Памяти Д. А. Дриля и С. В. Познышева
(Еникеев М. И.)
(«Юридическая психология», 2008, N 1)
ПАМЯТИ Д. А. ДРИЛЯ И С. В. ПОЗНЫШЕВА
М. И. ЕНИКЕЕВ
Еникеев М. И., доктор психологических наук, профессор кафедры криминологии, психологии и уголовно-исполнительного права МГЮА.
На рубеже XIX и XX столетий в отечественном правоведении сформировалось мощное социологическое и психологическое направление. Выдающимися исследователями психологических аспектов права выступили Д. А. Дриль и С. В. Познышев. Заслуга этих ученых-правоведов состоит в том, что им удалось осуществить психолого-криминологический научный синтез. Их фундаментальные труды с полным основанием можно рассматривать как стартовую основу развития отечественной юридической психологии.
Дмитрий Андреевич Дриль (1846 — 1910) — выдающийся ученый-юрист, государственный и общественный деятель, окончив юридический факультет Московского университета, прошел курс обучения еще и на медицинском факультете.
В 1884 г. им была опубликована магистерская диссертация «Малолетние преступники». Эта публикация вызвала оживленную дискуссию в научной среде.
В 1885 г. Д. А. Дриль был избран на проходившем в Риме конгрессе криминалистов почетным президентом одного их первых его заседаний. Зародились научные контакты с выдающимися итальянскими учеными-криминологами Чезаре Ломброзо и Энрико Ферри. С тех пор Д. А. Дриль стал почетным участником всех международных конгрессов криминалистов и криминологов конца XIX — начала XX в.
В 1908 г. Д. А. Дриль совместно с В. М. Бехтеревым основал Психоневрологический институт, в программу которого входила разработка курса «Судебная психология». В 1909 г. в рамках этого института был создан Криминологический институт. Значительное внимание в деятельности Криминологического института было уделено социальным и психологическим аспектам преступности.
Д. А. Дриль был приверженцем новейших научных криминологических концепций, которые оказались актуальными и в наши дни. Так, говоря о соотношении социальных и биологических факторов в поведении человека (в том числе и преступного), Д. А. Дриль писал: «Мы не должны принимать одиноких теорий — исключительно социальной или органической, а лишь одну социально-органическую, в которой отведено место обоим взаимодействующим факторам».
Уголовно-психологическими этюдами называл Дриль свой основной труд «Преступность и преступники», который может служить настольной книгой и современных криминологов.
На многочисленных международных научных форумах Д. А. Дриль выступал как глава русской уголовно-антропологической школы.
Дриль полагал, что новые направления в науке уголовного права должны развиваться с учетом развития физиологической и патологической психологии. Уже в первой главе книги «Преступность и преступники» («Исторический ход развития новых учений в уголовной антропологии») Дриль присоединяется к утверждению западноевропейского криминолога Томсена о существовании особого преступного класса людей с явно выраженными психическими особенностями. «Его представители принадлежат низшему человеческому типу и являются продуктом вырождения и регресса».
Дриль избежал огульной критики антропологической теории Чезаре Ломброзо. «Ему предстояло дать могучий толчок к всестороннему изучению явлений преступности. Своими работами он перенес вопрос об этих явлениях из области метафизических теорий, создаваемых в кабинетах ученых-юристов, в область исключительно наблюдения опыта и применил к изучению преступника точные методы естествознания». Знаменитое сочинение Ч. Ломброзо «Человек преступный» Дриль считал поворотным рубежом в развитии науки уголовного права.
Наряду с этим Дриль справедливо полемизирует с концепцией Ломброзо, отмечая, что существуют не преступники вообще, а различные их категории. Он присоединяется к классификации преступников на пять категорий, предложенной криминологом Ферри:
1. Преступники-сумасшедшие.
2. Преступники прирожденные, т. е. неисправимые в силу органических аномалий.
3. Преступники привычные.
4. Преступники случайные.
5. Преступники по страсти.
Преступники, по мнению Дриля, должны классифицироваться не только по уголовно-правовому основанию, но и по психофизическому и психическому основанию. Значительное внимание уделял Дриль роли психических аномалий в преступном поведении. «Психиатрии, особенно в ее так называемых промежуточных или пограничных областях, постоянно приходилось и приходится иметь дело не только с явлениями душевной болезни, но и с явлениями человеческой порочности, а также и преступности, а потому она очень рано и начала сталкиваться с вопросами уголовно-правового характера».
Выдающийся гуманитарно-ориентированный мыслитель-правовед более ста лет назад заложил основы отечественной криминальной антропологии.
