Гуманитарное образование как основа нравственности и предупреждения произвола в бизнесе
(Сергеев В. И.)
(«Безопасность бизнеса», 2009, N 4)
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННОСТИ
И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОИЗВОЛА В БИЗНЕСЕ
В. И. СЕРГЕЕВ
Сергеев В. И., адвокат, профессор Московского гуманитарно-экономического института, доктор юридических наук.
Страну сотрясают факты произвола по отношению к людям, устраиваемые время от времени то чиновниками государственной и муниципальной власти, то милицией, то прокурорами и судами. Незадолго до Нового года, например, огромный отряд подмосковного ОМОНа устроил такой показательный акт усмирения демонстрантов во Владивостоке, что там долго еще будет аукаться проявление «в далеком, но нашенском городе» такой вот гражданской активности населения. Подобные случаи можно приводить и приводить, и список их будет нескончаемым. Но разговор о другом. О причинах жестокости, хамства, беззакония со стороны власти по отношению к своему народу. Так вот, многие социологи, криминалисты и политики увязывают такое отношение с общей картиной деградации общества, его низким культурным и образовательным уровнем. Дескать, что с глупого, необразованного народа возьмешь, кроме бунта.
На сегодняшний день современная народная масса действительно не соответствует высокому представлению о гражданском обществе. А в сфере образования вообще сложилась нетерпимая обстановка, связанная со множеством различных нарушений прав граждан. Подобное положение, в свою очередь, сводит на нет и процесс воспитания людей, особенно молодежи, превращая его лишь в громкий плакатный лозунг. Об «эффективности» образования свидетельствует хотя бы такая «школьная» статистика: ежегодно в России закрываются сотни школ, например, только за 2003 г. их было закрыто 13 тыс.; 2 млн. российских подростков совершенно не умеют читать; предмет «Русская литература» исключен из списка обязательных предметов Единого государственного экзамена, т. е. официально объявлено об отказе от русской культуры. Как результат — все меньше и меньше русских людей сегодня вообще стали читать. Ученые из Российской Академии наук подчеркивают, что это «опасный симптом» изменений в моральной и нравственной системе общества: если нация перестает читать, неминуем крах системы национальных ценностей. О каком правовом сознании здесь вообще может идти речь?
Еще немного статистики: под видом таможенных субсидий ежегодно «афганскому» фонду выделялось по 6 млрд. долл., а бюджет всей российской науки составлял лишь 150 млн. долл. — таковы, выходит, государственные приоритеты. На взятках чиновники и то больше получали, чем научные сотрудники за свои открытия и изобретения! По данным ЮНЕСКО, только за 2007 г. сумма взяток в сфере высшего образования составила 520 млн. долл. Потому около 20 тыс. российских ученых не в состоянии использовать свой интеллектуальный потенциал в собственной стране и вынуждены работать на страны ЕС, лишь формально или номинально оставаясь штатными сотрудниками российских образовательных и научных учреждений. В то же время стоимость обучения во многих вузах страны колеблется от 245 до 262 тыс. руб. в год (МГИМО), 126 — 244 тыс. руб. (АНХ), 81 — 159 тыс. руб. (РГГУ), 75 — 225 тыс. руб. (РУДН) и т. д., что говорит не только о полной «неподъемности» образования для основной массы простого народа, но и об отсутствии высоких духовных мотивов к проявлению правового поведения. Это, как говорится, внешняя характеристика неблагополучия. Не лучше обстоит дело и внутри самой сферы образования: чрезвычайно низкое качество образовательных услуг, отсутствие педагогической и методической культуры у профессорско-преподавательского состава, злоупотребления владельцев частных учебных заведений и многое еще чего, что отбросило уровень не только теоретической и практической подготовки людей, но и культурного воспитания народа в целом в далекое-далекое прошлое (пожалуй, в такое далекое, что с башни нынешнего дня его и не увидать).
