Правовой статус молодых ученых и научных работников, вышедших на пенсию
(Гутников О. В.)
(«Журнал российского права», 2007, N 7)
ПРАВОВОЙ СТАТУС МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ,
ВЫШЕДШИХ НА ПЕНСИЮ
О. В. ГУТНИКОВ
Гутников Олег Валентинович — заместитель заведующего отделом предпринимательского законодательства ИЗиСП, кандидат юридических наук.
В современных условиях как никогда остро стоит задача построения экономики, основанной на знаниях, в связи с чем усиливаются роль и значение научно-технического потенциала, который должен стать одним из основных ресурсов устойчивого экономического развития. Однако в настоящее время законодательная база, регулирующая правовое положение научных работников, в частности молодых ученых, а также научных работников — пенсионеров, далека от совершенства.
Действующее законодательство РФ не предусматривает каких-либо правовых мер, направленных на привлечение и закрепление в науке молодых перспективных ученых, обладающих большим научным потенциалом. Результатом этого становится значительное «устаревание» научных кадров, а значит, и снижение эффективности проводимых ими научных исследований.
Несмотря на то, что большая часть научных работников находится в предпенсионном возрасте либо уже вышла на пенсию, действующие нормативные правовые акты не предлагают специального регулирования правового статуса указанных граждан, не предоставляя тем самым им достаточного материального и социального обеспечения. Данные обстоятельства оказывают значительное влияние на процесс оттока научных кадров.
В подтверждение рассмотрим подробнее наиболее важные пробелы в законодательном регулировании правового статуса указанных категорий научных работников.
Проблема привлечения в отечественную науку молодых кадров в настоящее время осознается всеми исследователями проблем ее реформирования. Ни у кого нет сомнений в том, что нельзя обеспечить сохранение научных школ, если не иметь возможности подпитывать науку молодыми кадрами. Кризисная ситуация отечественной науки неоднозначно оценивается наблюдателями. Одни, отмечая, что причины кадрового кризиса уходят корнями в 60-е, указывают, что к концу 90-х гг. в науке наметилась кадровая стабилизация, т. е. миграция научных кадров за рубеж и в другие сферы деятельности остановилась и сфера науки имеет теперь то количество научных кадров, которое ей необходимо. Однако ситуация не вызывает оптимизма. Возрастной уровень научного корпуса критически высок, а неблагоприятные условия работы в науке отнюдь не способствуют привлечению молодых кадров. Это было отмечено и в Концепции реформирования российской науки на 1998 — 2000 гг., которая среди первоочередных мер наметила и меры по улучшению кадрового обеспечения науки.
Пытаясь найти выход из сложившейся ситуации, государство сделало акцент на предоставлении индивидуальных стипендий и грантов молодым ученым.
Так, с 2002 г. осуществляется выделение грантов Президента РФ в целях поддержки молодых кандидатов наук и их руководителей. В настоящее время Указом Президента РФ от 3 февраля 2005 г. N 120 «О дополнительных мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук и их научных руководителей» установлено, что с 1 января 2005 г. учреждаются 500 ежегодно выделяемых грантов Президента РФ для государственной поддержки научных исследований молодых (до 35 лет) российских ученых — кандидатов наук и 500 ежегодно выделяемых грантов Президента РФ для государственной поддержки научных руководителей названных кандидатов наук. Кандидатам наук гранты выделяются на двухлетний срок для проведения научных исследований и для оплаты их труда в размере 60 тыс. руб. ежегодно, научным руководителям гранты выделяются единовременно в размере 24 тыс. руб.
Индивидуальная поддержка молодых ученых осуществляется также в форме предоставления грантов Президента РФ молодым (до 40 лет) ученым — докторам наук. Так, им учреждено 100 ежегодных грантов для государственной поддержки их научных исследований. Соискателями на получение грантов могут выступать граждане РФ, имеющие ученую степень доктора наук, активно ведущие научные исследования в научных организациях, на промышленных предприятиях или в образовательных учреждениях РФ.
Гранты Президента РФ предоставляются на конкурсной основе на двухлетний срок в виде целевых безвозмездных субсидий и предназначаются для проведения научных исследований в РФ, а также для материальной поддержки получателя гранта и членов его научного коллектива. Размер докторских грантов Указом не установлен и определяется, видимо, после конкурсного отбора, исходя из количества победивших соискателей.
В постсоветский период, когда на территории РФ и ее границах существуют очаги военных действий, а армия продолжает комплектоваться по призыву, т. е. на регулярной, а не на профессиональной основе, особое значение для привлечения молодежи в науку имеют льготы по отсрочке от призыва на срочную военную службу. Такие льготы предоставлены п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Указом Президента РФ от 25 января 1996 г. N 93 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным представителям талантливой молодежи» и Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1583 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан».
Отсрочка от призыва в армию предоставляется лицам, поступившим непосредственно после окончания вуза в очную аспирантуру при научных организациях РАН, а также поступившим в эти организации на работу на условиях полного рабочего дня по специальности на весь период обучения или работы. Отсрочка предоставляется также гражданам, получающим послевузовское профессиональное образование при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (вузах) и научных учреждениях на базе высшего профессионального образования, — на период их учебы и защиты квалификационных работ, а также гражданам, поступившим непосредственно по окончании вузов на работу на условиях полного рабочего дня по специальности в государственные учреждения, организации и предприятия, включенные в Перечень, утверждаемый Правительством РФ, в том числе государственные научные центры, федеральные научно-производственные центры, государственные университеты и институты, РАСХН и другие научные и научно-образовательные организации. Эти льготы в последние годы, безусловно, сыграли заметную роль в притоке молодежи в аспирантуру и на работу в научные организации. Но задержится ли молодежь в науке? Известно, что лишь небольшое количество аспирантов оканчивают аспирантуру защитой диссертации, еще меньшее число остается работать в бюджетных научных организациях по достижении непризывного возраста. Таким образом, данная льгота лишь частично решает проблему омоложения научных кадров. Кроме того, имеющиеся тенденции сокращения оснований для предоставления отсрочки от службы в армии, лоббируемые Министерством обороны РФ, ставят под угрозу существование даже этих льгот молодым ученым.
