Проект в сфере культуры: «О чем болит душа…»

(Васильева Н.)

(«Культура: управление, экономика, право», 2008, N 2)

ПРОЕКТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ: «О ЧЕМ БОЛИТ ДУША…»

Н. ВАСИЛЬЕВА

Васильева Н., эксперт по вопросам культуры ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Карелия», писатель, автор повести и пьесы «Етишкина жизнь!..».

Пурга испуганно бьется в лобовое стекло микроавтобуса. Поскрипывают компактно уложенные декорации. Участники проекта «О чем болит душа…» устало дремлют под протяжный вой мотора. Как и в старые добрые времена, наша выездная бригада не предъявляет высоких требований к бытовым условиям, в которых проходят командировки. Иногда расстояние в 1100 километров покрываем за одни сутки, без ночлега, для того, чтобы показать спектакль в одном из отдаленных уголков республики. После семи часов езды по зимней дороге спешно устанавливаем декорации, готовим реквизит, показываем спектакль, проводим творческую встречу, записываем на диктофон отзывы зрителей, их раздумья на темы наболевшие, созвучные тем, которые поднимаются в спектакле. Ведь тема острая — о судьбах жителей вымирающих российских деревень, деревень, которые ежегодно исчезают с карты большой страны тысячами. Так что поговорить есть о чем.

Сам спектакль — это только надводная, видимая часть проекта. Не менее важным является живой, заинтересованный разговор со зрителями. И разговор этот перед началом спектакля начинает Валентина Петровна Лапичкова, руководитель проекта, исполнительный директор Библиотечной ассоциации Республики Карелия, заместитель директора Национальной библиотеки. Она в проекте — главное лицо. Все вопросы по транспорту, графику выездов, договоренности с сельскими домами культуры, клубами, библиотеками, составление смет и прочие бумажные формальности — это ее большая забота. И тут нам с руководителем повезло. Все возникающие проблемы решались очень четко, оперативно, без лишних слов и эмоций, спокойно, доброжелательно, деликатно. Это помогло сохранить в творческом коллективе добрые взаимоотношения на протяжении всего очень напряженного периода работы. Далеко не каждый руководитель наделен таким даром! Что ни говори, а человеческий фактор играет в любом деле важную роль.

Зрители слушают ее внимательно. Еще бы! В наше-то время — и бесплатный спектакль! Кому и как в голову пришло?! И что же это за проект с таким необычным названием «О чем болит душа…»?

А душа действительно болит у всех, кто работает по проекту: у руководителя проекта, автора пьесы, режиссера, актеров, у всех тех, кто непосредственно участвует в нем, кто поддерживает финансово и морально, кто проникается идеей и горячо откликается на поставленные пьесой вопросы. А идея эта уже в воздухе витала. Нужно было только (!) найти и объединить заинтересованных, деятельных людей, чьи взгляды устремлены в одном направлении, подготовить документальную основу, продумать все детали, составить смету проекта, что и сделала Библиотечная ассоциация Республики Карелия. А в Министерстве культуры и по связям с общественностью РК оценили идею, поверили в проект, профинансировали сначала три экспериментальных показа: в Петрозаводске, Пряже и Олонце. Результаты превзошли все ожидания. После успешной премьеры в малом зале Национального театра при поддержке главы Республики Карелия были выделены средства на бесплатный показ спектакля «Етишкина жизнь!..» и творческие встречи автора со зрителями по всей республике, где есть к этому интерес и откуда поступают приглашения. Не могу сказать за всю Россию, но для Карелии эта акция — случай беспрецедентный.

Важен и сам факт поддержки местной драматургии. В Карелии, как, впрочем, и в каждом регионе, среди писателей много талантливых драматургов, которым сегодня нужна такая помощь. Ни для кого не секрет, что в периферийных театрах сегодня не увидишь постановок местных авторов. Это либо зарубежная драматургия (причем не всегда самая лучшая), классика (иногда в кошмарном модернизированном исполнении), а если это современная пьеса, то непременно «раскрученного» столичного автора. Что касается сельской тематики, она вообще очень далеко оттеснена на театральные задворки. На пестром книжном рынке деревенская тема тоже не частый гость. Хотя, честно говоря, не стоило бы относить пьесу «Етишкина жизнь!…» к чисто деревенской тематике. В ней поднимаются вопросы общечеловеческих ценностей: семейных взаимоотношений, взаимоотношений жителей одного поселения, вопросы веры, затрагиваются аспекты философские, духовные, социальные… Более того, повесть и пьеса написаны на реальном материале одной из псковских деревень. Проект этот четко показал: не важно, где живут герои, в каком уголке России, не важно, чем они занимаются, разводят ли овец, ловят рыбу, выращивают овощи, — проблемы у всех одни и те же. Конечно, социальные, экономические и политические факторы играют в нашей жизни большую роль (этого никто не отрицает, с этим никто не спорит!), но многое в отдельной судьбе каждого из нас зависит и от силы нашего духа, состояния души, богатства внутреннего мира и уровня духовности нашего общества в целом.