Однако перечисленный негатив, создаваемый, как правило, на низовом уровне социальной иерархии (директорами школ, ректорами институтов и колледжей, чиновниками местной власти, сферы образования и культуры), — только вершина айсберга. Он всего лишь маленькое производное от более «высоких» причин. Такие причины, если подходить к их оценке с точки зрения криминологии, т. е. науки о причинах преступности, нам всем хорошо известны: это пороки социально-экономической формации, в которой нам выпало жить, экономические и политические кризисы, вызываемые капиталистической системой производства, разграбление страны олигархами и властью, следуемые за этим массовое бесправие и бедность простого народа. В том же ряду стоит обнищание учебных заведений, педагогов, ученых, интеллигенции. А как следствие названных причин — дебилизация и оболванивание населения, стремление превратить его в бессловесную аморфную субстанцию, послушную правящей буржуазной элите. Правда, такие последствия — результат не только деструктивной деятельности в области образования и культуры. Здесь огромное значение имеет также политика так называемого биоинформационного программирования народа путем воздействия средствами телевидения, радио, печатных СМИ, рекламы, религии, управления сознанием, эмоциональной сферой восприятия и поведения человека. Но эта тема — не предмет настоящей статьи.
Говоря же о современной педагогике, следует сказать, что к числу наиглавнейших недостатков обучения и воспитания мы должны отнести прежде всего то, что образовательный процесс в российских школах и вузах сегодня полностью лишен каких-либо гуманистических ориентиров, подобных тому, что были во все эпохи русской истории, в том числе в эпоху строительства «светлого будущего», когда знали, куда вести людей и каким должен быть человек этого будущего. Моральный кодекс строителя коммунизма хотя и считался утопическим (чем-то вроде произведений Томаса Мора или Роберта Оуэна), тем не менее связывал учащегося со своей эпохой и ориентировал на общечеловеческие ценности, духовное совершенство.
В отличие от начисто отвергнутой прежней системы образования, нынешнее обучение и воспитание осуществляются в глубоком отрыве от гуманистических начал. Эти начала хотя и декларируются во всех законодательных нормах, на самом же деле все в этом процессе сориентировано на безоговорочное принятие, а затем и обслуживание капиталистической системы, в которую, по мнению генералов от образования, должны влиться выпускники нынешних школ, вузов, колледжей. Однако капитализм никогда с гуманизмом и высокой нравственностью не ассоциировался и даже рядом с ними не стоял. Вот и получается, что люди исподволь подготавливаются к жизни в жестокой и циничной социально-экономической и правовой среде. Хочет ли такого будущего молодежь, или она хотела бы служить более высоким идеалам, своему народу? В силу безальтернативности выбора нынешнее население, к сожалению, должно идти тем путем, который для нее предначертала власть: служить капитализму.
При этом ни школьникам, ни студентам совершенно не разъясняются главные и наиболее важные черты и характеристики того самого капитализма, к которому их готовят, буржуазного государства, где в скором времени им предстоит занять свою нишу. От них начисто утаивают реальные условия капиталистического производства, которому придется отдать свои интеллект, энергию, знания, талант, жизнь. А ведь эти характеристики очень хорошо освещены и учеными-экономистами, и писателями прошлого. И хотя эти черты своими глазами учащиеся видят каждый день на улице, по которой идут в школу, о них надо было бы говорить открыто, во весь голос, учить понимать их и происходящие в социуме процессы.
Напомню об этих чертах: беспощадная эксплуатация народа, погоня за прибавочной стоимостью, присвоение основной части прибыли, разворовывание национальной собственности, в том числе ресурсов, политический цинизм, глобализация рынка, грабеж собственной страны, вывоз природных богатств за рубеж, мошенничество и т. д. Все это — реалии сегодняшнего дня. К сожалению, будущим менеджерам (да и не только им: прокурорам, судьям, судебным приставам-исполнителям, милиции, сотрудникам спецслужб и прочее и прочее) в силу такого вот образования придется взять на себя бремя и принуждения, и эксплуатации, и обмана своего собственного народа. За это их, конечно, вознаградят. В прессе сообщалось о случае выплаты в период кризиса тринадцати топ-менеджерам одной из компаний 446,5 млн. руб. премиальных при увольнении с работы. Ясно, что за красивые глаза такая манна с неба не сыплется. Есть и более циничные факты купли-продажи персонала. Например, результаты обследования уровня доходов руководителей крупных российских государственных компаний просто поразили своей бессовестностью: разрыв по сравнению со средней зарплатой по стране более чем в 225 раз. А ведь это — общественные деньги. Правда, можно совестливо отказаться от такого «сотрудничества» с капиталом. Но тогда надо реально представить последствия этого выбора: станешь безработным, изгоем, люмпеном, экстремистом, преступником, революционером и так далее — смотри историю развития капитализма в России. Однако об этих чертах капитализма нынешняя педагогика предпочитает умалчивать.
