О совершенствовании прокурорского надзора, взаимодействия правоохранительных органов и органов власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, по исполнению законодательства о призыве граждан на военную службу. Выступление военного прокурора Западного военного округа генерал-лейтенанта юстиции А. Ю. Девятко

(Редакционный материал)

(«Прокурор», 2012, N 2)

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАХОДЯЩИХСЯ В ПРЕДЕЛАХ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА, ПО ИСПОЛНЕНИЮ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИЗЫВЕ ГРАЖДАН НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

ВЫСТУПЛЕНИЕ ВОЕННОГО ПРОКУРОРА ЗАПАДНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА

ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА ЮСТИЦИИ А. Ю. ДЕВЯТКО

Обеспечение законности, слаженной и четко скоординированной работы всех заинтересованных органов в сфере призыва граждан на военную службу сегодня без преувеличения является важнейшей государственной задачей.

После создания 1 февраля прошлого года военной прокуратуры Западного военного округа нами приняты меры, которые позволили наладить высокий уровень взаимодействия с органами территориальной прокуратуры, исполнительной власти и командования при организации и проведении призыва, предупреждении и пресечении при этом нарушений закона.

Исключительно конструктивный характер носят проводимые в Северо-Западном федеральном округе оперативные и координационные совещания, рабочие встречи с представителями общественности и органов военного управления. Уже вошло в традицию проведение перед каждой призывной кампанией заседаний Военного совета, на которых о состоянии законности мною информируются присутствующие на заседаниях руководители субъектов Федерации и командование. Позитивных итогов добились совместные рабочие группы, созданные военной прокуратурой с прокурорами Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Республики Коми и другими.

В результате совместных мер задания на весенний и осенний призыв прошлого года выполнены на 100%.

Так, в октябре — декабре 2011 г. военными комиссариатами ЗВО, расположенными на территории СЗФО (10 военных комиссариатов субъектов РФ), призвано на военную службу более пятнадцати с половиной тысяч граждан (15 534).

Осенью 2011 года на военную службу призвано

15 534 гражданина

3544

***

3140 ***

*** ===

1666 *** ===

*** 000 ===

1620 *** 000 ===

*** ((( 000 ===

1460 *** ((( 000 ===

*** ((( /// 000 ===

1354 *** ((( /// 000 ===

*** ((( \\\ /// 000 ===

842 *** ((( \\\ /// 000 ===

))) *** ((( \\\ /// 000 ===

683 ))) *** ((( \\\ /// 000 ===

))) *** ((( \\\ /// 000 ??? ===

638 ))) *** ((( \\\ /// 000 ??? ===

))) *** ((( \\\ /// 000 +++ ??? ===

587 ))) *** ((( \\\ /// 000 +++ ??? ===

))) *** ((( \\\ /// 000 +++ ??? ===

))) Республика Карелия 000 Ленинградская область

*** Республика Коми +++ Мурманская область

((( Архангельская область Новгородская область

\\\ Вологодская область ??? Псковская область

/// Калининградская область === г. Санкт-Петербург

Результаты призыва в СЗФО

Вместе с тем углубленный анализ ситуации показывает, что за внешне благополучной статистикой скрываются негативные процессы. За нарушения в сфере воинского учета возбуждено почти две тысячи девятьсот (2854) дел об административных правонарушениях (в основном по ст. 21.5 КоАП РФ — неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету и ст. 21.6 КоАП РФ — уклонение от медицинского обследования). В ходе осенней призывной кампании от призыва уклонились почти тысяча граждан (949). Однако по ним возбуждено и расследуется только 24 уголовных дела. Анализ показывает, что столь малое число привлеченных к уголовной ответственности «уклонистов» обусловлено низким качеством направляемых военными комиссариатами материалов. Чтобы обеспечить принцип неотвратимости наказания, военной прокуратурой проведено обобщение наиболее распространенных недостатков, допущенных при оформлении таких материалов. На запланированном на март т. г. военном совете округа они будут доведены до военных комиссаров.

Остается актуальной проблема освобождения от призыва в связи с состоянием здоровья.

По этой причине в ходе осеннего призыва 2011 г. на территории Северо-Западного округа освобождены от призыва свыше 19 тысяч (19 042) человек. Это более пяти полноценных бригад нового облика Вооруженных Сил. Еще более четырех с половиной тысяч (4517) граждан получили отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Таким образом, трое из пяти граждан либо получили отсрочку, либо были вовсе освобождены от призыва по состоянию здоровья.

Что кроется за приведенными цифрами, показывают материалы проведенных проверок и возбужденных по ним уголовных дел.

Например, только в военном комиссариате по городам Бокситогорску, Тихвину, Бокситогорскому и Тихвинскому районам Ленинградской области военной прокуратурой вскрыта буквально поставленная на конвейер работа по выдаче военных билетов с отметкой о якобы негодности граждан к военной службе по состоянию здоровья. Таким способом незаконно от службы в армии в 2008 — 2010 гг. освобождены 225 лиц. Это почти в два раза превышает число военнообязанных, призванных на военную службу этим отделом военного комиссариата за календарный год.

Аналогичные схемы выявлены в отделах военных комиссариатов г. Санкт-Петербурга по Выборгскому, Петродворцовому районам, а также в Республике Коми.