Нельзя не признать, что вся тяжесть творческого груза в реализации этого проекта легла на плечи режиссера Леонида Владимирова, который исполняет и главную роль — Петьки Портного. Л. М. Владимиров, заслуженный артист Литвы, заслуженный деятель искусств Карелии и России, по откликам зрителей, настолько вжился в образ Петьки Портного, что, казалось, вышел на сцену из зрительного зала и с первого слова влюбил в себя всех: от мала до велика. Он был своим, родным, ему верили, за него переживали. Однажды даже от зрителей прозвучал такой вопрос: почему образ главного героя повести Петьки Портнова несколько отличается от сценического образа? Что на это можно ответить? Каждый режиссер, каждый актер добавляет в произведение свои «полутона». Да что говорить о пьесе (это уже другое произведение!), когда даже саму повесть одни читатели воспринимают как комедию, другие — как трагедию. Мера восприятия у каждого своя.

Теперь об энтузиазме актеров. Почти два месяца они работали над спектаклем самозабвенно и совершенно бескорыстно, без уверенности, что проект будет профинансирован. Актеры (Леонид Владимиров, Николай Королев, Ирина Васильева, Раиса Хабарова, Ольга Лукашова) настолько прониклись материалом, что после просмотра спектакля в зрительном зале равнодушных не оставалось.

Конечно, во время творческих встреч, которые проводились после спектакля, начинать разговор со зрителями было непросто. Во-первых, отвыкли люди от живого общения. Давно уж никто не спрашивал их мнения. А тем, кому по должности положено, нелегко было отойти от привычки говорить казенными, заранее заготовленными фразами. После спектакля, на фоне всеобщего откровения, таковые были неуместны. На смену горячим откликам шли серьезные раздумья по поводу семейной драмы главного героя пьесы. Начавшись с обсуждения жизненной ситуации героев пьесы, разговор незаметно перетекал в русло обсуждения местных проблем. Люди сетовали, что им давно опостылело все то, чем пичкает сегодняшнее телевидение. Все эти шоу, игры, мыльные сериалы… Говорили, что фильмы, которые идут по телевидению, тоже не всегда отражают реальную ситуацию российской деревни. Очень часто это пародия на сельских жителей и их проблемы. Почти в каждой аудитории с теплом вспоминалась радиопередача «Театр у микрофона». Люди, спокойно занимаясь домашними делами, могли слушать радиопостановку и обсуждать ее в семье. В сегодняшней ситуации, когда так снизился интерес к чтению и книгам, возрождение этой программы было бы делом очень нужным. С большой тревогой отмечали тот факт, что сегодняшние дети разучились воспринимать художественное слово без звуковых, световых и прочих театральных эффектов. Они настолько привыкли к частым и громким рекламным паузам, что уже не могут держать свое внимание даже на протяжении одного часа, каким бы интересным ни был фильм. Сетовали сельские жители и на свою разобщенность. Даже близкие соседи годами могут не заходить друг к другу без особой нужды. А ведь раньше в каждой деревне бытовало общественное мнение, которого так не хватает сегодня. «Вот и варимся все, как Петька Портной, в собственном соку! До чего досмотрим эти мыльные оперы — думать разучимся!» — с болью и горечью выкрикнула из зала довольно нестарая женщина после просмотра спектакля. Как она права! О каком развитии местного самоуправления может идти речь в такой обстановке? Какие инициативы могут выдвигать люди с такой гражданской позицией, какую мы имеем сегодня?! А ведь многое в нашей жизни зависит от нас самих. «Все чего-то ждут! — с горечью высказал после спектакля глава Шуйского муниципального поселения Ю. Н. Трошин. — А чего ждут и от кого — непонятно. Только надо ли ждать? Может, лучше сообща все делать!».

Его тут же поддержал односельчанин, молодой водитель Роман Остальцов: «Мы все сидим по домам и ничего не делаем для того, чтобы наша жизнь стала лучше, а только все плачемся и плачемся. Кто-то гонится за достатком, кто-то спивается. И никакой сельской общины у нас в действительности нет. Чтобы возродить деревню, нужно в первую очередь возродить нашу культуру. Мы ведь не собираемся нигде! И этот спектакль сегодня — луч света в нашем темном царстве. Мы посмотрели на себя со стороны. Может, что-то наконец просветлится в головах! Может, наконец задумаемся!..»

