Основные направления информационно-правового обеспечения нанотехнологических исследований и производств

(Зульфугарзаде Т. Э.) («Информационное право», 2011, N 3)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРОИЗВОДСТВ <*>

Т. Э. ЗУЛЬФУГАРЗАДЕ

——————————— <1> Данная работа выполнена с использованием справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

Зульфугарзаде Теймур Эльдарович, заведующий кафедрой государственно-правовых и криминологических дисциплин факультета политологии и права ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», кандидат юридических наук, профессор.

В статье анализируются основные направления государственного регулирования информационно-правового обеспечения инновационных нанотехнологических исследований и производств, предложены концептуальные подходы к разработке нормативного правового акта, регламентирующего порядок создания и практического использования системы информационного обеспечения инновационной нанотехнологической деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: информационно-правовое обеспечение, инновации, нанотехнологии, исследования, производства, правовое регулирование, система.

Fundamental directions of informational-law support of nano-technology researches and manufactures T. E’. Zul’fugarzade

The paper analyzes government basic activities in regulating the information-and-legal assurance of innovative nanotechnology research and production processes; proposes some conceptual approaches to creating the regulation for the development and application in practice of an information-and-legal assurance system supporting the innovative nanotechnology research and production activities in the Russian Federation. Key words: information-and-legal assurance, innovations, nanotechnology, research, production, legal regulation, system.

В настоящее время прямое и опосредованное информационно-правовое регулирование инновационной нанотехнологической деятельности осуществляется в соответствии с более чем 1800 нормативными правовыми актами федерального уровня, включая федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты (постановления, инструкции и распоряжения), определяющие статус органов исполнительной власти в сфере инновационной деятельности, касающиеся локальных вопросов о порядке предоставления статистической и иной информации. Тем не менее современное федеральное законодательство в сфере информационно-правового обеспечения инновационных нанотехнологических исследований и производств не систематизировано таким образом, чтобы это позволяло оптимизировать требования, предъявляемые ко всем участникам правоотношений, складывающихся в указанной сфере. В этой связи возникает объективная необходимость систематизации и конкретизации основных направлений государственно-правового регулирования такого обеспечения, что и является целью исследования, результаты которого приведены в настоящей статье.

Особенности правового регулирования общественных отношений, складывающихся в связи с деятельностью, направленной на распространение и использование научных знаний с целью получения нового или усовершенствованного продукта либо технологического процесса, в последние годы все более привлекают внимание специалистов и продолжают занимать далеко не последнее место в комплексе мер в области инновационной нанотехнологической политики, осуществляемых государствами с интенсивно развивающейся экономикой, к числу которых относится и Российская Федерация. Так, например, 28 февраля 2006 г. в Будапеште был принят Меморандум об основных направлениях экономического сотрудничества между Венгерской Республикой и Российской Федерацией на среднесрочную перспективу <1>, в ст. 2 («Научно-техническое и инновационное сотрудничество») которого стороны заявили о необходимости дальнейшего развития российско-венгерских экономических связей на современной рыночной основе с учетом конкретных инициатив деловых кругов и их реализации путем взаимных инвестиций, участия в тендерах, кредитования и страхования экспорта и других прогрессивных форм экономического сотрудничества и определили в качестве одного из основных направлений экономического сотрудничества между Венгерской Республикой и Российской Федерацией на среднесрочную перспективу сотрудничество в разработке высоких технологий и создании наукоемкой продукции, включая нанотехнологии, организацию трансфера технологий и совместной коммерциализации передовых научно-технических результатов, обеспечение информационного сопровождения научно-технического и инновационного сотрудничества. ——————————— <1> Меморандум об основных направлениях экономического сотрудничества между Венгерской Республикой и Российской Федерацией на среднесрочную перспективу (Будапешт, 28 февраля 2006 г.). Текст Меморандума официально опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».

