Концепция правового воспитания в контексте консервативной правовой доктрины России

(Васильев А. А.) («Юридическое образование и наука», 2012, N 3)

КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КОНСЕРВАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЫ РОССИИ <*>, <**>

А. А. ВАСИЛЬЕВ

——————————— <*> Vasilyev A. A. The concept of legal education in the context of the conservative legal doctrine of Russia. <**> Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Консервативная правовая доктрина России: исторические и теоретические аспекты», проект N 11-03-00521а.

Васильев Антон Александрович, кафедра теории и истории государства и права Алтайского государственного университета, соискатель Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена осмыслению проблем правового воспитания с точки зрения отечественной консервативной правовой доктрины. Автор показывает, что российские консерваторы успех правового воспитания связывали с формированием духовно развитой, нравственно целостной личности, а не с механической трансляцией правовых знаний, навыков и умений. Особое внимание охранители обращали на необходимость нравственной и правовой подготовки кадров правоохранительных органов и государственных служащих.

Ключевые слова: консерватизм, охранительство, воспитание, культура, образование, нравственность, вера.

The article is devoted to understanding the problems of legal education from the standpoint of national conservative legal doctrine. The author shows that the success of Russian conservatives legal education associated with the formation of advanced spiritually, morally whole person, not a mechanical translation of legal knowledge, skills and abilities. Particular attention is paid to the need for guardians of the moral and legal training, law enforcement and government officials.

Key words: conservatism, ohranitelstvo, education, culture, education, morality, faith.

К сожалению, те меры, которые предложены российским государством в сфере повышения уровня правовой культуры общества, преимущественно сводятся к информированию, правовому просвещению и юридическому образованию — передаче юридических знаний независимо от формирования целостной и духовно развитой личности. Так, еще в 1995 г. была утверждена федеральная целевая программа «Повышение правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации», которая основной целью поставила правовое просвещение и образование граждан в сфере избирательного законодательства <1>. Однако сама по себе правовая грамотность и наличие юридических знаний, образования еще не гарантируют правопорядка. Усилия семьи, общества и государства должны быть направлены не на усвоение юридических знаний, чуть ли не с детского сада и первых классов, а на привитие духовных ценностей личности, могущих стать мощным внутренним стержнем для высокого нравственного и правопослушного поведения. Практически никем среди ученых не оспаривается тот факт, что высокий уровень преступности в России с начала 90-х гг. прошлого века был вызван девальвацией нравственности, духовных ценностей российского общества, а не одним ослаблением силы закона или дефектами правового просвещения или образования. Следовательно, внимание должно быть обращено на нравственное и духовное воспитание личности как сердцевину правосознания личности и залог правомерного поведения человека. ——————————— <1> Указ Президента от 28 февраля 1995 г. «О Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 10. Ст. 862.

В свое время К. П. Победоносцев был резко раскритикован за свою концепцию народной школы как реакционной, лишающей людей возможности получения глубокого и широкого образования. Он полагал, что для народа важно не теоретическое, доктринерское образование, а профессиональное образование, т. е. приобретение навыков и умений прикладного характера вкупе с религиозным воспитанием. Однако его прогнозы оказались верны. Образование, в т. ч. высшее, сориентированное лишь на трансляцию знаний, оказалось оторванным от практики и не решило проблемы нравственного, культурного развития личности. Очевидно, что наличие учебных курсов «История», «Мировая художественная культура» и т. п. не означает, что обучающийся станет высококультурным человеком. К. П. Победоносцев писал: «Сколько наделало вреда смешение понятия о знании с понятием об умении! Увлекшись мечтательной задачей всеобщего просвещения, мы назвали просвещением известную сумму знаний, предположив, что она приобретается прохождением школьной программы, искусственно скомпонованной кабинетными педагогами. Устроив таким образом школу, мы отрезали ее от жизни и задумали насильственно загонять в нее детей для того, чтобы подвергать их процессу умственного развития по нашей программе. Но мы забыли или не хотели понять, что масса детей, которых мы просвещаем, должна жить насущным хлебом, для приобретения коего требуется не сумма голых знаний, коими программы наши напичканы, а умение делать известное дело, и что от этого умения мы можем отбить их искусственно, на воображаемом знании, построенном школой… Понятие «народное» о школе есть истинное понятие, но, к несчастью, его перемудрили повсюду в устройстве новой школы. По народному понятию, школа учит читать, писать и считать, но в нераздельной связи с этим учит знать Бога и любить его и бояться; любить Отечество, почитать родителей. Вот сумма знаний, умений и ощущений, которые в совокупности своей образуют в человеке совесть и дают ему нравственную силу для того, чтобы сохранить равновесие в жизни и выдерживать борьбу с дурными побуждениями природы, с дурными внушениями и соблазнами мысли» <2>. ——————————— <2> Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. М.: Развитие духовности, культуры и науки, 2004. С. 498 — 499.

