 2549, N 32. Ст. 4005; 2010. N 20. Ст. 2435; 2011. N 2. Ст. 266, N 5. Ст. 712, N 37. Ст. 5199.

Кроме того, ближайшее время покажет, каким будет влияние на результаты антинаркотической деятельности появления с 1 января 2012 г. диспропорции в денежном содержании обычной полиции, функционирующей в системе МВД, и наркополиции, каковой являются органы наркоконтроля. В связи с этим нельзя не сказать и о мерах кадрового характера. Результаты реализации антинаркотической политики во многом зависят от того, какого качества будет кадровый потенциал ведомств, осуществляющих антинаркотическую деятельность, насколько удачны будут назначения на ключевые должности в этих ведомствах, удастся ли сохранить в них кадровую стабильность, привлекая эффективных специалистов и организуя повышение квалификации уже принятых на службу, мотивируя их на достижение максимально возможной результативности в служебной деятельности. А если смотреть в более отдаленную перспективу, то для обеспечения эффективной реализации антинаркотической политики в будущем уже сейчас требуется создание специальных учебных заведений для подготовки специалистов по различным направлениям антинаркотической правоохранительной и профилактической деятельности <18>, разработка соответствующих учебных программ, что также определяется имеющимися финансовыми возможностями. ——————————— <18> В этой связи следует отметить, что с 2011 г. наряду с Дальневосточным и Северо-Западным институтами повышения квалификации Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков начал осуществлять подготовку кадров для ФСКН России Сибирский юридический институт Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Подводя итог сказанному в этой части, можно сделать вывод о том, что в ближайшей перспективе предстоит обеспечивать реализацию эффективной антинаркотической политики в условиях снижения финансирования и уменьшения штатной численности, а возможно, и оттока квалифицированных кадров. Таковы объективные реалии нашего времени. В этих условиях крайне важное значение приобретают вопросы организации работы, ювелирной точности в расстановке приоритетов в антинаркотической деятельности. Значимость таких организационных мер убедительно иллюстрирует Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 18 апреля 2011 г. «О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодежи» <19>. ——————————— <19> См.: Наркоконтроль. 2011. N 2. Ст. 2 — 3.

Нельзя не сказать и о том, что одним из инструментов формирования правоприменительной антинаркотической политики, позволяющим не только определить приоритеты, но и нацелить на достижение наиболее значимых результатов, является рейтинг оценки деятельности территориальных органов. Любые подвижки в системе оценки результатов приводят к существенным изменениям самих результатов. И все же, какими бы важными ни были другие составляющие, определяющей в системе антинаркотической политики, как уже было отмечено, является государственно-правовая антинаркотическая политика. Указанную политику можно рассматривать как законодательную и как правоприменительную. Результатом законодательной деятельности является нормативный юридический акт, через который в позитивное право вводятся новые нормы, изменяются или отменяются старые <20>. В этом плане правотворчество первично по отношению к правоприменению. ——————————— <20> Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 36.

Отсюда следует вывод об особой значимости для борьбы с незаконным оборотом наркотиков именно правотворческой политики, выражающейся в конкретных нормативных правовых актах <21>, относящихся к уголовному, уголовно-процессуальному, оперативно-розыскному, административному и иным отраслям законодательства. ——————————— <21> В настоящее время вопросы контроля за легальным оборотом наркотиков, борьбы с наркопреступностью, профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркобольных, нормативного закрепления целей и задач соответствующих видов деятельности регламентируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами, а на региональном уровне — актами субъектов федерации в рамках их полномочий.

