Об актуальности использования в современных юридических исследованиях экономико-правового подхода

(Фролова Н. В.) («Предпринимательское право», 2007, N 2)

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО ПОДХОДА

Н. В. ФРОЛОВА

Фролова Н. В., кандидат юридических наук, доцент, докторант Тюменского государственного университета.

Совершенствование правового регулирования экономических отношений — одна из актуальных, научно и практически значимых проблем современной России. Прежде всего она вызвана сменой общественно-экономической формации, потребовавшей «адекватного изменения государственно-правовой системы» <1> (по словам В. Ф. Яковлева, «в России, по существу, появились новое государство и новая правовая система, а российское законодательство в сфере экономики пережило революцию» <2>) и сохраняющей неэффективность российской экономики, заставляющей искать причины неэффективности и возможные пути их устранения <3>. ——————————— <1> Яковлев В. Ф. О правовой системе современной России // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3. К 80-летию С. С. Алексеева. М.: Статут; Екатеринбург: Институт частного права, 2004. С. 15. <2> Яковлев В. Ф. Совершенствование экономического законодательства и его правоприменения // Хозяйство и право. 2005. N 7. С. 4. <3> Цветков И. В. Российское законодательство и экономика: проблемы взаимодействия // Законодательство и экономика. 2003. N 7; [Электронный ресурс].

Безусловно, одной из таких причин является качество проводимой правовой реформы, доказывающей, что право как основное средство регулирования экономических отношений может не только способствовать развитию экономики, но и сдерживать его. В качестве примера можно привести институт малого предпринимательства, до сих пор не получившего от государства такого правового обеспечения, которое бы подтолкнуло его к прогрессивной динамике. Малый бизнес способен играть значительную экономическую и социальную роль, так как теснее связан с национальными интересами страны, служит одним из критериев определения социально-экономического и отчасти политического уровня ее развития, способствует приросту рабочих мест и самозанятости (при личном участии предпринимателя в процессе труда) <4>. Однако его высокая значимость начинает проявляться лишь при условии, когда предприятия этой сферы создают определенные объемы продукции, влияющие на основные социально-экономические показатели, чего в принципе невозможно добиться без государственной поддержки. ——————————— <4> См. подробнее: Ляшевич И. А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Журнал российского права. 2006. N 5. С. 61 — 69.

Несмотря на это, законодательная практика России идет в направлении, ухудшающем правовое положение субъектов малого предпринимательства <5>, о чем свидетельствует ликвидация ряда и без того немногочисленных льгот в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <6>. ——————————— <5> Профессор И. В. Ершова даже называет складывающуюся ситуацию в отношении малого предпринимательства дурной традицией. См.: Ершова И. В. Льготы для субъектов малого предпринимательства: что нового? // Закон. 2005. N 4. С. 96. <6> Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

Не способствует существующее правовое регулирование более интенсивному развитию и таких институтов, как привлечение инвестиций на основе заключения соглашений о разделе продукции, государственное предпринимательство, и ряду других. Обобщение мнений представителей различных научных отраслей и практических работников, а также изучение соответствующего законодательства и практики его применения позволяют выделить следующие причины сохраняющейся неэффективности правового регулирования экономических отношений: 1) низкое качество нормативно-правовых актов, заключающееся в их отставании от объективных требований реальной жизни, т. е. от интенсивно изменяющихся методов ведения хозяйственной деятельности; 2) пробельность и противоречивость нормативно-правовых актов; 3) неопределенность, неясность, неконкретность включаемых в законы и иные нормативные акты норм; 4) дефектность юридической техники, нарушений правил формальной логики и современного русского языка. Никоим образом не принижая другие факторы, влияющие на эффективность права в регулировании экономических отношений, в большей степени, по нашему мнению, она все-таки зависит от того, насколько право отражает объективные закономерности развития экономических отношений, а также потребности общества. Так как основное предназначение правового регулирования, согласимся с С. Э. Жилинским, «состоит в том, чтобы возможно адекватнее отразить в государственных нормативных актах объективно складывающиеся содержание и структуры рынка и тем самым создать благоприятное правовое пространство для возникновения, функционирования и развития рыночных отношений» <7>. ——————————— <7> Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2004. С. 37.

