Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник: история и современность

(Сидорова С.)

(«Культура: управление, экономика, право», 2011, N 3)

ТОБОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

С. СИДОРОВА

Сидорова С., директор ГАУК ТО «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник».

Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник — это центр сохранения, изучения и публичного представления исторического и культурного наследия Западной Сибири. Устав музея, утвержденный в 1890 г., определил цель данного учреждения: «Наглядное ознакомление публики с историей Тобольской губернии и развитием в ней культуры во всех ее формах и проявлениях».

Минуло 140 лет, и в контексте социального и экономического развития края статус музея, как социокультурного института Сибири, не столько изменяется, сколько повышается, осуществляя миссию формирования идеологии культуры общества, посредством выполнения своих основных целей и задач: комплектования, хранения, изучения и популяризации памятников истории и культуры и природных объектов.

Вторая половина XX в. сформировала в Тобольске традиционное общественное понимание о музее как о локальном культурно-просветительном объекте на определенной исторической территории. Поколения тоболяков и сибиряков выросли с историей краеведческого музея, разместившегося в архиерейском доме. «Музей Духовной культуры Западной Сибири», организованный как моноструктура, обусловил Софийский двор музейным пространством Тобольского кремля.

Инфраструктура музея-заповедника на рубеже XX — XXI вв. предстала в системе тематических филиалов, расположенных в исторических зданиях на территории города и приспособленных под музейный показ. Несомненно, реализация областной целевой программы «Создание туристического центра на базе историко-культурного наследия города Тобольска» стала отправной точкой в модернизации музейного пространства Тобольского музея-заповедника.

В целях полномерного представления уникальных памятников истории и архитектуры обновлена тематическая идеология музеефикации. Концептуальными приоритетами выбраны принципы мемориальности и восстановления исторической значимости объектов.

Случилось так, что центральной экспозицией стала вся территория Кремлевского ансамбля, и, как в едином выставочном концепте, предстал он под открытым небом на естественно-природном подиуме в гармоничном сочетании сохранения и представления уникальных явлений истории страны и мира.

Кремли России — это хранители особых традиций, это образцы духовной силы и мудрости великого народа. Его история и культура, его душевная мощь, его прошлое, настоящее и будущее.

Тобольский кремль. Он не похож не другие кремли России своим местоположением, своей индивидуальностью, своей сложившейся системой общественных отношений, своим взаимопроникающим соседствованием, в котором хранится зародившаяся много столетий назад ансамблевая композиция как гармоничное сочетание всех компонентов, подчиненных единому замыслу.

Эпохи его построения и изменения — это своеобразные образчики времен и характерные черты его созидателей. Он сформировался не в один год и не за одно десятилетие, это не монастырь, а архитектурный ансамбль, представленный социально-культурными сегментами. Изначальное его определение — укрепление за государством первых поселений освоенных территорий — очень скоро переросло свое назначение, закрепив за ним множество других функций.

Софийский двор сложился как резиденция сибирских митрополитов и архиепископов.

Воеводский двор (Вознесенский) образовался как комплекс административно-управленческих зданий.

Прямской взвоз с подпорными стенами стал служить архитектурным укреплением склонов Троицкого мыса и «Воротами» в Каменный город. А незавершенность авторского замысла архитектора Семена Ремезова по устройству триумфальной арки над крутым подъемом в кремль, логично завершила неповторимый колорит кремлевского фасада.

Гостиный двор своим обывательским определением подтвердил торгово-экономическое значение Тобольска.

Тюремный замок, в противовес сложившимся качествам общественного центра края, дополнил его сооружениями специфической (пенитенциарной) государственной деятельности.

Губернский музей был возведен для сохранения и представления историко-культурного наследия Сибири и Тобольска в 1870 г.

Проникновенно органичной сердцевиной этого организованного культурного пространства стали Красная и Софийская площади.

Так постепенно кремль вобрал в себя идеологические составляющие жизнедеятельности города как социального субъекта. На первый взгляд удивляет размещение в конце XX в. в одном (и каком) месте епархии музея, общественных учреждений и тюрьмы. Но, наверное, наша российская ментальность и состоит из созвучности разновременных стилей и органичности контрастных стандартов прошедших эпох. Все это сложилось и служило нуждам одного общества, значит, даже порой, казалось, несовместимое должно дополнять друг друга и естественно сосуществовать. Элементы этого самобытного пространства, сформированные временем и определенные социальной значимостью, объединены в музейный комплекс, который в 1961 г. получил статус Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Пришли времена обновления и возрождения, и вновь вернулась былая слава, и засияли золотом купола Софии, реанимировали белокаменные стены, обновились сооружения, зазеленели укрепленные склоны Алафеевской горы. Планомерно осуществляются ремонтно-реставрационные работы, и они дают новое дыхание зданиям, которые после обновления приспосабливаются под объекты музейного и туристического показа. Но важно еще и выстроить в едином духе структуру функционирования музейного комплекса по выполнению основных направлений его деятельности: фонды, объекты, экспозиции и выставочные проекты. Не менее важно привлечь и увлечь посетителя, открыть ему путь к прикосновению и сопричастию с вечными ценностями. Научиться воссозданные и обновленные ресурсы преподносить посетителю, искушенному и заинтересованному, туристу, приехавшему издалека, и паломнику, пришедшему поклониться сибирским святыням.

