Экономическая свобода для СМИ

(Гетьман Н.)

(«ЭЖ-Юрист», 2005, N 21)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА ДЛЯ СМИ

Отдать типографии в собственность средствам массовой информации, издателям периодических газет и журналов — давнишнее обещание власти, которому уже около полутора десятков лет. Прилюдно это обещал еще первый министр печати Михаил Полторанин. Речь даже не в львиной доле типографских расходов (более половины зарегистрированных СМИ не одолевают расходов на производство и распространение) — скрытом виде налога, который общество платит государству за свободу слова, а в том, что в любую удобную минуту государство-владелец может выключить станок.

И вот наконец это случилось в виде конкретного документа. Представляется, что этот вектор верховной властной мысли сегодня чрезвычайно важен именно для российских регионов, где выживает только слово самой власти. Будет ли она последовательна в своих новых обещаниях? Какие последуют механизмы реализации?

Премьер Михаил Фрадков подписал распоряжение о приватизации государственных издательств. Министерству культуры и массовых коммуникаций, Роспечати и Минэкономразвития поручено в трехмесячный срок согласовать окончательный список предприятий, подлежащих приватизации, и определить долю участия государства в каждом из них.

Согласно Закону приватизация федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) может производиться тремя путями — через преобразование в открытое акционерное общество, продажу на аукционе или через участие государства имуществом Федерального унитарного предприятия в уставном капитале нового акционерного общества. Эксперты полагают, что многие издательства после приватизации могут прекратить свою деятельность, так как потенциальные инвесторы видят в них скорее объекты недвижимости, нежели работающие предприятия.

Сомневающиеся отмечают, что приватизация вряд ли будет полной. Государство не пойдет на полную передачу частному капиталу экономически успешных издательств или же войдет в число основных акционеров. К примеру, руководитель издательства «Просвещение» Александр Кондаков полагает, что контрольные пакеты акций большинства издательств должны остаться в руках государства.

НДС на бесплатное распространение

17 мая на заседании Арбитражного суда Пермской области был удовлетворен иск газеты «Ва-банк» к налоговой инспекции. Рассмотрев иск по существу, суд удовлетворил требования «Ва-банка» в полном объеме, признав их обоснованными, а решение налоговой инспекции, в свою очередь, — незаконным. Налоговики начислили «Ва-банку» 2,5 млн. руб. долга по НДС, посчитав, что бесплатно распространяемые издания должны платить налог с распространения. Аналогичные претензии налоговые органы предъявили также другим пермским газетам — «Местное время» и «Пятница».

Критик власти в долговой яме

В Кабардино-Балкарии закрылась единственная независимая газета, издававшаяся в городе Прохладном. Независимое издание «Городок» вынуждено прекратить свое существование в связи с многочисленными судебными исками, обрушившимися на газету со стороны городских властей, деятельность которых газета систематически подвергала критике. Об этом журналистам сообщил главный редактор газеты Владимир Подчищаев. Все судебные иски были ею проиграны, в результате чего газета оказалась в долговой яме и вынуждена была объявить о банкротстве.

Владимир Путин заявил о невозможности контроля над СМИ в российском государстве.

«В России зарегистрированы и действуют 3200 телерадиокомпаний. Из них только 10 процентов являются государственными», — сказал Президент в интервью американской телекомпании CBS. «Даже если бы власти захотели — на федеральном или на региональном уровне — контролировать всю эту огромную массу средств массовой информации, тех, кто работает в этой сфере, как мы с вами понимаем, это практически невозможно». По мнению В. Путина, для независимости средств массовой информации «самое главное — это создать им условия для экономической независимости, чтобы они были независимы и от государства, и от крупных, как у нас говорят, олигархических групп, которые защищают не общенациональные, а свои групповые интересы».

В России уже зарегистрировано 46 тысяч печатных СМИ, в том числе почти 26 тысяч газет. Такие данные приводятся в докладе «Российский рынок периодической печати в 2005 году», представленном 19 мая руководством Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Отмечено, что «реально издающихся печатных СМИ немногим более половины от зарегистрированных».

В 2004 году было реализовано печатных изданий на сумму около 1,9 млрд. долларов. Кроме того, пресса освоила 1,25 млрд. долларов рекламных средств. Всего же, по экспертным оценкам, объем рекламы в СМИ в 2004 году составил в России 3,85 млрд. долларов, а прогноз на 2005 год составляет 4,65 млрд. долларов. Несмотря на значительный рост объемов рекламного рынка печатных СМИ, в докладе отмечено, что число прибыльных изданий вряд ли превышает 10%. Жаль, ничего не сказано о структуре производственных расходов.

По материалам информагентств подготовила Наталья Гетьман,

корреспондент «ЭЖ-Юрист»

——————————————————————