Роль и значение вскармливания ребенка в механизме социализации личности преступника

(Косарев В. Н.)

(«Вопросы ювенальной юстиции», 2007, N 5)

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВСКАРМЛИВАНИЯ РЕБЕНКА В МЕХАНИЗМЕ

СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

В. Н. КОСАРЕВ

Косарев В. Н., заведующий кафедрой правоведения Урюпинского филиала Волгоградского государственного университета, доцент, кандидат юридических наук.

Идея причинного объяснения поведения людей, их контролируемости практическим опытом и логическим мышлением остается единственным критерием, отделяющим научные взгляды на психику человека от других. Здоровому развитию психики человека нужна нормальная социальная среда, обеспеченная надежностью быта, добротой и любовью, идейно и нравственно благоприятная. Детству свет нужен не в конце тоннеля, а на всем жизненном пути. Унижающий личность ущербный быт отнюдь не облагораживает психику человека, он аккумулирует социальное раздражение, озлобленность, жестокость, пьянство, наркоманию, проституцию и преступность.

Любая личность воспитывается в направлении, заданном социально-экономическими условиями жизни общества. Поэтому правильно и эффективно организовать воспитательную работу означает в широком социальном плане потребность государства и общества бороться за людей, за мысли и мотивы их поступков, за социальную свободу и демократический образ жизни, за активную жизненную позицию каждого, бороться не с человеком, а за человека. Ведь проблема преступного поведения представляет собой структурный элемент общих проблем, а нередко и тот основной механизм, который обусловливает совершение преступлений, так как антиобщественные поступки людей — правонарушения и преступность — представляют в этом отношении определенную специфику в их познании и являются предметом исследования многих естественных, общественных и юридических наук.

Следовательно, актуальность проблемы не вызывает сомнения, а поиск причин (истоков) преступного поведения и эффективных путей предупреждения этого негативного явления — это значимая и важная общегосударственная задача.

С учетом вышеизложенных обстоятельств важное значение для криминологии приобретает исследование процесса социализации личности с момента рождения и вскармливания (а возможно, и раньше), становления и созревания психики ребенка. Для этого есть весомые основания, так как основные черты и свойства личности, а также явные различия характеров, способностей и жизненных успехов предопределены, как доказали ученые, не только биологической структурой человека, а прежде всего его начальным социально-психологическим опытом, ибо психологический закон так же незыблем, как закон всемирного тяготения. Положительное или отрицательное поведение взрослого человека уходит глубоко своими корнями в конкретные ситуации и обстоятельства раннего детства. Заложенные в раннем детстве модели поведения (модус личности) относятся к самым глубоким, неосознанным пластам формирования психической жизни человека.

Чтобы понять сущность механизма формирования преступного поведения, необходимо прежде всего определить общую последовательность формирования физиологических процессов в центральной нервной системе, с развитием которой связано возникновение психических функций при условии, что ребенок физически здоров и имеет полноценные социальные контакты.

Наиболее интенсивные процессы формирования личности начинаются с момента рождения в семье. Примерно с 4 — 6-летнего возраста человек помнит себя, начинается осмысление им происходящего вокруг. Накопление знаний происходит по крупицам как эмпирическими, так и теоретическими методами благодаря осознанному восприятию окружающей действительности, а также обучающим и воспитывающим установкам, формируется мировоззрение человека с закреплением взглядов на явления и процессы общественной жизни в виде доминант (стереотипов) в подкорке головного мозга. Из сферы сознательного восприятия и осмысления огромного множества фактов головным мозгом они могут переходить в сферу подсознательного. «Переход» из сферы сознательного в сферу подсознательного возможен благодаря диалектическому закону перехода количественных изменений в качественные и формированию на этой основе доминантного состояния и динамического стереотипа.

В условиях, когда к человеку поступает масса разнообразных раздражителей и сигналов, каковыми могут быть отдельные явления социальной действительности, «возникает задача отбора из них только имеющих для данной деятельности определяющее значение. Если бы каждая система в один и тот же момент реагировала на любой адекватный для нее раздражитель, не было бы регуляции деятельностью. Избегать хаоса в регуляции позволяет возникновение доминанты, т. е. временно господствующего очага возбуждения».