Российское антинаркотическое законодательство начала XXI в. характеризует высокая динамичность. Оно нестабильно, постоянно подвергается существенным изменениям. Это свидетельствует, с одной стороны, о быстро меняющейся, подвижной наркоситуации, критически опасных вспышках в ее развитии, с другой стороны — об активном поиске путей воздействия на эту ситуацию со стороны государства в условиях ограниченных возможностей для финансирования антинаркотических мер, о попытках создания путем проб дешевого, но эффективного законодательного инструмента. Образно говоря, идет поиск оптимального соотношения цены и качества. Процесс системного формирования в Российской Федерации антинаркотического законодательства обусловил признание выделения самостоятельного направления правовой политики, получившего наименование государственно-правовой политики противодействия наркотизации российского общества <22>, антинаркотической политики <23>, наркополитики <24>, государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту <25>, обусловил рассмотрение ряда фундаментальных положений, касающихся этого вида политики. ——————————— <22> См., напр.: Тонков Е. Е. Государственно-правовая политика противодействия наркотизации российского общества. СПб., 2004. <23> Фролова Н. А., Зазулин Г. В. Актуальные вопросы антинаркотической политики: отечественный и зарубежный опыт: Научно-практическое издание. М.-СПб., 2003. <24> См.: Наркополитика различных стран Европы. Позиция России // Зазулин Г. В. Наркоэпидемия. Политика. Менеджмент. СПб., 2003. С. 24 — 30. <25> Так этот вид политики назван в ст. 4 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Данный вид политики является подсистемой в системе государственной антинаркотической политики и в системе правовой политики государства. Правовая политика обычно определяется как деятельность по обеспечению правовой регламентации государственного управления, т. е. политика, основанная на праве и проводимая с помощью правовых средств. Она воплощается, прежде всего, в нормативных правовых актах и направлена на охрану и защиту конкретного социального строя, развитие и совершенствование общественных отношений <26>. При этом политика формирует право, которое становится инструментом реализации политики. ——————————— <26> См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М., 2004. С. 495, 496, 497, 500, 509, 510; Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2004. С. 647, 648, 649, 653, 676, 681.

Суть правовой политики как публичной политики составляет обеспечение правовой регламентацией объективных потребностей развития общества. Реализация государственно-правовой антинаркотической политики осуществляется в законодательной сфере по пяти основным направлениям противодействия незаконному распространению наркотиков и злоупотреблению ими: 1) контроль за легальным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, регулирование ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и др.; 2) борьба с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и аналогов и прекурсоров таких средств и веществ (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование наркопреступлений и привлечение лиц, их совершивших, к уголовной ответственности; выявление административных правонарушений в указанной сфере и привлечение к административной ответственности лиц, их совершивших); 3) предупреждение, профилактика злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими; 4) минимизация и ликвидация негативных последствий, связанных со злоупотреблением наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконным оборотом, в том числе лечение и реабилитация наркозависимых; 5) реализация обязательств по международным антинаркотическим договорам (конвенциям) и обеспечение международного антинаркотического сотрудничества. Выделение указанных направлений представляется наиболее оптимальным, хотя оно во многом условно и не исключает использование других системных построений. Например, В. П. Ивановым обосновывается создание новой национальной антинаркотической модели России <27>, которая включает четыре направления противодействия незаконному обороту наркотиков, обусловленных «необходимостью слома основных факторов воспроизводства наркомании в Российской Федерации: 1) оперативно-полицейское, 2) антинаркотическую дипломатию, 3) социальную реабилитацию и ресоциализацию наркозависимых, 4) госрегулирование, в том числе вытекающее из необходимости ликвидации распространения так называемой лекарственно-аптечной наркомании» <28>. ——————————— <27> См. статью В. П. Иванова «О формировании правовых институтов реализации новой национальной антинаркотической модели», опубликованную в настоящем журнале, а также доклад В. П. Иванова на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу «О мерах, предпринимаемых Правительством Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», 8 июня 2011 г. // Официальный сайт ФСКН России. URL: www. fskn. gov. ru. <28> Об этом см.: Иванов В. П. Необходимо создать новую национальную антинаркотическую модель России // Президентский контроль. 2011. N 9.

