Тайна как методологический принцип историко-правового исследования

(Ансимов Н. Н.) («История государства и права», 2010, N 4)

ТАЙНА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ИСТОРИКО-ПРАВОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ <*>

Н. Н. АНСИМОВ

——————————— <*> Ansimov N. N. Secret as a methods principle of historical-law research.

Ансимов Николай Николаевич, профессор кафедры истории государства и права УрГЮА, доктор исторических наук.

В своей статье автор рассматривает понятие тайны в качестве методологического принципа историко-правового исследования. Дан развернутый анализ данного явления на широком отрезке исторического развития России. Глубокое осознание тайны как элемента культуры призвано помочь решить научные, познавательные, воспитательные задачи, связанные, по мнению автора, со способностью людей понимать относительную ограниченность современных достижений и исторического опыта в целом.

Ключевые слова: государственность, возникновение государства, локальные сообщества, абсолютизм, большевистская диктатура.

The author considers the concept of secret as a methods principle of historical-law research, gives a broad analysis of this phenomenon in historical development of Russia. Deep understanding of secret as an element of culture helps to solve scientific, cognitive, educational tasks related in the author’s opinion to the ability of people to understand relative limitedness of contemporary achievements and historical experience as a whole.

Key words: statehood, appearance of state, local societies, absolutism, Bolshevik dictatorship.

Самораспад Российской империи, а затем и СССР сопровождался разоблачением тайны существования отжившей государственности. Однако радостное состояние быстро сменилось дискомфортным. Причины этого никто не мог убедительно объяснить. Сегодня социальное напряжение ослабло, но заметно понизился уровень активности всех слоев общества в поиске и принятии новых решений. Правящая элита, бюрократия упрочили свои позиции настолько, что ни о каких глубинных реформах государственности речи не идет. Мы вновь возвращаемся в прежнее состояние. Уходящее в прошлое тысячелетие создало громадные знания в самых разных областях деятельности. История XX в. обернулась для русского народа настоящей трагедией. Главная причина этого таилась в постоянных попытках увековечить культ власти, фетишизации логических построений, фактов. К общенародному счастью мы шли дорогой насилия. До сегодняшнего дня Россия не может выкарабкаться из хаоса. Нам недоставало понимания глубинных законов мироздания, тайн духовного бытия. Окружающий нас мир по-прежнему остается величайшей загадкой, тайной. Не является исключением и наша российская государственность. Вхождение в новую эпоху подвигает к переосмыслению пройденного, потребности объединить многообразные виды познания, переоценке, казалось бы, прочно известных истин, в том числе и методические принципы отечественной истории государства и права. В ряду основополагающих начал науки выдающееся место принадлежит тайне. Отношение к этому явлению, давшему первотолчок к развитию человечества, может быть различным. Эта категория наук и религии, искусства и культуры имеет также методологическое содержание. Глубокое осознание тайны как элемента культуры призвано помочь решить научные, познавательные, воспитательные задачи, связанные со способностью людей понимать относительную ограниченность современных достижений и исторического опыта вообще. Тайна может быть осмыслена на категориальном уровне лишь в процессе, развитии, изменении. В плане заявленной проблемы хочется остановиться на выяснении тайны как условии, средстве и цели существования государственной власти, народа и личности. Современное состояние науки о Российском государстве показывает, что проблема возникновения государства является важнейшей. Однако не только о глубокой древности, но и о периоде начала нового летосчисления известно мало. С. М. Соловьев полагал, что у славян в VI — VII вв. н. э. господствовала организация, основанная на кровнородственных отношениях. Славянофилы рассматривали в качестве коренного устоя русской жизни семью и общину. Ученые едины в том, что в социальной организации наших предков господствовал таинственный мир локальных сообществ, носивших замкнутый характер. Догосударственный мир перестал ограждать человека от угроз внешнего фактора, усиливал междоусобицы, обострял дискомфортное состояние. Важнейшим условием возникновения государства явился высокий уровень развития культуры догосударственных образований. Однако в механизме взаимопроникновения культуры догосударственных миров в государственный коренится величайшая тайна нашей истории. Можно предположить, что процесс разрыва славян с ценностями локальных миров шел крайне болезненно и непоследовательно. Древние предки показали удивительную способность переносить ценности локальных сообществ на государственную историю страны таким образом, что оставляли за собой право на возврат к прошлому. Локализм России являлся основанием целостности государства, он же представлял для него и главную опасность. На этапе Древней Руси локализм сокрушил государственность при малейшей ответственности за судьбу общества в целом. Ссылаясь на волю предков и богов, славяне совершили совместное преступление против самих себя. Процесс разрушения российской государственности локализмом стал постоянным и выразился в ряде катастроф, приводивших к прерывности истории государства. Первый этап российской государственности показал, что одновременное признание тайны собственных потребностей и реальных, объективных возможностей для древних славян оказался непосильным. Это признание требовало громадных усилий народа по превращению скрытых явлений культуры, науки, образного мышления в предметный, реальный мир. Образ правды победил образ истины. Яркая страница нашей истории, время бурной политической жизни и общественной активности уже в начале XII в. была закрыта, а татаро-монгольское вторжение застало страну в запустении. Власть догосударственных ценностей оказалась сильнее государственных. Потребовались мучительные столетия, чтобы раскрыть тайну утопичности государственности, построенной как собрание локальных миров. Итак, тайна является важнейшим условием становления государственности, что выражено в высоком уровне культуры, осознании потребности решительного разрыва с прошлым. Самой страшной тайной Руси стала тайна возможности сохранить общество, если великокняжеская власть будет опираться на сильное и богатое окружение, с правом их корма и обязанностью обороны земли. Эта тайна оказалась роковой, потому что в людях, облеченных властью, народ видел своих главных врагов. Создание Российского государства было связано с естественным ограничением личных прав, традиционных свобод. Тайна власти отделялась от локальных сообществ и концентрировалась в лице главы государства. В Древней Руси образ государства совпадал с образом догосударственного мира, в котором обожествлялось первое лицо. Эта идея казалась правдивой и вечной. Как только отношения внутри государства стали усложняться и потребовались средства для управления, образования, локализм сокрушил Киевскую Русь. В Московском царстве прозрение, что царь не батюшка, а глава разрастающегося государственного аппарата, бюрократии, шло очень медленно. Культ рабства существовал рядом со страхом и ложью, бесправием, житейскими неровностями, случайностями. Соборность не вела к всеобщему согласию. В поисках правды народ по-прежнему всматривался во внешние силы, не делая малейших попыток обнаружить зло в себе. Временами уничтожение начальства приобретало характер вандализма, выглядело как садистское безумие, сладострастное терзание жертв. Разрушение законов, правосудия, подчинение всего грубой силе вело в конечном итоге к смене одной неправды другой. Тайна лица, возглавлявшего высшую власть, мало интересовало общество. Важнее было признание за ним такой силы, отпадение от которой равносильно гибели. Высший Спаситель мог не иметь собственных идей, быть воплощением худших черт общества, но он должен быть отцом, своеобразным парусником для интеграции общества, не скупиться в обещаниях искоренить мировое зло. Если первое лицо перестанет всех спасать от ошибок, всех равнять, то гибель его неизбежна. Чтобы отсрочить ее, власть нагнетала состояние страха. В эпоху абсолютизма тайна проявляется как важнейшее средство самосохранения государственности. Власть, управление, суд, наука, религия, т. е. все, что имело отношение к государству, приобрело характер тайны, таинства. Никто не знал подлинного механизма прохождения дел, принятия решений, отправления правосудия. Установилось в государственном аппарате правило, восходящее к локализму: в своем ведомстве начальник должен знать все и первый. Появилось ранее неизвестное России явление, когда природного царя, Петра I стали называть антихристом и сравнивать с сатаной. На закате Российской империи Николая II представляли как главного виновника всех бед. Образ последнего императора, для многих неожиданно, ворвался в сознание неразвитых масс как оборотень зла, эксплуататор. Религиозный русский народ стал утрачивать слабое сдерживающее начало. Государство начало распадаться, что вело к новой катастрофе. Прогрессивное развитие страны не могли обеспечить ни царь, ни структуры власти. Некогда могучая монархия оказалась в состоянии исторического тупика, выход из которого следовало искать в преодолении государством и обществом своей ограниченности. Этого не произошло. Крушение вековых иллюзий обернулось нравственным разрушением народа. Культ рабства в России всегда шел рядом со страхом и ложью. Ф. Ницше писал: «…мораль рабов всегда нуждается для своего возникновения прежде всего в противостоящем и внешнем мире, нуждается, говоря физиологическим языком, во внешних раздражениях, чтобы вообще действовать, — ее акция в корне является реакцией» <1>. ——————————— <1> Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 425.

