Преступная идеология: понятие, содержание и меры противодействия

(Тирских А. А.) («Российский следователь», 2009, N 3)

ПРЕСТУПНАЯ ИДЕОЛОГИЯ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

А. А. ТИРСКИХ

Тирских А. А., ведущий научный сотрудник филиала ВНИИ МВД России по Восточной Сибири, кандидат юридических наук.

Автор статьи раскрывает понятие «криминальная идеология», приводит факторы, оказывающие влияние на формирование преступной идеологии, также излагает меры, направленные на минимизацию данного явления. Преступность и преступный мир существуют достаточно давно, с момента зарождения человеческого общества. И все это время между человеческим обществом и преступным миром существуют антагонистические противоречия. Добропорядочная часть человечества испытывает страх и неприязнь к преступному миру и старается найти эффективные меры по борьбе с преступностью, а в отдельных случаях пытается перевоспитать преступников, внушить им идеалы добра, справедливости. Преступный мир со своей стороны старается расширить границы своего влияния, рекрутировать новых членов в свои ряды, запугать население, дезорганизовать работу правоохранительных органов с целью облегчения совершения противоправных деяний. Одним из инструментов такой деятельности является распространение преступной идеологии во все сферы российского общества. В том случае, если речь идет о научной идеологии, она представляет собой систему идей, теорий, взглядов, отражающих социальную действительность с позиций определенных классов, групп населения. Идеология как теоретическое самосознание класса, группы населения выражает его наиболее глубинные интересы. Применительно к преступному миру можно говорить о системе ценностных установок криминалитета, которая выражается в их отношении к самому себе и отношении ко всему остальному обществу. В первом случае криминалитетом формируется мифологизированное представление о преступных элементах, об их привычках, стереотипах поведения. В отношении к остальному обществу преступный мир создает искаженную картину социальной жизни, превознося преступников перед другими членами общества. Представляется, что преступная идеология условно может быть разделена на следующие структурные элементы: — неформальные правила поведения преступников; — криминальная субкультура; — психологическая война криминалитета. Обычно неформальные правила поведения преступных элементов относят к криминальной субкультуре. Думается, что существуют обстоятельства, которые позволяют выделить их в отдельный элемент преступной идеологии. Преступники, являясь частью общества, в то же время не хотят соблюдать его общепринятые правила поведения, а становятся на путь совершения противоправных деяний. Между тем, проповедуя преступный образ жизни, преступные элементы имеют собственное представление о добре и зле, жизненных ценностях, поведении в обществе. Эти мировоззренческие установки криминалитета находят свое отражение в неписаных неформальных правилах поведения. Неформальные правила поведения в криминальной среде являются важным элементом в структуре преступной идеологии. Они устанавливают иерархическую структуру в криминальной среде, принципы поведения преступных элементов в обществе и в исправительных учреждениях, определяют запреты и санкции их за нарушение. Таким образом, несмотря на отрицание официальных законов, криминалитет тем не менее фактически копирует систему правил поведения, существующую в обществе, естественно, искажая, адаптируя их под преступный образ жизни. Не случайно эти неписаные неформальные правила часто называются «воровской закон». Другим существенным элементом преступной идеологии является криминальная субкультура. Как известно, культура всегда занимала значительное место в жизни людей в человеческом обществе. Между тем человеческое общество неоднородно по своему составу, в него входят различные группы населения, которые, в свою очередь, имеют свои представления о культуре. Под воздействием различных факторов в обществе формируются субкультуры, каждая из них имеет свою специфику. Одной из важнейших характеристик криминальной среды является криминальная субкультура. В переводе с латинского термин «субкультура» (sub — «под; под чем-то») означает часть основной культуры <1>. Криминальная субкультура представляет собой духовную жизнь относительно отдельной части общества, а именно преступных элементов. Когда говорят о криминальной субкультуре, то чаще имеют в виду криминальные традиции и обычаи, жаргон и татуировки и особенности проведения досуга. ——————————— <1> См.: Словарь иностранных слов. М., 1994. С. 169.