Та же больная тема звучала и в выступлении С. В. Логиновой, главы Суоярвского муниципального района, главы Вешкельского сельского поселения:

«…Мы все закрылись в своих домах, — взволнованно говорила она. — Но закрыли мы не только дома, но и свои души. Да, мы стали лучше жить. У нас появились компьютеры, видеомагнитофоны, стиральные машины, легковые автомобили, но мы потеряли самое главное — живое общение. А ведь оно и есть самое ценное в нашей жизни. И может быть, поэтому наши дети стали отходить от нас. Они одни на дискотеках. А раньше на танцы приходили и взрослые. И дети не хулиганили. И взрослые показывали пример поведения. Дети сейчас смотрят что попало. И в семье не обсуждаются ни книги, ни спектакли, ни концерты».

Как сбросить с себя инертность и пессимизм? Как объединиться и возродить канувшие в прошлое добрые традиции? Чувствовалось, что давно тихо тлело в глубине души каждого то, что стало главной целью проекта. И нужен был только поток свежего воздуха, чтобы разгорелось это пламя. Как без этого возродиться местному самоуправлению, на которое мы так полагаемся сегодня, оглядываясь на опыт соседних стран? А ведь все это было и у нас в России. Так и вспомнишь старую поговорку: дурное дело — не хитрое, ломать — не строить. И все же чувствовалось, что созрели в народе решимость и понимание того, что многое в нашей жизни, в нашей судьбе зависит и от нас самих. Каждому дарована жизнь под его личную ответственность. И если не хотим думать о себе, так неужели не дрогнет душа за будущее своих детей и внуков?! Неужели позволим топить наше будущее поколение в мыльной пене надуманных сериалов, не имеющих ничего общего с реальной жизнью? Неужели позволим зомбировать себя и своих детей чуждыми нам «ужастиками», парализующими волю, энергию, дух?! Настало время подать свой голос и громко заявить о том, какие фильмы смотреть, какие книги читать, какие песни слушать нашим детям. Народная мудрость гласит: свято место пусто не бывает. Не будем развивать вкусы нашей молодежи, не заложим зерна духовности — пожнем урожай бурьяна и всякой сорной травы. И тут уместно рассказать о реакции на спектакль молодежи. В том, что старшему поколению спектакль понравится, участники проекта почти не сомневались. Это их жизнь, их проблемы. Но услышать столь взволнованные отклики от школьников, признаться, не ожидали.

В поселке Муезерском (Муезерский район) попросила передать ей микрофон девушка. «Петрова Юля, 11-й класс, 17 лет, — робко представилась она. — В этой пьесе хоть и мало действующих лиц, но незримо присутствует образ Бога. Не знаю, заметили ли это остальные…» Такое откровение дорогого стоит!

А вот еще молодые голоса:

Виталина Винокурова, 11-й класс, Куркиекская школа Лахденпохского района:

«Мы сами в деревне живем. И тут на сцене все такое родное. Все, что происходило на сцене, мы наблюдаем в нашей жизни очень часто. Эта тема должна жить в театре, литературе, искусстве. Многие люди живут в городе, но это не значит, что в мире преобладает городское население. Деревня все равно останется тем маленьким миром, который цепляет за душу!».

Мария Трудникова. 11-й класс, та же Куркиекская школа Лахденпохского района, откуда в районный центр старшеклассников на спектакль привезли на автобусе:

«Мне кажется, что пьеса поднимает очень наболевшие проблемы и очень характерные для деревни. Это как через линзу отражено, чтобы было понятно каждому. Причина разногласий в семье — это недоверие друг к другу, непонимание между членами семьи. Каждый слышит только себя, жалеет только себя и не понимает, что другому может быть намного хуже. В пьесе дети уходят из дома из-за деспотизма отца. Такие произведения очень нужны. Нельзя закрывать глаза на жизнь. Пусть это тяжело, не всегда приятно, но должен быть анализ, чтобы самим не повторять таких ошибок, учиться на чужих ошибках».

Отклики школьников радовали еще и потому, что сегодняшние старшеклассники — завтрашние законодатели. И если они услышали, значит, дело наше не совсем безнадежное. Здоровые зерна дадут добрый урожай.

Во время одного из спектаклей (а было это в субботу) вдруг донесся чей-то шепот из зала: «Какая тяжелая вещь! В банно-винный день хотелось бы чего-нибудь повеселее, полегче». Но никто не поддержал реплики. Посмотрели на говорящего с осуждением и предпочли обойти молчанием. Однако реплика эта крепко засела в голове. И после очередного спектакля, где собралось очень много народу (около пятисот человек) и обсуждение проходило взволнованно, оживленно, аудитории был предложен вопрос: «А надо ли ставить такие вещи, если они вызывают столько переживаний? Может быть, действительно, лучше поднимать настроение чем-то легким, веселым?» А в ответ: «Да уж хватит, насмеялись! Дальше катиться некуда! А слезы наши очищающие. Ими душа лечится. Спасибо, что вспомнили про нас, про нашу жизнь! Плачем оттого, что наконец хоть кто-то услышал и наши проблемы!».