Поэтому можно признать обоснованными и целесообразными те меры государственной политики в сфере развития правосознания, которые призваны прежде всего возродить и закрепить духовно-нравственные ценности российского общества. Абсолютно верно в «Основах государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания личности» отмечается, что должна быть проведена взаимосвязь правового воспитания с патриотическим, трудовым, экологическим и другими видами воспитания на общей нравственной основе <3>. ——————————— <3> Российская газета. 2011. 14 августа. N 151.

В данном контексте можно признать правильным внедрение в учебный план школы нового учебного курса «Основы религиозных культур» или «Основы светской этики», которые, несомненно, будут способствовать формированию нравственной и религиозной культуры личности как основы правосознания и законопослушного поведения <4>. Несмотря на критику данной инициативы с точки зрения конституционного принципа свободы совести, очевидно, что религиозно-нравственное образование в школах — путь и средство формирования духовно развитой личности и одухотворенного правосознания в российском обществе. Насыщение образовательной программы такими курсами, как этика, религиоведение, эстетика, будет способствовать развитию духовного мира личности, а вместе с тем и правосознания человека. Интересно, что современная программа основного общего образования стала воспроизводить программу обучения в дореволюционной России, в которой обязательной дисциплиной был «Закон Божий», служивший нравственно-поучительным курсом для школьников и лицеистов. ——————————— <4> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Бюллетень нормативно-правовых актов органов исполнительной власти. 2011. 28 февраля. N 9; распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики». Документ опубликован не был.

Консервативная правовая доктрина России традиционно подчеркивает необходимость пристального внимания к системе правового воспитания государственных служащих, а также кадров юридических органов и учреждений. Как правило, по мнению охранителей, именно правосознание государственных чиновников обнаруживает деформацию, дефекты, которые приводят к росту коррупции, волоките, преступной деятельности. Анализ сходных исторических эпох — Смутного времени в начале XVII в. и постперестроечного времени в 1990-е гг. — позволяет утверждать, что обыденное правосознание российских граждан оказалось выше и глубже правосознания государственных служащих по нравственным постулатам. Благодаря ценностному наполнению обыденного правосознания России удалось в кризисные эпохи устоять и не скатиться в анархию. Отечественные охранители были убеждены, что усилия государства и общества должны быть направлены не на совершенствование законодательства и юридических институтов, механизмов, а на воспитание правосознания российского общества. Так, И. А. Ильин писал: «России необходимо поколение прозревших и перевоспитавших себя правоведов, которые бы сумели начертать и осуществить систему верного социального воспитания — воспитания в массе нормального субъекта права. Это поколение не будет уже беспочвенно мечтать о химерическое утопии и по-детски требовать немедленного осуществления любимой химеры. Оно сумеет предохранить родину от повторения злосчастных ошибок прошлого — и в то же время оно сумеет усвоить верную мудрость старого. Россия нуждается в том, чтобы ее правоведы и вожди постоянно воспитывали в себе самих себе художников естественной правоты» <5>. ——————————— <5> Ильин И. А. Основные задачи правоведения в России. Т. 9 — 10. С. 229 — 230.