В том же году в Санкт-Петербурге, по итогам саммита стран «Большой восьмерки», 16 июля 2006 г. был принят документ «Глобальная энергетическая безопасность» <2>, в подп. 39 («Инновационные энергетические технологии») п. 1 которого лидеры «Группы восьми» указали на необходимость совместных усилий, направленных на принятие мер по разработке перспективных технологий, в т. ч. связанных с сооружением усовершенствованных энергосетей, сверхпроводимостью, нанотехнологиями (включая нанобиотехнологии), развитие информационного обмена в указанных областях и др. ——————————— <2> Глобальная энергетическая безопасность. Принято лидерами «Группы восьми» в Санкт-Петербурге по итогам саммита 16 июля 2006 г. // СПС «КонсультантПлюс».

В качестве примеров национального масштаба, направленных на информационно-правовое обеспечение развития инновационных нанотехнологий, полагаем важным привести в первую очередь Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» <3>, регулирующий отношения органов государственной власти РФ и российских участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля. Действие указанного федерального Закона распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), в т. ч. нанотехнологий и наноматериалов, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, в части осуществления экспортного контроля в целях защиты интересов РФ; реализации требований международных договоров РФ в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения; создания условий для интеграции экономики РФ в мировую экономику; противодействия международному терроризму. ——————————— <3> Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» // Собр. законодательства РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.

Так, в частности, по правилам ст. 16 Закона об экспортном контроле, в целях обеспечения выполнения установленного нормативными правовыми актами РФ порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, предотвращения правонарушений в указанной области федеральные органы исполнительной власти содействуют созданию в организациях внутрифирменных программ экспортного контроля и оказывают им необходимую информационно-методическую помощь. При этом создание вышеозначенных внутрифирменных программ экспортного контроля является обязательным для организаций, осуществляющих научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ и систематически получающих доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями. Дополнительно отметим, что положениями ст. 20 Закона об экспортном контроле установлен так называемый всеобъемлющий контроль, который заключается, в частности, в том, что российским лицам запрещается заключать, совершать внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) или участвовать в них любым иным образом в случае, если таким лицам достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2005 г. N 517 «О порядке получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности» <4>, которым в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» Правительством РФ были утверждены Правила получения разрешения Комиссии по экспортному контролю РФ на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в т. ч. относящимися к сфере нанотехнологий, которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности. ——————————— <4> Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2005 г. N 517 «О порядке получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности» // Собр. законодательства РФ. 2005. N 34. Ст. 3509.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 629 <5> были внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации. В частности, было установлено, что Минобрнауки России осуществляет координацию исследований и разработок в сфере нанотехнологий, формирование национальной нанотехнологической сети, формирование национальной информационно-аналитической системы в сфере нанотехнологий, формирование приборно-инструментальной, технологической и информационной базы для развития наноиндустрии, мониторинг научно-технического и производственного потенциала в сфере нанотехнологий, утверждает государственные образовательные стандарты в части подготовки кадров для сферы нанотехнологий. ——————————— <5> Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 629 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Приказом Минобрнауки России от 12 августа 2008 г. N 232 <6> были утверждены формы представления информации организациями, в которых за счет средств федерального бюджета созданы объекты инфраструктуры наноиндустрии, в головную научную организацию программы координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации: «Сведения об объекте (объектах) инфраструктуры наноиндустрии»; «Информационная карта объекта инфраструктуры наноиндустрии»; «Информация об использовании объекта инфраструктуры наноиндустрии». ——————————— <6> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 232 «Об утверждении форм представления информации организациями, в которых за счет средств федерального бюджета созданы объекты инфраструктуры наноиндустрии, в головную научную организацию программы координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации» // Референт. 2008. 3 сент.