Впервые состояние доминанты описал А. А. Ухтомский. Он установил, что если в одном из центров создается стойкий очаг возбуждения, то раздражение, адресованное в другой центр, вызывает реакцию, соответствующую не этому раздражителю, а стойкому очагу возбуждения. Это состояние он охарактеризовал как временно господствующий рефлекс, которым трансформируется и направляется работа прочих рефлекторных дуг и рефлекторного аппарата в целом.

Роль доминанты в сознательном (длительном по времени) управлении деятельностью человека с помощью установок, в частности при произвольной организации внимания в процессе отбора нужных сигналов, каковыми могут являться в процессе развития человека социальные факторы, также велика. «Значимость того или иного сигнала при словесной инструкции реализуется через физиологический механизм доминанты». Но доминанта организует не только отбор сигналов и поиск необходимой для деятельности информации, но и ответную реакцию. Человек, представляющий собой функциональную систему (по академику П. К. Анохину), имеет только один выход из создавшегося положения. Это осуществляется доминантой, имеющей наибольшую возбудимость. Суммарной доминантой (разновидностью) может быть и антиобщественная установка личности, состоящая из нескольких более «мелких» доминант по поводу игнорирования моральных и уголовно-правовых запретов на момент противоправного деяния. Именно в силу этого свойства доминанта, формирующаяся в высших психических уровнях регуляции, может направлять и определять поведение человека на многие годы, а подчас и на всю жизнь.

Социальная, физиологическая и нравственная роль в психическом развитии ребенка изучена еще не достаточно. Механизм взаимосвязей и взаимообусловленности процессов зачатия — рождения — вскармливания — общения — становления психики — особенностей психофизиологического развития ребенка в криминологическом плане практически не исследован.

Поэтому разработка биопсихологической теории, раскрывающей этот сложнейший механизм и рассмотрение его в качестве основы социальной регуляции поведения людей, является одним из главных условий решения важнейшей общегосударственной задачи — формирования интеллектуального, гармонически развитого человека и оздоровление нашего общества.

В последнее время много говорят и пишут о жестокости детей, о росте преступности несовершеннолетних, о дефиците доброты, милосердия в нашем обществе. По мнению ученых, этот дефицит доброты в большей степени зависит от психофизиологических и социальных факторов, таких, например, как длительности естественного (грудного) вскармливания и общения в этот период матери и ребенка, да и здоровья детей в целом. Обследование несовершеннолетних в волгоградских колониях показало, что у 80% правонарушителей нарушен гормональный обмен веществ в организме, а это влечет за собой неадекватность реакции на внешние раздражители (например, воспитателей колонии).

Как показывают исследования, в годы построения социализма сильно уменьшилось (по отдельным исследованиям до 15 — 20%) число детей, которых матери вскармливали естественным путем, переводя их на искусственное питание и групповое (ясельное) воспитание. Как правило, из-за экономических, физиологических или нравственных проблем. Но есть основание считать, что искусственное вскармливание и групповое воспитание — это трагедия для ребенка, психологическая катастрофа. И вот тому аргументы — авторитетное мнение специалистов.

При рождении ребенка в силу различных обстоятельств у родителей (да и их близких и знакомых) создается иллюзия полной заменяемости материнского молока молоком животных, смесями и т. п. Однако, как доказывают ученые-медики, это глубокое заблуждение. Ведь почти все молочные смеси готовятся из коровьего молока, являющегося чужеродным по белку и другим ферментам для ребенка, с чем, кстати, связано увеличение аллергических и других (психических) заболеваний детей. «Неправильный» белок, как пишет академик А. А. Баев, является причиной нарушения работы биохимических систем организма, гормонального обмена веществ, строения клеток. Знание первопричин этих нарушений поможет найти эффективные способы профилактики многих заболеваний. Но и это не самое главное. Питание ребенка должно способствовать прежде всего созреванию нервной системы, становлению психики и иммунитета, что и обеспечивается от природы материнским молоком. Дети, которых вскармливают коровьим молоком или приготовленными из него смесями, как правило, имеют повышенную массу, но отстают в нервно-психическом развитии. Об этом свидетельствует процесс акселерации, интенсивно развивавшийся у нас в стране в 70 — 80-е годы прошлого столетия. Есть и еще один очень важный аспект естественного (грудного) вскармливания и воспитания, который не имеет адекватной замены. Это эмоциональный фактор, который развивается при близком общении матери с ребенком. Материнская нежность, доброта и ласка — лучшие человеческие чувства, которые передает мать ребенку во время естественного вскармливания и общения. Эмоциональное развитие, как пишут ученые, тесно связано с интеллектуальным. Тонкая (чувственная) эмоциональность развивается неразрывно с тонким умом. Решающим условием воспитания эмоциональности ребенка является богатая эмоциональность матери. Сколько бы ни твердили ребенку о любви, она ему будет неведома, если он не испытал ее во взаимной любви с матерью. Сколько бы ни говорили ему о нежности, ласке, печали, доброжелательности, сочувствии и сострадании — если это не присуще матери, то ребенок будет жестоким и безжалостным. Чем богаче внутренний мир матери, тем богаче внутренний мир ребенка. Если мать не способствовала развитию у ребенка эмоционального фактора, то ум у него останется холодным, односторонним, более того — ущербным.