Проблемы были услышаны и ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Карелия», ее исполнительным директором А. Д. Юрьевым. Идею проекта «О чем болит душа…» он поддержал сразу, горячо и по мере своих сил и возможностей оказывал организационную помощь в ее реализации.

Многие представители местной власти по достоинству оценили важность проекта и первыми задавали тон искреннему и открытому разговору. Там же, где этого не происходило, а такое тоже бывало, на помощь спешили работники культуры, библиотекари, учителя, воспитатели и другие неравнодушные к проблемам своей семьи, своего села, своей страны люди. А таких в глубинке немало!

Т. П. Гуревич, библиотекарь, поселок Хелюля (Сортавальский район):

«Во-первых, мы рады приветствовать такую вот программу. На культуру села последнее время обращают очень мало внимания. Но сегодня уже чувствуются некоторые изменения в лучшую сторону. Когда мы получили такую информацию, что к нам едет театр, сначала не могли в это поверить. Мы ведь этим не избалованы».

К. В. Романова, пенсионерка, учительница начальных классов, Хелюля:

«Посмотрев сегодня спектакль, вспомнила старые добрые времена, когда я была маленькой девочкой и в нашу деревню приезжали артисты и ставили спектакли, показывали фокусы. Как мы ждали такие моменты, как радовались! Главная проблема вымирающих деревень — люди не умеют найти себе дела! После коллективизации сильные хозяева были уничтожены. И это аукается нам по сей день. Научить нашу молодежь работать на земле сегодня будет очень сложно. Родители и дети живут сегодня отдельной жизнью. Да и наши «питейные» традиции очень тревожат».

Т. П. Иваницкая, заведующая отделом краеведческой литературы центральной библиотеки, город Костомукша:

«У нас при библиотеке есть клуб «Родник», куда входят представители общественных организаций пенсионеров, приравненных к участникам Великой Отечественной войны. Мы возродили такую традицию «Громкие чтения». И с большим удовольствием бабушки слушали чтение повести «Етишкина жизнь!..». Нужно было видеть их глаза, когда я им читала эту повесть. Каждую неделю они приходили по вторникам во Дворец культуры и очень трепетно слушали чтение вслух этой книги. При обсуждении повести они высказали такое мнение: в повести скопирована их жизнь, их судьба — настолько она актуальна. Семейная трагедия произошла потому, что каждый герой жил в разладе с самим собой. Члены семьи не слышали друг друга. Каждый считал себя правым. И был по-своему прав, но гармонии в семье не было. И разлад был не только в семье, но и в целой деревне. И тем не менее что-то светлое в этой вещи присутствует. Мы полностью разделяем главную мысль автора, которая сквозит через всю повесть, что многое в нашей жизни зависит от нас. В первую очередь нам нужно освободиться от всякой скверны в душе. Нужно убрать хлам и мусор в своем дворе, за своей калиткой. И навести порядок в своей деревне. Таких деревень, какая показана в пьесе, где все развалилось, все разрушилось, где царит беспробудное пьянство, очень много по Карелии. Почему-то люди сидят и ждут, что кто-то к ним придет и все за них сделает. Не нужно искать, кто виноват, по чьей воле это случилось. Это бесполезно. Нужно действовать и начинать с малого! Повесть очень взволновала. Отрадно то, что эта книга у нас не возвращается в отдел. Она передается из рук в руки. Читатели записываются в очередь. Она востребована. Книга вышла вовремя. Заставляет людей задуматься о многом».

Т. А. Гуда, учитель русского языка и литературы, на пенсии; внештатный корреспондент газеты «Вестник», город Сортавала:

«Дело не в том, как скоро решится эта деревенская проблема, а в том, что к ней привлекается внимание. И в пьесе очень хороший конец. Не рвется связь поколений и времен. И это прекрасно! И еще мне понравилось, что главный герой — человек зажиточный и много работает. И характер очень яркий: противоречивый, напористый, страстный!».

Т. И. Харитонова, заведующая Куркиекской сельской библиотекой:

«Прочла об этом проекте в газете. Сама идея такого проекта очень понравилась и заинтересовала. Посмотрела пьесу, и у меня такое впечатление, что это все происходило в моей деревне, на моей улице. Хотелось прямо из зала выкрикнуть: «У нас все то же самое!».

