Пимен Угрешский: к вопросу о роли личности в истории социального служения

(Патюлина Н. Д.) («История государства и права», 2008, N 21)

ПИМЕН УГРЕШСКИЙ: К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ

Н. Д. ПАТЮЛИНА

Патюлина Н. Д., старший преподаватель кафедры социальной философии и филологии Российского государственного социального университета.

Статья характеризует главное дело жизни Пимена Угрешского — строительство монастыря и спасение душ иноков. Сегодня мы вновь и вновь пытаемся понять свое место в мировой истории, и в этом смысле изучение истории монастыря как самобытной церковно-общественной формации имеет большое значение. The article characterizes the Pimen Ugreshskij’s lifework — building a cloister and saving the monk’s souls. Today, again and again we try to find our place in the world history, and from this perspective, the research of the history of a cloister as an original church and social formation is of great importance <*>. ——————————— <*> Patyulina N. D. Pimen Ugreshskij: notes about the role of a person in the history of the service for the sake of society.

Николо-Угрешский монастырь в отечественной истории известен великими духовными подвигами настоятелей и иноков, великими святынями. Монастырь имел и имеет большое значение в жизни Российского государства и общества. Более чем за шесть веков своей истории монастырь пережил годы расцвета и упадка, история обители неразрывно связана с историей Отечества. В летописи монастыря есть трагические и великие страницы. Одна из них освещена личностью подвижника Русской православной церкви, причисленного к лику преподобных местночтимых святых Московской епархии архимандрита Пимена. Угрешский настоятель внес важнейший вклад в духовное обновление обители, сохранение монастырских традиций, и «ничто ни малое, ни великое не было забыто» <1> им, как отмечали современники, в его служении: строительство монастыря и душ иноков стало главным делом его жизни. Преподобный Пимен (в миру Петр Дмитриевич Мясников) родился 10 августа 1810 г. в г. Вологде в купеческой семье. В 10 — 11 лет он, прочитав Библию, «охладел ко всему временному и, помышляя более о небесном, нежели земном, начал думать, как бы ему поступить в монастырь» <2>. В 17 лет прочитав книгу «Алфавит Духовный», Петр окончательно утверждается в мысли молитвенным подвигом и доброделанием служить миру. Немалую роль в его решении стать иноком сыграл Святитель Игнатий (Брянчанинов). В 1830 г. в Семигородной пустыни под Вологдой произошла знаменательная встреча двух будущих настоятелей Николо-Угрешского монастыря. «Эта продолжительная беседа его со мной меня еще более утвердила в моем намерении удалиться от мира и вступить в монашество» <3>, — писал преподобный Пимен в своих воспоминаниях. В июне 1832 г. Петр поступил в Новоезерский Кириллов монастырь, в котором царили дух подвижничества и смирения, строгие общежительные традиции. ——————————— <1> Архимандрит Пимен. Настоятель Николо-Угрешского монастыря: Биографический очерк (1810 — 1880). Свято-Никольский Угрешский монастырь. 1998. С. 225. <2> Преподобный Пимен Угрешский. Житие. Акафист. Николо-Угрешский монастырь. 2004. С. 8. <3> Воспоминания Архимандрита Пимена, Настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. М.: Универ. типография, 1877. С. 34.

В 1833 г. Петр совершил паломничество по святым местам России, он посетил многие великие русские православные духовные центры: Комельский, Введенский, Троицкий, Обнорский, Богоявленский монастыри, Троице-Сергиеву и Киево-Печерскую лавры, Николо-Пешношскую, Глинскую, Козельскую Введенскую Оптину пустыни. В Оптиной пустыни Петр познакомился с иеромонахом Иларием и стал его келейником. В 1834 г. митрополит Московский и Коломенский Святитель Филарет назначил иеромонаха Илария настоятелем Николо-Угрешского монастыря с введением в сан игумена, вместе с ним прибыл в обитель и послушник Петр. Через две недели он подал прошение о своем принятии в братство монастыря. 26 марта 1838 г. игумен Иларий постриг послушника Петра в мантию и нарек ему имя Пимен в честь великого подвижника монашества. В октябре 1853 г. игумен Иларий был освобожден от занимаемой должности и удалился на покой в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры. Настоятелем обители был назначен иеромонах Пимен. Несмотря на скудность средств, запущенность монастырских зданий, отец Пимен в возрождении монастыря твердо следовал своим нравственным принципам: «Никогда ничего не проси для монастыря, высказывай, если представляется удобный случай, какие монастырь имеет нужды, но отнюдь не вымогай ничего… гораздо же лучше предоставить каждому сделать по своему желанию и по усердию с охотою, что Бог ему на сердце положит, нежели по нашей усиленной просьбе» <4>. ——————————— <4> Преподобный Пимен Угрешский. Житие. Акафист. Николо-Угрешский монастырь. 2004. С. 14.