Таким образом, действующее законодательство не содержит практически никаких специфических норм, определяющих правовой статус молодежи в науке. Преодоление кризиса «старения» российской науки возможно только в том случае, если научная карьера как таковая будет привлекательна для молодежи.
Современное законодательство РФ не предоставляет дополнительных льгот и гарантий научным работникам-пенсионерам, посвятившим всю свою жизнь науке и внесшим неоценимый вклад в ее развитие. В настоящее время пенсионное обеспечение научных работников регулируется в общем порядке.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости может состоять из базовой, страховой и накопительной частей. Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 900 рублей в месяц. Размер страховой и накопительной части трудовой пенсии определяется размером страховых взносов, вносимых в период трудоспособности работника в Пенсионный фонд РФ. В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения по единому социальному налогу и его налоговая база, определяемая как сумма выплат и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Это означает, что размер страховых взносов, поступающих на индивидуальные лицевые счета научных работников, напрямую зависит от их заработной платы.
В тех условиях, когда заработная плата научных работников ничтожно мала, точно такая же ситуация складывается и с их пенсиями. В целях улучшения пенсионного обеспечения научных работников была предпринята попытка ввести для научных работников повышенные размеры пенсий, однако она не увенчалась успехом. Действие п. 2 Указа Президента РФ от 27 марта 1996 г. N 424, которым поручалось внести в Государственную Думу проект Федерального закона об установлении для профессорско-преподавательского персонала вузов пенсий в размере не ниже 80% среднего размера оплаты труда, в 1998, 2000 и 2001 гг. приостанавливалось, а в 2002 г. этот пункт был признан утратившим силу.
Также необходимо отметить выборочный подход государства при установлении повышенных пенсий отдельным категориям научных работников. Например, Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 942, предусматривает исчисление пенсий для научных работников органов и учреждений прокуратуры из денежного содержания, включающего в себя должностной оклад по последней занимаемой штатной должности (без повышения за работу в отдаленных местностях, в других особых условиях), доплаты за классный чин и выслугу лет (п. 2.4 Положения).
Таким образом, в настоящий момент наблюдается острый дефицит законодательного регулирования, направленного на повышение уровня социального и материального обеспечения научных работников, в особенности молодых ученых и ученых, вышедших на пенсию. В связи с этим первоочередной является необходимость принятия новых нормативных правовых актов, направленных на совершенствование государственной поддержки материального благосостояния научных работников, в частности научных работников, вышедших на пенсию.
Основой данных законодательных актов должна стать идея учреждения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки негосударственного пенсионного фонда, правосубъектность которого будет ограничена правовыми отношениями, складывающимися в сфере науки, в связи с чем вкладчиками и страхователями по договорам, заключаемым с указанным пенсионным фондом, будут являться исключительно научные работники.
Особенностью функционирования данного негосударственного пенсионного фонда будет являться то, что поступающие в него страховые взносы будут составляться из следующих категорий денежных средств:
— доля прибыли, получаемой научными организациями от предоставления в аренду жилых или нежилых помещений, а также иного недвижимого имущества, находящегося у названных организаций на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или ином вещном праве;
— доля прибыли, получаемой Российской Федерацией или научной организацией, с которой научный работник состоит в трудовых отношениях, в результате использования принадлежащих им исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, автором которых является данный научный работник.
Указанные нововведения помимо социальных оснований, заключающихся в необходимости улучшения материального положения научных работников пенсионного возраста, также имеют под собой и правовые основания.
Так, п. 6 ст. 4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» закрепляет основные права научных работников, к числу которых относится и право на получение в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором которых научный работник является.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что предоставление научным работникам возможности получения доли прибыли, являющейся результатом использования плодов осуществляемой ими научно-исследовательской деятельности, будет являться закономерным и вытекающим из положений действующего законодательства Российской Федерации.
Подлежащие принятию нормативные правовые акты должны будут предусмотреть порядок создания и деятельности негосударственного пенсионного фонда, а также процентные ставки, в соответствии с которыми будет производиться расчет страховых отчислений. Так, долю прибыли, получаемой научными организациями от использования недвижимого имущества, находящегося у них на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или ином вещном праве, подлежащую перечислению в негосударственный пенсионный фонд с целью дальнейшей выплаты данных денежных средств научным работникам — пенсионерам, предлагается рассчитывать, исходя из ставки, равной 15 процентам.
В отношении же расчета доли прибыли, получаемой РФ или научной организацией — работодателем от использования исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, автором которых является научный работник, указанные нормативно-правовые акты будут использовать процентную ставку, равную 25 процентам. Может быть предусмотрена возможность изменения указанных процентных ставок в сторону увеличения в случае недостаточности прибыли РФ или научных организаций, полученной от использования вышеназванных объектов за определенный отчетный период.
Указанные изменения и дополнения, подлежащие внесению в действующее законодательство, будут способствовать значительному сокращению процесса оттока научных кадров, связанного с низким уровнем пенсионного обеспечения.
——————————————————————