Проблемы, связанные со вскармливанием ребенка, еще не до конца изучены и исследованы, так как существует и противоположная точка зрения, согласно которой влияние кормления ребенка на его дальнейшее социальное и эмоциональное развитие не обнаружено.

В настоящее время ученые опровергают эту точку зрения. В подтверждение этого необходимо сказать, что Всемирная организация здравоохранения провела специальное исследование, целью которого явилось выяснение, какие дети развиваются лучше: «искусственники» или находящиеся на естественном (грудном) вскармливании. Исследование показало, что все преимущества оказались на стороне естественного вскармливания. Ученые продолжали наблюдать за экспериментальными группами детей в последующие 5 — 6 лет. Дети уже давно забыли о грудном молоке, смесях, а разница между теми и другими сохранилась, и даже обнаружилась различная направленность в их поведении. Оказалось, что «естественники» по многим социальным показателям превосходили «искусственников». Они были добрее, общительнее, трудолюбивее и т. д., т. е. физиологически и психически более развиты и адаптированы к существующим социальным условиям жизни. В связи с этим международная организация «ЮНИСЕФ» разработала целевую программу и методику поощрения грудного вскармливания детей. Если принять эти данные за основу, хотя они требуют более глубоких исследований, то можно выдвинуть следующую рабочую гипотезу: нарушение естественного процесса вскармливания и воспитания ребенка приводит к торможению и нарушению процессов его психофизиологического и социального развития, что обусловливает при дальнейшем воздействии негативных обстоятельств формирование социальных отклонений, в том числе и в сторону антиобщественного и преступного поведения. Эту гипотезу важно доказать либо опровергнуть.

Начнем с того, что дети с рождения существа биосоциальные. Поэтому эмоциональные и социальные отношения детей являются главными аспектами развития в раннем возрасте. Психологи особое значение придают отношениям детей с теми, кто заботится о них, рассматривая эти отношения как основу эмоционального и когнитивного развития. Концепция Фрейда, основанная на предположении, что младенцам от рождения присущи только биологические инстинкты, требующие удовлетворения естественной потребности, оказалась несостоятельной. Ибо такие потребности ребенка, как питание, тепло, облегчение боли, рассматривались им как стремление только к сенсорному удовольствию.

Последующие исследования, связанные с теорией Фрейда, подтвердили ее положение об особой важности взаимодействия матери и ребенка. Однако ученые подчеркивали уже не только биологические функции, связанные с кормлением ребенка, а психологические последствия кормления и ухода за ребенком, проводимого систематически, старательно и нежно.

Основным результатом взаимоотношений матери и ребенка считается проявление у младенца эмоциональной привязанности. Стиль и опыт младенческой привязанности служат как бы внутренним ориентиром при возникновении эмоциональных привязанностей взрослого человека — его индивидуальных и общественных отношений, формирует социально-психологическую модель поведения личности в последующие годы.

Исследования показывают, что дети, воспитывающиеся в различной обстановке, имеют различную эмоциональную и психологическую привязанность. У детей, воспитываемых в нормальной семье, частота улыбок и целенаправленного реагирования на внешнюю среду достигает максимального значения несколько раньше, чем у детей, воспитываемых в детских домах или яслях. Заболеваемость ясельных детей в несколько раз выше, чем домашних. Дети, воспитываемые вне семьи, психически более заторможены, капризны и агрессивны. Это говорит о том, что воспитание вне семьи, особенно до 3 — 6 лет, является ущербным для психофизиологического и социального развития ребенка. Хотя зарубежные исследования показывают, что групповое (ясельное) воспитание в здоровой спокойной обстановке создает такие же условия для нормального развития, как и домашнее воспитание.

