К вопросу развития высшего образования на современном этапе
(Капелько Т. В.) («История государства и права», 2008, N 2)
К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Т. В. КАПЕЛЬКО
Капелько Т. В., старший преподаватель ФГОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет».
Высшая школа занимает ведущее место в системе непрерывного образования. Она прямо и опосредованно связана с экономикой, наукой и культурой общества в целом. Поэтому ее развитие является важной составной частью стратегии общего национального развития. Умение предвосхищать и предвидеть развитие образования — одно из важнейших условий успешности его функционирования. Научное предвидение возможно постольку, поскольку будущее рассматривается как продолжение прошлого. Там, где государственная политика строится на приоритетах образования, осознается его особая динамизирующая социально-экономическая и цивилизационная роль, достаточно быстро появляются прогрессивные социальные изменения и культурные преобразования. Проблемы образования широко обсуждаются с разных точек зрения. Предметом обсуждения являются номенклатура специальностей, учебные программы, материальное обеспечение и многое другое. Общество начинает осмысливать и новые проблемы, проистекающие из того обстоятельства, что образование является товаром на рынке образовательных услуг. Учебное заведение выступает в качестве продавца услуги, а обучающийся — в качестве потребителя. И если существуют отношения «продавец — покупатель» на рынке образовательных услуг, значит, существуют и инструменты их регулирования <1>. ——————————— <1> Кванина В. В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования: Монография. М., 2005. С. 349.
Образование является услугой весьма специфической. Нередко исполнитель услуги (учебное заведение) и потребитель услуги (обучающийся) по-разному понимают саму суть отношений, в которые они вступают: плата за образовательную услугу — это плата за процесс обучения или за результат обучения. Если исходить из того, что оплачивается процесс обучения, исполнитель услуги обеспечивает некие характеристики учебного процесса и условия пребывания в учебном заведении и его как бы не заботит результат обучения. А ведь именно за будущей профессией, за необходимым объемом знаний, навыков, умений обратился потребитель. С другой стороны, если считать, что оплачивается результат обучения, то есть совокупность знаний, умений и навыков, объем и качество которых регламентируется образовательным стандартом, трудно контролировать соблюдение условий договора в процессе обучения и в течение более или менее длительного периода после окончания учебного заведения, когда качество специалиста может быть оценено обществом. В этом случае потребителю услуги трудно предъявлять претензии к учебному заведению как в ходе обучения, так и после окончания учебного заведения. При заключении договора оказания образовательных услуг представляется естественным желание учебного заведения, во-первых, свести свои обязательства исключительно к образовательному процессу, причем ограничить эти обязательства сроками собственно обучения и, во-вторых, не брать на себя обязательств, связанных с бытовыми условиями, социальными и иными гражданскими правами обучающихся. Именно такие тенденции просматриваются в текстах договоров. Для обучающегося как потребителя образовательных услуг выбор учебного заведения отнюдь не исчерпывается процессом и условиями обучения: молодого человека заботит его будущее после окончания учебы, то есть результат учебы, а не процесс достижения этого результата. Он склонен считать, что именно за этот результат он платит в течение учебы. Неодинаковое понимание продавцом и покупателем образовательной услуги самого предмета договора является реальной проблемой <2>. ——————————— <2> Валицкая А. П. Образование в России: стратегия выбора: Монография. 2001. С. 17.