А чтобы сокрытие сущности капиталистической системы, в интересах которой происходит подготовка молодых кадров, было более эффективным, учителя по воле педагогических начальников и насильно навязанных учебных программ маскируют ее эксплуататорский характер, придавая значимость и обожествляя эфемерные законы рынка. Для отвода глаз они придумывают идеи якобы правового и социального государства, ссылаются на совершенно не действующую в условиях капиталистической действительности Конституцию да абсолютно безжизненные правовые институты, якобы стоящие на страже интересов граждан. При этом учителя умело увертываются от того факта, что мы живем в эпоху самой жестокой тирании, тирании капитала, ибо, по Монтескье, «самая жестокая тирания — та, которая выступает под сенью закона и под флагом справедливости». А помогают им в этом разветвленная политическая и правовая наука, а также огромная армия нынешних политологических и юридических структур. Первые с научных позиций доказывают, что все действительное разумно, а вторые — с практической точки зрения приводят это «разумное» в действие милицейскими палками, называемыми в народе «демократизаторами», подтверждая правильность давнишней сентенции о том, что «право есть воля правящего класса, возведенная в закон, принуждаемый к исполнению силой правоохранительных органов».
И, конечно же, все задействованные в этом учебном процессе обходят стороной принцип Гюстава Флобера: «Ненависть к буржуазии — начало добродетели». Нынешнему поколению совершенно не прививается объективное и правдивое отношение к новейшей истории, критический и осуждающий взгляд на неприглядную картину жизни и быта за окном дома, школы, рабочего места. Людей не учат правильному протестному поведению в борьбе с произволом властей, буржуазии и начальников. Народ молчаливо взирает, как «цвет нации» приобретает футбольные команды, яхты, замки, виллы, делает огромные долги в зарубежных банках, а родное правительство ему предоставляет субсидии, чтобы этот цвет не завял. По свидетельству английской газеты «Обсервер», государство выделило, например, «обедневшему» олигарху Р. Абрамовичу около 2 млрд. долл., хотя погасить свои долги он мог и собственными средствами, продав английский клуб «Челси», лондонские особняки или часть яхт. Порой вообще создается впечатление, что народ перестал открыто возмущаться тем, как постепенно растаскиваются последние кирпичики общественного здания. Да и о разумном, добром и вечном говорить не приходится. А потому сегодняшние учащиеся и студенты лишены не только чувства сострадания к простым людям и общественным интересам. Они лишены также и праведного гнева к эксплуататорам в связи с нарушением их собственных прав. Нынешнюю молодежь боятся учить борьбе с властью капитала за свои права.
Сегодня уже не встречается и благородство душевных порывов в интересах Отечества («…мой друг, Отчизне посвятим…»), и сопереживание за судьбы народа, терпящего угнетение. Совершенно не просматриваются суровые оценки учащейся и студенческой молодежью действий властных структур в связи с политическими обманами и произволом правоохранительных органов, тем горем, которое несут людям чиновники, растаскивая несметные богатства страны и природы. Ныне улетучились из программ воспитания или подверглись коренной переоценке пронзительная лирика Некрасова («Труд этот, Ваня, был страшно громаден…»), героический подвиг декабристов и множества других представителей русского народа, о которых знали и с которых брали пример дети прошлых поколений. Нынешние учащиеся совершенно не знакомы ни с ними, ни с социальными образцами капиталистической «живописи» Виктора Гюго, Эмиля Золя, Теодора Драйзера («Отверженные», «Чрево Парижа», «Американская трагедия» и др.). Воспитание же патриотизма сведено к пустой формальности, высокопарной демагогии, всяким театрализованным шествиям, привитию уважения к нынешней властной вертикали и ненависти к Саакашвили, бен Ладену и прочим.
Молодых людей умышленно отторгают от сурового анализа капиталистической системы, данного Марксом и Лениным, а в социальной философии, например, Бердяева («Русская идея», «Судьба России»), Солоневича («Народная монархия», «Белая империя»), Ильина («О сопротивлении злу силой», «О сущности правосознания») и других русских мыслителей упор делают или на религиозную составляющую, или на иные несущественные аспекты. К сожалению, многого, что открывало бы глаза подрастающему поколению на суровый и жестокий мир, звериную сущность капитала и цинизм российской буржуазии, нет в образовательном багаже современной школы. «Наверху» считают, что будущему менеджеру капитала (инженеру, юристу, журналисту, экономисту, политологу, культурологу) эти знания ни к чему, потому что скоро он сам станет преуспевающим буржуа-эксплуататором, шоуменом, прокурором или судьей. Неграмотному же обходчику нефтепровода, у родителей которого не нашлось денег на образование ребенка, такие уроки вообще не нужны, чтобы не взращивать из него бунтаря. Зато в избытке множество других уроков, уроков неправды, политического лицемерия, показа карьеризма, двоемыслия, продажности, примеров из жизни нынешних властителей дум, «умело» построивших свои капиталистические империи.
