Сколково: правовое положение проекта

(Лейба А.) («ЭЖ-Юрист», 2013, N 41)

СКОЛКОВО: ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОЕКТА

А. ЛЕЙБА

Алексей Лейба, юрист, г. Добрянка.

В последнее время довольно много говорят о Сколково. С момента принятия федерального закона, регламентирующего создание и функционирование этого проекта, прошло уже более трех лет, однако вопросов, касающихся деятельности инновационного центра, меньше не становится.

Что представляет собой центр?

Впервые о создании современного технологического центра заявил Президент РФ Д. Медведев 12.11.2009 в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ, и только в сентябре 2010 года был принят Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». Согласно ст. 2 Закона N 244-ФЗ реализация проекта «Сколково» возложена на управляющую компанию (УК), которой является Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»). Решение о наделении Фонда статусом УК было принято на заседании Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России 26.10.2010. Учредителями Фонда «Сколково» выступили РАН, Роснано, Внешэкономбанк, МГТУ им. Н. Э. Баумана, ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Фонд содействия развитию жилищного строительства. Особенностью конструкции инновационного центра (ИЦ) «Сколково» является то, что, хотя физически города еще нет (он только в процессе строительства), согласно Закону N 244-ФЗ центр может функционировать уже сейчас, при этом финансирование проектов на грантовой основе осуществляется в пропорции федерального бюджета и частных средств примерно 50 на 50. Что касается внутренней организационной структуры, то в Фонде «Сколково» созданы Совет Фонда, Консультативный научный совет и Попечительский совет. Совет Фонда является высшим органом управления, который возглавляют два сопредседателя: с российской стороны это глава Наблюдательного комитета Группы компаний «Ренова» В. Вексельберг, международным сопредседателем стал экс-руководитель компании Intel К. Барретт. Консультативный научный совет — это специальный экспертный орган, который возглавляют также два сопредседателя (Ж. Алферов и Р. Корнберг). Задачами Попечительского совета как коллегиального органа, возглавляемого Президентом РФ и осуществляющего свою деятельность на общественных началах, являются утверждение задач Фонда, надзор за его деятельностью и использованием имущества Фонда. В его состав не могут входить члены Совета Фонда и Президент Фонда. Конструктивно инноград «Сколково» представляет собой территориально обособленный комплекс, который разделен на пять «деревень» (согласно проекту архитектурной компании AREP (Франция), выигравшей конкурс). В силу Закона N 244-ФЗ участники проекта могут осуществлять исследования по одному из пяти направлений: энергоэффективность и энергосбережение; ядерные технологии; космические технологии; медицинские технологии; стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение (п. 8 ст. 10 Закона N 244-ФЗ). Фонд «Сколково» намерен содействовать не только осуществлению исследований, но и коммерциализации их результатов. В Фонде по каждому из пяти направлений созданы отдельные функциональные подразделения — так называемые кластеры, основная задача которых — отыскивать интересные для инновационного центра проекты и привлекать их в Сколково.

Полномочия УК

Закон N 244-ФЗ наделяет УК, не являющуюся государственным органом, широкой компетенцией и публично-правовыми полномочиями. Так, к ним отнесены не только общее организационное руководство и координация деятельности в рамках проекта «Сколково», но и вопросы, которые согласно действующему законодательству РФ должны входить в компетенцию органов местного самоуправления. Среди них — подготовка и утверждение градостроительных документов по ИЦ «Сколково», проведение экспертизы проектной документации, выдача разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов недвижимости на территории центра; организация строительства и эксплуатации жилых домов, объектов инфраструктуры, автомобильных дорог, предоставление жилых помещений; предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства; организация образовательной и медицинской деятельности на территории центра. Таким образом, на территории ИЦ «Сколково» будут созданы подразделения органов внутренних дел, миграции, налогового контроля, таможенного дела, предупреждения и тушения пожаров, защиты прав потребителей и благополучия человека, интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков. Отметим, что до Сколково функции органов местного самоуправления в РФ никогда не осуществляло юридическое лицо. На основании решений Фонда компаниям как участникам проекта предоставляются налоговые и таможенные льготы, преференции в части привлечения иностранной рабочей силы (не требуется получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников) и т. п., которые обычное юридическое лицо предоставлять не может. УК может передавать своим дочерним обществам часть функций, за исключением, например, принятия решений о предоставлении (лишении) статуса участника проекта. В собственности УК находятся земельные участки, составляющие территорию центра «Сколково», и жилые помещения, входящие в состав инфраструктуры центра, при этом УК не обладает правом их продажи, она может только сдавать участки и жилые помещения в аренду (наем) участникам проекта.