Решение проблемы отставания права от интенсивно развивающихся в нашей стране институтов рыночной экономики видится нам в активном использовании при проведении исследований в юридической науке так называемого экономико-правового подхода с целью «изучения и осмысления экономических законов, выработки рекомендаций по государственно-правовому воздействию на них путем закрепления этих законов в нормативных актах, что, в свою очередь, позволяет добиться реального воздействия на экономику» <8>. ——————————— <8> Срок Д. М., Заморенова Н. Г., Белоусов Е. Г. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учеб. для сред., проф. образования. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 3.

Элементы экономико-правового подхода к исследованию проблем управления общественным производством активно использовались в 80-е годы, о чем свидетельствуют работы ученых <9> В. В. Лаптева, В. К. Мамутова, В. С. Мартемьянова, М. П. Ринга, Б. П. Пугинского, А. Г. Быкова, С. Н. Братуся, М. И. Клеандрова, Т. Е. Абовой, Н. И. Михайлова. В частности, предметом экономико-правовых исследований в целях повышения эффективности общественного производства были такие проблемы, как совершенствование хозяйственного механизма; использование правовых средств в хозяйственном механизме; отраслевое и территориальное управление экономикой; права и обязанности хозяйственных органов; хозяйственные системы; совершенствование внутрихозяйственных отношений; эффективность экономических санкций; договорная дисциплина субъектов хозяйственных отношений и др. ——————————— <9> См., например: Хозяйственное право и эффективность производства. М.: Институт государства и права АН СССР, 1981; Лаптев В. В. Экономико-правовые проблемы совершенствования хозяйственного механизма. М.: Институт государства и права Академии наук СССР, 1984; Мамутов В. К. Совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности. М., 1982.

В чем же преимущество использования экономико-правового подхода? В первую очередь он позволяет проводить исследования правового регулирования экономических отношений на стыке экономики и права, что характеризует его как комплексный подход. Далее, экономико-правовой подход — системный подход. Системность проявляется, с одной стороны, в том, что он обеспечивает охват как единого целого всей совокупности правовых отношений, соответствующих предмету экономики, ее организации, функционированию и развитию. С другой — в том плане, что «юридические исследования проводятся на базе экономических, и решение правовых задач рассматривается в контексте решения экономических проблем» <10>. Это позволяет правоведам познавать сущность экономических явлений, их специфику и закономерности эволюции. ——————————— <10> Мамутов В. К. Экономико-правовой подход к исследованию проблем управления общественным производством // Экономико-правовые проблемы совершенствования хозяйственного механизма. М.: Институт государства и права Академии наук СССР, 1984. С. 18.

В целях реализации экономико-правового подхода в современных юридических исследованиях, направленных на совершенствование правового регулирования экономических отношений, повышения эффективности права, учитывая его роль в интенсификации общественного производства, представляется необходимым обратить внимание на изучение института отраслевых промышленных комплексов с точки зрения их правовой организации. Термин «правовая организация» достаточно распространен в юридической литературе, о чем свидетельствуют названия многих работ <11>. При этом в самих работах, как правило, отсутствует толкование, разъяснение того, что авторы понимают под данной категорией, каково, на их взгляд, ее содержание и границы. ——————————— <11> См.: Лукин М. В. Правовая организация управления физкультурой и спортом в РФ: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14. Саратов, 2006; Ермакова А. С. Правовая организация взаимодействия органов государственной исполнительной власти с органами местного самоуправления в сфере образования: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14. Саратов, 2005; Раянов Ф. М. Правовая организация общественной жизни: теория и практика // Государство и право. 2004. N 12. С. 5 — 9 и др.

