Рамочные программы Европейского союза как правовая основа развития и финансирования инновационной экономики региона

(Иншакова А. О., Кожемякин Д. В.) («Гражданское право», 2012, N 5)

РАМОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА КАК ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА <*>

А. О. ИНШАКОВА, Д. В. КОЖЕМЯКИН

——————————— <*> Inshakova A. O., Kozhemyakin D. V. The framework programmes of the EU as a legal basis for the development and financing of innovation-based economy in the region.

Иншакова Агнесса Олеговна, заведующая кафедрой гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.

Кожемякин Дмитрий Владимирович, студент юридического факультета Волгоградского государственного университета.

Статья посвящена вопросам правового обеспечения динамично развивающейся инновационной экономики ЕС на примере анализа Рамочных программ, создающих основу для развития и финансирования Европейской исследовательской зоны (ERA). В статье определены основная цель Шестой рамочной программы ЕС, а также приоритетные направления и перспективы развития концепции ERA и Седьмой рамочной программы.

Ключевые слова: Рамочная программа ЕС, инновационная экономика, финансирование инновационной экономики, передовые технологии, комплексные проекты, конкурентоспособность, транснациональное сотрудничество.

The article is devoted to the legal provision of a dynamic innovative economy by analyzing the EU Framework Programmes, which create the basis for the development and financing of the European Research Area (ERA). In this article the main purpose of the EU 6th Framework Programme, as well as the priorities and perspectives of development of the concept of ERA and the Framework Programme 7.

Key words: EU Framework Programme, innovative economy, the financing of innovation-based economy, advanced technology, complex projects, competitiveness, transnational cooperation.

Экономически развитые государства, такие, как США и страны — участницы Европейского союза, демонстрируют устойчивую современную тенденцию перехода от постиндустриальной экономики к инновационной лишь с разной степенью желаемых достигаемых эффектов <1>. Общепризнанного определения категории «инновационная экономика» в науке не существует. Профессор И. В. Шевченко указывает на то, что инновационная экономика базируется на «интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и качественном совершенствовании всех факторов производства» <2>. И. С. Матеров определяет инновационную экономику как экономику, «основанную на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности» <3>. Принципиального отличия между этими определениями нет, они схожи тем, что инновационная экономика основана на постоянном совершенствовании технологий, производстве и экспорте высокотехнологичной продукции. ——————————— <1> См. подр.: Иншаков О. В. Стратегия и тактика государственной политики развития наноиндустрии в России: Материалы к докладу на Общем собрании Отделения общественных наук РАН. 13 декабря 2010 г. М.-Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2010. <2> Шевченко И. В., Александрова Е. Н. Инновационная экономика: вопросы теории и основные тенденции развития // Финансы и кредит. 2005. N 14. С. 7 — 16. <3> Матеров И. С. Факторы развития «новой экономики» в России // Экономист. 2003. N 2. С. 3 — 11.

Развитие и внедрение новых технологий дают надежду на разрешение самых острых проблем XXI в. (истощение энергоресурсов, изменение климата, безопасность продуктов питания, старение населения и др.) и является одним из путей повышения уровня жизни населения и важным фактором экономического развития любого государства. Так, академик В. И. Жуков, обстоятельно проанализировав совокупность причин современного экономического кризиса, помимо финансового фактора, в перечне главных причин выделяет смену технологического уклада и переход к так называемому шестому его этапу. «В настоящее время, — отмечает ученый, — почти все отрасли производства достигли высшей точки своего развития. Теперь без технологической революции в энергетике, материаловедении, генетике, медицине, информатике и других областях прогресс невозможен» <4>. В этой связи создание комфортных условий для научно-исследовательской деятельности, обеспечение кооперации научных учреждений и финансирования инновационных проектов является важной задачей для государства. Правительство Российской Федерации в последнее время уделяет большое внимание развитию науки и новых технологий <5>. Изучение опыта Европейского союза — главного стратегического внешнеэкономического партнера России — в этом направлении может оказаться весьма ценным при планировании аналогичной отечественной политики. ——————————— <4> Zhukov V. I. The World Crisis: Economics and Sociology of Global Processes. M.: Publishing House «Soyuz», 2009. Данная монография посвящена мировому кризису, рассматриваемому автором как единение экономических и социологических аспектов, как глобальный процесс. В работе раскрывается природа кризиса; анализируется антикризисный финансовый, интеллектуальный, технологический и кадровый потенциал ведущих стран мира в сопоставлении с возможностями России. В данной работе большое значение уделяется выявлению резервных возможностей России и освещению ее конкурентных преимуществ. <5> См. подр.: Иншакова А. О. Вклад частного права в развитие отечественной наноиндустрии: унификационные тенденции // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 9. С. 37 — 44.