В наших условиях жизни и воспитания с этим выводом, конечно, трудно согласиться. Ведь стрессовые состояния у детей при нашей жизни наблюдаются в силу того, что работающие родители вынуждены рано утром будить ребенка и вести его в ясли или детский сад. Все это происходит в основном в форме эмоционального расстройства или психического насилия над детьми. Конечно, такое стрессово-психическое состояние (воспитание) детей не проходит бесследно. Это накладывает свой негативный отпечаток на взаимоотношения ребенка и родителей, особенно ребенка, развивая в нем отчужденность, капризность, раздражительность, агрессивность, возбудимость, страх, заторможенность реакций и другую негативную предрасположенность. Поэтому не учитывать естественной потребности в прямом, более длительном общении ребенка с матерью — значит сознательно нарушать естественные законы природы, так как нормальное развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия его собственных качеств с качествами тех, кто его вскармливает и окружает. Приобщение детей к нормам и ценностям общества осуществляется с помощью родителей, которые служат для детей моделями (эталоном) поведения, выражая одобрения и нежность, налагая запреты и давая разрешения, наказывая неприемлемое поведение. А. С. Макаренко справедливо отмечал, обращаясь к родителям: «Раньше, чем вы начинаете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение».

Исследования психологов и психофизиологов показывают, что нежелательность беременности крайне отрицательно сказывается на формирующейся психике будущего ребенка. Отрицательное эмоциональное состояние матери формирует особую гормональную, биохимическую среду, которая препятствует нормальному развитию эмбриона. Следствием этого нередко оказываются такие криминогенные качества человека, как хроническая нервозность, подозрительность, эмоциональная напряженность, неосознанное ожидание агрессии со стороны окружающих. Указанные свойства личности подчас обусловливают немотивированную агрессию — совершение насильственных преступлений.

В раннем детском возрасте ребенку требуется постоянный контакт с матерью: визуальный, слуховой, эмоциональный. Ребенку необходимо слышать разговор близких, добрые слова, видеть их улыбки, ему требуется, чтобы его брали на руки. Последний аспект очень важен для нормального развития психики и эмоциональных чувств. Когда мать не имеет возможности общаться с ребенком, это негативно влияет на развитие его эмоциональной сферы — отрицательные эмоции могут приобрести устойчивый, доминирующий характер. Известны случаи, когда причиной устойчивых нарушений детской психики оказывалось то, что родители надолго оставляли детей одних в доме, запирали их в темных комнатах, сажали под бочки и т. п.

Сложнейший аспект семейной педагогики — сохранить равновесие между жесткими и мягкими мерами, положительными и отрицательными стимулами. Избалованный (изнеженный) ребенок, каждое желание которого родители и родственники спешили выполнять, часто становится человеком с завышенной самооценкой, безнравственным и предрасположенным к антиобщественному поведению. Неоправданная нежность, грубость и жесткость родителей могут сформировать внешне послушного и исполнительного человека, который на уровне подсознания имеет колоссальный заряд зла, обиды и агрессивности. Все это при случае сказывается на более слабых и незащищенных людях.

Серьезный аспект криминогенности семьи — утрата связи между детьми и родителями. Родители перестают пользоваться у детей авторитетом, между ними утрачивается доверительность. Ребенок становится практически неуправляемым (трудным). Главная причина утраты связи между детьми и родителями — дефицит общения. Причем время — не единственная характеристика объема общения. Главное, чтобы дети и родители «были настроены на одну волну», чтобы у них были общие интересы, доверие и взаимоуважение. В процессе воспитания и тем и другим постоянно приходится искать пути друг к другу. Иногда этот процесс идет легко, но бывают и кризисные периоды. Идеально, если их удается спрогнозировать и подготовиться к ним. В любом случае преодоление таких кризисов — сложнейшая педагогическая задача.

Первичная социализация — усвоение моральных норм и правил поведения ребенком — начинается еще в дошкольном возрасте. Ученые установили тенденцию: человек тем больше усваивает образцы девиантного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст. Уже в старшей возрастной группе несовершеннолетних правонарушителей преобладают лица со вполне сложившимися привычками и стереотипами антиобщественного и преступного поведения.

——————————————————————