Понимание категории «правовая организация» применительно к хозяйственной деятельности зародилось еще в 30-е годы прошлого века <12> и нашло поддержку в исследованиях более позднего времени. Значительный вклад в теоретической проработке этого вопроса принадлежит В. В. Лаптеву. Правовую организацию всякой хозяйственной деятельности, писал он, можно понимать и рассматривать в двояком смысле (с разных сторон): либо с организационно-структурной точки зрения (определение структуры, создания, установления параметров деятельности), т. е. с позиции правосубъектности участников хозяйственных отношений, либо с точки зрения правового регулирования самих этих отношений, складывающихся при осуществлении хозяйственной деятельности <13>. ——————————— <12> См.: Флейшиц Е. А. Правовая организация лесной промышленности в СССР. Л.: Гослестехиздат, 1936. С. 7. <13> Лаптев В. В. Правовая организация хозяйственных систем. М.: Юридическая литература, 1978. С. 57; Он же: Внутрихозяйственные отношения на промышленном предприятии (Правовая организация). М.: Изд-во «Юридическая литература», 1965. С. 3.

Нами предлагается посмотреть на категорию «правовая организация» с более широкой позиции, исходя из значения собственно понятия организации. Обращение к специальной литературе сразу дает понять, что применение термина «организация» <14> в современной науке и практике настолько же обыденно, насколько и многообразно <15>. Он используется в оборотах, отражающих и раскрывающих самые разнообразные области жизни. ——————————— <14> Организация — от латинского organizo (стройный вид, объединение); от французского — organisition (устройство, формирование, взаимосвязь); английское — organizing (распределение работ среди отдельных лиц и групп, а также координация их действия). <15> См., например: Файоль А. Общее и промышленное управление: Пер. с франц. М., 1992; Питерс У. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний): Пер. с англ. У. Питерс, Р. Уотермен. М.: Прогресс, 1986; Смолкин А. М. Менеджмент: основы организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1999.

Между тем в понимании категории «организация» присутствует некая общность, позволяющая определить спектр общепринятых представлений и применений, в основе которого лежит накопленный, систематизированный и хранимый людьми организационный опыт, оформленный в научные концепции организации. В частности, большинство исследователей склоняются к признанию триединства сущности категории «организация» <16>, определяя ее как: 1) внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленную ее строением; 2) совокупность процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязи между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. ——————————— <16> См.: Теория организации: Учебник для вузов / Минобразования РФ; Под общ. ред. В. Г. Алиева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. С. 9; Рогожин С. В. Теория организации: Учебное пособие / С. В. Рогожин, Т. В. Рогожина. 2-е изд., стереотип. М.: Экзамен, 2004. С. 22 — 24; Философский энциклопедический словарь. 1999. С. 320 — 321; Латфуллин Р. Р. Теория организации: Учебник для вузов / Р. Р. Латфуллин, А. В. Райченко. СПб.: Питер, 2004. С. 18 — 34 и др.

Такая интерпретация категории «организация» дает, на наш взгляд, полное основание согласится с авторами одного из учебников по теории организации <17>, что она носит всеобъемлющий характер: «собственно все, что окружает людей, или то, что можно себе представить, так или иначе рассматривается с позиции организации» <18>. Если же говорить о деятельности человека, то в отношении ее основоположник организационной науки А. А. Богданов писал: «Всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей. Это значит: всякую человеческую деятельность — техническую, общественную, познавательную, художественную — можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения» <19>. ——————————— <17> Теория организации: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. Г. Алиева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. С. 10. <18> Латфуллин Р. Р. Указ. соч. / Р. Р. Латфуллин, А. В. Райченко. С. 18. <19> Богданов А. А. Всеобщая организационная наука. Тектология. СПб.: Изд-во М. И. Семенова, 1912. Т. 1. С. 69.