Основным финансовым инструментом Европейского союза для поддержки и развития научных исследований и технологических разработок являются многолетние рамочные программы, предусмотренные гл. XIX Договора о функционировании <6>. Изучение и анализ упомянутых программ как правовой основы развития и финансирования инновационной экономики регионального интеграционного объединения важны для России, принимающей участие в Седьмой рамочной программе в качестве одной из стран, входящих в список «International Cooperation Partner Countries» (ICPC) <7>. Помимо государств в Седьмой рамочной программе принимают участие международные организации. ——————————— <6> Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union [Электронный ресурс] // Европейский союз: официальный сайт. URL: http://eur-lex. europa. eu/LexUriServ/LexUriServ. do? uri=OJ:C:2010:083:0047:0200:EN:PDF. <7> См. подр.: Иншакова Е. И. Международное сотрудничество России в сфере наноиндустрии: направления и формы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 9. С. 23 — 28.

С 1984 г. Европейский союз путем принятия рамочных программ создавал условия для развития науки и поощрял исследовательскую деятельность. Это позволило выработать новый подход, основанный на кооперации, быстром и свободном обмене информацией и результатами исследований. Между тем к 2000 г. научно-исследовательский сектор в ЕС все еще был слишком фрагментирован, Европа отставала по доле ВВП в инновационной сфере от своих ближайших конкурентов (США и Япония). Для преодоления этих проблем Европейская комиссия в январе 2000 г. выступила с предложением о создании единой Европейской исследовательской зоны (ERA), которое было принято в марте того же года на саммите ЕС в Лиссабоне <8>. ——————————— <8> Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the Economic and Social Committee and the Committee of the Regions — Towards a European research area [Электронный ресурс] // Европейский Союз: официальный сайт. URL: http://eur-lex. europa. eu/LexUriServ/LexUriServ. do? uri=CELEX:52000DC0006:EN:NOT.