Участники проекта

Статус участника проекта может быть присвоен российским юридическим лицам исключительно по тем направлениям, которые обозначены в Законе N 244-ФЗ (на 02.08.2013 общее число участников проекта составило 929) <1>. ——————————— <1> URL: http://www. community. sk. ru.

Заявки на участие в проекте оценивают члены пяти коллегий (по одному в каждом кластере), при этом в составе заявителей должен быть хотя бы один иностранный специалист, имеющий значительный авторитет в инвестиционной или исследовательской среде. При положительном решении заявителю присваивается статус участника на срок до 10 лет. Однако в Законе N 244-ФЗ ничего не сказано о том, возможно ли обжалование в суде такого решения. Заявителем может быть и иностранная компания, которая после одобрения может создать на территории РФ юридическое лицо для осуществления исследований и иной деятельности. Например, крупные международные компании могут включить в проект свои Research & Development — центры (R&D-;центры) либо могут направлять своих специалистов для участия в проектах. Так, 01.11.2010 подписан договор о сотрудничестве с корпорацией Microsoft. Следует отметить, что только участники проекта имеют право на значительные налоговые льготы: например, в течение 10 лет такие организации не уплачивают НДС, за исключением налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Прекращение такого права происходит, если совокупный размер прибыли участника проекта превысит 300 млн. руб. с начала года, следующего за тем, в котором выручка превышала 1 млрд. руб., они также не уплачивают налог на прибыль организаций, налог на имущество, освобождены от ведения бухгалтерского учета. Участники проекта уплачивают страховые взносы в фонды обязательного государственного страхования по пониженным тарифам. Так, в первые 10 лет для участников проекта размер страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию составляет 14%. Кроме того, на этот 10-летний период для участников проекта не предусмотрены взносы в ФСС и ФОМС, а выпадающие доходы государственных фондов компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Еще одна важная особенность правового режима участников проекта — преференции в миграционном режиме для зарубежных ученых и высококвалифицированных специалистов: для них и для их семей будут облегчены правила въезда, получение разрешения на работу, а также сняты ограничения на перемещения по РФ. Лица, нарушившие правила проекта, утрачивают право на участие в реализации проекта в порядке, установленном УК (п. 6 ст. 7 Закона N 244-ФЗ) и досрочно исключаются из реестра участников. Примечательно, что лица, желающие стать участниками проекта «Сколково», могут подключаться с помощью Интернета к веб-семинарам, проводимым организаторами еженедельно. К лицам, участвующим в реализации проекта, относятся юридические лица и ИП, которые заключили с УК договор в целях реализации проекта (от поставщиков канцтоваров до ключевых партнеров). Отметим, что в отношении интеллектуальной собственности участников проекта существуют особенности. Так, в Законе N 244-ФЗ отсутствуют какие-либо нормы об интеллектуальной собственности, только лишь сказано, что для реализации проекта УК осуществляет организацию предоставления участникам проекта услуг, необходимых для государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности, созданных участниками проекта при осуществлении исследовательской деятельности (ч. 2 ст. 8 Закона N 244-ФЗ). Несмотря на это, все права на интеллектуальную собственность будут принадлежать только участникам проекта, в том числе и в случаях, если они по каким-то причинам утратят свой статус <2>. ——————————— <2> Правовой статус участников инновационного центра «Сколково» (интервью с И. Дроздовым, директором по правовым вопросам Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонда «Сколково»).

Интересная ситуация возникает с налоговыми льготами, предоставленными ИЦ «Сколково». На территории ИЦ могут осуществлять свою деятельность различные организации, пользующиеся на законном основании имуществом на территории Центра, в частности землей. Но важно знать, что право на налоговые льготы есть только у Сколково. Так, в одном деле ЗАО МНПК «НЭКСИ» (Курская область, г. Железногорск) в обоснование апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Курской области от 16.02.2012 о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за неуплату земельного налога ссылалось в том числе и на то, что освобождено от его уплаты на основании п. 10 ст. 395 НК РФ. Из содержания данного пункта следует, что освобождаются от налогообложения организации, признаваемые УК в соответствии с Законом N 244-ФЗ, в отношении земельных участков, входящих в состав территории ИЦ «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций. Суд апелляционной инстанции, конечно же, не согласился с доводами ЗАО и отметил, что согласно распоряжению Президента РФ от 02.07.2010 N 446-рп «О создании и обеспечении функционирования инновационного центра «Сколково» УК, освобожденной от уплаты земельного налога, является некоммерческая организация «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2012). Определением от 27.05.2013 N ВАС-3125/13 дело передано в Президиум ВАС РФ для рассмотрения в порядке надзора по причине отсутствия единообразия в толковании и применении судами норм НК РФ.