Наше учреждение продолжает активно развиваться, решая ежедневные и перспективные задачи. Музей является балансодержателем 42 объектов, памятников истории и архитектуры федерального значения, из которых 35 являются объектами туристического показа, 9 музейного, а 20 из их же числа находятся в пользовании Тюменско-Тобольской епархии.

В рамках реализации областной программы идет процесс реставрации зданий и благоустройства территории Тобольского кремля, а следовательно, и территории музея-заповедника. На время ремонтно-реставрационных работ объекты передаются заказчику, музей несет ответственность за их состояние и контролирует все процессы. Параллельно разрабатываются проекты приспособления и музеефикации архитектурно-исторического ансамбля.

Целостность сформировавшегося музейного пространства определяет и единое идеологическое решение концептуального развития музея-заповедника. В 2009 г. открылись для посетителей в режиме музейного показа три объекта: Дворец наместника общей экспозиционной площадью более 3,5 тыс. кв. м, Судебная управа (200 кв. м) и Губернский музей (800 кв. м).

В 2010 г. осуществлены постоянные экспозиционные проекты: «Ершовская гостиная», «Кабинет Менделеева», «Будуар», «Тобольский косторезный промысел», «Из истории отделов палеонтологии и этнографии Губернского музея». Успешно состоялись сменные выставочные проекты «Символы Сибирского гостеприимства», «Птицы и версты», приуроченный к 60-летию Минсалима Тимергазеева, «Мир, спасенный женщиной», посвященный 65-летию Победы в ВОВ, «Возвращение Сибирского ковра», «Портреты Ермака», три передвижные выставки были представлены на муниципальных музейных площадях юга области.

В 2010 — 2011 гг. реализованы проекты «Геральдика Сибири», «История Судебной системы Западной Сибири», прошедшие в Доме Корнилова.

8 апреля 2011 г. открыты: Научная библиотека музея-заповедника, постоянные экспозиции «Кабинет Суханова», «Читальный зал Губернской библиотеки» и осуществлен ввод в действие хранения редкой книги.

Являя собой модель общественного института, учреждение переживает особые времена — времена перемен. Музей обновляется, это процесс не простой, но важный и необходимый. Кадровый потенциал учреждения, сохраняя профессиональный багаж, использует его для создания оптимальной схемы осуществления основных целей и задач. В Тобольском музее-заповеднике формируется инновационная практика профессиональной деятельности сотрудников, которая не только открывает творческий кадровый потенциал, но и привлекает новыми формами нового посетителя, удивляет постоянного. Время требует сегодня от нас не просто адекватности и актуальности, а прежде всего нового качественного уровня персонала.

Сегодня для успешного функционирования музей не может ограничиться какой-либо определенной локальной ролью, он должен выполнять самые разные функции и максимально эффективно использовать все свои ресурсы и потенциал, становясь информационным, образовательным, научным, культурным и досуговым центром одновременно. Именно поэтому наши сотрудники сегодня не просто историки, научники, экскурсоводы, они еще преподаватели и организаторы, администраторы и модераторы, сценаристы и костюмированные аниматоры, они «проводники-универсалы» культурно-образовательного и досугово-просветительного процесса.

Тобольск, имея исторический авторитет, возрождает и преподносит потомкам знаменитых сибиряков свои заслуги в контексте целостности, уникальности, и музей-заповедник сегодня в центре этих событий. Ставка на Тобольский кремль как на центр развития туристического потенциала города и региона велика, и она определила решение принципиальных реформаций, возможно, визуальных и не глобальных, но формирующих день сегодняшний и направляющих день завтрашний ведущего в своей отрасли государственного учреждения.

Представляя заново возрожденные стены, объекты, храмы, площади и дворы кремля, мы учимся не только сохранять, но и передавать его как ценнейший памятник, как раритетный предмет представления в музейных экспозициях, открывая горизонты познания и признания истории и культуры своего Отечества.

——————————————————————