В ОКТЯБРЕ — ДЕКАБРЕ 2011 ГОДА НА ТЕРРИТОРИИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

НЕ ПРИЗВАНЫ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

В СВЯЗИ С ОСВОБОЖДЕНИЕМ ОТ ПРИЗЫВА НА

ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ ? ? ? ? ?

19 042 ГРАЖДАНИНА

В СВЯЗИ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ОТСРОЧЕК ОТ

ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО СОСТОЯНИЮ ? ? ? ? ?

ЗДОРОВЬЯ 4517 ГРАЖДАН

В ходе надзорных мероприятий установлено около 400 фактов незаконного освобождения от военной службы. Привлечено к уголовной ответственности 12 должностных лиц, которые работали в 11 отделах военных комиссариатов. Всего же в прошлом году в деятельности сотрудников военных комиссариатов, связанных с призывом граждан на военную службу, выявлено в 8 раз больше (31) преступлений, чем за 2010 г.

При этом мы прекрасно осознаем, что уровень латентности этих уголовно наказуемых деяний остается высоким. Не случайно сеть Интернет буквально заполонили предложения за денежное вознаграждение различными способами помочь избежать военной службы.

Очевидно, что перед нами стоит системная проблема, которую только мерами уголовных репрессий решить невозможно. До тех пор, пока существует спрос на названные услуги, будет существовать и их предложение.

Повышению престижа службы по призыву, безусловно, будет способствовать реализация предложений, изложенных в опубликованной буквально на днях статье Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России». В частности, это развитие военно-прикладных видов спорта, предоставление гражданам, прошедшим военную службу по призыву, дополнительных прав при поступлении в лучшие университеты, предоставление преференций при поступлении на государственную гражданскую службу.

Динамика преступлений коррупционной направленности,

совершенных должностными лицами военных комиссариатов

35 31

30

25

20

15

10

5

5 4 4

0

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Наряду с этим с каждым годом становятся все более актуальными вопросы военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, которое должно начинаться со школьной скамьи.

Между тем результаты проведенных с моими территориальными коллегами надзорных мероприятий показывают, что такая работа проводится формально и разобщенно.

В ноябре 2011 г. прокуратурой Санкт-Петербурга с привлечением организационно-мобилизационного управления штаба округа и представителей профильных комитетов Правительства Санкт-Петербурга проверено 6 государственных образовательных учреждений среднего (полного) и среднего профессионального образования. Установлено, что учебно-материальная база во всех образовательных учреждениях не соответствует предъявляемым требованиям, взаимодействие военного комиссариата г. Санкт-Петербурга, районных отделов Комитета по образованию и руководителей образовательных учреждений не организовано, проводимая совместная работа по военно-патриотическому воспитанию не имеет ни результата, ни логического завершения.

Справка: В связи с этим прокуратурой Санкт-Петербурга внесены представления, в которых поставлены вопросы о пополнении материально-технической базы, направлено 51 исковое заявление об обязании образовательных учреждений восполнить материальные средства (оборудовать спортивный городок с элементами полосы препятствий, приобрести стрелковый тир, соответствующие учебно-наглядные пособия, медицинское имущество). Из 30 рассмотренных исковых заявлений к настоящему времени 7 — удовлетворено, 20 — прекращено ввиду отказа прокурора от предъявленных требований (исполнены в добровольном порядке), 1 — удовлетворено частично.

В целом аналогичные результаты показали проверки в Ленинградской области и других субъектах Федерации на территории округа.

Такому положению дел в определенной степени способствует недостаточно четкая правовая регламентация деятельности органов по подготовке молодежи к военной службе. Действующим Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 11, 14) и другими законами обязанности органов местного самоуправления изложены лишь в самой общей форме и не содержат положений об ответственности за их неисполнение.

Следует отметить, что принимаемые на федеральном уровне решения о совершенствовании военно-патриотического воспитания граждан не всегда принимаются к исполнению и на уровне субъектов Российской Федерации.

Ярким примером является состояние работы по выполнению поручения Президента Российской Федерации о создании региональных центров по допризывной подготовке молодежи к военной службе.

Справка: В соответствии с пунктом 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации N Пр-1098 ГС от 6 мая 2009 г. по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано оказывать содействие Министерству обороны Российской Федерации в создании на базе воинских частей и соединений региональных центров по допризывной подготовке молодежи к военной службе.

Несмотря на принимаемые органами военного управления Западного военного округа меры, подобные центры на территории СЗФО функционируют только в Республике Карелия и Архангельской области. В г. Санкт-Петербурге создание центра не доведено до конца, а в остальных субъектах Российской Федерации данная работа вообще не ведется.

Подобное положение дел обусловлено в первую очередь рекомендательным характером названного поручения Президента Российской Федерации.

Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы» предусмотрены подготовка и принятие Закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации» и внесении изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Полагал бы целесообразным и обоснованным включиться в эту работу. В том числе внести в указанные законопроекты четкие положения об обязанностях органов местного самоуправления организовывать и координировать деятельность общественных и молодежных организаций, проведении мероприятий военно-патриотической направленности. Законодательное закрепление обязанностей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принимаемых на федеральном уровне решений о совершенствовании военно-патриотического воспитания граждан позволит исключить возникновение ситуаций, подобных той, которая сложилась с созданием региональных центров по допризывной подготовке молодежи к военной службе.

В завершение выступления я хотел бы еще раз поблагодарить моих коллег и представителей органов государственной власти за помощь и конструктивное взаимодействие.

——————————————————————