Демократия не по букве, но по духу

(Кухтенков Д.)

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 39)

ДЕМОКРАТИЯ НЕ ПО БУКВЕ, НО ПО ДУХУ

Д. КУХТЕНКОВ

Дмитрий Кухтенков, юрист, г. Москва.

Конституция США, которую называют первой конституцией в истории человечества, увидела свет 17 сентября 1787 года. Этот документ был вершиной правовой мысли своего времени и впоследствии стал образцом для подражания во многих странах. Так, большое влияние он оказал на французскую Декларацию прав человека 1789 года и польскую Конституцию 1791 года. Основная цель Конституции США — заставить власть действовать в интересах граждан. Что же представляет собой этот документ, какие принципы положены в его основу?

Дитя компромисса

Справедливости ради стоит отметить, что Конституция США не была первым в истории конституционным актом. Попытки составить подобный документ предпринимались в Европе еще до возникновения США. Первыми европейскими конституциями иногда называют Основной закон Сан-Марино 1600 года или запорожские договоры и постановления прав и вольностей войсковых 1710 года. Но именно Конституция США стала не только древнейшим из ныне действующих документов такого рода, но и образцом для подражания, своего рода эталоном конституционного акта. Многие положения Конституции стали компромиссом в активных дискуссиях между представителями штатов. Главные сомнения вызывали два вопроса: не ограничит ли центральная власть федерации уже сложившуюся к тому времени самостоятельность штатов и не станет ли власть федерального президента походить на власть английского короля, с которым и боролись американские колонии. В результате отцам-основателям удалось убедить сомневающихся в том, что центральная власть нужна для решения совместных задач, а в решении своих внутренних вопросов штаты останутся самостоятельными. Эффективность же президента будет обеспечиваться сменяемостью и ограничением его компетенции.

Для реализации этого баланса в основу Конституции был положен принцип разделения властей между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, известный как система сдержек и противовесов. В основу же территориальной организации нового государства был положен принцип федерализма, при котором за штатами остались обширные права в области законодательства.

Конституция Соединенных Штатов была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном конвенте в Филадельфии и впоследствии ратифицирована всеми 13 существовавшими тогда американскими штатами.

Дух законов

Авторы Конституции были хорошо знакомы с работами ведущих европейских политических философов XVII — XVIII веков — теорией общественного договора, разработанной Т. Гоббсом, идеями Д. Локка. Но все же решающее влияние на Конституцию США оказала работа Ш. Монтескье «О духе законов», в которой он изложил свои взгляды на разделение властей.

В Конституции США принцип разделения властей реализован наиболее жестко, когда возможность одной ветви власти влиять на деятельность другой ветви сведена к минимуму: президент лишен возможности распустить конгресс или какую-либо из его палат, в свою очередь, должностные лица исполнительной власти не несут политической ответственности за свои действия перед конгрессом (конгресс может отрешить любое должностное лицо за преступления в порядке импичмента, но не за несогласие с проводимой политикой).

Семь статей

Конституция США, принятая в 1787 году, состояла из преамбулы и 7 статей:

— в преамбуле обозначены основные цели принятия Конституции: «Образовать более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим»;

— статья I посвящена законодательной власти, которую олицетворяет конгресс, включающий в себя Палату представителей и Сенат;

— статья II закрепляет исполнительную власть за президентом;

— статья III описывает судебную систему;

— статья IV устанавливает основы федерализма и принципы взаимоотношений между штатами и федерацией;

— статья V описывает процесс принятия поправок;

— статья VI закрепляет приоритет правовых актов федерации перед законодательством штатов;

— статья VII устанавливает порядок ратификации Конституции.

Несмотря на лаконичную структуру, даже первая редакция Конституции была достаточно обширным документом. Каждая из первых четырех статей, устанавливающих принципы управления новым государством, включает в себя от 3 до 10 разделов, описывающих принципы формирования и полномочия органов 3 ветвей власти.

Поправки как путь к совершенству

За два с лишним века американцы дополнили текст Конституции 27 поправками. Важнейшими из них стали первые 10, разработанные Д. Мэдисоном в 1789 году и известные как Билль о правах. В них закреплялись права на свободу вероисповедания, слова и печати, свободу собраний, права на хранение и ношение оружия, на неприкосновенность личности и жилища, на справедливое отправление правосудия и введение суда присяжных и др.

Билль о правах вкупе с системой разделения властей дал основания французскому мыслителю А. де Токвилю говорить, что в Конституции США «нет и намека на привилегии для какого-то одного класса, да и вообще на привилегии; одни и те же права для всех, все права исходят от народа и к нему же возвращаются; все учреждения подчинены единой задаче». Действительно, в отличие от европейского законодательства того времени в Конституции США не было привилегий для дворянства. Однако в число всех темнокожие жители США были включены лишь в 1870 году Пятнадцатой поправкой. А женщины получили активное избирательное право лишь после принятия Девятнадцатой поправки в 1920 году.

В интересах граждан

Любопытно, что в Конституции США не употребляется слово «демократия». В самом деле, апологеты прямой демократии едва ли могут быть в восторге от американской системы — президент в этой стране до сих пор избирается косвенным голосованием, да и вообще прямое народное участие в решении общенациональных вопросов здесь не в чести.

Конституция США имеет своей целью не столько обеспечить прямой доступ граждан к власти, сколько заставить власть действовать в интересах граждан. Достигается это сменяемостью должностных лиц и ограничением их пребывания на службе. Так, Т. Джефферсон писал: «Если ограничение на длительность службы в качестве главы исполнительной власти не будет закреплено в Конституции или соблюдаться на практике, должность, формально срочная, может фактически стать пожизненной». А человек, занимающий свою должность пожизненно несмотря ни на что, имеет не так много стимулов вспоминать об интересах сограждан.

——————————————————————