В данном аспекте следует признать оправданной своеобразную юридизацию «морали», когда в качестве критерия для оценки поведения государственных служащих внедряются этические кодексы и стандарты профессионального поведения. Причем за нарушение этических требований государственным служащим законодательство позволяет применять меры дисциплинарной ответственности. Тем самым поднимается уровень моральных требований к лицам, замещающим должности государственной службы. Этические начала закладываются в основу федеральных государственных образовательных стандартов в сфере основного, среднего и высшего профессионального образования. Важно то, что в государственном стандарте для основного общего образования предусмотрены высокие этико-правовые характеристики как ориентиры для подготовки выпускника школы: социальная активность, уважение к закону и порядку, соизмерение своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед семьей, обществом и Отечеством; любовь к своему краю и Отечеству, знание русского языка, уважение своего народа, его культуры и духовных традиций. Моральные императивы как составные части профессиональной культуры предусмотрены в сфере подготовки кадров для юридической практики. Так, федеральные государственные образовательные стандарты для подготовки бакалавров и магистров по направлению «Юриспруденция» предусматривают в качестве необходимых компетенций юриста способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста, способность эффективно осуществлять правовое воспитание <6>. Кроме того, в качестве обязательной дисциплины учебного плана подготовки бакалавра по направлению «Юриспруденция» предусмотрена «Профессиональная этика». Таким образом, выпускники юридических вузов и, соответственно, кадры судебных и правоохранительных органов должны обладать высокой правовой культурой, основанной на доминировании нравственных и духовных ценностей российского общества. ——————————— <6> Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 9. Ст. 1110; Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») // Собрание законодательства Российской Федерации.

Консервативная правовая доктрина с непреложностью предполагает высокую духовно-нравственную культуру юристов и ориентацию юридического образования на подбор и воспитание нравственно развитых личностей. Нравственная культура юриста является залогом обеспечения духовных ценностей в сфере правотворчества и правоприменения. В нетипичных юридических ситуациях, когда норма права отсутствует, единственным критерием для принятия нравственно взвешенного решения юристом остается совесть. В таком случае качественное состояние совести юриста, а не совершенство закона предопределяет духовную обоснованность правоприменительного акта с точки зрения высших нравственных принципов — справедливости и милосердия. В данном контексте выглядят весьма опасными тенденции по превращению юридического образования в России в узкоспециализированное обучение юридическим технологиям в правотворчестве и правоприменении на основе принципов прагматизма, рыночного заказа, практической востребованности. При таком подходе юридическое образование теряет нравственный контекст и выхолащивается в формальную и прагматическую подготовку правовых «технарей», подготовленных лишь к удовлетворению интересов клиента любой ценой, даже путем отказа от собственной совести. Сама юриспруденция становится лишь техникой для защиты соответствующих интересов, теряя свое высокое нравственное призвание — обеспечение мира, справедливости, помощь слабым, укрепление духовности и государственности. Еще более угрожающей является тенденция наращивания платной системы в подготовке современного юриста, оборачивающаяся падением уровня профессиональной и моральной культуры юриста и превращением юридического образования, в т. ч. в государственных образовательных учреждениях, в разновидность прибыльного дела. Характерно, что перепроизводство юридических кадров (более 1,5 млн. человек в 2010 г.) и правовая инфляция не приводят к повышению правопорядка в российском обществе. По специальности в России работает около 700 тыс. человек. Низкая востребованность юридических кадров показывает, что российское общество не нуждается в таком количестве юристов, как в европейских государствах, и справляется с конфликтами иными, традиционными средствами. К тому же высокого нравственного авторитета по устоявшейся традиции большинство юридических профессий в России, в особенности адвокаты и судьи, не имеют, подчеркивая вновь антиюридическую природу российского правового сознания. Таким образом, отечественные традиционалисты стояли на позиции духовного воспитания личности как основы правовой культуры и опоры правопослушного поведения личности, а также усиления правового воспитания государственных служащих, юридических кадров как средства превенции их нравственного вырождения.

——————————————————————