Не менее важным является и Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2007 г. N 394 «Об утверждении Положения об управлении реализацией Федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 — 2010 годы» <7>, которым утверждено указанное в его названии Положение, в соответствии с которым государственным заказчиком — координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации; определен порядок формирования организационно-финансового плана мероприятий по реализации Программы, механизмы корректировки мероприятий и их ресурсного обеспечения, процедуры обеспечения открытости информации о целевых индикаторах и показателях. Необходимо отметить, что организационно-финансовый план мероприятий составляется Министерством образования и науки РФ на один календарный год. План должен содержать наименование мероприятий, фактическое или планируемое количество государственных контрактов, даты размещения извещений о торгах, объемы финансирования этапов работ. Корректировку мероприятий и их ресурсного обеспечения осуществляют государственные заказчики Программы и Российская академия наук. ——————————— <7> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2007 г. N 394 «Об утверждении Положения об управлении реализацией Федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 — 2010 годы» // Российская газета. 2008. 4 июня.

В качестве заключительного примера полагаем значимым указать введенный в действие 1 февраля 1998 г. и в настоящее время практически утративший силу <8> государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 12.1.052-97 «Система стандартов безопасности труда. Информация о безопасности веществ и материалов (паспорт безопасности). Основные положения» <9>, положения которого распространялись на информацию безопасности применения, хранения, транспортирования, утилизации, удаления веществ и материалов (паспорт безопасности) и который устанавливал общие положения и требования к составлению, содержанию, оформлению, регистрации и распространению паспорта безопасности. ——————————— <8> Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные действующими национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, обеспечивающей достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. <9> ГОСТ Р 12.1.052-97 «Система стандартов безопасности труда. Информация о безопасности веществ и материалов (паспорт безопасности). Основные положения». М.: Издательство стандартов, 2001.