Концепция ERA предлагала установить границы зоны, свободной для научных исследований, увеличить количество рабочих мест и тем самым повысить конкурентоспособность Европы. Она сочетает в себе три идеи. Это: создание «внутреннего рынка» инноваций, основанного на свободном обмене знаниями, технологиями и научными кадрами, кооперации, стимулировании конкуренции и оптимальном распределении ресурсов; реструктуризация европейских исследовательских организаций с целью улучшения координации национальных программ в области инноваций; развитие общеевропейской политики в отношении инноваций, в том числе осуществление финансирования исследовательских проектов, учитывая все нюансы как национальных, так и общеевропейских стратегий развития. Для реализации этих идей концепция ERA предусматривала ряд мер. 1. Оптимизация материальных ресурсов и возможностей на общеевропейском уровне. Предлагалось использовать компьютерные сети для объединения исследовательских центров и компаний по всей Европе, что открывало перед исследователями поистине неограниченные возможности для совместной удаленной работы. Это: виртуальные лаборатории, дистанционное управление документами, доступ к специализированным базам данных. 2. Согласованное использование государственных инструментов и ресурсов. Эта мера имела под собой две цели: повышение координации между национальными и европейскими исследовательскими программами и установление более тесных связей между европейскими научно-техническими организациями. Для успешной реализации концепции ERA необходимо было преодолеть изоляцию национальных исследовательских программ в странах — участницах ЕС. В рамках предложенной идеи кооперации и открытости в Европе были учреждены научно-исследовательские организации, имеющие межгосударственный характер. К таким организациям относятся: Европейское научное общество (European Science Foundation, ESF), Европейское космическое агентство (European Space Agency, ESA), Европейское сотрудничество в области научно-технических исследований (European Cooperation in the field of Scientificand Technical Research, COST). 3. Привлечение инвестиций из частного сектора. В рамках этой задачи предлагалось поощрение венчурных инвестиций, создание предприятий, а также разработка эффективных средств защиты интеллектуальной собственности. Краеугольным камнем в решении данной задачи был и остается вопрос защиты интеллектуальной собственности. В настоящее время основу патентной системы Европы составляют национальные патенты, действительные только в государстве, их выдавшем, что является существенной проблемой для их широкого применения в Европе. Для преодоления этой проблемы Европейская комиссия неоднократно выступала с предложением о создании единого патента сообщества, но неразрешенный вопрос о том, на какие языки должен переводиться патент, не позволил реализовать эти предложения вплоть до настоящего времени. 4. Создание единой системы научно-технического консультирования для подготовки и осуществления политики ЕС. Европейская система исследований должна быть организована с учетом потребностей, возникающих на различных этапах реализации государственной политики. Чтобы добиться этого, нужно развивать исследования, необходимые для принятия политических решений, связанные с основными проблемами граждан, такие, как охрана окружающей среды, ядерная безопасность, безопасность продуктов питания и химической продукции. 5. Решение проблемы нехватки кадров и повышение мобильности европейских исследователей. С точки зрения человеческих ресурсов перед ERA стояло три цели. Во-первых, это повышение мобильности исследователей. Набор новых кадров проводился в Европе таким образом, что научные организации отдавали предпочтение гражданам страны, в которой находятся. Кроме того, отсутствие соответствующего профессионального роста для исследователей из других европейских стран препятствовало обмену специалистами. Во-вторых (эта задача остается актуальной до сих пор), необходимо было повысить роль и место женщин в научных исследованиях. Несмотря на то, что женщины составляют около половины выпускников высших учебных заведений, они по-прежнему слабо задействованы в научно-исследовательских проектах. В-третьих, необходимо было повысить интерес к карьере в области исследований среди молодежи. Эта задача также остается актуальной. 6. Повышение привлекательности Европейского союза для исследователей и инвестиций. В рамках данной задачи предлагалось повысить роль регионов в ERA, способствовать интеграции научного сообщества Западной и Восточной Европы. 7. Выработка общей позиции в отношении этических проблем науки и технологий. Увеличение нагрузки на окружающую среду, серьезный кризис в области безопасности пищевых продуктов и маркетинга ГМО справедливо вызывают беспокойство среди населения и могут пошатнуть доверие к новым научным разработкам. Таким образом, в рамках данной задачи необходимо было наладить диалог между исследователями и другими секторами общества (гражданами, экспертами, руководителями предприятий, политиками), укрепить связи между национальными и общеевропейскими комитетами по этике и выработать общий подход, общее видение этических вопросов, связанных с наукой и техникой. Основными финансовыми инструментами для развития ERA стали последовательно вначале Шестая рамочная программа ЕС <9>, принятая на период с 2002 г. по 2006 г., а затем Седьмая рамочная программа ЕС <10>, принятая на период с 2007 г. по 2013 г. ——————————— <9> Decision No 1513/2002/EC of the European Parliament and of the Council of 27 June 2002 concerning the sixth framework programme of the European Community for research, technological development and demonstration activities, contributing to the creation of the European Research Area and to innovation (2002 to 2006) [Электронный ресурс] // Европейский союз: официальный сайт. URL: http://eur-lex. europa. eu/LexUriServ/LexUriServ. do? uri=CELEX:52000DC0006:EN:NOT. <10> Decision No 1982/2006/EC of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 concerning the Seventh Framework Programme of the European Community for research, technological development and demonstration activities (2007 — 2013) [Электронный ресурс] // Европейский союз: официальный сайт. URL: http://eur-lex. europa. eu/LexUriServ/LexUriServ. do? uri=CELEX:32006D1982:EN:NOT; 2006/969/EC: Council Decision of 18 December 2006 concerning the Seventh Framework Programme of the European Atomic Energy Community (Euratom) or nuclear research and training activities (2007 to 2011) [Электронный ресурс] // Европейский союз: официальный сайт. URL: http://eur-lex. europa. eu/LexUriServ/LexUriServ. do? uri=CELEX:32006D0969:EN:NOT>.

