Основательный труд о политической системе и праве современного Китая (рецензия на монографию «Политическая система и право КНР в процессе реформ (1978 — 2005)» / Рук. авт. колл. Л. М. Гудошников)
(Страшун Б. А.) («Журнал российского права», 2007, N 9)
ОСНОВАТЕЛЬНЫЙ ТРУД О ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ И ПРАВЕ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ <*>
Б. А. СТРАШУН
——————————— <*> Политическая система и право КНР в процессе реформ (1978 — 2005) / Рук. авт. колл. Л. М. Гудошников. М.: Русская панорама, 2007. 464 стр.
Страшун Б. А., заведующий кафедрой конституционного (государственного) права зарубежных стран МГЮА, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
Несмотря на то, что Китай — крупнейшая по населению страна мира, в которой проживает четверть всего человечества, несмотря на то, что это наш сосед и один из полюсов мирового сообщества, о его политико-правовой составляющей читателям, не владеющим китайским языком, узнавать довольно затруднительно. Между тем государственное право Китая — непременная тема учебной дисциплины «Конституционное право зарубежных стран», включенной в учебный план юридических вузов и факультетов. Рецензируемая книга — прекрасный подарок, прежде всего, для преподавателей этой учебной дисциплины, а также и для студентов и аспирантов, не говоря уже об исследователях конкретных правовых проблем, желающих ознакомиться также и с китайским правом. Проблематика книги представляет значительный интерес не только для юристов, но и для историков, политологов, географов, экономистов, которые в той или иной степени изучают опыт современного Китая. Книга написана коллективом специалистов, большинство из которых трудится в Институте Дальнего Востока РАН во главе с самым авторитетным исследователем китайского права профессором Л. М. Гудошниковым. Нисколько не сомневаясь в научной квалификации всех авторов, не могу, однако, не отметить с сожалением, что ряд глав, посвященных сугубо правовым институтам и отраслям законодательства, написан не юристами. Конечно, эти авторы заслуживают двойной благодарности, поскольку им пришлось освоить не вполне привычную материю, и изложили они ее на достойном уровне, но сам этот факт свидетельствует о настоятельной необходимости готовить юристов-китаеведов (как, впрочем, и юристов, специализирующихся на изучении права других стран, причем не только Востока, и владеющих соответствующими языками). Наша страна в силу геополитических причин не может не быть мировой державой, а следовательно, должна располагать полным спектром различного рода специалистов-страноведов. В рамках одной рецензии вряд ли возможно осветить и оценить все богатство информации, собранной и обобщенной в книге. Рассмотренная в ней проблематика сгруппирована в двух разделах, посвященных соответственно политической системе и правовой системе КНР в период, последовавший за Великой культурной революцией. Естественно, что первый рассматриваемый авторами институт политической системы — это Коммунистическая партия Китая (КПК). Как в свое время КПСС у нас, КПК представляет собой не партию в общепринятом понимании, а, по сути, сердцевину государственной власти, чьим велениям подчиняются не только собственно государственные институты, но также и общественные организации вплоть до так называемых демократических партий, признающих руководство КПК, и институты формального самоуправления. Верхушка КПК является одновременно и верхушкой государства, через которое КПК проводит основную часть своей внутренней и внешней политики. Авторы прослеживают развитие КПК в течение 30 лет, в ходе которых она преодолевала грозившие ей внутренние и внешние опасности, вырабатывала теоретические установки — «освобождения сознания», «реалистического подхода к делу», «всеобщей зажиточности» и др., формулировавшиеся Дэн Сяопином, реализация которых обеспечивает, прежде всего, интенсивный экономический и культурный рост страны. Что касается политического развития, то в этой области подвижки далеко не столь значительны, хотя нельзя сказать, что их нет. Некоторая демократизация политических отношений, безусловно, имеет место, но непреложное сохранение руководства КПК во всех политических и социальных институтах препятствует развитию свободной политической активности народа. Демократизация проявляется в стремлении не допускать подмены государственных, общественно-политических и социальных органов и учреждений непосредственной руководящей деятельностью органов КПК, во введении альтернативности при формировании этих органов, а также выборных государственных органов, в регулярной смене поколений руководителей. Программа политических реформ была разработана еще XIII съездом КПК (1987 г.), но осуществляется без всякой торопливости, очень постепенно в виде курса на «совершенствование основных институтов социалистической политической демократии», прежде всего, собраний народных представителей и «системы многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК». Авторы отмечают, что современная кадровая политика КПК направлена на создание высокообразованного и деятельного корпуса руководителей. При этом практика совмещения постов в КПК и правительственных органах разных ступеней уступает место совмещению партийных постов с постами в представительных органах государственной власти, точнее, в постоянных комитетах собраний народных представителей, через которые КПК теперь контролирует административный аппарат. Одновременно отмечается, что