Однако в годы советского тоталитаризма его гуманистические правовые воззрения были преданы забвению. Поэтому с особой благодарностью мы отмечаем креативную инициативу профессора В. С. Овчинского, который в основанной им научной серии книг «Библиотека криминолога» издал в 2006 г. замечательную книгу «Д. А. Дриль» с основными трудами патриарха отечественной научной криминологии и основоположника отечественной юридической психологии.
Другой выдающийся представитель отечественного гуманитарного правового мировоззрения, исследователь школы Д. А. Дриля и также долгое время пребывавший в забвении юрист-психолог Сергей Викторович Познышев (1870 — 1942) был возвращен в современную научную среду профессором В. С. Овчинским. В 2007 г. в серии «Библиотека криминолога» им совместно с А. В. Федоровым была издана фундаментальная книга «С. В. Познышев. Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности».
Профессор Московского университета, Московского психоневрологического института, Международной академии наук в Тулузе С. В. Познышев внес существенный вклад в развитие отечественного правоведения и отечественной психологии.
В дореволюционный период своей деятельности С. В. Познышев глубоко ознакомился с опытом бельгийских, французских, австрийских, венгерских и швейцарских тюрем и опубликовал соответствующие исследования.
Уже в то время С. В. Познышев приобрел широкую международную известность, став членом российской группы международного Союза уголовного права при Юридическом обществе, принимал активное участие в конгрессах Международного союза журналистов, представлял на этих конгрессах отечественную уголовную антропологию.
После революции его научная судьба усложнилась. Оставив Московский университет в 1918 г., он больше не работал ни в одном советском учреждении. В советской правовой науке он был предан забвению. Но творческая мысль ученого не угасла. При организации в 1925 г. Государственного института по изучению преступности обсуждалась возможность его приглашения для работы в этом институте. Однако Познышев прямо высказал свою позицию, идущую вразрез с официальной марксистской правовой наукой.
В 1924 г. он переиздал свой дореволюционный учебник тюрьмоведения, назвав его «Основы пенитенциарной науки». Не получив широкого официального признания, этот учебник надолго стал настольной книгой специалистов уголовно-исполнительного права, несмотря на то что он был предельно насыщен дефинициями буржуазного уголовного права и западноевропейской криминологии. Обе публикуемые в указанной книге работы написаны С. В. Познышевым в советский период его жизни.
Свою научную концепцию Познышев определял как синтез классического, антропологического и социологического направлений в уголовном праве, в советской правовой идеологии эта концепция рассматривалась как чуждая социалистическому строю. Однако несмотря на это работы С. В. Познышева пользовались негласным успехом.
Еще в 1923 г. Познышеву удалось опубликовать один из первых послереволюционных учебников по уголовному праву — «Очерк основных начал по уголовному праву», написанный в стиле дореволюционных учебников, в котором значительное место было уделено криминальной психологии. Наряду с Дрилем С. В. Познышев выступил как один из основоположников отечественной юридической психологии.
Начав исследования по юридической психологии еще в Криминологическом институте (1909 г.), С. В. Познышев продолжил эту работу и в послереволюционное время. В 1923 г. на Первом Всероссийском съезде психоневрологии он руководил секцией криминальной психологии. Однако в период правового волюнтаризма исследования по судебной психологии были прекращены.
Однако в зарубежной научной среде С. В. Познышев продолжал оставаться самым известным русским специалистом по судебной психологии.
В наше время работы С. В. Познышева остаются фундаментальными исследованиями для криминологов и специалистов в области юридической психологии. Они находятся в одном ряду с трудами таких всемирно известных ученых, как Чезаре Ломброзо, Франц фон Лист, Габриель де Тард, Энрико Ферри, Д. А. Дриль и М. Н. Гернет.
С. В. Познышев ввел в науку понятие взаимосвязи эндогенных и экзогенных факторов в личностном формировании индивида и экстраполировал свои выводы на поведение преступника. «Те элементы, из которых слагается «личный» корень преступления, — писал он в книге «Криминальная психология. Преступные типы», — можно назвать экзогенными факторами этого преступления. В происхождении каждого преступления участвуют и те и другие факторы, только в одних случаях преобладающая роль принадлежит факторам эндогенным, а в других, наоборот, — экзогенным. Но ни одно преступление нельзя объяснить исключительно внешними причинами, игнорируя особенности совершившей его личности. Нарисуйте какую угодно цепь внешних событий, все равно для того, чтобы под давлением их произошло преступление, необходимо прибавить к ним известный склад личности».
Психолог-криминалист должен глубоко исследовать психологию преступных типов. На основе своих судебно-психологических исследований С. В. Познышев приходит к выводу: «Наказывая человека за известное преступление, судья должен принимать во внимание не какое-то вообще опасное состояние личности, а тот преступный тип, носителем которого является подсудимый».
——————————————————————