Преемственность в национальном законодательстве в условиях глобализации

(Булавин С. П.) («Административное право и процесс», 2012, N 2)

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В НАЦИОНАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

С. П. БУЛАВИН

Булавин Сергей Петрович, статс-секретарь — заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Право в условиях глобализации является неотъемлемой частью построения институтов, которые напрямую связаны не только с международной стабильностью и экономической деятельностью, но и с обеспечением прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: глобализация, модернизация, гармонизация, глобальный мир, международный опыт, правовые системы.

Succession in national legislation in conditions of globalization S. P. Bulavin

In conditions of globalization the law is an integral part of building of institutes which are directly connected not only with international stability and economic activities but also with ensuring rights and freedoms of man and citizen.

Key words: globalization, modernization, harmonization, global world, international experience, legal systems.

Как отметил Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в своем вступительном слове на открытии I Санкт-Петербургского международного юридического форума, «вопросы модернизации и совершенствования правовой системы сегодня являются не просто актуальными, они являются обязательным элементом создания безопасного глобального мира» <1>. ——————————— <1> URL: http://news. kremlin. ru/news/11286.

В системе мер совершенствования национального законодательства одним из ключевых элементов выступает преемственность. В самом общем виде преемственность может быть определена как заимствование правом того или иного государства положений прошлых либо современных ему правовых систем <2>. Такой подход позволяет рассматривать ее в двух аспектах: по вертикали (внутренняя рецепция) и по горизонтали (внешняя рецепция). ——————————— <2> См.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. М.: Юристъ, 2006. С. 227.

При внутренней рецепции используется собственный исторический опыт, который выражается, как правило, в действующих нормативных правовых актах либо в правовых ценностях предшествующей государственно-правовой действительности. Это есть не что иное, как выбор новым поколением законодателей не только будущей модели правового поведения, но и выбор прошлых правовых моделей, подходов к конструированию источников права, которые показали свою эффективность, полезность и надежность. При внешней рецепции происходит восприятие национальным правом не столько прошлых правовых систем, сколько в первую очередь существующего и действующего права современных зарубежных государств, аккумулированного опыта других стран и положительного международного опыта. Только рассматривая национальное право в качестве составной, хотя и отличительной, части мировой правовой системы, можно вести речь о преемственности права <3>. ——————————— <3> Там же. С. 228.

В условиях глобализации современного мира как объективного явления преемственность в праве приобретает особое значение. Это обусловлено множеством факторов, но в первую очередь — стремлением государства зафиксировать приоритет прав и свобод человека не только на международном уровне, но и в национальном законодательстве. Глобализация — явление неоднозначное. Наряду с присущими ей негативными аспектами (например, проблемами национального суверенитета, неравномерностью экономического развития разных стран, усилением транснациональной организованной преступности) она позволяет двигаться по пути гармонизации и унификации национальных правовых систем. Преемственность в праве при этом выступает как необходимый юридический инструментарий интеграции страны в мировое сообщество. Можно утверждать, что в настоящее время творцами права в международной сфере выступают все государства, которые являются признанными участниками международных отношений. Новое универсальное правовое поле может создаваться только на такой основе, но необходимость гармонизации правовых систем при этом совершенно очевидна <4>. ——————————— <4> См.: Вступительное слово Президента Российской Федерации Д. А. Медведева на открытии I Санкт-Петербургского международного юридического форума 20 мая 2011 г. URL: http://news. kremlin. ru/news/11286.

Сближение национальных правовых систем в условиях глобализации — это уже не вопрос, а объективная необходимость унификации национального законодательства. В то же время, несмотря на стремительное развитие международного права, глобализация актуализирует проблемы национального суверенитета и национальных правовых компетенций. Гармонизация не может подменяться прямым распространением правил одного государства на территорию другого, то есть становиться механическим копированием норм. Более того, попытка распространения своей юрисдикции на окружающие государства является недопустимой <5>. Проблемы экстерриториальности и взаимодействия международного и национального права должны решаться только на основе уважения взаимных интересов. Злоупотребление правом в подобных ситуациях недопустимо. ——————————— <5> Там же.

Требование к восприятию в национальном праве Российской Федерации международного опыта реализовано в Основном Законе. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Безусловно, принципы и нормы международного права оказывают существенное влияние на развитие национального законодательства. Государства при этом не только добровольно берут на себя международные обязательства, но и передают часть своих полномочий. Так, например, в соответствии со ст. 79 Конституции Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Подобный подход позволяет государству взамен приобретать новые возможности коллективного и согласованного решения публичных дел, использовать различные международные институты, обеспечивать реализацию своих интересов <6>. ——————————— <6> См.: Тихомиров Ю. А. Суверенитет в условиях глобализации // Право и политика. 2006. N 11.