Не относится к исключению и право. Во-первых, оно объективно существует в жизни человека, окружает его, а во-вторых, напрямую связано с человеческой деятельностью и является ее результатом. Значит, термин «правовая организация» указывает, на наш взгляд, на использование в отношении права организационного подхода, т. е. рассмотрение его как: а) состояние, б) процесс и в) воздействие. Характеризуя право с организационной точки зрения, категория «правовая организация» выступает в качестве самостоятельного института и объекта юридической науки. С этой точки зрения, исходя из того, что право в объективном смысле не что иное, как особые социальные правила поведения (правовые нормы), а также опираясь на опыт организационной науки, она, по нашему мнению, представляет собой: 1) правовые нормы, установленные и охраняемые государством, создающие, закрепляющие или прекращающие, упорядочивающие, поддерживающие, охраняющие и т. п. некие состояния и процессы; 2) совокупность мероприятий (деятельность), направленных на создание, закрепление, изменение, упорядочение и т. п. правовых норм, а также обеспечивающих взаимосвязь между правовыми нормами в процессе их существования; 3) воздействие правовых норм на некие состояния и процессы с целью их создания, закрепления, упорядочивания, взаимодействия, развития, согласованности, совершенствования, охраны и т. п. Как видим, выступая объектом юридической науки, правовая организация — понятие очень широкое. Оно не может быть объято каким-то одним исследованием или одной сферой юридических знаний. Поэтому при ее рассмотрении обязательно определяется предмет познания. Определение предмета познания правовой организации происходит, даже если автор специально на него не указывает. Предмет познания очерчивается кругом обозначенных в работе вопросов, подвергающихся изучению. В целом надо сказать, что предмет познания правовой организации зависит от предмета той области юридических знаний, в рамках которой осуществляется то или иное исследование. Категория «правовая организация» может выступать не только в качестве самостоятельного института и объекта изучения, а быть составляющим элементом организации какого-либо объекта. Например, относительно рассматриваемого вопроса правовая организация является частью организации отраслевых промышленных комплексов. Помимо того что категория «правовая организация» обозначает предмет исследования, она еще указывает на юридическую сущность работы, что естественным образом налагает специфику на используемый организационный подход, обусловленную особенностями права как явления и его теоретической конструкции, разработанной юридической наукой. В первую очередь отметим, так как право существует, чтобы регулировать жизнедеятельность общества, оно не только внутренне организовано, но и само выступает элементом организации. Как организующий фактор право воздействует на происходящие в общественной жизни состояния и процессы, облекая их в правовую форму. Оформленные правом состояния и процессы изучаются юридической наукой. Отраслевые промышленные комплексы, представленные хозяйствующими субъектами, не обладают правовой формой, а следовательно, не могут быть структурной составляющей «центрального звена механизма правового регулирования, главного канала реализации права» <20> правовых отношений. Поэтому с юридической точки зрения под правовой организацией отраслевых промышленных комплексов нами понимается правовая организация хозяйствующих субъектов, осуществляющих в качестве основной какой-то однородный вид деятельности. ——————————— <20> Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М., 2000. С. 349.

Хозяйствующие субъекты (независимо от вида осуществляемой деятельности) являются участниками социально-экономических отношений, представляющих собой «связь, складывающуюся между людьми (общностями людей) из их взаимообусловленного поведения в процессе воздействия друг на друга» <21>, образующих «организованную форму поведения субъектов по реализации их экономических возможностей» <22>. Право, воздействуя на социально-экономические отношения, придает им форму правовых отношений, посредством которой они существуют, преобразовываются, двигаются, конкретизируются, закрепляются <23>. Выполняя эту роль, право закрепляет правовые позиции участников правоотношений, что формирует их статус как субъектов права. Это значит, что правовая организация хозяйствующих субъектов, осуществляющих в качестве основной какой-то однородный вид промышленной деятельности, так или иначе будет связана с признанием за ними способности (возможности) быть субъектами права (носителями прав и обязанностей), т. е. отражать их правовой статус, правовое положение. ——————————— <21> Егоров Н. Д. Проблемы общего учения о праве собственности: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Свердловск, 1979. С. 6. <22> Пахомова Н. Н. Основы теории корпоративных отношений (правовой аспект) // [Электронный ресурс]. С. 2. <23> См.: Иоффе О. С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории хозяйственного права. 2-е изд., испр. М.: Статут, 2003. С. 512 — 531.

