Психологические условия формирования здорового образа жизни у студентов вузов
(Яковлева Т. Ю.) («Юридическая психология», 2012, N 2)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ <*>
Т. Ю. ЯКОВЛЕВА
——————————— <*> Yakovleva T. Yu. Psychological conditions of a healthy lifestyle forming among university.
Яковлева Татьяна Юрьевна, доцент Российского государственного социального университета, кандидат медицинских наук.
Статья посвящена психологическим условиям формирования здорового образа жизни у студентов вузов. Раскрывается понятие здорового образа жизни, рассматриваются факторы, определяющие здоровый образ жизни (личная гигиена, рациональное питание, оптимальное сочетание работы (учебы) и отдыха, двигательная активность, закаливание, отказ от вредных привычек). Исследуется влияние направленности личности студента и его темперамента на формирование здорового образа жизни. Формулируются рекомендации по формированию здорового образа жизни в коллективе учащихся.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, личная гигиена, рациональное питание, оптимальное сочетание работы (учебы) и отдыха, двигательная активность, закаливание, отказ от вредных привычек.
The paper is devoted to psychological conditions of a healthy lifestyle forming among university students. It reveals the concept of a lifestyle, treats factors determining it (personal hygiene, proper diet, the optimal combination of study and rest, physical activity, hardening, refusal of bad habits). The author investigates the influence of individual purposefulness and student’s temperament on the formation of a healthy lifestyle. It gives recommendations regarding formation of a healthy lifestyle in a group of students.
Key words: healthy lifestyle, personal hygiene, proper diet, optimal combination of study and rest, physical activity, refusal of bad habits.
Анализ литературы, посвященной проблеме здоровья студенческой молодежи, показывает, что за последние годы она стала еще более актуальной. Согласно результатам медицинских обследований до 50% студентов имеют отклонения в состоянии здоровья; увеличивается количество студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; растет количество студентов с заболеваниями, которые не позволяют им заниматься физической культурой [6]. По данным Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения, отраженным в концепциях «Охрана здоровья населения» и «К здоровой России» от 1994 года, «львиную долю» в структуре факторов обеспечения здоровья современного человека составляют условия и образ жизни (50 — 55%). Под здоровым образом жизни (ЗОЖ) следует понимать такие типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым выполнение им своих социальных и профессиональных функций [3]. Здоровый образ жизни определяется следующими факторами: личная гигиена, рациональное питание, оптимальное сочетание работы (учебы) и отдыха, двигательная активность, закаливание, отказ от вредных привычек [4]. По данным проведенных среди студентов опросов, здорового образа жизни придерживается около 25% обучающихся; на протяжении всего периода обучения в вузе пониженная двигательная активность, нарушение сна, режима питания, приверженность к вредным привычкам и создают ситуацию, когда 30 — 50% выпускников, находясь на старте самостоятельной жизни, оказываются хронически больными людьми [2]. В большинстве случаев это происходит не столько из-за отсутствия валеологической грамотности, сколько из-за низкой активности личности, поведенческой пассивности. Новая парадигма здоровья четко и конструктивно определена академиком Н. М. Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя» [1]. Серьезным стимулом к здоровому образу жизни становятся личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры. Однако человек — существо не только биологическое, но и социальное. Очевидная социальная основа существования человека как элемента общественной структуры является ведущей, опосредующей его биологические способы существования и отправления физиологических функций. Поступление молодого человека в вуз часто сопровождается не только значительной сменой круга знакомых, но и существенным снижением степени родительского контроля (особенно в случае переезда для учебы в другой город). В этой связи предполагается принятие студентом ответственности за свою жизнь, что требует наличия у него определенных психологических свойств. Прежде всего, это нравственная устойчивость, которая позволяет вчерашнему школьнику противостоять негативным примерам окружающих, особенно старшекурсников, а также агрессивному воздействию средств массовой информации, посредством