руководство КПК другими институтами политической системы все более обретает нормативно-урегулированный характер. Авторы монографии констатируют, что «по государственному режиму Китайская Народная Республика конструировалась как республика советского типа, характерными признаками которой являются юридическое верховенство и формальное полновластие представительных органов, образующих единую иерархическую систему; при этом все другие государственные органы прямо или косвенно… ими формируются, перед ними ответственны и им подчинены» (с. 58). В этом выражается так называемый принцип единства власти трудового народа, противопоставляемый буржуазному принципу разделения властей. Поскольку большинство депутатов осуществляет свой мандат без отрыва от основной работы, собрания народных представителей (СНП) созываются один раз в год на непродолжительные сессии, а текущие управленческие задачи возлагаются на постоянные комитеты этих собраний (на низовом уровне — на их председателей) и на народные правительства всех ступеней, система которых возглавляется Центральным народным правительством — Государственным советом. Особенности порядка формирования СНП заключаются в том, что прямые их выборы проводятся только на низовом и среднем (уездном) уровнях, провинциальные же СНП и Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) избираются непосредственно нижестоящими СНП на альтернативной основе. К числу таких особенностей следует отнести и представительство в уездных и вышестоящих СНП Народно-освободительной армии Китая, а также преимущество в представительстве для городского населения перед сельским. Комитеты КПК руководят деятельностью СНП через партийные организации, объединяющие депутатов-коммунистов. Фактическим главой государства является Председатель КНР. Хотя конституционные полномочия его относительно невелики, его политическая роль определяется тем, что на эту должность ВСНП по конституционному обычаю избирает лидера КПК, который одновременно возглавляет Центральный военный совет, совпадающий по персональному составу с Военным советом ЦК КПК и осуществляющий руководство всеми вооруженными силами. Административный аппарат раздут и малоэффективен. В настоящее время проводится очередная административная реформа, имеющая целью рационализировать и модернизировать систему административного управления. Что касается устройства суда и прокуратуры, то оно сохраняет черты, свойственные советской системе, а некоторая демократизация приближает ее к позднесоветской. В отличие от нее назначение прокуроров децентрализовано: местные прокуроры назначаются соответствующими постоянными комитетами СНП, однако с согласия вышестоящей прокуратуры. Подводя итог рассмотрению системы государственных органов, авторы констатируют: «…Структура государства не претерпела в процессе реформ существенных изменений. Вместе с тем произошло глубокое изменение кадрового состава и методов работы государственных органов. Под их деятельность подведена солидная правовая база» (с. 66). Весьма специфичен такой институт политической системы КНР, как Единый фронт, деятельность которого координируется и направляется Народным политическим консультативным советом Китая (НПКСК). Его многоуровневая система возглавляется Всекитайским комитетом НПКСК и включает более трех тысяч местных комитетов. Это массовое общественно-политическое движение, в котором участвуют под руководством КПК различные слои китайского общества и их общественные объединения. Сессии ВСНП и НПКСК проводятся в одно время, и члены Всекитайского комитета НПКСК участвуют в заседаниях ВСНП с совещательным голосом. Председатель Всекитайского комитета НПКСК — четвертое лицо в высшей иерархии Китая после Председателя КНР, Председателя Постоянного комитета ВСНП и Премьера Госсовета. Подобные институты действовали и в других странах, в которых коммунистические партии установили свое господство после Второй мировой войны. С падением социалистических режимов эти институты прекратили свое существование. КПК использует НПКСК для политического и идеологического воздействия на все слои общества. Своеобразна в Китае и многопартийность. Помимо КПК в стране действуют восемь так называемых демократических партий, насчитывающих в общей сложности 630 тыс. членов, принадлежащих в основном к образованным слоям общества. Хотя возникли эти партии подчас задолго до образования КНР, тем не менее все они ныне признают руководящую роль КПК. Их лидерам обеспечивается некоторое представительство в государственных органах и в органах НПКСК. Разумеется, никакой конкуренции на выборах в СНП между этими партиями и КПК не существует. «Удлиненной рукой» КПК служат и так называемые массовые общественные организации — Всекитайская федерация профсоюзов, Всекитайская федерация женщин, Коммунистический союз молодежи Китая, однако наряду с ними в стране действует множество добровольных общественных объединений — экологических, благотворительных, профессиональных, религиозных и т. п. Эти немассовые объединения создают подчас головную боль для КПК, так как руководить ими довольно затруднительно да и не всегда практически возможно. Эти некоммерческие объединения нередко имеют длительные традиции, и создается впечатление, что КПК их зачастую больше терпит, чем использует. Авторы рецензируемой книги особое внимание уделили правовому регулированию создания и деятельности немассовых объединений, характеристике наиболее заметных среди них. Для такой огромной страны, как Китай, особое значение