16 октября 1853 г. при поддержке митрополита Московского Филарета Николо-Угрешский монастырь был преобразован из штатного в общежительный, а иеромонах Пимен возведен в сан игумена. «Обитель существует почти 500 лет, до меня было более 85 настоятелей, и я счастливее их, что на мою долю выпал… жребий устроить общежитие», — говорил отец Пимен. Он гордился тем, что проповедовал заповеди древних монастырей <5>. ——————————— <5> Воспоминания Архимандрита Пимена, Настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. М.: Универ. типография, 1877. С. 130.

Составитель Жития Преподобного Архимандрита Пимена отмечает следующие нравственные качества отца Пимена: «Он не был ни корыстолюбив, ни стяжателен, ни вещелюбив. Имея в руках десятки и сотни тысяч, он не сберег, собственно для себя, ни одного рубля, и все, что было у него денег, велел записать монастырскими» <6>. Наряду с этим отец Пимен стремился увеличить и упрочить благосостояние монастыря, он был предан монастырским интересам, но с осторожностью делал каждый шаг, «опасаясь подать повод к невыгодному отзыву о монашестве» <7>. Преподобный Пимен был очень требователен к себе, взыскателен в отношении к братии, но всегда был готов помочь, утешить, наградить; если кто-то из иеромонахов отпрашивался на богомолье в Киев или на родину, он выделял значительные суммы для путешествия, в соответствии с потребностями каждого. Отец Пимен не отказывал послушникам, живущим в монастыре, платил за них подати или оброк: «Он трудится для монастыря и братии, почему же монастырю не помочь ему?» <8>. При нем всегда были серебряные монеты, он не отказывал в милостыне никому, так как был убежден в том, что проявление деятельной любви к ближнему, социальное служение как сфера личной нравственной ответственности строятся на милосердии и сострадании. ——————————— <6> Там же. С. 559. <7> Там же. С. 15. <8> Там же. С. 16.

Церковь и церковное учение на протяжении тысячелетий истории России определили принципы и формы взаимопомощи, милосердия, благотворительности и других форм служения ближнему, что и составило сущность социального служения. В русском языке понятие «служение» включает в себя оттенок добровольности, жертвенности, нравственного долга. Социальное служение — это сложный многогранный феномен, требующий широкого научного анализа. Мы рассматриваем это понятие в исторических рамках одной судьбы, одной личности — архимандрита Пимена как проявление человеческого духа, осуществления человеческого предназначения, как проявление социальной ответственности служения ближнему и обществу. 24 августа 1858 г. за выдающиеся заслуги по «устроению» монастыря митрополит Московский Филарет возвел игумена Пимена в сан архимандрита. За это время под его руководством выстроено в монастыре пять церквей: Николаевский собор в 1843 г., церковь Преподобной Марии Египетской в 1851 г., Успенская в 1852 и 1860 г. — Скорбященская и Петропавловская скитская церкви. Пимен принял обитель, в которой было 22 насельника, а к 1875 г. количество монашествующих и бельцов достигло 130 человек, а монастырь стал оплотом строгой духовной жизни. Архимандрит Пимен возглавлял Николо-Угрешский монастырь 28 лет (1852 — 1880). За эти годы он сумел возродить монастырь и вернуть ему былую славу. Епископ Леонид в письме настоятелю отмечает: «Братия знает, чем была обитель 25 лет назад, и видит, чем она стала ныне. Не говорю о красоте и величии ее зданий, о порядке внешнем, о чине богослужебном, но о том, что в ней сделано для пользы ближнего» <9>. Трудами архимандрита Пимена, братии Николо-Угрешский монастырь превратился в настоящий духовный центр. Согласно архивным документам в 1866 г. произошло очень важное событие в истории монастыря: «учреждение и открытие монастырского духовного училища» <10>. ——————————— <9> Там же. С. 348. <10> РГАДА. Ф. 1205. Оп. 1 «Дело о Училищах». 1865 — 1874.