Как подчеркнул Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, «ценность права сегодня, конечно, ни у кого не вызывает сомнений. Надо лишь понять, каким образом будут трансформироваться его основные принципы и начала, чтобы не отстать, потому что право всегда было живым организмом. Несмотря на то что существуют каноны, которые, по сути, вдохновляют юристов и законодателей уже несколько тысячелетий, развитие права не остановить, как не остановить глобализацию современных международных отношений» <7>. ——————————— <7> См.: Вступительное слово Президента Российской Федерации Д. А. Медведева на открытии I Санкт-Петербургского международного юридического форума 20 мая 2011 г. URL: http://news. kremlin. ru/news/11286.

Необходимым элементом обеспечения преемственности по горизонтали, его интернационализации выступает имплементация международного права. Следование позитивным свойствам уже проверенных и адаптированных международно-правовых норм не только упрощает нормотворческий процесс, но и одновременно повышает его эффективность. В этом случае сокращается путь поиска верных, наиболее оптимальных правовых решений. Одновременно становится возможным также избежать многих ошибок, просчетов и заблуждений, которые могли иметь место в национальном законодательстве. Нет необходимости еще раз изобретать велосипед, когда он уже известен. Равным образом, неоправданно отказываться от моделей, которые прошли проверку зарубежным законодательством, и тратить силы и средства на поиск взамен их новых правовых конструкций. В этой связи использование прогрессивных правовых идей, наработанных национальным законодательством других стран и мировой практикой, — это не дань традициям как таковым, а социально и юридически обусловленное требование законотворческой деятельности. Ярким примером горизонтальной преемственности в национальном полицейском законодательстве Российской Федерации является разработка Федерального закона «О полиции». Седьмого февраля 2011 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подписал им же внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы Федеральный закон «О полиции» <8>. Этим актом не только возрожден правоохранительный институт, просуществовавший в России почти два века — с 1718 г., когда Указом Петра I в Санкт-Петербурге была учреждена должность генерал-полицмейстера, и до весны 1917 г., но и получил качественно новое наполнение принцип верховенства права в полицейском законодательстве Российской Федерации. ——————————— <8> Далее также Закон о полиции или Закон.

Можно отметить, что Закон о полиции — без преувеличения эпохальное событие в развитии не только полицейского законодательства России, но и всей ее правовой системы. Он имеет основополагающее значение для организации практической работы по защите прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности в стране, отвечая на вопросы, кто это будет делать, на каких принципах, какими методами и при каких условиях. Российская Федерация, как и многие европейские страны, при реорганизации своей полицейской системы преследовала цель развития и укрепления демократических ценностей. С полной уверенностью можно утверждать, что с принятием Закона о полиции завершилась эпоха карательного милицейского законодательства, сформировавшегося еще в советский период. В нем оптимальным образом соотнесен баланс принципа соблюдения прав и свобод человека и принципа верховенства права. С момента вступления в силу Закона о полиции в Российской Федерации создаются реальные предпосылки для укрепления законности и правопорядка в обществе, повышения эффективности борьбы с противоправными посягательствами. Он восполняет имеющиеся пробелы в правовом регулировании сферы внутренних дел, содержит более надежные гарантии прав человека и гражданина, вовлекаемого в орбиту полицейской деятельности, устанавливает более жесткие требования к работе органов охраны правопорядка. В Законе о полиции воплощены последние достижения теории права, а принципу верховенства права в нем отведено центральное место. Более того, в нем заложены положения, которые делают его источником и катализатором дальнейшего развития российского полицейского законодательства. Многие идеи и положения Закона о полиции, отвечая мировым и европейским стандартам, являются прорывом в законодательном регулировании правоохранительной деятельности. При подготовке Закона о полиции был проанализирован богатый и разнообразный международный опыт правового регулирования полицейской деятельности. Лучшие его проявления были реализованы в Законе. В то же время мы не пошли по пути автоматического копирования норм иностранного законодательства. В Законе о полиции сделан новый шаг на пути сближения российской правоохранительной системы с международно-правовыми стандартами полицейской деятельности. В нем были адаптированы положительный опыт зарубежных стран в области строительства полицейских институтов, а также нормы целого ряда международных (ооновских и европейских) документов, касающихся правоохранительной деятельности, в частности: Декларации о полиции <9>; ——————————— <9> Принята 8 мая 1979 г. Парламентской Ассамблеей Совета Европы в Страсбурге // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М.: СПАРК, 1998. С. 77 — 81.