Главной целью Шестой рамочной программы было создание единого Европейского исследовательского пространства путем содействия большей интеграции и координации в ранее сильно фрагментированном научно-исследовательском секторе Европы. Она состоит из трех основных специальных программ: (1) Интеграция и укрепление ERA. Содержит в себе семь тематических приоритетов — наука о жизни, геномика и биотехнологии для здравоохранения; технологии информационного общества; нанотехнологии, интеллектуальные материалы и новые производственные процессы; аэронавтика и космическое пространство; продовольственная безопасность и риски для здоровья; устойчивое развитие, глобальные изменения и экосистемы, что включает в себя исследования в области энергетики и транспорта по обеспечению устойчивого развития с учетом экологических, экономических и социальных задач; гражданство и управление в информационном обществе, а именно мобилизация европейского научно-исследовательского потенциала в экономических, политических, социальных и гуманитарных науках в целях создания информационного общества; (2) Создание структуры ERA; (3) Укрепление основ ERA. Кроме того, программа предусматривает введение двух новых инструментов: сети передовых технологий и комплексных (объединенных) проектов. Целью сетей передовых технологий являлась постепенная интеграция деятельности партнеров. Комплексные проекты же представляли собой масштабные исследовательские проекты, сочетающие в себе частное и государственное финансирование и направленные на решение четко установленных научно-технических задач. Они составили основу исследований в Европе. Также Шестая рамочная программа регулировала деятельность Объединенного исследовательского центра (JRC). Любое физическое или юридическое лицо могло подать заявку на участие в программе и получить поддержку. Другими словами, университеты, международные организации, исследовательские институты, малые, средние предприятия и крупные компании могли принять участие в программе. Важным моментом стало то, что исследователи из стран-кандидатов могли получать поддержку в рамках программы на равных условиях с исследователями из стран-участниц. До принятия Шестой рамочной программы это было возможно только в том случае, если они сотрудничали с исследователями из ЕС. Следующим шагом на пути создания единого Европейского исследовательского пространства стала Седьмая рамочная программа по исследованиям, технологическому развитию и демонстрационной деятельности (2007 — 2013), принятая в 2006 г. и действующая в настоящее время. Данная программа была разработана ЕС совместно с Российской Федерацией. Основной целью этой программы является поддержка и развитие науки и исследований в едином пространстве стран — участниц ЕС, а также повышение конкурентоспособности европейских исследований, образовательных и инновационных сфер. Эта программа также является одним из важнейших элементов реализации Лиссабонского договора по развитию и конкурентоспособности <11>. ——————————— <11> Иншакова А. О. Задачи межгосударственного цивильного права в сфере наноиндустрии: препринт. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2011. 32 с.