Казалось бы, созданной системой образования правящая буржуазная элита должна достичь своей цели: подготовить циничного и послушного управленца или в высшей степени преданного власти капитала прокурорского работника и судью. Однако в отличие от сферы образования в странах Запада, на которую ориентируются ныне в России, в условиях повальной бедности, всеобщего нарушения прав, свобод, элементарных интересов подавляющего большинства российских граждан и произвола властей, в условиях массового унижения народа сконструированные идеологические штампы и навязываемые правящим классом примеры буржуазного благополучия и патриотизма не срабатывают. Не срабатывают именно потому, что в «образовательной концепции» в России ее авторы допустили грубую и откровенную подтасовку понятий: на Западе капитал служит людям, а у нас ориентируют на служение людей капиталу. Если кто-то и пытается опровергать значение капиталистического влияния и заявляет о социальной ориентации Российского государства, то таким опровергателям следует просто показать, что нашу экономику (80%) ВВП определяет именно олигархический капитал. И власть жирует из-за того, что ее именно этот капитал и потчует (одних только резиденций более 15 с огромным штатом персонала, формируют еще одну в Петровском дворце, откуда выселили Военно-воздушную академию им. профессора Н. Е. Жуковского; а сколько машин сопровождения для многочисленных кортежей заполняют тесные улицы города; а сколько вообще чиновничьих структур и чиновников развелось, и все очень даже неплохо устроились на службе у капитала). Вот и вся педагогика выстроена именно по этому порочному принципу. Но кто его замечает?
Потому и сталкиваются в народном сознании многие вопиющие несоответствия, которые ведут к непониманию, духовному противостоянию, недоверию к государству, психологическому опустошению. Здесь же и путаница в понятиях патриотизма, долга, любви к Отечеству. Показательной с этой точки зрения выглядела картина «выхода из доверия власти» местной милиции в г. Владивостоке накануне прилета в него для разгона демонстрантов столичного ОМОНа. О том же говорят и строки из интернетовских форумов: «Мы — цепные псы режима», «Я не буду стрелять в свой народ», «На чьей стороне мы будем: народа или олигархической верхушки?».
Отношение к российским капиталистам, олигархам и крупным чиновникам у народа — это не отношение завистливого бедного к успешному богатому, бедности к богатству, как пытаются представить социологи и власть. Это отношение нравственного к безнравственному, оставшегося еще в народе на подсознательном уровне духовного восприятия вековых традиций человеческого общежития к бездуховному, циничному, наглому и вызывающему образу жизни. Именно этот образ со своими Куршевелями, Рублевками, виллами, яхтами, футбольными клубами и богемными тусовками постоянно демонстрирует всем нам правящая российская элита. Это ведь у них не прибыль в 300 — 600% (строительство, энергетика, торговля и т. д.). Это, как сказал академик РАН Н. П. Шмелев, чистейшей воды бандитизм, ибо такие доходы образуются от искусственно созданных завышенных наценок на товары и услуги, т. е. самого откровенного грабежа народа. Это при том, что на Западе прибыль от бизнеса в 10 — 15% — это уже удача. Это при том, что в странах Европы заработная плата у народа в 5 — 6 раз выше, чем у нас. Это при том, что свои миллиардные состояния нынешние олигархи получили не в результате каких-либо собственных трудовых усилий, а облагодетельствованы ими задарма в силу продажности государственных чиновников. К сведению читателей, государство получило от приватизации собственности всего 9 млрд. руб., в то время как нищая по сравнению с нами Боливия — в 10 раз больше. Какое после этого отношение у народа может быть к российской буржуазии?
