Пролегомены к функциональной теории сносок
(Базедов Ю.) («Вестник гражданского права», 2009, N 1)
ПРОЛЕГОМЕНЫ К ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТЕОРИИ СНОСОК <*>
Ю. БАЗЕДОВ
——————————— <*> Перевод выполнен с любезного согласия автора по: Basedow J. Prolegomena zu einer funktionalistischer Theorie der Fubnote // Zeitschrift fur Europaisches Privatrecht. 2008. N 3. S. 671 — 672.
Базедов Юрген, профессор, Doctor honoris causa (Почетный доктор), магистр права (LL. M) Гарвардского университета, директор Института зарубежного и международного частного права имени Макса Планка и профессор Университета Гамбурга; председатель Европейской комиссии. — Примеч. пер.
На вопрос о том, как он узнает научную рукопись, покойный главный редактор журнала «Консультант предприятия» («Betriebs-Berater») Рейнгольд Тринкнер (Reinhold Trinkner) один раз ответил: «По сноскам». Примечательно, что этот индикатор науки очень редко бывал сформулирован. Еще больше удивляет то, что сноска как таковая еще никогда не становилась предметом теоретических размышлений. Этого не может произойти и здесь, однако последующие строки проясняют те знания, которые приобрел автор за годы раздумий, а именно, что сноска подлежит пониманию, только исходя из ее функции, и что эта функция имеет глубокие культурные детерминанты. Основой для будущего исследования сносок могли бы стать следующие прототипы. Сноска-алиби. Вышеизложенное убеждение Тринкнера разделяют многие редакции. Это проявляется при приобретении рукописей лекций. Успешная лекция нередко приводит к получению оратором предложения специализированного журнала опубликовать рукопись. В зависимости от аудитории и претензий журнала затем иногда задается осторожный вопрос, не может ли сочинение быть дополнено несколькими ссылками, что соответствовало бы научному характеру журнала. В действительности речь идет не о сносках, а о впечатлении, которое они вызывают. Декоративная сноска. Некоторые авторы предвосхищают ожидания редакций и читателей научных журналов и украшают свои тексты, подкрепляя очевидные суждения впечатляющими сносками. То, что договоры необходимо исполнять добросовестно, звучит совсем по-другому, когда вместо простого указания на § 242 ГГУ (Германское гражданское уложение) под чертой цитируются полдюжины учебников; это характерный образчик правоведческого необарокко. Сноска-доказательство. Протестантски-лаконичной противоположностью декоративных сносок являются сноски-доказательства. В своей минималистской манере они ограничиваются лишь жизненно необходимыми указаниями источников, из которых автор получил информацию: «Huberus, Lib. J, tit. 1 § 3» — пример, который можно найти в «Комментариях о коллизии законов» Джозефа Стори, Бостон 1834, на стр. 198 (Joseph Story’s Commentaries on the Conflict of Laws). «Ученая» сноска. Те, кто до сих пор карабкается на крутые склоны научного олимпа, склонны к тому, чтобы переполнить свои сноски доказательствами собственной учености. Если целые книги цитируются «местами» («passim»), то пораженный читатель спрашивает себя, сколько месяцев должен был провести автор за чтением литературы, чтобы написать одну-единственную сноску. Хорошо, что формат страницы указывает ее пространственные границы! Однако, как мы знаем из итальянских монографий, для демонстрации богатства своих знаний в сносках охотно используются также и одна или две обязательные строки текста. Сноска — второе исследование. Как все-таки в науке все тесно взаимосвязано! И все же нельзя писать в тексте обо всем, поэтому та или другая частная проблема переходит в сноски и там комментируется. Сведущему читателю это не причиняет неудобство; он может по желанию «свернуть» или «развернуть» дополнения к основному тексту, как окна в операционной системе Windows. Конфликтная или льстивая сноска. Указания в сноске являются одной из форм общения с коллегами. Они не только затрагивают предмет, но и выражают отношение к коллегам. Кто не хотел бы насладиться тем, что его собственные публикации в чужой сноске сопровождались бы словом «основополагающий»? Добавление «ошибочно», напротив, вызывает раздражение. Покойный Стефан Ризенфельд (Stefan Riesenfeld), один из пионеров международного конкурсного права, сообщил однажды, что он в своих публикациях по этой теме зарезервировал сноску 13 за Куртом Гансом Надельманном (Kurt Hans Nadelmann), другим знатоком вопроса; она гласила: «Неверно, как обычно, Надельманн…» Резервные сноски. Речь идет о вымирающем искусстве. До эпохи компьютерных программ каждому автору приходилось бояться, что до завершения его литературного опуса по данной теме появится новая литература, которую ему нужно будет учесть. Чтобы избежать обновленного нумерования тысячи сносок монографии, ему приходилось что-нибудь выдумать. В этом случае очень полезны были добавляемые заранее сноски, не являвшиеся действительно необходимыми и содержавшие, например, перекрестные ссылки, которые в случае необходимости можно было перенести и в основной текст, так что в середине работы в распоряжении были дополнительные сноски. Это редко встречающееся маленькое научное искусство, взращенное поколениями авторов, которое в настоящее время в свете обусловленного развитием электроники упадка культуры было варварски предано забвению. Настало время вспомнить его. Изложенные заметки указывают на большую потребность в научном исследовании культурного феномена сносок. Биологическая эволюция привела насекомых и птиц к необычайному расширению поля зрения до практически кругового обзора, однако только homo sapiens удалось наделить некоторых экземпляров своего вида возможностью параллельно воспринимать и обрабатывать информацию над чертой и под чертой. Только междисциплинарный исследовательский проект, который следовало бы развивать в рамках современных инициатив по повышению качества научных исследований, может прояснить эту тайну природы.
Перевод с немецкого аспиранта Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ К. А.Галина
——————————————————————