Сомнения и недостатки

Относительно Сколково с самого начала высказывались мнения, что проект будет неуспешен по многим причинам, в частности из-за отсутствия в РФ спроса на инновации, отсутствия научных школ, игнорирования отечественного и зарубежного опыта. Кроме того, фактически территория Сколково будет насильно исключена из территории Московской области «Новоивановское», что, по мнению критиков, противоречит ст. 131 Конституции РФ, которая позволяет изменять границы территории местного самоуправления только с учетом мнения населения соответствующих территорий <3>. ——————————— <3> Закон о Сколково перечеркнул законы // Одинцово. Инфо. Информационный интернет-портал района // URL: http://www. odintsovo. info.

Еще один момент: в действующем законодательстве РФ отсутствует понятие коммерциализации (ч. 2 ст. 1 Закона N 244-ФЗ). Представляется, что коммерческий эффект от инноваций будет получен путем создания бизнес-инкубаторов и венчурных фондов. Отсутствуют также и конкретные контролирующие структуры, следящие за распределением и освоением бюджетных средств, на что указывает Т. Леонова <4>. ——————————— <4> Леонова Т. Н. Инновационный центр «Сколково»: перспективы развития инновационно-образовательных центров в России // Инновации. 2011. N 4 (150).

Кроме того, из содержания ст. 7 Закона N 244-ФЗ невозможно определить, являются ли нормативно-правовыми актами (НПА) правила проекта, которые разрабатывает, утверждает и размещает в Интернете УК, принимая во внимание ее объемные властные полномочия. А. Семко делает вывод о том, что они не являются НПА, поскольку (с учетом положений п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007) изданы УК, не являющейся органом государственной власти или органом местного самоуправления (или их должностным лицом) и, следовательно, не могут быть обжалованы в суде на основании главы 24 ГПК РФ или главы 23 АПК РФ. Однако, если учитывать положения ст. 20 Закона N 244-ФЗ, которая предусматривает ограничения полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на территории центра в пользу УК, правила проекта следует отнести к квазинормативным правовым актам, которые могут быть обжалованы в суде <5>. ——————————— <5> Семко А. М. Основы правового регулирования венчурного инвестирования в России и за рубежом // Предпринимательское право. 2011. N 3.

В отношении территории ИЦ «Сколково» публичные слушания по специальным документам, проекту планировки и проекту межевания не проводятся, они утверждаются УК, а не органами местного самоуправления, на что прямо указано в ст. 15 Закона N 244-ФЗ. Как известно, на территории ИЦ планируется массовая застройка, а значит, должны действовать процедуры предоставления земельных участков для строительства, однако в случае со Сколково ничего подобного мы не наблюдаем и никаких процедур предоставления УК земельных участков в собственность в Законе N 244-ФЗ не предусмотрено <6>. ——————————— <6> Анисимов А. П., Землякова Г. Л. Правовой режим земель инновационного центра «Сколково»: вопросы теории // Современное право. 2011. N 2.

Кроме того, Закон N 244-ФЗ не содержит специальных правил выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Совершенно справедливо, на наш взгляд, подвержено критике и положение о возможности УК самостоятельно определять условия и порядок передачи жилых помещений в аренду, субаренду, внаем, а также определение оснований и порядка выселения из жилых помещений (п. 5 ст. 4, п. 16 ч. 1 ст. 5 Закона N 244-ФЗ). Даже в руках некоммерческой организации (Фонда «Сколково») это серьезное оружие хотя бы потому, что основания для предоставления, например, служебных жилых помещений, основания для расторжения договора найма таких помещений установлены в главе 10 ЖК РФ. Закон N 244-ФЗ даже не определяет статус этих жилых помещений, известно только, что малоимущим на территории Сколково органы местного самоуправления не будут предоставлять жилье (п. 4 ч. 2 ст. 20 Закона N 244-ФЗ). Важный вопрос — тиражирование опыта ИЦ «Сколково», то есть создания других аналогичных центров в других регионах РФ. По этому поводу Т. Леонова говорит, что создание сети аналогов Сколково на территории России неизбежно приведет к существенному увеличению расходов федерального бюджета, а возможности вовлечения в финансирование проектов — аналогов Сколково средств бюджетов субъектов РФ также ограничены в силу того, что большинство региональных бюджетов дефицитны <7>. ——————————— <7> Леонова Т. Н. Указ. соч.

Закон N 244-ФЗ в полном объеме вступит в силу с 01.01.2014, когда руководители юридических лиц — участников проекта обязаны будут находиться на территории ИЦ. Надеемся, что инноград «Сколково», для которого созданы «тепличные» условия (поддержка Президента и Правительства РФ, принятие отдельного федерального закона, огромные налоговые льготы, расположение вблизи г. Москвы), в конечном счете вырастет во что-нибудь стоящее.

——————————————————————