Как в производстве любой услуги, затраты на поддержание учебного процесса покрываются доходами учебного заведения. Затраты включают содержание и эксплуатацию зданий, помещений и оборудования, заработную плату преподавателей и персонала, оплату расходов, связанных непосредственно с учебным процессом, налоги, мероприятия рекламного характера. Доходы учебного заведения могут складываться из платы за обучение, дотаций различных фондов, бюджетного финансирования, поступлений от издательской деятельности, оплаты научно-исследовательских работ, других источников. Естественное желание учебного заведения как продавца услуг — увеличить доход и минимизировать затраты. Вместе с тем учебное заведение вынуждено заботиться о своей репутации. Репутация учебного заведения влияет на комплектацию обучающимися, а от нее, в свою очередь, зависит важная статья дохода — плата за обучение. Учебное заведение заинтересовано в конкурсе поступающих, в «высоком качестве» принятых обучающихся: чем выше уровень подготовки абитуриентов, тем легче довести их знания до требований соответствующего образовательного стандарта. Проблема платного образования — одна из самых актуальных проблем, существующих в отечественной системе образования. Сожалеть о том, что кануло в прошлое абсолютно бесплатное образование, уже не имеет смысла, необходимо приспосабливаться к объективно существующим жизненным реалиям. Текст договора между потребителем и исполнителем образовательных услуг каждое учебное заведение разрабатывает самостоятельно. Во всех редакциях естественно присутствует раздел, касающийся платы за обучение и порядка расчетов. Здесь отступления от законодательства встречаются чаще, чем строгое следование ему, например, не возвращается или возвращается на каких-то условиях внесенная плата за обучение при расторжении договора по инициативе обучающегося <3>. Как результат, в последнее время прибрели большую популярность иски отчисленных студентов к своим учебным заведениям о возврате платы за обучение и о возмещении убытков. Оно и понятно: с одной стороны, таким студентам уже нечего терять, а с другой стороны — на судебном споре можно неплохо заработать. К сожалению, под угрозой быть вовлеченными в судебную тяжбу оказались прежде всего государственные учебные заведения. Дело в том, что в негосударственных образовательных учреждениях, где все услуги платные, условия договоров на оказание образовательных услуг прорабатываются достаточно тщательно. Поэтому и споров по таким договорам возникает не так много. А в государственных учебных заведениях договорам оказания образовательных услуг пока еще не уделяют должного внимания. Учебные заведения могут и должны стремиться к тому, чтобы в отношениях с обучающимися было невозможно само возникновение конфликтной ситуации. Одно из средств — избегать недосказанности и формулировок, которые могут трактоваться двояко. Поэтому остро обозначилась потребность в том, чтобы профессионально обсудить вопросы состояния, регулирования и дальнейшего развития высшего образования. ——————————— <3> Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М., 1998. С. 226.
Осуществление образовательной деятельности на платной основе не новое явление для России. Можно сослаться на следующие исторические факты. Так, в 1940 г. Постановлением СНК СССР была введена платность обучения в старших классах средних школ и высших учебных заведениях в дополнение к бюджетному финансированию <4>. Платность образования обосновывалась возросшим уровнем материального благополучия населения и значительными расходами государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений. Значительно позже, в 1987 г., пунктом 7 Постановления ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве» была введена частичная компенсация министерствами и ведомствами сферы материального производства затрат на подготовку специалистов в вузах из средств развития, т. е. из прибыли после уплаты налогов. Эти средства должны были направляться на финансирование расходов капитального характера: строительство, приобретение приборов и оборудования. Таким образом, фактически была введена плата за обучение, но платить обязан был работодатель. Реализации данного постановления помешали произошедшие в обществе социально-экономические и политические перемены периода «перестройки». ——————————— <4> Постановление СНК СССР от 2 октября 1940 г. N 1860 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендии» // СП СССР. 1940. N 27. Ст. 637.
Сегодня в России все понимают, что перемены в образовании крайне необходимы. Готовность учебных заведений к переменам, улучшению качества образования, безусловно, должна возрастать. Только общими усилиями можно построить лучшие образцы образования будущей России, обеспечить развитие единого образовательного пространства страны. Качественное образование — ведущий механизм развития российского общества и российской цивилизации; основа воспроизводства духовного потенциала России и развития личности; форма жизни человека в изменяющемся обществе, база сохранения исторической и национально-этнической самоидентификации народа.
——————————————————————