Т. Н. Зайкова, учитель литературы Лоухской средней школы:

«Сейчас действительно очень много деревень в России, которые вымирают. И материал этот очень достоверный. Очень хорошо играли актеры. Ну, если говорить о семье, которую мы видели, она распалась потому, что главное в семье было уделено достатку, чтобы его было как можно больше. Много уделялось внимания материальному и очень мало духовному общению. Это и сыграло свою губительную роль в жизни семьи. Мать не любила невестку, та ненавидела свекровь. И дети, видя это, не могли оставаться в семье. Но все-таки дети, которые выросли в деревне, на земле, они все равно возвращаются, потому что видели, как много трудились в жизни их родители, сколько они отдавали сил земле. Да и, наверное, приучены были родителями к труду. Очень хороший конец у пьесы. Дочь возвращается домой, на ту землю, где она выросла. Главный герой в отчаянии своем обратился за помощью к Богу. Поднимается важная проблема родственных связей. Все поколения должны быть взаимосвязаны. Герой очень одинок. Друзей в деревне у него нет. Ему завидуют односельчане. Он своим трудом обеспечивает достаток в семье. Они с женой много работали, старались для детей, для внуков. А кому это было надо? Везде должны быть крепкие корни. А корни наши в духовности».

Л. Н. Щербина, учитель литературы Лоухской средней школы:

«Спектакль раскрывает очень глубокую проблему. С одной стороны, проблема уходящей деревни, а с другой — у главного героя происходит очищение души после инфаркта. И баня очищает как душу, так и тело. Все это дано в произведении не зря. В повести «Етишкина жизнь!..» много разных символов, которые имеют очень большое значение. Тот же мостик — связующее звено между двумя поколениями: отцов и детей. Огромное спасибо автору за то, что в произведении поднимаются нравственные проблемы сегодняшнего дня».

После завершения первой ступени проекта в адрес Министерства культуры и по связям с общественностью, в адрес Библиотечной ассоциации Республики Карелия и даже в адрес главы республики стали приходить благодарственные письма. Это послужило толчком для финансирования дальнейшей деятельности проекта. Но теперь уклон в разговоре был больше в сторону семейных проблем, так как год 2008-й объявлен Годом семьи. И этот разговор не зашел в тупик. Были новые откровения людей разного возраста, а значит, и разного жизненного опыта. А вопросы зрителям задавались немудреные. Почему распалась, казалось бы, такая прочная семья главного героя пьесы «Етишкина жизнь!..» Петра Портного? В чем причина семейного конфликта? Почему ушли от отца дети? Что является связующим звеном семейных взаимоотношений? И вообще, на чем держится семья? И вот фрагменты из некоторых выступлений:

Людмила Янушкина, инженер, поселок Муезерский (Муезерский район):

«Спектакль произвел такое сильное впечатление, что в конце мне уже было не сдержать слез. Все настолько знакомо! Настолько узнаваемые герои, настолько они все взяты из жизни! Смотришь на них и невольно влюбляешься в них. И каждому хочется помочь! И охватывает отчаяние от собственного бессилия. Никто из них не задумывается над смыслом жизни. И с этим лозунгом «Курица не птица, а баба не человек!» бороться очень сложно. И здесь мне хочется привести в пример своих собственных родителей, которых уже нет и которые прожили сорок два года душа в душу. Папа ушел из жизни на пять лет раньше мамы. И она с трудом прожила эти годы без него. Это было похоже на то, как если бы целое яблоко разрезали на две части. Одну половинку закопали в землю, а другая сохла без нее. Ушли родители из жизни, осиротел и родительский дом, родная деревня. Родители были для нас центром Вселенной».

Н. Н. Котова, воспитатель детского сада, поселок Муезерский:

«Я, как мать и жена, считаю, что в семье важно уважать выбор мужа, выбор своих детей, не навязывая своего мнения. Мы с мужем прожили уже более двадцати лет. И он все время повторяет, что любит меня. Я так волнуюсь и плачу потому, что в этом спектакле увидела родителей моего мужа. Семья была большая, но счастья не было. Деспотизм исходил от свекра. О семейной жизни я много узнала от бабушки. Она была у меня очень мудрая. Всегда учила меня: «Спать отдельно от мужа не ложись. Ссору и склоки не заводи. Сор из дому не выноси. И за чашкой чая вместе с мужем решайте все проблемы». Я считаю, что дочке мать должна быть старшей подругой, отец сыну — старшим другом. И тогда в семье будет лад, и тогда наши дети не уйдут от нас».

Мужчин на спектакль приходило меньше, чем женщин. И микрофон они брали в руки реже. И все же мужские голоса тоже звучали. И надо сказать, звучали достаточно уверенно и твердо.

А. Г. Судьин, педагог-психолог Вешкельского детского дома, Суоярвский район:

«По профессии я психолог. И скажу, пьеса эта — вещь глубоко психологическая. Главный герой не слышит окружающих. И это его большая внутренняя проблема, которую можно решить только в общении с другими людьми. Петр уходит в активную деятельность, все делает для семьи, но при этом не слышит даже самых близких ему людей».