Европейского кодекса полицейской этики <10>; ——————————— <10> Принят 19 сентября 2001 г. Комитетом министров Совета Европы в Страсбурге и одобрен решением Совета министров Евросоюза N 58.578 от 17 сентября 2003 г. СПб.: «Гражданский контроль», 2006. С. 6 — 15.

Международного кодекса поведения государственных должностных лиц <11>; ——————————— <11> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г. N 51/59 «Борьба с коррупцией».

Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка <12>; ——————————— <12> Принят Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 17 декабря 1979 г. //Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1992. С. 275 — 279.

Всеобщих стандартов борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах <13>; ——————————— <13> Приняты на 71-й Генеральной ассамблее Интерпола 21 — 24 октября 2002 г. в Камеруне.

Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка <14>; ——————————— <14> Приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями (Гавана, 27 августа 7 сентября 1990 г.).

Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных <15>; ——————————— <15> Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М.: СПАРК, 1998. С. 106 — 114.

Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. <16>. ——————————— <16> Бюллетень международных договоров. 1998. N 12.

Положения данных документов были рекомендованы всем государствам-участникам для использования в национальном законодательстве и правоприменительной практике. Многие позиции указанных и иных международно-правовых документов в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, были успешно реализованы в Законе о полиции. 1. Знаковым моментом в Законе о полиции является то, что, в отличие от Закона Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 <17>, не содержавшего упоминания о том, что международные принципы и нормы являются составной частью законодательства России о милиции и образуют правовую основу ее деятельности, указанный пробел восполнен. В ч. 1 ст. 3 Закона о полиции указано, что правовую основу деятельности полиции наряду с Конституцией Российской Федерации составляют общепризнанные принципы и нормы международного права. ——————————— <17> Далее также Закон о милиции.