И еще один важный момент. В связи с тем что хозяйствующие субъекты отраслевых промышленных комплексов осуществляют промышленную деятельность, их правовая организация не может быть не направлена на ее упорядочение или, другими словами, приведение в заданное состояние, что собственно и соответствует предназначению права. Выявленные нами сущностные черты правовой организации дают возможность подойти к правовой организации отраслевых промышленных комплексов, с одной стороны, как к совокупности правовых норм, взятых в системе, воздействующих на хозяйствующих субъектов, осуществляющих однородный вид деятельности, путем закрепления их правовых позиций как участников правоотношений, что формирует статус хозяйствующих субъектов как субъектов права и упорядочивает осуществляемую ими деятельность, а с другой стороны — как к деятельности, направленной на создание и упорядочение обозначенной совокупности правовых норм, а также обеспечивающей взаимосвязь между правовыми нормами в процессе их существования. Такая трактовка правовой организации частично совпадает с подходами к этой научной категории, сложившейся еще в науке хозяйственного права советского периода, так как и в том и в другом случае в основе лежит теория правовых отношений как основной формы осуществления права, правовым средством регулирования социально-экономических отношений. В то же время она представляется нам более широкой по своей сущности, потому что, следуя организационной теории, не может рассматриваться в отрыве от совокупности тех мероприятий, которые собственно обеспечивают жизнеспособность правовой организации с точки зрения как статики, так и динамики развития. Установив сущность и содержание категории «правовая организация» относительно интересующего нас объекта исследования — отраслевых промышленных комплексов, необходимо определить границы ее изучения, т. е. тот круг вопросов, который может быть использован для эффективной реализации теоретических исследований в данной сфере. Как уже было отмечено нами ранее, это зависит от того, в рамках какой области юридических знаний осуществляется то или иное исследование. В связи с тем что хозяйствующие субъекты отраслевых промышленных комплексов в первую очередь являются участниками экономических отношений, что обусловливается осуществляемой ими производственной деятельностью, носящей к тому же предпринимательский характер, комплексное, системное и всестороннее рассмотрение их правовой организации видится нам как составляющая предмета науки предпринимательского права. Как и любая другая наука, современная наука предпринимательского права не может существовать без собственного предмета познания, содержание которого формируется, по нашему мнению, исходя из двух важных моментов — традиций исследования экономических отношений, заложенных наукой хозяйственного права советского периода как основы современной науки предпринимательского права, и специфики объективно складывающихся в обществе экономических отношений, возникающих в процессе осуществления хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, обусловливающих направления и содержание их правового регулирования, исходя из реальных потребностей общества и государства. Объектом изучения науки предпринимательского права является рыночная экономика, одной из форм реализации которой выступают экономические отношения, возникающие в процессе осуществления хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а ее предметом — правовая организация экономических отношений, возникающих в процессе осуществления хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, или, другими словами, — правовая организация предпринимательских отношений. Очерчивая предмет познания современной науки предпринимательского права категорией «правовая организация» относительно объекта изучения — предпринимательских отношений, мы тем самым преследуем цель: обобщить существующие на этот счет научные формулировки. Обозначенная категория, на наш взгляд, по своей природе шире, чем, например, такие используемые конструкции, как «вся сфера правового регулирования предпринимательской деятельности и предпринимательских отношений…» <24> или «предпринимательское право как отрасль права, его источники и место в системе отраслей права» <25> и др. При этом действительно требует уточнения, согласимся с мнением ученых кафедры предпринимательского права МГУ, что предмет познания современной науки предпринимательского права должен раскрываться, исходя из научной концепции признания необходимости государственного воздействия на предпринимательские отношения публично-правовыми средствами. ——————————— <24> Лебедев К. К. Предпринимательское и коммерческое право: системные аспекты (предпринимательское и коммерческое право в системе права и законодательства, системе юридических наук и учебных дисциплин). СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 246. <25> Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. О. М. Олейник. М.: Юристъ, 2003. Т. 1. С. 96; Ершова И. В. Предпринимательское право: Учебное пособие / И. В. Ершова, Т. М. Иванова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2000. С. 8.