Государственная политика защиты информационных ресурсов о нанотехнологиях. На современном этапе развития России защита информационных ресурсов государства, к которым отнесены в т. ч. ресурсы, содержащие информацию о нанотехнологических исследованиях и производствах, отнесена к основным целям государственной инновационной и научно-технической политики, наравне с развитием, рациональным размещением и эффективным использованием научно-технического потенциала, увеличением вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацией важнейших социальных задач, обеспечением прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышением его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшением экологической обстановки, укреплением обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочением взаимосвязи науки и образования. Переход экономики России в новое качественное состояние предопределяет значимость активизации инновационной, в т. ч. нанотехнологической, деятельности, что, в свою очередь, требует фундаментальных изменений в структуре общественного производства, образовании и составе рабочей силы. Кроме того, необходима смена вектора развития, базирующегося на использовании преимущественно природных ресурсов, к развитию на основе знаний и информации, что неоднократно подчеркивается Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым и Председателем Правительства Российской Федерации В. В. Путиным. С учетом этого необходимо существенно преобразовать отечественные институциональные условия ведения бизнеса, сформировать благоприятный инновационный климат, осуществить прорыв в сфере использования современных информационных и коммуникационных технологий как в области воспроизводства знаний, так и в отраслях, использующих нововведения. Особую значимость приобретает формирование концептуальных основ функционирования национальной информационно-инновационной системы России в целях реализации концепции устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны. Однако, несмотря на большое внимание к изучению данной проблематики, системных исследований в этом направлении до сих пор не существует. По ряду показателей результативности инновационного развития Россия значительно отстает от развитых стран, отсутствует разработанная методологическая основа развития национальной инновационной системы, сохраняется проблема создания действенных институтов отечественной инновационной сферы, наконец, дискуссионным вопросом остается само существование такой системы в России. В современных условиях сфера НИОКР и инновационная деятельность рассматриваются как важнейшая основа для обеспечения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности экономической системы. Развитие высоких технологий в наиболее передовых странах способствует формированию в них модели неоиндустриального или постиндустриального общества, где приоритетными по отношению к другим видам экономической деятельности становятся производство, накопление, распределение и использование информации. Отсутствие развитой национальной информационной среды не позволяет развивать научно-исследовательскую сферу в должной степени. Не является секретом, что потоки технологий и информации между людьми, предприятиями и институтами играют ключевую роль в инновационном процессе. Технологическое развитие является результатом сложного комплекса взаимосвязей между участниками системы — предприятиями, университетами и государственными научными учреждениями. Поэтому в исследованиях по инновационной системе важное место занимают измерение и оценка потоков знаний и информации. Учитывая, что современная отечественная система информационного обеспечения инновационной нанотехнологической деятельности и вовсе отсутствует, полагаем целесообразным разработать и принять на федеральном уровне нормативный правовой акт, регламентирующий порядок создания и практического использования такой системы по следующим четырем основным направлениям: 1. Взаимодействие между предприятиями, прежде всего совместная исследовательская деятельность и другое техническое сотрудничество. Основными методами здесь являются обследования фирм и обследования на основе литературных источников. В последнем случае информация о промышленных альянсах собирается на основе обзоров газетных и журнальных статей, специализированных книг и журналов, а также ежегодных отчетов корпораций и промышленных справочников. Наиболее обширным источником информации о кооперационных соглашениях между фирмами является база данных «Кооперационные соглашения и технологические индикаторы» (CATI), созданная Маастрихтским экономическим исследовательским институтом инноваций и технологий (MERIT). 2. Взаимодействие между предприятиями, университетами и государственными научными учреждениями. В материалах по инновационной системе подчеркивается, что качество научных исследований, финансируемых государством, и взаимодействие научных учреждений с промышленностью может быть одним из наиболее важных национальных активов при продвижении инноваций. Финансируемые государством исследовательские учреждения являются для промышленности источником не только фундаментальных знаний, но и новых методов, инструментов и полезных навыков. Потоки знаний между государственным и частным секторами можно измерять различными способами, но в национальных инновационных обследованиях применялись преимущественно четыре инструмента: индикаторы совместной исследовательской деятельности, совместные патенты и совместные публикации, анализ цитирования, обследования фирм. 3. Распространение технологий. Наиболее традиционным типом потока знаний в инновационной системе является распространение технологии в форме новых машин и оборудования. Для разных стран и секторов экономики характерны разные темпы внедрения технологий. В то же время очевиден тот факт, что инновационная активность фирм все больше зависит от использования технологий, созданных вне этих фирм. Знания о технологиях могут быть получены от потребителей и поставщиков, а также от конкурентов и государственных учреждений. Распространение технологий особенно важно для традиционных производственных отраслей и сферы услуг, которые сами могут не проводить НИОКР и не создавать инновации. По этой причине в странах ОЭСР внедряется значительное количество государственных программ, направленных на передачу технологий в промышленность. При проведении эмпирических исследований в данной области наиболее часто используются обследования фирм и измерение межфирменных потоков НИОКР через приобретение машин и оборудования. 4. Мобильность рабочей силы. Движение людей и знаний, носителями которых они являются («неявные знания»), — это один из ключевых потоков внутри инновационной системы. Большинство исследований по передаче технологий показывают, что навыки и коммуникационные возможности персонала играют критически важную роль при внедрении новых технологий. Инвестиции в продвинутые технологии должны сопровождаться развитием этой «способности к внедрению», которая в значительной степени определяется квалификацией, навыками и мобильностью рабочей силы. Мобильность рабочей силы измеряется с помощью разных подходов, наиболее эффективным из которых оказалось использование статистики рынка труда для выявления движения персонала с определенными навыками между различными отраслями промышленности, а также между промышленным сектором, исследовательским сектором и сектором высшего образования. Практическая реализация национальной информационно-инновационной системы, по нашему мнению, позволит оптимизировать координацию органов исполнительной власти Российской Федерации и научных учреждений независимо от формы собственности в сфере проведения инновационных, в т. ч. нанотехнологических, исследований и производств, сконцентрировать усилия, направленные на модернизацию отечественной экономики, способствовать эффективной реализации социально-экономических программ в современных условиях постиндустриального информационного общества и происходящих процессов глобализации.

——————————————————————