имеют вопросы организации населения и его самоуправления на низовом уровне. В городах эти функции выполняются территориальными общинами, а на селе комитетами сельского населения. Не все здесь складывается удачно, и авторы монографии анализируют как успехи, так и проблемы. Заслуживает внимания опыт КНР по интеграции находившихся на территории страны бывших колоний Великобритании и Португалии — Гонконга и Макао, которые ныне представляют собой особые административные районы Сянган и Аомынь. В отличие от районов национальной автономии, предусмотренных Конституцией КНР, где автономия является административной, автономия особых административных районов носит политико-государственный характер: их статус, подробно описанный в рецензируемой книге, урегулирован не обычными, а основными законами, и в них в значительной мере сохранены на 50 лет прежние правовые системы, установленные бывшими метрополиями. Раздел книги, посвященный политической системе, завершается главой о политико-правовой ситуации на Тайване, который, как отмечают авторы, «юридически является провинцией Китая, а фактически независимым государственным образованием, присвоившим себе название, конституцию и атрибуты государственности Китайской Республики 1912 — 1949 гг.» (с. 189). После поражения в гражданской войне на этот остров под прикрытие США эвакуировалась с материка политико-государственная верхушка во главе с диктатором Чан Кайши, после смерти которого эту функцию унаследовал его сын. Военно-авторитарный режим с середины 80-х гг. XX в. начал постепенно размываться, стали возникать оппозиционные правившему Гоминьдану партии, и в настоящее время политическая система Тайваня, включая и партию Гоминьдана, приобрела демократические черты, а успешное социально-экономическое развитие позволило отнести остров к числу «азиатских тигров», ставших заметными игроками на мировом рынке. Авторы характеризуют развитие отношений Тайваня с континентальным Китаем, однако разумно воздерживаются от каких-либо прогнозов на этот счет. Второй раздел книги, посвященный правовой системе, начинается с общей характеристики становления и развития китайской правовой системы и содержит изложение основ ряда отраслей китайского права: конституционного права, административного права и административного процесса, налогового права, уголовного права, уголовного процесса, гражданского права, гражданского процесса, трудового права, природоохранного права, земельного права. В главах этого раздела мы также находим чрезвычайно интересную информацию, о которой российский юрист зачастую не имеет никакого представления. Например, структуризация отраслей законодательства, проводимая китайскими теоретиками, подчас весьма своеобразна и побуждает задуматься над тем, не заслуживает ли она отражения в наших отечественных исследованиях общей теории права. Ограничусь одним лишь примером. Так, административное законодательство китайские теоретики делят на три части: 1) административно-организационное (административно-органическое), определяющее статус органов — субъектов административного права; 2) административно-оперативное (законодательство об административных действиях), определяющее порядок осуществления административными органами и должностными лицами своих полномочий; 3) административно-контрольное, регулирующее как статус контрольных органов, так и оказание помощи пострадавшим от административного произвола и ответственность за неправильные действия административных органов и должностных лиц. Различаются также общее административное право (статус государственных органов, государственных служащих, административные процедуры и др.) и специальное (регулирование отношений в отдельных областях — статистике, здравоохранении и др.), объектное (т. е. по существу компетенционное) и процедурное административное право (с. 245). В небольшом по объему заключении содержатся весомые идеи, которые стоит процитировать. По мнению авторов, «в КНР до середины XXI в., а возможно, и в течение большего периода времени сохранится в несколько модернизированном виде партократический режим… В будущем КПК видится единой национальной партией. По всей вероятности, сохранятся НПКСК и входящие в него некоммунистические партии в качестве важных инструментов влияния правящей партии на определенные социальные слои. Вместе с тем обозначилась тенденция к разделению руководящих партийных и административно-управленческих постов на низовом уровне… Нельзя исключать, что это начало более широкого процесса освобождения партии от прямых управленческих функций. Существующая система преобладающей собственности государства на промышленные предприятия, государственной или коллективной собственности на недра, воды, леса, горы, ценные земли и другие природные ресурсы не имеет тенденций к изменению. При монополии на власть одной партии вряд ли возможно построение в Китае классического правового государства (впрочем, этого не удается сделать и в многопартийной России). Однако возможно формирование все более широкой и профессиональной правовой системы и поддержание довольно высокого уровня законности…» (с. 463). «…Установившаяся в КНР после культурной революции политическая система и правовые институты… достаточно обеспечивают экономический и социальный прогресс страны» (с. 464). С этими выводами нельзя не согласиться. Надеюсь, что авторский коллектив продолжит исследование политико-правовой проблематики нашего великого соседа и добьется новых творческих успехов.
——————————————————————