2. Особое внимание в Законе о полиции уделено приведению к общеевропейскому знаменателю подхода в определении назначения полиции. В Европейском кодексе полицейской этики при определении назначения полиции отмечается, что «основными ее целями в демократическом обществе, регулируемом принципом верховенства права, являются: обеспечение общественного спокойствия, соблюдения закона и порядка в обществе; защита и соблюдение основных прав и свобод человека в том виде, в котором они закреплены, в частности, в Европейской конвенции о правах человека; предупреждение преступности и борьба с ней; выявление преступности; оказание помощи и услуг населению». В п. 1 раздела «А. Этика» Декларации о полиции установлено, что «полицейский должен выполнять возложенные на него законом обязанности по защите своих сограждан и общества от насилия, грабежа и других общественно опасных действий, как это установлено законом». Назначение полиции в современной России законодатель в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации связывает, в первую очередь, с защитой жизни, здоровья, прав и свобод граждан. Основное предназначение полиции, раскрываемое в ст. 1, — защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Они выступают как самостоятельные объекты полицейской защиты независимо от того, угрожают ли охраняемым ценностям преступные и иные противоправные посягательства. Это положение в полной мере соответствует приведенным международно-правовым актам, а также ст. 1 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, предусматривающей, что «служба обществу включает в себя в том числе оказание помощи не только жертвам противоправных посягательств, но и всем лицам, которые по личным, экономическим, социальным или другим причинам чрезвычайного характера нуждаются в немедленной помощи». 3. Реализация верховенства права в полицейском законодательстве Российской Федерации ярко проявляется в системе принципов деятельности полиции. В них, как в основных концептуально значимых руководящих идеях, на которых должна строиться деятельность полиции, выделяется то, что она осуществляется на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Приоритетное место принципа уважения прав и свобод человека и гражданина в системе принципов деятельности полиции обусловлено тем, что в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». В силу специфики деятельности полиции, по необходимости связанной с возможностью применения принуждения, она может заключать в себе существенную угрозу правам и свободам человека и гражданина. Это и предопределяет ту особую значимость, которая придана законодателем общеправовому принципу уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина применительно к деятельности полиции. В ст. 2 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка также указано, что «при выполнении своих обязанностей должностные лица по поддержанию правопорядка уважают и защищают человеческое достоинство и поддерживают и защищают права человека по отношению ко всем лицам». Закон о полиции не только воспринял такую формулировку, но и пошел дальше — существенно расширив границы данного принципа и наполнив его более емким содержанием. Уважение прав и свобод человека и гражданина — это, прежде всего, внимательное, почтительное к ним отношение, основанное не просто на признании их ценности и важности для функционирования гражданского общества и цивилизованного государства, но и на реальном соблюдении закрепленных в национальном законодательстве прав и свобод, причем не только законопослушных лиц, но и тех, кто преступил закон или подозревается в этом. Речь в первую очередь идет о таких предусмотренных Конституцией Российской Федерации правах и свободах человека и гражданина, как право на жизнь, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию, частной собственности, свободы совести, вероисповедания, мысли и слова, поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, право на объединение, право собираться мирно, без оружия, право проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования и т. д. В ч. 4, 5 ст. 5 Закона о полиции впервые закреплен стандарт поведения сотрудника полиции при обращении к гражданину. В такой ситуации он обязан: а) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; б) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. Если же гражданин обращается к сотруднику полиции, тот обязан внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. Важным моментом здесь также выступает новелла по введению в ч. 3 ст. 14 Закона о полиции четкой процедуры поведения сотрудника полиции при осуществлении задержания. В каждом подобном случае он обязан не только назвать свои должность, звание, фамилию, предъявив по требованию гражданина служебное удостоверение, но и разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. При этом в соответствии с положениями ч. 2 ст. 9 Закона о полиции действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан. Только такое поведение — залог правомерности дальнейших действия сотрудника полиции и одна из гарантий цивилизованного отношения полиции с гражданами. 4. В Законе о полиции не только сохранен, но и значительно усилен закрепленный в европейском полицейском законодательстве принцип, в соответствии с которым сотрудники органов охраны правопорядка при выполнении своих обязанностей должны уважать и защищать человеческое достоинство, поддерживать и защищать права человека по отношению ко всем лицам. Если руководствоваться ст. 5 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, то ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не может «осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения и наказания», а также «ссылаться на распоряжения вышестоящих лиц или такие исключительные обстоятельства, как состояние войны или угроза войны, угроза национальной безопасности, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, для оправдания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания». В п. 36 раздела «А» Европейского кодекса полицейской этики установлено, что «полиция не должна ни при каких обстоятельствах осуществлять, поощрять или допускать никаких пыток, никаких случаев бесчеловечного или унижающего достоинства обращения или наказания». Декларация о полиции исходит из того, что «дисциплинарные взыскания, пытки и другие формы негуманного или унижающего обращения или наказания запрещаются при любых обстоятельствах. Сотрудник полиции не должен повиноваться или исполнять любой приказ или инструкцию, предписывающие подобные меры» (п. 3 раздела «А. Этика»). В указанных документах требования относительно запрета на применение различных видов пыток и другого жестокого или бесчеловечного обращения с человеком были сформулированы более жестко и конкретно по сравнению с положениями Закона о милиции. Именно поэтому содержащиеся в международных актах гуманитарные положения были имплементированы в ч. 3 ст. 5 Закона о полиции. При этом они были облечены в форму категорического императива — «сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению», он также «обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание». Полиции Законом запрещается применять не основанное на законе, не предусмотренное им или противоречащее ему физическое воздействие в отношении граждан, их имущества как с использованием оружия, специальных средств, других предметов, так и без него. Кроме того, в ч. 2 ст. 6 Закона о полиции закреплено положение о том, что любое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов организаций допускается только по основаниям и в порядке, предусмотренным Законом. 