Использование компаративистского метода в обучении студентов юридического факультета (на примере гражданского и уголовного права)
(Сирик Н. В., Шкредова Э. Г.) («Юридическое образование и наука», 2006, N 3)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПАРАТИВИСТСКОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА (НА ПРИМЕРЕ ГРАЖДАНСКОГО И УГОЛОВНОГО ПРАВА)
Н. В. СИРИК, Э. Г. ШКРЕДОВА
Сирик Н. В., кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой гражданского права и процесса Смоленского гуманитарного университета.
Шкредова Э. Г., кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой уголовного права и процесса Смоленского гуманитарного университета.
Согласно Программе действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 г., утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 20 июня 2000 г., одними из направлений интеграции стран СНГ являются развитие сотрудничества в области образования, формирование единого (общего) образовательного пространства государств — участников СНГ; правовое и организационное обеспечение взаимного признания и эквивалентности документов об образовании. В связи с этим возникает необходимость изучения отдельных институтов права стран СНГ путем использования компаративистского метода, предполагающего проведение сравнительного анализа правовых норм и правоприменительной практики изучаемых государств. К тому же необходимость использования метода сравнительного правоведения в учебном процессе обусловлена следующими факторами: во-первых, на территории России и стран СНГ в последнее время принимается множество новых законов, требующих осмысления и единообразного толкования, во-вторых, создание нового образования — Содружества Независимых Государств вызывает необходимость функционирования единого правового пространства, а это актуализирует проблему унификации законодательства России и стран СНГ; в-третьих, все чаще в правоприменительной практике государств Содружества возникают пространственные коллизии при решении вопроса о пределах действия законодательства каждого из государств, в этой связи требуется значительное повышение качественного уровня работы, направленной на разработку рекомендаций по сближению национальных правовых систем стран Содружества, выработку согласованных предложений по эффективному обеспечению сближения законодательств, улучшение сотрудничества в области их унификации по различным отраслям права. Компаративистский метод может быть использован как при проведении лекционных и семинарских занятий, так и при самостоятельной работе студентов. Желательно и контроль знаний студентов (экзамены и зачеты) проводить с учетом зарубежного законодательства и правоприменительной практики. Использование данного метода на лекциях позволяет преподавателю показать преимущества и недостатки правового регулирования отдельных общественных отношений в национальном законодательстве, выработать рекомендации по возможному усовершенствованию норм и правоприменительной деятельности с учетом новелл зарубежного законодательства. Так, в рамках гражданского права сопоставляются правовые режимы юридических лиц в странах СНГ, отдельные виды договоров, институт наследования и иные вопросы, опираясь на гражданские кодексы Украины, Беларуси. При изучении уголовного права преподаватель анализирует институты множественности преступлений, соучастие в преступлении, наказания, а также отдельные институты Особенной части УК с учетом уголовных кодексов стран СНГ, а также Модельного УК для стран СНГ. Семинарские занятия по своему объему уже лекционного материала: не рассматриваются, как правило, темы по истории развития уголовного и гражданского законодательства, его принципы, уголовное и гражданское законодательство зарубежных стран и т. п. На семинарах основной акцент делается на детальном, углубленном рассмотрении наиболее важных, узловых проблем, имеющих большое теоретическое и практическое значение (в уголовном праве это: соучастие в преступлении, стадии преступления, обстоятельства, исключающие преступность деяния, множественность преступлений и др., в гражданском — правовой статус физических и юридических лиц, вещные правоотношения, обязательственное право и т. д.). Вместе с тем в ряде случаев весьма полезен сопоставительный анализ законодательства Российской Федерации с законодательством зарубежных стран, в том числе стран СНГ. Его можно произвести в конце изучения курса уголовного или гражданского права на одном из итоговых занятий. Альтернативой предложенного метода является анализ на ряде семинарских занятий нормативных актов, в первую очередь кодексов, с выявлением особенностей и отличительных черт в правовом регулировании тех или иных институтов права. Результатом такого анализа являются сравнительные таблицы, которые студенты используют в последующем при написании научных статей, курсовых и дипломных работ. Конечно, наиболее активно компаративистский метод используется при преподавании дисциплин специализаций: «Уголовное право зарубежных стран» (уголовно-правовая специализация), «Гражданское право зарубежных стран» (гражданско-правовая специализация), но в этих дисциплинах акцент делается на страны дальнего зарубежья, а законодательство стран СНГ остается неизученным. К тому же эти дисциплины изучаются только в рамках своей специализации. Поэтому предлагается компоненты этих курсов использовать в процессе изучения уголовного права и гражданского права в целом и основной акцент делать на законодательство и правоприменительную практику стран СНГ. Метод сравнительного правоведения незаменим и при самостоятельной работе студентов, проводимой под руководством преподавателей. Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов являются обучение навыкам работы с научно-теоретической литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изучения курса уголовного или гражданского права, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации. Основными формами самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов являются: — подготовка рефератов по отдельным темам программы по уголовному и гражданскому праву; — участие в работе научного студенческого кружка по уголовному или гражданскому праву; — участие в научных студенческих конференциях; — подготовка курсовых и дипломных работ по уголовному и гражданскому праву; — написание домашних контрольных работ; — организация и проведение деловых игр во внеаудиторное время. Так, на юридическом факультете Смоленского гуманитарного университета с 2001 года ведется активная работа научных кружков по различным направлениям унификации законодательства стран СНГ (на кафедре уголовного права и процесса создан кружок с общей тематикой «Институты Общей части уголовного права по законодательству России и других стран СНГ», на кафедре гражданского права и процесса — кружок «Правовое регулирование сферы услуг: сравнительный анализ по законодательству России, Беларуси и Украины»). Ежегодно проходят научно-практические конференции профессорско-преподавательского состава СГУ и других вузов России с различной правовой тематикой, с использованием компаративистского метода исследования. В течение пяти лет (2001 — 2005 гг.) проводятся ежегодные межвузовские научные студенческие конференции, где студенты, используя метод сравнительного правоведения, выступают с докладами и научными сообщениями, в которых анализируются различные институты в рамках отдельных отраслей права России, Беларуси, Украины и других стран СНГ. Итогом многолетней работы по унификации законодательства стран СНГ стала конференция студентов и аспирантов «Унификация законодательства России и Беларуси», финансируемая в рамках федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России на 2002 — 2005 годы». В данной конференции активное участие принимали аспиранты и студенты Белорусского государственного университета, Витебского государственного университета им. В. П. Машерова, Витебского филиала Международного института трудовых и социальных отношений, Академии МВД Республики Беларусь. По результатам конференции был издан сборник материалов и выработаны рекомендации по совершенствованию отдельных институтов права. Одной из форм самостоятельной работы являются организация и проведение деловых игр во внеаудиторное время. Основной целью проведения студенческих деловых игр во внеаудиторное время является привитие студентам навыков решения конкретных юридических вопросов и накопление ими практического опыта в решении процедурных вопросов на основе создания конкретных деловых ситуаций, максимально приближенных к реальным жизненным условиям <*>. ——————————— <*> Данный метод организации самостоятельной работы может быть использован, если студенты изучили уголовный (гражданский) процесс.
Исходным материалом для организации и проведения деловых игр во внеаудиторное время может являться задача из практикума по уголовному праву, конкретное судебное дело или ситуация. Однако в любом случае деловая игра предполагает участие максимального количества студентов группы и распределение между ними определенных ролей. При проведении деловых игр желательно использовать казусы, содержащие пространственные коллизии, это активизирует студентов на изучение норм зарубежного законодательства и конвенционных норм, в частности «Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», подписанной 22 января 1993 г. в г. Минске <*>. ——————————— <*> Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1472.
Таким образом, дальнейшее интеграционное развитие стран СНГ неизбежно должно привести к сближению национальных законодательств. А это должно найти отражение в изменении государственных стандартов по «Юриспруденции». Не случайно Госстандарт по ряду дисциплин содержит требования к знанию студентов зарубежного законодательства. Так, в требованиях к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 021100 «Юриспруденция» по курсу уголовного права студенты должны знать уголовное законодательство зарубежных стран. Полагаем, что знание отдельных институтов права зарубежных стран следует включить и в содержание иных курсов, в частности в курс гражданского права.
——————————————————————