По опросам, например, моих студентов, никто из них не хотел бы стать таким, как Абрамович, Потанин, Прохоров, Березовский, Гусинский, Дерипаска, Усманов, Ходорковский, Чубайс, Гайдар, Черномырдин, Хлопонин, Керимов, Батурина и многие другие олигархи и чиновники-феодалы из Москвы и регионов. И уж тем более никто не хотел бы отдавать свою жизнь за их капиталы и увеселения. А ведь это авангард современной правящей элиты. Но этот авангард в сравнении с выдающимися людьми — меценатами-капиталистами прежней эпохи, такими как, например, Строгановы, Третьяковы, Морозовы, Мамонтовы, Прохоровы (не из «Норникеля», а с Трехгорки), Бахрушины, Рябушинские не выдерживают никакого сравнения, ибо оказалось, что сравнивать нечего, кроме богатства тех и этих. Оказалось также, что в российском «купечестве» и политбомонде ныне совершенно нет достойных нравственных героев, чтобы можно было «делать жизнь с кого».
Так вот, приведенные примеры сегодняшнего капитализма и основанная на них педагогика, оказывается, не срабатывают. Тем более они не срабатывают там, где не только ученики, но и сами учителя чувствуют абсолютную фальшь сегодняшней образовательной системы, не верят преподаваемым ими высокопарным, скопированным с западных образцов стандартам педагогики, которые рассчитаны на довольно зажиточное население, защищенный от произвола народ, на нормальное гражданское общество и гуманистическую политику властей. Как говорится, «хороша Маша, да не наша». Как эти стандарты-копии могут прижиться у нас, если в стране происходит ежедневное столкновение ориентированной на благополучный Запад педагогической науки с реальной жизнью в горемычной России, с ее неприглядными картинами мрачного быта, беспощадной эксплуатацией народа и земли, произволом властей, судов и начальников?
Образование и воспитание в таких условиях реальной действительности не выдерживают никакой критики и позитивной поддержки. Они и не могут выдержать, ибо не в силах объяснить, почему за последние годы поступательного движения российской экономики, в эпоху нефтяного изобилия прибыль многих капиталистических компаний не была направлена на производительное потребление, а миллиардами уходила за рубеж, почему при беднеющей на глазах стране количество долларовых миллиардеров увеличилось с нескольких человек до сотни с лишним, почему усугубилось расслоение общества по доходам, почему происходит нарастание имущественного и социального неравенства в российском народе и молодежь из бедных семей и даже среднего класса сегодня не в состоянии «потянуть» неподъемную финансовую составляющую обучения, почему сотни миллиардов денег, полученных нынешними капиталистами от эксплуатации народа, и сегодня, благодаря властям, продолжают уплывать из страны? Уж не потому ли случился и кризис?
А поэтому многие светлые головы уже давно убедились, что взятая прозападная, по преимуществу американская, модель развития общества для нынешней России — это болезненно отторгаемый живым организмом инородный элемент. Потому и рушатся и российская школа, и российская мораль, и построенная по чужим лекалам рыночная экономика, и вся система российского образования. Рушатся не с помощью каких-то внешних факторов, недостатка в работе учебных отделов и кафедр, упущений стрелочников-педагогов, подрывной деятельности Запада, а само по себе. Сегодняшняя «педагогика» порождает в душах учеников лишь страшную раздвоенность, непонимание происходящего, совершенно исковерканные представления о реальности, а вместе с ними — неверие в будущее и глубочайший внутренний разлад. В мозгах же их учителей эта пореформенная модель вместо солнечного оптимизма оставляет лишь осознание бесполезности, пустоты и беспредельного формализма от собственной работы. То есть нынешняя школа (я имею в виду и высшую), вся ее содержательная сущность не только заведомо дезориентируют людей во времени и в пространстве, они полностью превращают весь образовательный процесс в какую-то пустую формальность, необходимую лишь для получения «корочек», и не более, а поэтому не несут и не могут нести в себе никакого конструктивного и социально полезного начала.
Школа хаоса и абсурда — вот что такое современное образование в России. А потому считаю, что избранная властью капиталистическая модель от начала до конца деструктивна и преступна, ибо в ней полностью отвергнута идея народного просвещения, отброшены на задворки истории великие гуманистические цели и традиции. В этой модели даже и не пахнет заботой о собственном народе, в ней ни русский язык, ни русская литература, ни российская история не культивируются как основные предметы, а в технических, гуманитарных, правовых и экономических науках сделан крен исключительно на мелкобуржуазные ориентиры. Чего стоят, например, преподаваемые молодым людям идеи, которые построены на безнравственном извлечении прибыли (нравственного извлечения прибыли не бывает), товарно-денежных, в основном спекулятивных отношениях, обогащении, культе тестов и многих других бездуховных атрибутах жизни при капитализме? Конечно же, всякому ясно, что в таких условиях говорить о гуманизме излишне.