В литературе приводятся и другие системные построения противодействия незаконному распространению наркотиков и злоупотреблению ими. В развитии российской антинаркотической политики за последние 50 лет можно выделить следующие тенденции. 1. Существенное влияние на развитие российского национального законодательства международных договоров по вопросам контроля за оборотом наркотиков. Процессы глобализации существенно изменили картину современного мира, обусловили создание различных надгосударственных институтов, позволяющих жить в этом мире по единым правилам, в том числе привели к созданию большого количества международных организаций и подписанию множества разнообразных многосторонних международных договоров в сфере контроля за оборотом наркотиков и противодействия их незаконному обороту. К числу основных из таких договоров, участником которых является Российская Федерация, отн осятся: Единая конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом от 21 февраля 1972 г. <29>, Конвенция о психотропных веществах от 21 февраля 1971 г. <30> и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. <31>. ——————————— <29> См.: Бюллетень международных договоров. 2000. N 8. С. 15 — 50. <30> См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1981. Вып. XXXV. С. 416 — 434. <31> См.: Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. М., 1994. Вып. XLVII. С. 133 — 157.

Во исполнение взятых по этим конвенциям обязательств внесены существенные изменения в российское национальное законодательство. 2. Увеличение количества признаваемых противоправными деяний: преступлений и административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом либо нарушением правил оборота наркотических средств и психотропных веществ. Так, например, если при введении в действие с 1 января 1961 г. Уголовного кодекса РСФСР в нем содержалось лишь 4 статьи, предусматривающих ответственность за деяния, связанные с наркотиками <32>, то на момент признания этого Кодекса в 1996 г. утратившим силу таких статей было уже 9, т. е. их число увеличилось более чем в два раза <33>. ——————————— <32> Статья 78 «Контрабанда», ст. 224 «Изготовление или сбыт ядовитых или наркотических веществ», ст. 225 «Посев опийного мака или индийской конопли без разрешения» и ст. 226 «Содержание притонов и сводничество», предусматривавшая в том числе ответственность за содержание притонов для потребления наркотиков. <33> Статья 78 «Контрабанда», ст. 224 «Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка или сбыт наркотических средств», ст. 224.1 «Хищение наркотических средств», ст. 224.2 «Склонение к потреблению наркотических средств», ст. 224.3 «Незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах», ст. 225 «Посев или выращивание запрещенных к возделыванию опийного мака и конопли», ст. 225.1 «Незаконные посев или выращивание масличного мака или конопли», ст. 226 «Содержание притонов и сводничество», ст. 226.1 «Организация или содержание притонов для потребления наркотических средств» и ст. 226.2 «Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ».

Уголовный кодекс Российской Федерации в редакции, вступившей в силу с 1 января 1997 г., первоначально содержал 8 статей такого рода <34>, сейчас уже 10 таких статей <35>. При этом изменения носят не только количественный, но и содержательный характер. ——————————— <34> Статья 188 «Контрабанда», ст. 228 «Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ», ст. 229 «Хищение или вымогательство наркотических средств или психотропных веществ», ст. 230 «Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ», ст. 231 «Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества», ст. 232 «Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ», ст. 233 «Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ», ст. 234 «Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта». <35> Статья 188 «Контрабанда», ст. 228 «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества», ст. 228.1 «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества», ст. 228.2 «Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ», ст. 229 «Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества», ст. 230 «Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ», ст. 231 «Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества», ст. 232 «Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ», ст. 233 «Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ», ст. 234 «Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта».

Аналогично развивалось и административное законодательство, что подтверждает анализ Кодекса РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. 3. Расширение числа предметов таких преступлений и правонарушений. Так, например, если в УК РСФСР 1961 г. первоначально устанавливалась ответственность за деяния с наркотическими, сильнодействующими и ядовитыми веществами <36>, а затем — наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами <37>, то Уголовным кодексом Российской Федерации 1996 г. уже устанавливалась ответственность за деяния не только с такими средствами и веществами, но были криминализованы и деяния с психотропными веществами <38>, прекурсорами <39> и аналогами <40> наркотических средств и психотропных веществ, растениями, содержащими наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также частями растений, содержащими наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры <41>. ——————————— <36> См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. N 40. Ст. 591. <37> См.: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1987 г. N 6462-XI «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и другие законодательные акты РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1987. N 27. Ст. 961. <38> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954. <39> См.: проект Федерального закона N 400689-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»; Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 ноября 2010 г. N 4340-5 ГД «О проекте Федерального закона N 400689-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 46. Ст. 5961. <40> См.: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4848; Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Там же. 2003. N 50. Ст. 4847; Федеральный закон от 6 декабря 2007 г. N 335-ФЗ «О внесении изменений в статью 188 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Там же. 2007. N 50. Ст. 6248. <41> См.: Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 21. Ст. 2525.