Зайцев, юрист, Лоухи:

«Одни говорят, что в семье главное — достаток, другие считают, что главное в семье — уважение. А я бы сказал, что главное в семье — любовь. Это фундамент семейных отношений. А все остальное приложится. Главный герой, к сожалению, понял это лишь в конце жизни, когда потерял всех членов семьи».

А вот мнение о семье самой младшей из выступающих зрительниц (цитирую): «Кубельските Елизавета. 10 лет. Мы не будем никого оставлять в одиночестве. Мы будем хранить свою семью, держаться за нее! Не будем о семье говорить плохое. Будем всегда свою семью похвалять!».

Ну что на это скажешь? Устами младенца глаголет истина! И, как перекличка поколений, мнение зрительницы зрелого возраста из деревни Пяльма, что в Пудожском районе. К. П. Данилова, пенсионерка:

«Мне 83 года. Я здесь, пожалуй, самый старший житель. Я прожила в деревне почти всю свою жизнь. Смотря спектакль, я как будто бы пережила всю свою жизнь с самого начала. Я плакала весь спектакль. Мне он очень понравился. От души всех благодарю. Хочется, чтобы вы приезжали к нам почаще. У нас в Пяльме в Ильин день большой праздник. Приезжайте. А в семье главное, чтобы дети уважали своих родителей. Семья держится на стариках. Старики и объединяют семью».

Звучали раздумья и глубокого философского плана:

«Мир каждого человека очень индивидуален. Когда мы насаждаем что-то свое, случается такое неприятие чужой воли! В любой семье такт — это самое главное. Надо принимать человека таким, какой он есть, не навязывая своих взглядов. Необходимо жить в согласии с Богом. У каждого человека своя судьба, своя программа. Подстроить под себя весь мир невозможно. Надо принимать ту линию судьбы детей своих, которая дана свыше. Если ты родил ребенка, это не значит, что это твоя собственность. Это совершенно другой мир. Надо детей принимать и любить такими, какие они есть. Мы должны научить детей своих терпимости и любви, т. е. духовному аспекту, а не материальному» (Наталья Нефедова, монтер связи, город Костомукша).

«Чтобы изменить что-то в своей жизни, мы в первую очередь должны изменить себя, свою душу. Пока мы не изменим себя, не изменится наша жизнь. Почему умирает Валентина? Она не может простить. Мы забываем и нарушаем самые главные заповеди Божьи. Петр что-то начинает понимать к концу своей жизни, когда, оставшись один, становится на колени перед образом Богородицы, каясь во всех своих грехах. Мало мы любим друг друга. И пока мы не научимся любить друг друга, наша жизнь не станет лучше. Прямо взываю ко всем: делайте больше добра, придите на помощь тем, кому сегодня плохо!» (А. С. Пенькова, пенсионерка, Эссойла).

«На селе люди мыслят другими категориями, — считает Н. И. Талых, учитель русского языка и литературы поселка Хелюля Сортавальского района. — Если мы можем здесь говорить о силе любви, то в деревне отношения строятся на силе хозяйственности, на власти самого хозяина. То есть он хозяин, как он сказал, так и должно быть. И вот это подчинение себе всех домашних, эта безраздельная власть, семейная тирания — она и разобщила всех. Петр перегнул палку. А на деревне это и ценилось. Мужчина — царь своего дома. А когда он теряет свою власть, тогда и душа его меняется. Он становится ближе к пониманию того, что такое любовь, милосердие. Каждый из членов семьи старается нести свою правду, не слыша другого. А в семье должны присутствовать понимание и терпение».

Ну а теперь — зарисовка с натуры. Небольшой поселок. Не успели переступить порог сельского клуба, как почувствовали соблазнительный запах свежей ухи. И горячие калитки на столе, и рыба жареная, и конфеты к чаю. Работники Дома культуры не без гордости шепчут: «Сам глава поселения рыбу ловил! Не частые вы у нас гости! Доброе дело делаете!».