В 1873 г. было открыто новое здание монастырского училища (на строительство израсходовано более 42000 рублей). Всего с 1866 по 1874 г. получили образование 750 человек. В своих воспоминаниях об открытии нового здания училища Пимен пишет: «…его польза очевидна и существенна: 1. Для окрестных жителей, которые без больших пожертвований имеют возможность дать образование своим детям; 2. Преподавание, находясь в руках монашествующих, будет проникнуто духом христианского благочестия, а не тем зловредным суемудрием и неверием, которое все более и более овладевает миром, и добрые люди, приносимые нашим училищем, и теперь уже… видимы» <11>. ——————————— <11> Воспоминания Архимандрита Пимена, Настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. М.: Универ. типография, 1877. С. 207.

В училище принимали и «полных монастырских пансионеров», т. е. бесплатно пользующихся всем содержанием от монастыря: кроме преподавания, помещения и пищи получали белье, обувь, одежду (ежегодно 80 человек). «Воспоминания» архимандрита Пимена позволяют выделить и нравственный аспект социального служения, он является важнейшим и для развития личности самого жертвователя. В 1867 г. отец Пимен подготовил записку «Об исключении из монастырей людей неблагонадежных как о мере предупредительной для сохранения благочестия монастырского», в которой изложил общие причины упадка современного монашества. Нравственные основания социального служения оказывают воздействие и на формирование социального доверия. В 1869 г. архимандрит Пимен был назначен благочинным общежительных монастырей Московской епархии, он тщательно вникал во внутренний и внешний быт каждого монастыря: богослужение, состояние храмов, пение, трапеза, строения, хозяйство. Под его руководство поступили следующие монастыри: Троицкий Коломенский Ново-Голутвин, Николо-Угрешский, Николо-Пешношский, Старо-Голутвин Коломенский, Бобренев, Белопесоцкий, Николо-Берлюковский, Спасо-Гуслицкий, Давыдова пустынь, Екатерининская пустынь и женские: Бородинский, Аносин-Борисоглебский, Спасо-Влахернский, Крестовоздвиженский-Лукинский и Одигитриевская-Зосимова пустынь. При содействии архимандрита Пимена Троицкий Ново-Голутвин монастырь в г. Коломне был преобразован из штатного в общежительный монастырь, преобразована женская Крестовоздвиженская община, своим существованием и благоустройством обязана Островская богадельня. Социальное служение достигает наибольшего эффекта при взаимодействии с государственными, общественными, религиозными институтами, направляющими свои усилия на решение общих социальных проблем. Весной 1877 г. отец Пимен приступает к новой деятельности, в которой проявилась его любовь к ближнему, «живое сочувствие к общественным нуждам отечества и его искреннее и глубокое сознание высокого значения и обязанностей монашества в делах милосердия и любви» <12>. Архимандрит Пимен принимает решение об открытии военной врачебницы для раненых воинов на 50 человек с полным и безвозмездным содержанием. Согласно данным архива РГАДА это была первая военная врачебница для больных и раненых воинов. Примеру архимандрита Пимена последовали и другие монастыри, в том числе и в столице <13>. Отец Пимен писал: «Воины за всех нас сражаются, они защищают Россию, нашу веру, всех и каждого из нас, жертвуют своей жизнью; поэтому и мы должны, со своей стороны, делать для них все, что мы можем: за живых молись, чтобы Господь им помог и сохранил их, за убитых молись — поминай их, а живым и раненым помогая, старайся облегчить им страдания» <14>. Было продумано и учтено все: закуплены лучшие инструменты, столы, носилки, была построена временная кухня для приготовления скромной пищи, необходимой больным, были проведены звонки для удобства раненых. Младшей братии монастыря отец Пимен предложил «решиться на подвиг» и стать братьями милосердия. Из желающих ходить за больными он выбрал 10 человек и отправил в Москву учиться на фельдшерском отделении Военного госпиталя и в Новой Екатерининской больнице. Согласно ведомости за подписью врача А. Н. Виноградова «число больных в сложенных дней года» и с учетом списков выздоравливающих число офицеров, низших чинов и солдат — 177 <15>. ——————————— <12> Преподобный Пимен Угрешский. Житие. Акафист. Николо-Угрешский монастырь. 2004. С. 33. <13> Воспоминания Архимандрита Пимена, Настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. М.: Универ. типография, 1877. С. 207. <14> Преподобный Пимен Угрешский. Житие. Акафист. Николо-Угрешский монастырь. 2004. С. 35. <15> РГАДА. Ф. 1205. Оп. 1. Л. 80.