В настоящее время активно обсуждается вопрос о законодательном определении понятия «производные наркотических средств и психотропных веществ» <42> и включении таких производных в качестве как предмета преступления в диспозиции ст. ст. 228, 228.1, 228.2 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации <43>. ——————————— <42> Об этом см., например: Сыромятников С. В., Сарычев И. И. Производные наркотических средств и психотропных веществ // Наркоконтроль. 2011. N 2. С. 21 — 25. <43> См.: проект Федерального закона N 617423-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Законодательным собранием Оренбургской области.

4. Нормативное определение перечней (списков) и конкретных наименований наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров <44>; растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры <45>; сильнодействующих и ядовитых веществ <46>, а также размеров таких средств, веществ и растений для целей уголовного и административного законодательства <47>. ——————————— <44> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 27. Ст. 3198; 2004. N 8. Ст. 663, N 47. Ст. 4666; 2006. N 29. Ст. 3253; 2007. N 28. Ст. 3439; 2009. N 26. Ст. 3183, N 52. Ст. 6572; 2010. N 3. Ст. 314, N 17. Ст. 2100, N 24. Ст. 3035, N 28. Ст. 3703, N 31. Ст. 4271, N 45. Ст. 5864, N 50. Ст. ст. 6696, 6720; 2011. N 10. Ст. 1390, N 12. Ст. 1635. N 29. Ст. 4466, 4473, N 42. Ст. 5921. <45> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 934 «Об утверждении Перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, крупного и особо крупного размеров культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросу оборота растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры» // Собрание законодательства Российской Федерации. N 50. Ст. 6696. <46> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 2. Ст. 89; 2010. N 28. Ст. 3703. <47> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 7. Ст. 787, N 29. Ст. 3253; 2007. N 28. Ст. 3439; 2009. N 26. Ст. 3183; 2010. N 3. Ст. 314, N 17. Ст. 2100, N 28. Ст. 3703, N 31. Ст. 4271, N 45. Ст. 5864, N 50. Ст. ст. 6696, 6720; 2011. N 10. Ст. 1390, N 12. Ст. 1635, N 29. Ст. 4466, N 42. Ст. 5921.

При этом имеет место существенное увеличение числа видов (наименований) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в Перечень таких средств и веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации <48>. Так, например, если при утверждении этого Перечня в 1998 г. он включал 26 наименований (видов) прекурсоров, то в настоящее время в него уже включены 59 прекурсоров. ——————————— <48> Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681.