Правовая организация предпринимательских отношений как предмет науки предпринимательского права выступает границей познания и отправной точкой для определения содержания частных исследований, проводимых в этой области знаний, в том числе и в отношении изучения правовой организации отраслевых промышленных комплексов. Таким образом, исследование правовой организации отраслевых промышленных комплексов очерчивается понятием правовой организации предпринимательских отношений, в рамках которого и выбирается для изучения конкретный круг вопросов как средство эффективной реализации теоретического исследования, а также достижения поставленных в нем целей. Например, это могут быть такие вопросы, как: — правовое обеспечение формирования организационной структуры отраслевого промышленного комплекса, включая реформирование в условиях перехода к рыночной системе хозяйствования; — понятие, признаки и правовая классификация хозяйствующих субъектов отраслевого промышленного комплекса как субъектов права и современных предпринимательских отношений; — роль государства в формировании правового статуса хозяйствующих субъектов отраслевого промышленного комплекса, использование правовых средств в регулировании их предпринимательской деятельности; — интеграция хозяйствующих субъектов отраслевых промышленных комплексов с другими субъектами предпринимательской деятельности, включая правовую характеристику правоотношений, возникающих между звеньями интегрированных образований; — правовой режим имущества хозяйствующих субъектов отраслевых промышленных комплексов, связанный со спецификой их производственной деятельности; — внутрихозяйственные отношения субъектов отраслевых промышленных комплексов. Подводя итог по рассматриваемому нами вопросу, отметим, что исследование наукой предпринимательского права правовой организации отраслевых промышленных комплексов позволит, на наш взгляд, сформировать комплексный правовой механизм отраслевого регулирования экономики (отраслевые программы, концепции, стратегии, федеральное и региональное законодательство) с учетом: специфики промышленной деятельности и условий функционирования хозяйствующих субъектов отраслевых промышленных комплексов; динамики развития отраслевых промышленных комплексов, их роли и места в экономике страны; исторических особенностей правового закрепления статуса хозяйствующих субъектов отраслевых промышленных комплексов, правового регулирования их производственной деятельности, форм собственности; форм производственных связей; условий территориального размещения; ценообразования товаров; экономической эффективности инвестиций; экономики хозяйствующих субъектов (себестоимость продукции, прибыль и рентабельность, бухгалтерский учет и аудит, налогообложение, диверсификация производства), образующих отраслевые промышленные комплексы; действий и форм проявления в отраслевых промышленных комплексах объективных экономических законов и рыночных механизмов; ресурсообеспечения (основные и оборотные фонды, материально-техническое обеспечение, трудовые ресурсы, организация и планирование производства) отраслевых промышленных комплексов; видов, специфики и эффективности используемых государством правовых средств в регулировании отношений, возникающих при осуществлении хозяйствующими субъектами отраслевых промышленных комплексов хозяйственной деятельности; особенностей правового режима имущества хозяйствующих субъектов отраслевых промышленных комплексов, а также их внутрихозяйственных отношений. Предполагается, что результаты таких исследований помогут избежать ошибок в формировании государственной политики в отношении конкретных отраслевых промышленных комплексов, выборе правовых средств регулирования предпринимательской деятельности и в целом создать необходимую правовую базу, отвечающую требованиям времени, направленную на повышение эффективности общественного производства, которое, в свою очередь, поможет решить вопрос о благосостоянии всего российского народа.

——————————————————————