Но не везде все шло так гладко. Были и другие примеры, о которых бы тоже хотелось упомянуть. Не буду называть мест и фамилий, не в том суть. Районный Дом культуры. Штат работников — пятьдесят человек. Но мельком видели одного или двух. Одна из сотрудниц открыла двери для разгрузки декораций, другой подсунул в руки какую-то бумагу по технике безопасности — на подпись. Дескать, теперь вы проинструктированы о наших неполадках. Если вам что-то на голову упадет, мы ответственности не несем. Удивленно пожимаем плечами. Показали уже около сорока спектаклей, но с таким столкнулись впервые. «Хозяйка» этого заведения культуры глаз не показала. Долго не могли уехать из-за того, что не могли закрыть черный ход, через который вносили на сцену декорации. Минут сорок искали куда-то залетевший крюк. Оставить двери Дома культуры открытыми позволить себе не могли. Бог судья этой «хозяйке», перед глазами — полный зал зрителей, которые после спектакля аплодировали актерам стоя. А вот еще один из ряда вон выходящий пример. За постановку бесплатного для жителей районного городка спектакля директор грозилась назначить арендную плату за использование помещения и электроэнергии Дома культуры. Смешнее не придумаешь! Точно как в анекдоте от Никулина: «Работникам театра не выплачивают заработную плату: месяц, год, два, но они упрямо каждый день ходят на работу и творят свое доброе дело. Кто-то из администрации предлагает: «А может, с них за вход деньги брать?».

К счастью, таких случаев было всего два из сорока выездов. Значит, дела наши не так уж и плохи.

Конечно, давно назрела необходимость национальных проектов в сфере культуры. Но пока эта идея вызревает «наверху», что-то можем сделать и сами. Не сидеть же сложа руки и ждать у моря погоды. Любое финансирование можно на ветер пустить, если отнестись к этому без должной ответственности. Есть желание работать, менять жизнь к лучшему — найдутся и средства. И добрых примеров тому во время гастролей видели немало.

К примеру, старенькое здание местного клуба. Но во всем чувствуется забота его хозяев. Стены отделаны «вагонкой» и украшены деревянными полотнами с росписью местных умельцев. Пол на сцене пахнет свежей доской, сколочен ровненько. Любо-дорого смотреть. В комнатке, где предложили раздеться, тепло, пахнет, как в столярной мастерской. На полках выставлены работы мастеров прикладного искусства: резные изделия, вышивка, ткачество. Видно, что стараются люди, создают уют. Ждали, пекли блины к чаю. И варенье домашнее на столе. Потому и разговор вяжется. Не в роскоши дело, в радушии. Руку и душу настоящего хозяина чувствуешь издалека. Если театр начинается с вешалки, то учреждение культуры с афиши. Есть афиша — значит, работают люди. И зритель будет в зале. И какие бы ни были условия (часто это вина не работников учреждений культуры), всегда найдется чистая тряпица, о которую можно вытереть руки. И горячий чай на столе. И простенькое зеркало на стене. И приветливое слово. И свет радости встречи в глазах.

Как и во всякой живой работе, в реализации проекта «О чем болит душа…» были и свои непредвиденные обстоятельства. Пьеса рассчитана на взрослых, а также старшеклассников, которые изучают повесть «Етишкина жизнь!..» по п рограмме внеклассного чтения. А на спектакль же приходили родители с малыми детьми, подростки среднего школьного возраста. И с этим ничего нельзя было поделать. Детей просто не с кем было оставить. На спектакль шли всей семьей, вместе с бабушками и дедушками. Но были и другие аргументы: «Наш ребенок никогда не видел живых артистов, и мы хотим, чтобы он посмотрел настоящий спектакль вместе с нами». Ну что на это возразишь?

Были и курьезные случаи. В одном из населенных пунктов на сцену вышла огромная лохматая собака без ошейника, которую никакими приманками выдворить никому не удавалось. Главному герою пришлось включать ее в игру. За кулисами актеры скормили Шарику (как его тут же окрестили) все съестные запасы, чтобы он не мешал спектаклю в кульминационные моменты, но к концу спектакля пес все-таки снова объявился на сцене. Правда, на восторженные аплодисменты зрителей не «купился», и вместе с актерами на поклон выйти отказался. Однако среди исполнителей был все же торжественно отмечен.

Радует то, что наконец осуществилась идея возродить добрую традицию театральных встреч с жителями отдаленных поселений. Жизнь доказала, что подобные проекты способны объединить людей для решения проблем насущных, разбудить инициативу и раскрыть присущий россиянам запас духовных сил. Тот голод на культурные события, на живое, искреннее общение, который выявился во время творческих встреч, трогал до слез. И если мы хотим, чтобы гражданская инициатива на местах произрастала снизу, необходимо единение людей в совместном благом устремлении. И люди к этому готовы. А что может лучше объединить, как не идея общего блага? И доказательством тому — эти многочисленные отклики, записанные после спектаклей на магнитофонную пленку.

Г. И. Волченкова, педагог дополнительного образования, город Медвежьегорск:

«Сейчас, когда телевидение засорено всякими страшными вещами, наши дети не получают никакой культуры. Особенно в деревнях, селах, поселках, где сегодня дома культуры просто закрываются или используются далеко не по назначению. То огромное впечатление от того, что мы сегодня увидели, те переживания каждый из нас сохранит на очень долгое время. Как страшно становится от осознания, что мы никому не нужны!».

