Социальное обеспечение пожилых людей, вышедших на пенсию

(Санжарова Т. В.) («Социальное и пенсионное право», 2009, N 1)

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, ВЫШЕДШИХ НА ПЕНСИЮ

Т. В. САНЖАРОВА

Тема проблем пожилых людей в современной России очень актуальна. Человек боится выходить на пенсию, так как его статус и материальное положение понижаются. В сознании человека запечатлен образ старика, который ему диктует общество и государство. Выходя на пенсию, человек сталкивается с множеством проблем, которые государство не позволяет ему решать должным образом: на рынке труда пожилые люди не востребованы, общество относится к старикам как к изгоям, лекарства дорогие, питание дорогое, жилье дорогое, развлечения и путешествия дорогие, и на все это не хватает пенсии. Учебники по социальной работе и статьи в журналах, посвященные пожилым людям, раскрывают их проблемы, раскрывают недочеты социальной политики. Авторы выделяют различные типы пожилых людей, их поведение. Но все они сходятся в одной мысли, что старость — это разрушительный процесс, который влечет за собой психофизические ограничения, недостаточность физиологических функций. Так же думает и общество. Пенсионный возраст <1> — юридическая граница старости, отмечающая момент, когда гражданин превращается из плательщика пенсионных взносов (налогов) в получателя пенсионных выплат. Таким образом, на макроуровне пенсионный возраст выступает одним из основных регуляторов соотношения между численностью пенсионеров и плательщиков пенсионной системы, опосредованно воздействуя на ее сбалансированность и финансовую устойчивость. Поскольку получение пенсии по старости часто сопряжено с прекращением работы, этот возраст совпадает с верхней границей трудоспособности и нижней границей оплачиваемой нетрудоспособности, влияя на совокупное предложение рабочей силы. ——————————— <1> Синявская О. Как повышать пенсионный возраст в России // Отечественные записки. 2005. N 3. С. 80.

Многие пенсионеры, выйдя на пенсию и теряя свое прежнее место работы, не могут вновь устроиться на работу, и им приходится жить на одну пенсию, которой зачастую не хватает на достойную жизнь. В связи с этим получается, что человек, выйдя на пенсию, автоматически деградирует в социальном статусе. Пожилые люди и инвалиды в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в ее состав, другими законодательными актами. Но эти законы пока в нашей стране работают не в полную силу, зачастую наши пожилые граждане не знают своих прав и не могут себя защитить. Половина законов отменяется, пожилые люди теряют льготы, перед ними встает выбор: либо принимать материальную помощь, так как пенсии маленькие, либо брать медикаменты, за которыми нужно отстаивать очередь и которые малоэффективны. Отменены льготы на бесплатный проезд в транспорте, пенсии, которую получают пожилые люди, не хватает на нормальное питание и проживание. В России в настоящее время принят ряд федеральных социальных программ, авторы которых менее всего озабочены теоретической чистотой задуманного. К сожалению, многим социальным программам присущи декларативность, несистематичность, внутренние противоречия. Но пожилые люди не объект деятельности разнообразных социальных служб, а субъект, принимающий решения; большая часть проблем пожилых людей, как, впрочем, и социальных проблем в целом, принадлежит к разряду нерешаемых и остается таковой для каждого следующего пожилого поколения. Выводы: 1. Необходимо продолжать работу по совершенствованию законодательно-нормативной базы, ввести стандарты по организации социального обслуживания населения, используя для этого научный потенциал страны и зарубежный опыт. 2. Социальная наука должна более активно заниматься прогнозированием и разработкой на основе прогноза эффективных управленческих решений, исключающих негативные социальные последствия, в исследованиях в большей степени опираться на практический материал. 3. Эффективную систему социального обслуживания нельзя создать без соответствующего материально-технического обеспечения и базы данных по группам населения, нуждающимся в поддержке или находящимся в зоне риска. 4. Внедрение новых эффективных методов социальной работы с пожилыми позволит сделать социальное обслуживание более доступным.

——————————————————————