5. Примером более определенной нормы является формулировка закрепленного в ч. 3 ст. 6 Закона о полиции запрета сотруднику полиции «подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий». Являясь составной частью принципа законности, он гораздо более четок в сравнении с международными аналогами. Предписания международно-правовых актов на этот счет весьма фрагментарны. Так, например, в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка в ст. 7 имеется аналогичное упоминание лишь в разрезе коррупционных проявлений: «Должностные лица по поддержанию правопорядка не совершают никаких актов коррупции. Они также всемерно препятствуют совершению таких актов и борются с ними». В Законе о полиции речь идет не только о коррупции, но и о любых иных противоправных действиях, включая все формы противоправного служебного поведения, в том числе укрытие преступлений от учета, необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел, незаконные задержания и т. д. 6. Для Российской Федерации как многонационального государства большой интерес представляет накопленный европейский опыт изучения влияния полицейской деятельности, оказываемой на межнациональные отношения, например Рекомендации Совета Европы по вопросам полицейской деятельности в многонациональном обществе. Хотелось бы отметить, что международно-правовые нормы, касающиеся этой сферы, отличаются в целом правовой неопределенностью. В Декларации о полиции весьма лаконично устанавливается положение о том, что полицейский должен действовать честно, беспристрастно (п. 2 раздела «А. Этика»). Европейский кодекс полицейской этики рассматривает этот вопрос несколько шире, но также без наличия необходимой конкретики — полиция должна «выполнять свои задачи справедливо, руководствуясь, в частности, принципами беспристрастности и недискриминационного подхода» (п. 40), а также «помнить об основных правах каждого человека — таких как свобода мысли, совести, религии, выражения мнения, мирных собраний, передвижения, и праве на уважение своей собственности». В Законе о полиции эти позиции отражены более удачно. В полном соответствии с международно-правовыми нормами в нем закреплено в принципе беспристрастности то, что «полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» (ч. 1 ст. 7), а также проявление уважения к национальным обычаям и традициям граждан, учет культурных и иных особенностей различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствование межнациональному и межконфессиональному согласию (ч. 3 ст. 7). Важной является и правовая гарантия в виде закрепленной в ч. 3 ст. 9 Закона о полиции обязанности в случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. Кроме того, закреплена обязанность полиции принести извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями. 7. При подготовке Закона о полиции был тщательно изучен и включен в национальное законодательство Российской Федерации ряд основополагающих начал по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей. Обязанности (ст. 12) и права (ст. 13) сотрудников полиции при этом были максимально персонифицированы. Полицейская деятельность в любом обществе сопряжена с возможностью применения санкционированных Законом насильственных мер. Нельзя согласиться с тем, что это один из основных ее атрибутивных признаков, но он присущ практически всем без исключения органам охраны правопорядка, какое бы наименование при этом они не имели. Их приоритетные задачи и функции относятся к сфере противоправных деяний, а также представляющих социальную опасность событий, угрожающих жизни, здоровью, правам и свободам граждан, государственным и общественным институтам. Для выполнения возложенных на полицию обязанностей в рамках основных направлений деятельности Закон наделил ее значительными полномочиями по применению различных мер принуждения, среди которых особое место занимает право применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Правовое регулирование таких мер воздействия носит комплексный характер и сформулировано с учетом требований международно-правовых документов. Основное содержание принципов и стандартов применения полицией силы и оружия сводится к следующему: — должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения ими своих обязанностей при надлежащем уважении прав человека; — сила или огнестрельное оружие применяются лишь в тех случаях, когда другие средства оказались неэффективными или не дали надежд на достижение намеченных результатов; — при необходимости применения силы или оружия должностные лица по поддержанию правопорядка должны проявлять сдержанность и действовать исходя из серьезности правонарушений и той законной цели, которая должна быть достигнута; — должностные лица по поддержанию правопорядка обязаны сводить к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения ранений и охранять человеческую жизнь, обеспечивать предоставление медицинской и другой необходимой помощи любым раненым и пострадавшим лицам, а также уведомлять об этом их родственников и близких друзей в кратчайший срок; — преднамеренное применение силы со смертельным исходом допускается лишь тогда, когда оно абсолютно неизбежно для защиты жизни. Эти положения не только в полной мере отражены в главе 5 Закона о полиции, но и значительно детализированы и усилены. Приведенные примеры — лишь небольшая часть того процесса, который в настоящее время осуществляется в Российской Федерации по актуализации международных стандартов в полицейском законодательстве Российской Федерации. Использование положительного международного опыта создает необходимые условия для формирования в России эффективного органа охраны правопорядка и, как следствие, оказывает позитивное влияние на повышение эффективности защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, укреплению порядка и законности в обществе. В то же время приведение в соответствие с международным правом массива нормативных правовых актов, регулирующих полицейскую деятельность, должно касаться не только собственно полиции (общей полиции), но и ее специальных видов — Федеральной службы по контролю за оборотом н аркотиков, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности и ряда других правоохранительных органов, выполняющих полицейские функции <18>. ——————————— <18> Например, в соответствии с примечанием к Декларации о полиции разделы «А. Этика» и «В. Статус» Декларации распространяются на всех сотрудников и организации, включая такие органы, как секретные службы, военная полиция, вооруженные силы или милиция, выполняющие полицейские функции, которые ответственны за правоохранительную деятельность, расследование правонарушений, охрану общественного порядка и государственной безопасности.

——————————————————————