С. М. Новожилова, методист Прионежской ЦБС, поселок Шуя:

«Я смотрю этот спектакль второй раз. И каждый раз воспринимаю по-новому. То, что мы сегодня видели на сцене, близко каждому, независимо от возраста. Он одинаково интересен и молодым, и старым. В зале царило полное взаимопонимание между актерским составом и зрителями. Это говорит о том, что мы увидели и услышали то, чего нам сегодня так не хватает! Нас потчуют низкопробной литературой, нам показывают фильмы, которые не могут затронуть нашу душу. Или, ужаснее всего, насилуют рекламой каких-то вещей, которые нам недоступны. А тут, на сцене, мы увидели нашу жизнь такой, какая она есть!».

Л. С. Житникова, пенсионерка из того же поселка:

«Смотришь этот спектакль — душа плачет! До чего мы дожили?! Мы были молодыми, мы были успешными. Мы имели образование. Мы жили в деревне, и нам это нравилось. Что произошло? По чьей вине? Все сейчас скатывается в какую-то пропасть. И об этом все молчат! А ведь об этом уже давно кричать нужно! И вы заметили, как сидели дети? Как они внимательно слушали! А наши дети рано все понимают».

Т. И. Савина, филолог, город Пудож:

«Долго не могла к вам подойти, была очень взволнована тем, что увидела на сцене. Вновь пережила свое детство, все потери, которые есть в нашей жизни. Мы должны понимать, что необходимо ценить каждый миг нашей жизни. И жалеть тех, кто с нами рядом».

З. Л. Савельева, пенсионерка, директор школы, Эссойла:

«Тема вашего спектакля — это колокол, который проходит через мою душу. Пусть звенит этот колокол и в нашей маленькой Эссойле».

Е. Л. Кузнецова, пенсионерка, поселок Хелюля (Сортавальский район):

«Очень хорошо, что в этом проекте вы обращаетесь к душе человека. Почему развалилась семья? Потому что веры было недостаточно. Герой даже помолиться, как надо бы, не смог. Низкий уровень нашей духовности — вот причина наших бед. А духовность приобретается в вере».

Г. В. Краснянская, повар, город Лахденпохья:

«Сегодня мы очень жестокие. Не хватает любви друг к другу, терпимости к недостаткам друг друга. Надо побольше разговаривать друг с другом, общаться. Покоробила грубость главного героя к матери».

Н. Г. Гришина, проработала в школе пятьдесят лет, поселок Пяльма (Пудожский район):

«Мы не забалованы такими встречами с артистами, очень не забалованы! Мы довольны, что нам дали возможность сюда приехать и посмотреть эту постановку. Пьеса ставит глубокие проблемные вопросы. Нам они знакомы, потому что мы — жители поселка и окрестных деревень. Особенно Римское, так и напоминает деревню из этой постановки».

Т. А. Ульянова, заведующая отделом культуры и спорта администрации города Сортавала:

«Чудесный проект! Очень нужный! По душе! И слезы не могла сдержать, и мысли разные будоражили. И вместе с тем я бы не назвала пьесу пессимистической. Хорошо показано то, что все в наших руках. И многое в нашей судьбе зависит от нас самих. Как жалела, что мужа с собой на спектакль не вытащила, что не посмотрели этот спектакль мои дети. Актеры вложили свою душу в этот спектакль».

В. Н. Мещерякова, заведующая детским садом, поселок Сосновец (Беломорский район):

«Такие встречи надо возрождать! Живое слово — оно лучше воздействует на человека, чем телевизор. Особенно это востребовано в небольших поселках, как наш. Деревенскую тематику нужно поднимать!».

Т. И. Катричко, учитель математики, поселок Ледмозерский Муезерского района:

«У нас, у жителей поселков и деревень, у всех такое ощущение, что мы всеми позабыты-позаброшены. Когда узнали, что к нам приезжают актеры со спектаклем, появилась в душе хоть какая-то надежда. Знаете, мы ведь готовы и деньги заплатить, чтобы посмотреть хорошую вещь. Если бы приезжали к нам деятели культуры, то люди бы оставались в деревнях. Трудно, очень трудно мы живем. И такая вот моральная поддержка нам просто необходима!».

Очень бы хотелось, чтобы голоса этих простых людей были наконец услышаны! Услышаны всеми, кто разрабатывает и утверждает новые законы, кто выстраивает политику страны, нашими депутатами на всех уровнях власти, услышаны всеми, у кого еще жива душа и кому не безразлично будущее своих земляков, своих соотечественников.

Исчезают за окнами микроавтобуса ветхие дома карельских деревень, заметает февральская вьюга свежий след автомобильных колес, но не гаснет в душе свет искреннего общения, а значит, и надежда на какие-то очень добрые перемены.

——————————————————————