В юридических же вузах, наряду с вышесказанным, возводится культ закона и трепетного отношения к нему будущих и действующих юристов. А то, что закон в капиталистическом обществе — лишь выразитель воли правящего класса, которому глубоко чужды интересы собственного народа, об этом полностью умалчивается. На таком вот зыбком педагогическом фундаменте у государственных чиновников, служителей права и закона и произрастают жестокость, произвол, повальная коррупция, безучастность к своему народу и даже… к самим себе. А проведи с подмосковным ОМОНом такую вот лекцию, глядишь, и отказался бы он по команде «фас» лупцевать демонстрантов Владивостока, да и понимание закона было бы несколько иным.
Какие же предлагаются меры по устранению описанного положения дел? Некоторые считают, что наведение порядка в сфере образования и воспитания народа возможно с помощью «завинчивания гаек», еще большего укрепления «вертикали власти». Горячие головы! Однако любые репрессивные меры окажутся не только неэффективными, они создадут в очередной раз очаг напряженности в нашей и без того замордованной стране. Что толку привлекать к ответственности за размороженный котел кочегара, если виновато начальство, которое не завезло уголь? Единственное, чего добьешься таким наказанием: вызовешь очередной шквал нецензурщины у наказанного работяги. И только. И никакие ОМОНы здесь не помогут. Пора бы уж властям это понять наконец. Другие предлагают новую революцию. Но и этот урок мы тоже уже проходили. Вместо революционных романтиков придут новые проходимцы, и все возвратится на круги своя.
Так есть ли что-либо альтернативное репрессиям и революциям? Есть! Ответ таится в опыте русской и советской школы, в нравственном опыте и в высоком духовном потенциале русского народа, в достойной жизни многих дореволюционных юристов, педагогов, ученых. Еще И. Л. Солоневич говорил, что «с нашей, а также и с английской сегодняшней точки зрения мы смогли бы сказать, что в вопросах государственного школьного строительства Рюриковичи (имелась в виду современная ему Россия) лет на тысячу опередили Англию». Вот и надо перенять все эти гуманистические начала организации русской школы, учебы, практической жизни, преподавания народной культуры, воспитания национальных основ российского правосознания. Не выбивать из русского человека русское, а культивировать это русское, перенимать. Но перенимать надо не представителям капитала, не бесчестным служкам капиталистической системы: они загубят это дело на корню, ибо капитализм никогда не бывает национальным, он наднационален, если вообще не антинационален. Образование народа, воспитание высокого патриотического долга перед Отечеством, управление этим процессом должны стать делом самой нации, лучших и беззаветных представителей российского общества, выходцев из народа, знающих его нужды и чаяния. Здесь потребуется и кардинальное изменение нынешнего курса государственных реформ, и смелость их организаторов. Ведь в этом случае придется отказаться не только от взятой капиталистической ориентации, но и от большого куска привилегий, которые в изобилии падают от бизнеса и власть имущих (правящего класса). Только такое коренное влияние на происходящие процессы может привести к позитивным сдвигам. Но, чтобы сделать подобные шаги, нужны свои Ломоносовы, Сперанские, Кони, новые гуманисты нашей эпохи, люди с мышлением Александра II, в конце концов, а найдешь ли таких среди нынешнего чиновного люда?
Ведь они — слуги своей системы. Они будут служить ей до конца, пока эта система приносит им колоссальные доходы. И пока когда-нибудь она не развалится сама под тяжестью собственных противоречий, абсурда, бестолковости и, не дай Бог, очередной революции. В таком случае Ломоносовы, Сперанские и Кони должны прийти из народа. В народе так много здравомыслящих государственников, педагогов, организаторов, истинных, а не демагогствующих патриотов своей Родины. Спасение нынешнего общества может быть делом рук только настоящих представителей русского народа, возможно, из самой его глубинки, подлинной народной интеллигенции и представителей культурного слоя многонационального российского общества. К сожалению, других сил для такого важного дела в России не осталось.
А когда с их помощью возродим в российском обществе гуманистические традиции, тогда и появится и справедливый прокурор, и сам собою честным станет суд, и чиновники обворовывать свою страну перестанут. А это и есть основа нормального защищенного бизнеса. Иного пути у нас нет.
——————————————————————