Криминальная субкультура существовала и в СССР, однако степень ее распространенности была весьма ограниченна. В основном проявления криминальной субкультуры наблюдались в учреждениях пенитенциарной системы, а также среди бывших осужденных лиц. В этот период преступное сообщество не стремилось к развитию своих связей с обществом, чтобы не допустить трансформации преступной идеологии, ликвидации криминальных традиций. Кардинальным образом ситуация поменялась в 90-е годы XX в. Проведение рыночных реформ сопровождалось увеличением благосостояния преступного сообщества. Члены преступного сообщества стали стремиться взять под контроль различные сферы экономики, предпринимались шаги по проникновению в законодательные и исполнительные органы власти. В этой деятельности преступность во многом опиралась на имеющийся багаж криминальной идеологии. Таким образом, преступные элементы, включаясь в легальную социально-экономическую деятельность, несли с собой в общество и криминальную субкультуру. Криминальная субкультура, преступные традиции все больше оказывают влияние на формирование и развитие общественных отношений. Реально проследить влияние криминальной субкультуры можно через проникновение терминологии жаргона правонарушителей в повседневную речь. Кризис российского общества значительно сократил пространство письменной культуры общества. Элементы жаргона преступников все чаще стали использоваться в межличностных отношениях. К сожалению, обыденным фактом стало употребление блатного жаргона и государственными чиновниками, включая членов правительства, сотрудников МВД и других правоохранительных органов. Таким образом, криминальная субкультура получила дополнительную возможность для укрепления и распространения в обществе через блатную речь. Для расширения границ своего влияния преступный мир использует различные средства, в том числе и средства воздействия на общественную психологию. Криминалитет давно понял, что легче осуществлять преступную деятельность в периоды реформирования, неустойчивости государственного устройства, в атмосфере страха и неуверенности. В целях создания такой ситуации преступный мир осуществляет ряд действий, которые условно можно назвать психологической войной криминалитета. В ходе осуществления данной психологической войны криминалитет преследует вполне определенные цели. В сконцентрированном виде эти цели выглядят следующим образом: — создание в обществе постоянного чувства страха, неуверенности, хаоса; — расшатывание морально-нравственных начал общества и государства; — снижение порога восприятия насилия, жестокости; — максимальное ослабление уголовно-правовых норм борьбы с преступностью; — демонизация деятельности государственных органов, особенно в правоохранительной сфере. В связи с этим следует отметить негативную роль некоторых средств массовой информации. Общеизвестно, что средства массовой информации имеют большое значение для культурной жизни населения. Средства массовой информации, особенно электронные, действуя на территории всей страны, имеют большую аудиторию слушателей и оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения по тем или иным вопросам внутренней и внешней политики. Если в советское время практически все СМИ были государственными и осуществляли политику, направленную на повышение культуры населения, воспитание подрастающего поколения, искоренение фактов противоправного поведения граждан, то в настоящее время основной целью стало получение прибыли любой ценой. Сегодня многие средства массовой информации заполнены сообщениями о заказных убийствах, нападениях, пытках, изнасилованиях, кровавых разборках между преступными группировками. При этом нередко раскрывается технология преступлений, а самое главное — демонстрируются бессилие правоохранительных органов и безнаказанность преступников. В результате происходит криминализация сознания, привыкание к насилию, адаптированность к насилию и жестокости. Принимая во внимание вышесказанное, можно констатировать, что некоторые СМИ стали рупором, проводником идей преступного мира, криминальной субкультуры. Вместе с тем криминальная субкультура и ее атрибуты проявляются не только среди правонарушителей, но и в других социальных общностях. Например, в общеобразовательной школе, профессиональных училищах, где имеются авторитеты и изгои. Таким образом, учитывая высокую общественную опасность распространения преступной идеологии в обществе и государстве, следует осуществить разработку и реализацию комплекса мер, направленных на нейтрализацию ее негативных последствий. Указанные меры условно можно разделить на два направления. В первом случае должен быть разработан комплекс мер по противодействию криминальной идеологии в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В число данных мер можно включить: — содержание лидеров преступного сообщества отдельно от остальной части осужденных; — подрыв авторитета лидеров преступного сообщества через развитие системы самоуправления осужденных; — развитие горизонтальных межличностных связей осужденных; — введение системы наказания за соблюдение криминальных традиций; — привлечение осужденных к общественно полезному труду; — развитие художественной самодеятельности среди осужденных; — правовое информирование и консультирование осужденных; — развитие правовой пропаганды среди осужденных. Другим направлением деятельности должны стать меры по недопущению распространения и внедрения криминальной идеологии в общественные отношения остальных групп населения. К их числу можно отнести: — подготовку законопроектов на федеральном уровне, предусматривающих введение ограничений на демонстрацию на телеканалах киновидеопродукции со сценами насилия, жестокости, порнографии, передач, пропагандирующих противоправный образ жизни; — формирование при каждом телеканале независимого общественного совета, осуществляющего функции надзора и контроля над редакционной политикой в сфере нравственности; — подготовку и издание специальных правил поведения для государственных служащих, в которых бы вводились запрет на употребление жаргонных выражений и меры ответственности за его нарушение; — введение повышенной административной ответственности для лиц, употребляющих блатную, уголовную терминологию в СМИ; — создание специального органа для координации действий по противодействию криминальной идеологии; — введение ограничений и запретов на продажу продукции с уголовной терминологией, нецензурными выражениями и мер ответственности за их нарушение; — запрещение выхода в эфир радиостанций, пропагандирующих криминальные традиции, нравы (радио «Шансон»); — введение ограничений на продажу литературы, пропагандирующей преступный, антиобщественный образ жизни. Представляется, что реализация этих мер позволит минимизировать негативные последствия криминальной идеологии и окажет благоприятное воздействие на состояние борьбы с преступностью.

——————————————————————