5. Усиление ответственности за деяния с наркотическими средствами и психотропными веществами. Например, при введении в действие с 1 января 1961 г. Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. ст. 224 устанавливала за изготовление, сбыт, а равно хранение или приобретение с целью сбыта сильнодействующих, ядовитых или наркотических веществ без специального на то разрешения наказание в виде лишения свободы на срок до одного года или исправительных работ на тот же срок, или штрафа до ста рублей. Те же действия, совершаемые систематически, наказывались лишением свободы на срок до пяти лет. На момент признания утратившим силу Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. ст. 224 уже предусматривала за незаконные изготовление, приобретение или хранение с целью сбыта, а равно незаконный сбыт наркотических средств наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой, а за те же действия, совершенные повторно, — наказание в виде лишения свободы на срок от шести до пятнадцати лет с конфискацией имущества. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. при введении в действие с 1 января 1997 г. устанавливал дифференцированную ответственность за такого рода деяния, исходя в первую очередь из количества наркотических средств и психотропных веществ. Так, ст. 228 устанавливала наказание за незаконные изготовление, приобретение или хранение в целях сбыта либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой, за указанные деяния в крупном размере — в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой, а за указанные деяния, совершенные в особо крупном размере, — в виде лишения свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества. В настоящее время ст. 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает за незаконные производство и сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконный сбыт растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, наказание в виде лишения свободы на срок от четырех до восьми лет; за те же деяния, совершенные в крупном размере, — наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом или без такового, а в особо крупном размере — наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. 6. Дальнейшая дифференциация мер контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров <49>. ——————————— <49> Об этом применительно к прекурсорам см., например: Федоров А. В. О необходимости дифференциации мер контроля за оборотом отдельных видов прекурсоров // Наркоконтроль. 2007. N 2. С. 7 — 13; Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 177-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 29. Ст. 3614.

Так, например, если на момент утверждения в 1998 г. Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, этот Перечень включал Единый список прекурсоров (Список IV, включавший 26 наименований прекурсоров), оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливались меры контроля <50>, то в настоящее время Список IV не только дополнен новыми наименованиями прекурсоров, но и разбит на три таблицы, для каждой из которых установлены свои меры контроля: ——————————— <50> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 27. Ст. 3198.

— Таблицу I прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля, включающую 8 прекурсоров; — Таблицу II прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля, включающую 32 прекурсора; — Таблицу III прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля, включающую 19 прекурсоров. Кроме того, в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» внесены изменения, согласно которым во входящий в Перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации, Список I, содержащий средства и вещества, запрещенные к обороту в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации <51>, теперь могут включаться не только наркотические средства и психотропные вещества, как это было ранее, но и прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ <52>. ——————————— <51> Оборот таких средств и веществ в Российской Федерации запрещен, за исключением предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 14 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» случаев их использования в научных и учебных целях, в экспертной и в оперативно-розыскной деятельности, а также для переработки таких средств и веществ, изъятых из незаконного оборота. <52> См.: Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 25. Ст. 3532.

7. Расширение числа наркосодержащих лекарственных препаратов, подлежащих рецептурному отпуску. В первую очередь речь идет о кодеиносодержащих препаратах (пенталгин, коделак и др.), злоупотребление которыми приобрело в Российской Федерации массовый характер <53>. ——————————— <53> Указанные препараты являются исходным сырьем для изготовления опаснейшего наркотика — дезоморфина.

Дискуссия о необходимости введения рецептурного отпуска таких препаратов ведется уже несколько лет <54>. По итогам этой дискуссии было подготовлено решение о введении в действие с 1 мая 2011 г. рецептурного отпуска кодеиносодержащих лекарственных препаратов. Принятие этого решения было отложено в связи с тем, что поликлиники не готовы к увеличению числа обращений пациентов, которое произойдет в результате необходимости получения рецептов на кодеиносодержащие препараты, широко используемые для лечения при головной боли и кашле. ——————————— <54> См., например: Ичеткин А. П. Из аптек в наркопритоны // Наркоконтроль. 2009. N 2. С. 8 — 11; Внукова В. А. К вопросу о правовом регулировании оборота наркосодержащих лекарственных средств // Наркоконтроль. 2011. N 2. С. 26 — 28.

В дальнейшем было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 599 «О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» <55>, которым предусмотрено введение в действие с 1 июня 2012 г. отпуска по рецепту врача (фельдшера) физическим лицам препаратов с малым содержанием кодеина или его солей. ——————————— <55> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 30. Ст. 4648.