В России существуют давние традиции социального служения, нам присущи забота и попечение о тех, кто пострадал, защищая Родину, готовность и желание принять участие в судьбе того, кто нуждается в нашей помощи, благотворительности. Особенно остро эта черта проявляется в заботе о раненых, пострадавших на войне, защищая Отечество. Этим религиозно-национальным традициям следует отец Пимен. На уровне отдельной судьбы, служения отца Пимена мы видим, как происходит осознание своей ответственности за окружающих тебя братий, осознание способности и обязанности принять ответственность за других, за то, что происходит в стране. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «его жизнь, облик и труды были исполнены ответственностью за монастырь» <16>. При монастыре был открыт дом для бедных странников — «дом постоянного призрения убогих»; за пределами монастыря были построены летняя и зимняя гостиницы для приезжих богомольцев, гостиный двор. Цитируя Святителя Филарета: «Угрешская обитель сделалась второй Лаврой», мы понимаем, что трудами архимандрита Пимена Николо-Угрешский монастырь стал настоящим духовным центром России. Паломники посещали монастырь, надеясь на исцеление тела и души. В странноприимном доме монастыря было призреваемо 12200 лиц мужского пола, 6400 — женского пола. Бесплатно в монастырской больнице получали лекарства и советы ежегодно до 5600 человек. ——————————— <16> Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Читателям книги «Воспоминания Архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше». 2004. С. 5.

Архимандрит Пимен отошел в вечность 17 августа 1880 г. Большой колокол монастыря «возвестил обители, что «отцом она осиротела», возвестил жителям окрестных селений, что не стало благотворителя, попечителя сирот и помощника вдовицам и нищим» <17>. В этом человеке благодатным образом соединились качества истинного монаха, общественного деятеля, архитектора, строителя, подвижника, святого. Его многолетние труды были отмечены орденами Св. Анны и Св. Владимира. Историк Николо-Угрешского монастыря, послушник монастыря с 1867 г., историк и духовный писатель Д. Д. Благово, ставший записчиком «Воспоминаний» архимандрита Пимена, во вступлении к «Биографическому очерку» <18> пишет, что «для людей посредственных и маломощных границы деятельности определяются той средой, в которой они родятся; для людей даровитых, исполненных силы воли, ограничений нет — они сами устанавливают границы своей деятельности и по мере надобности расширяют их, и где бы ни были, действуют свободно и устраняют препятствия, могущие казаться людям обыкновенным непреодолимыми». Архимандрит Пимен был одним из таких людей. Он стал воплощением христианского подвижничества и аскетического идеала. Вся его жизнь — это любовь к ближнему и служение Отечеству. Судьбы таких людей возвращают нас к духовным ценностям и формируют представление о христианском гуманизме, а в моральной культуре — понятие высшего критерия. ——————————— <17> ГАРФ. Ф. 1099. Оп. 1. Д. 1025. Л. 15. <18> Дмитрий Благово. Инок. Поэма. Николо-Угрешский монастырь. 2005. С. 80.

——————————————————————