Сегодня ясно, что следствием мифологического сознания русского народа оказалась духовная деградация, безразличие к судьбе собственной и ближних. Правда и ложь — это разные стороны такого явления культуры, как тайна. История учит осторожности обращения с ней. В плоскости правды и лжи во многом лежит проблема исторической ответственности народа. Трагедия российского общества приобрела немыслимые масштабы с установлением большевистской диктатуры. Огромный идеологический и репрессивный аппарат охранял тайну утопичности государственных идей и задач построения социализма и коммунизма. Легальная политика была тесно переплетена с тайными операциями секретных полицейских служб. Наша недавняя история в очередной раз показала, что запуганному, бесправному человеку можно внушить что угодно. Примитивное дробление на добро явное и зло тайное в повседневной жизни перешло на многообразные отношения: дружеские, деловые, соседские, политические и даже семейные. По аналогичному образу создавались лженауки и лжеобразование. Опыт российской истории, сегодняшняя ситуация показывают, что мы вновь стали перед разгадкой тайны дня завтрашнего. Усиливают тревогу агрессивный раскол в обществе, опасные изменения во властных структурах, возможность возврата к архаичным и догосударственным ценностям, к прежним нравственным идеалам. Нам вновь нужно учиться жить сообща, но для этого следует изменить внутреннее состояние, открывать тайны собственного «я», объективной реальности, реализации своих задач. Обновление жизни требует развития науки, поиска универсальных методологических решений. До сих пор самой большой тайной является обоснование и осуществление тайны без новых массовых потрясений общества.

——————————————————————