8. Нормативное внедрение для все большего круга лиц тестирования на предмет выявления наркопотребителей. В первую очередь речь идет о военнослужащих и лицах, допуск которых к работе в состоянии наркотического опьянения может повлечь угрозу для безопасности граждан, а также о студентах и школьниках. Так, Минобрнауки России рекомендовано органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать работу по прохождению тестирования обучающимися на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ <56>. На уровне субъектов Российской Федерации приняты различные акты, вводящие добровольное тестирование <57>. ——————————— <56> См.: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 1474 «О психологическом тестировании обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ». <57> Например, правительство Амурской области приняло Постановление от 18 марта 2011 г. N 146 «О проведении добровольного тестирования учащихся образовательных учреждений Амурской области на предмет раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ». Министерством общего и профессионального образования Ростовской области и Министерством здравоохранения Ростовской области организовано тестирование обучающихся в образовательных учреждениях области на предмет употребления наркотиков на основе решения антинаркотической комиссии Ростовской области от 8 декабря 2010 г. N 3 (п. 4.3 решения).

Военными комиссариатами в целях выявления и исключения случаев призыва на военную службу, отбора кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, из числа лиц, больных наркоманией или злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, а также приема кандидатов для обучения в военно-учебных заведениях Минобороны России, незаконно потреблявших или потребляющих наркотические средства и психотропные вещества, проводится медицинское обследование с применением аппаратно-программных комплексов методом вегетативного резонансного тестирования <58>. ——————————— <58> См.: Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 6 марта 2008 г. N 105 «О совершенствовании работы органов военного управления по противодействию незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ и их незаконному обороту в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Это не все, а лишь наиболее значимые, на наш взгляд, тенденции в развитии российской антинаркотической политики. Кроме того, в настоящее время активно обсуждаются вопросы: — о новых формах борьбы с контрабандой наркотиков в условиях ликвидации таможенного контроля на российско-белорусской и российско-казахстанской границах <59>; ——————————— <59> Итогом этих обсуждений стала подготовка проекта Федерального закона N 559740-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым Уголовный кодекс дополняется новыми статьями: 229.1 «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ», 226.1 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей». Указанный законопроект принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 1 ноября 2011 г. во втором чтении (Постановление N 6096-5 ГД).

— о повышении эффективности борьбы с отмыванием наркодоходов и применении института конфискации к наркосбытчикам <60>; ——————————— <60> Об этом, например, см.: Селищева Е. Г. О проблемах совершенствования уголовного законодательства в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) средств, полученных от незаконного оборота наркотиков, и дополнительных путях подрыва экономических основ организованной наркопреступности // Наркоконтроль. 2011. N 2. С. 14 — 18.

— о новых подходах к организации лечения и реабилитации наркозависимых, в том числе о введении обязательного добровольно-принудительного лечения для лиц, страдающих наркозависимостью <61>; ——————————— <61> О принудительном лечении см. статью Д. К. Чиркова «К вопросу о стратегических мерах государственной политики по предупреждению наркотизма несовершеннолетних и связанных с ним преступлений», публикуемую в настоящем номере журнала «Наркоконтроль». Применительно к несовершеннолетним об этом см.: Помигалова О. А. Об альтернативной ответственности несовершеннолетних за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Наркоконтроль. 2011. N 2. С. 12 — 14.

— о создании специальных наркосудов <62>; ——————————— <62> Об этом см., например: Зиновьев В. В., Пенкин С. В. Организационные вопросы реабилитации лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом: опыт деятельности специализированных судов по наркотикам США и предложения по его внедрению в Российской Федерации // Наркоконтроль. 2010. N 4. С. 28 — 37.

— об установлении административной ответственности юридических лиц, на территории которых или при проведении которыми мероприятий имеет место незаконное распространение и потребление наркотиков; — о необходимости научного обоснования принимаемых решений в указанной сфере, подтверждении их статистическими данными и результатами социологических и криминологических исследований; — об установлении уголовной ответственности за незаконное потребление наркотиков <63>. ——————————— <63> Подробнее об этом см.: Федоров А. В. Ответственность за немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ // Наркоконтроль. 2011. N 2. С. 3 — 8.

От того, какими будут ответы на эти вопросы, во многом зависит содержание российской государственной антинаркотической политики в ближайшее время и на перспективу.

——————————————————————