рекламы пропагандирующих не только алкоголь и сигареты, но и связанные с ними негативные модели поведения [5]. Большое значение в формировании ЗОЖ имеет действенность направленности студента. Как известно, недостаточно лишь решить что-то сделать, очень важно найти в себе силы не свернуть с намеченного пути, поскольку формирование ЗОЖ представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь. Обратная связь от наступающих в организме в результате следования постулатам здоровья изменений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отсрочен на годы. Поэтому, к сожалению, довольно часто люди лишь «пробуют» сам переход, но, не получив быстрого результата, возвращаются к прежнему образу жизни. В этом нет ничего удивительного, поскольку здоровый образ жизни предполагает отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.) и, кроме этого, постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни. Для того чтобы придерживаться принципов ЗОЖ, студенту необходимо иметь четкое внутреннее убеждение, что это — правильно. То есть идея сохранения и укрепления собственного здоровья должна являться составной частью мировоззрения молодого человека, создавая потребность соблюдать личную гигиену, подчинять свою жизнь определенному распорядку, заниматься спортом и не поддаваться соблазну небезопасных для здоровья способов психорелаксации или психостимуляции. Тип темперамента студента также влияет на успешность формирования у него ЗОЖ. Причем воздействие это двоякое, поскольку, как известно, у всякой медали есть две стороны. Низкая внушаемость и безразличное отношение к новому, присущее сангвинику, с одной стороны, помогают ему противостоять негативным для здоровья информационным воздействиям, а с другой — ограничивают его в осмыслении и принятии элементов ЗОЖ. Еще более эти качества выражены у студентов с преобладанием флегматических черт, которым слабая внушаемость и отрицательное отношение к новому, скорее всего, позволяет устоять и не выкурить «на слабо» сигарету с марихуаной, но и, увы, заставят воздержаться от похода в спортзал, предлагаемого однокурсниками. То есть условиями формирования установки на ЗОЖ для этих двух типов темперамента должны быть постепенность и аргументированность. Априорно положительно относящийся ко всему новому холерик с одинаковым энтузиазмом способен воспринимать и интегрировать в свою жизнь как хорошее, так и плохое. Свойственная ему умеренная внушаемость позволяет все же с определенной долей критики относиться к предлагаемым стереотипам поведения и, вероятно, чаще делать осмысленный выбор в пользу концепции ЗОЖ. Однако в случае с холериком всегда существует опасность переоценки им своих сил и, соответственно, того, что методичное, ежедневное выполнение взятых на себя обязательств по соблюдению принципов ЗОЖ довольно быстро его утомляет и перестает интересовать. Вероятность же выбора ЗОЖ неуравновешенным и внушаемым меланхоликом в основном определяется направленностью коллектива, в который он попадает в процессе обучения в вузе (учебная группа, комната в общежитии). Положительными качествами характера студента, предполагающими его приверженность к ЗОЖ, следует считать цельность, определенность, силу и твердость. Студенту, занимающему активную жизненную позицию по отношению к своему здоровью, свойствен волевой, деятельный, самостоятельный тип характера. В то же время характерологические особенности противоположного знака, особенно достигающие формата акцентуаций, создают предпосылки для образа жизни, весьма далекого от здорового (конформный и неустойчивый типы). Таким образом, формирование здорового образа жизни у студентов вузов осуществляется в сложном взаимодействии личности обучаемого, во всем многообразии ее индивидуально-психологических свойств, с условиями окружающей действительности, которые способны оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на систему ценностей вступающего в самостоятельную жизнь человека.
Литература
1. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. М.: Просвещение, 1987. 2. Ильинич М. В. Физическая культура студентов. М., 2002. 340 с. 3. Казин Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию / Казин Э. М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. М.: Владос, 2000. 192 с. 4. Казначеев В. П. Основы общей валеологии / Казначеев В. П., Склянова Н. А. Новосибирск: Наука, 1998. 78 с. 5. Колиснык В. Телевизор калечит детей // Московский комсомолец. 16.02.2001. 6. Тихомирова И. А. Физиологические основы здоровья: Краткий курс лекций по валеологии. Ярославль: ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2007.
——————————————————————