Кросс-докинг: что это такое в логистике — технологии, схемы и виды

Кросс-докинг – вариант логистики, разделение товаров от поставщика или производителя между покупателями. Выгрузка входящих грузов производится в исходящую партию, это избавляет от хранения и складирования. Система снижает затраты на доставку, увеличивает объемы свободного капитала. При кросс-докинге требуется быстрое перемещение, пространство склада должно быть большим. Все поступающие изделия должны сортироваться, упорядочиваться, обрабатываться. И за сутки их требуется поместить в грузовую машину.

Выделяют группы товаров, для которых подойдет система кросс-докинга:

  • Пищевые продукты, имеющие небольшой срок хранения;
  • Продукция высшего качества, которую не нужно проверять при приемке;
  • Изделия со строгим периодом реализации;
  • Товары высокого спроса;
  • Продукция, требующая быструю доставку.

Достоинства и недостатки

У системы кросс-докинг имеется много положительных особенностей, поэтому ее использует много компаний. Плюсы:

  • Система уменьшает время на поставку;
  • Уменьшение объема складов;
  • Быстрая комплектация;
  • Потребуется мало средств на строительство, аренду, обслуживание складского помещения;
  • Необходимо меньше персонала, а производительность оставшихся работников будет намного выше;
  • Точная работа с любым количеством контрагентов;
  • Ротация продуктов становится лучше, происходит сокращение запасов;
  • Компания может взаимодействовать с большим количеством заказчиков, поставщиков.

Недостатки:

  • Доход от системы можно увидеть, если отгрузка каждую неделю будет объемом более 3 тысяч кубометров;
  • Часто могут возникать спорные ситуации;
  • Не регулируется масса, показатели объема, качество продукции, которая принимается, отправляется;
  • Необходима связь между ERP-системами отправителей, принимающей стороной. Иногда требуется программа управления перевозками.

Как устроен кросс-докинг

Кросс-докинг бывает одноэтапный, двухэтапный. Каждый имеет характеристики, которые стоит учитывать при логистических операциях. При одноэтапной системе товар принимается, а затем отгружается в таком же виде, в каком он был доставлен. Этап разделяется на дополнительные типы:

  • Перевалка через склад. Наблюдается сохранение грузовой единицы, проводится замена транспорта;
  • Реконсолидация 1-ый вариант. Во время него отмечается несколько грузополучателей, 1 поставщик. В одном автомобиле имеется продукция для 2-3 получателей груза;
  • Реконсолидация 2 вариант. 2-3 грузополучателя, столько же поставщиков. В одно время происходит консолидация автомобилей разных получателей товаров, которые поступают от разных поставщиков;
  • Консолидация. Во время него отмечается один получатель груза, 2-3 поставщика. Производится загрузка автомобиля из 2-3 приходящих фургонов;
  • Переконсолидация. Наблюдается несколько получателей груза, 2-3 поставщика. После выгрузки товара наблюдается процесс переконсолидации по заказам;
  • Подсортировка со склада. Во время перегрузки в транспорт изделия со складского помещения добавляются к прибывшей продукции.

При двухэтапном кросс-докинге отгруженная партия товаров перераспределяется, делится на группы. Преимущество этого вида состоит в высокой безопасности. На упаковке должна быть маркировка, номер, наименование грузополучателя. Кросс-докинг подходит для компаний, которые хотят снизить затраты, повысить прибыль. При его использовании минимизируется место, занимаемое на складах, которое обычно применяется для хранения, повышается рентабельность, увеличивается доход, спрос на услуги.