Седьмая рамочная программа адаптирована к потребностям ЕС в плане экономического роста и занятости. После консультаций с общественностью были определены четыре основных направления, которым соответствуют четыре специальные программы. 1. Сотрудничество. Целью данной программы является содействие сотрудничеству между предприятиями, исследовательскими центрами и органами государственной власти в Европейском союзе, а также поддержание международного сотрудничества. Данная программа охватывает десять «тематических» областей, соответствующих основным областям знаний и технологий, в которых необходима поддержка транснационального сотрудничества в целях решения социальных, экономических, экологических и промышленных задач. Это: здоровье; продовольствие, сельское хозяйство и биотехнологии; информационные и коммуникационные технологии; нанонауки, нанотехнологии, материалы и новые производственные технологии; энергетика; окружающая среда (включая изменения климата); транспорт (в том числе аэронавтика); социально-экономические и гуманитарные науки; космос; безопасность. 2. Идеи (инновации). Программа предназначена для поощрения инновационных исследований в Европе, то есть исследований, направленных на открытие новых знаний, которые в корне меняют наше представление о мире и наш образ жизни. С этой целью новая общеевропейская научная организация, управляемая ученым советом — Европейский исследовательский совет должен поддерживать самые смелые и инновационные исследовательские проекты. В рамках этой новой структуры, в центре европейских исследований, будет Ученый совет, который будет определять приоритеты и научную стратегию. 3. Люди. В программу заложены значительные финансовые ресурсы для улучшения карьерных перспектив ученых в Европе и привлечения большего количества высококвалифицированных молодых исследователей. Расширение возможностей обучения и мобильности позволит европейским исследователям полностью реализовать свой потенциал. 4. Мощности. Программа предназначена для того, чтобы дать исследователям мощный инструмент, который позволит им повысить качество и конкурентоспособность европейских исследований. В менее успешные регионы будут направлены дополнительные инвестиции на поддержку научно-исследовательской инфраструктуры, будет повышаться доля исследований в интересах малых и средних предприятий. Эта программа также отражает важность международного сотрудничества в области исследований и роль науки в жизни общества. Кроме того, Седьмая рамочная программа будет финансировать напрямую деятельность Объединенного исследовательского центра (JRC) и действия Евратома, охватываемые Рамочной программой. Это исследования в области термоядерной энергетики, в области ядерного деления и радиационной защиты. Как и в случае с Шестой рамочной программой, некоторые области исследований не будут получать финансирование Сообщества. Это: клонирование человека; исследования с целью изменения человеческого генофонда (в том случае, когда изменения носят наследственный характер); исследования с целью создания человеческих эмбрионов только для исследовательских целей или для получения стволовых клеток. Сохраняя лучшие черты предыдущих программ, Седьмая рамочная программа вводит новые меры, направленные на повышение согласованности и эффективности научно-исследовательской политики ЕС. Основными нововведениями в рамках программы являются: упрощение процедуры участия в программе; создание Европейского исследовательского совета в рамках программы «Идеи (инновации) для поддержки инновационных исследований»; улучшение сотрудничества с промышленностью через совместные технологические инициативы, использующие как частные инвестиции, так и государственное финансирование; поддержка европейской политики в области построения исследовательской инфраструктуры; создание механизма распределения финансовых рисков, чтобы облегчить участникам получение кредита в Европейском инвестиционном банке. Принять участие в седьмой рамочной программе смогут <12>: страны — участницы Европейского союза; ассоциированные страны, имеющие соглашение с Европейским союзом о сотрудничестве в сфере науки и технологий и вносящие определенный финансовый вклад в бюджет рамочных программ (Швейцария, Израиль, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Турция, Хорватия, Македония, Албания, Босния и Герцеговина, Молдова, Черногория, Сербия); страны-кандидаты; третьи страны — не участницы и не ассоциированные страны, участие которых должно быть оправдано вкладом в достижение целей рамочных программ. ——————————— <12> Community research and development information service (CORDIS) [Электронный ресурс] // Европейский союз: официальный сайт. URL: http://cordis. europa. eu/fp7/who_en. html#countries.

Седьмая рамочная программа заканчивается в 2013 г. На смену ей Европейский союз готовит новую политику в области исследований и инноваций как часть стратегии «Европа 2020» <13>. Этот новый подход направлен, в частности, на поддержку инноваций в тех областях, которые представляют собой проблемы для европейского общества, такие, как изменение климата, энергетическая эффективность, безопасность пищевых продуктов, здоровье и старение населения. Одной из целей также является увеличение доли инвестиций в области исследований и инноваций до 3% ВВП ЕС. ——————————— <13> Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions Europe 2020 flagship initiative Innovation Union sec(2010) 1161 [Электронный ресурс] // Европейский союз: официальный сайт. URL: http://eur-lex. europa. eu/LexUriServ/LexUriServ. do? uri=CELEX:52010DC0546:EN:NOT.

——————————————————————