Нотариальное удостоверение сделки: проект новелл ГК РФ
(Шалаева Н. Е.) («Нотариус», 2012, N 4)
НОТАРИАЛЬНОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ СДЕЛКИ: ПРОЕКТ НОВЕЛЛ ГК РФ <*>
Н. Е. ШАЛАЕВА
——————————— <*> Shalaeva N. E. Notarization of transactions: the draft of the RF Civil Code legal innovations.
Шалаева Наталья Евгеньевна, нотариус Дубненского городского нотариального округа Московской области.
На базе проекта Закона о внесении изменений в ГК РФ исследуется понятие «удостоверение сделки нотариусом», проводится сравнительно-правовой анализ предлагаемого и действующего законодательства.
Ключевые слова: нотариат, нотариальная деятельность, форма сделки, удостоверение сделки нотариусом.
The author examines the concept of «notarization of transactions» on the basis of the draft law on amendments to the Civil Code. The article provides a comparative and legal analysis of the suggested and current legislation.
Key words: notaries, notary services, form of the transaction, notarial certification of the transaction.
3 апреля 2012 г. Президент РФ внес в наш парламент проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую ГК РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ». Указанный документ разрабатывался и обсуждался российскими правоведами в рамках концепции развития российского законодательства и был впервые опубликован на сайте «Российской газеты» 14 сентября 2011 г. Законопроект определяет основные принципы гражданского права, такие, как добросовестность и недопустимость извлечения преимущества из незаконного поведения. Также в нем предусмотрено кардинальное изменение в правовой природе, структуре и составе юридических лиц, тщательно систематизированы их виды. Законодатель уточняет понятие недвижимости, учитывая сложившиеся отношения в сфере ее правового регулирования. Кроме того, в указанном законопроекте предпринимается попытка вовлечения нотариата в сферу содействия при совершении сделок. На фоне развития действующего законодательства указанный документ является наиболее значимым, так как затрагивает важнейшие отрасли права: гражданское, финансовое, международное частное право и другие. Появление проекта Закона обусловлено исторически. С развитием экономической, политической и социальной сфер общества неразрывно связано изменение действующего законодательства. Современному законотворчеству присущи оперативность, актуальность и своевременность принимаемых правовых актов, направленных на регулирование развивающихся общественных отношений. Как отмечают авторы стратегии социально-экономического развития и модернизации законодательства, в целом построение российской правовой системы на основе постсоциалистической модели конституции завершено. Базовые отрасли права и законодательства оснащены кодифицированными актами. Преодолены причины экстенсивного законотворчества, перед законодателем уже не стоит задача принятия новых законов с целью скорейшей замены актов, сопровождавших прежние экономический и социальный уклады <1>. Складывающиеся общественно-экономические процессы в современном обществе находят отражение в нормотворчестве. ——————————— <1> Концепции развития российского законодательства. М.: Эксмо, 2010. С. 17.
Как было сказано ранее, затрагивает данный проект и деятельность такого исторически сложившегося и стабильного правового института, как нотариат. Базовым законом в сфере нотариата являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы), принятые Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. и вступившие в силу 13 марта 1993 г. За почти двадцатилетний период действия Основ полностью изменилось гражданское законодательство Российской Федерации, но нотариат продолжает выполнять свою основную функцию — удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов и выполнение действий, направленных на закрепление гражданских прав в целях предупреждения их возможного нарушения в будущем. Вместе с тем, придерживаясь принципа иерархии нормативных актов, невозможно изменить законодательство о нотариате, способствующее его развитию, без установления определения смысла и сути самого нотариального действия как средства и способа регулирования общественных отношений. В связи с этим закономерным представляется наличие в проекте Федерального закона предложения по изменению ст. 163 ГК РФ, содержание которой предлагается изложить следующим образом: «1. Нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности содержания сделки, а также права стороны на ее совершение, и осуществляется нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате. 2. Несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность». Проведем сравнительно-правовой анализ положений законопроекта и действующей редакции нормы ст. 163 ГК РФ. В настоящее время законодатель определяет нотариальное удостоверение сделки как совершение на документе, выражающем содержание сделки, составленном в письменной форме и подписанном лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными лицами, удостоверительной надписи нотариусом или другим лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие. Анализируя данную норму, можно выявить следующие необходимые и достаточные условия, при соблюдении которых нотариальное удостоверение возможно: — документ должен выражать содержание сделки. Безусловно, действующая редакция ст. 163 ГК РФ не позволяет анализировать законность условий сделки, отсутствие кабальности сделки, невозможности ее исполнения и иных негативных последствий заключенной сделки. В настоящее время на основании ст. 160 ГК РФ сделка считается совершенной, если имеется документ, выражающий ее содержание, и он подписан сторонами сделки или их представителями. Однако это не всегда означает заключение сделки на самом деле, и вот несколько примеров. Относительно письменной формы сделки, если исполнено условие, предусмотренное ст. 550 ГК РФ (договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами), то в случае утраты такого документа права сторон неизбежно будут нарушены и вряд ли смогут быть восстановлены даже в судебном порядке. Подписание документа лицами, совершающими сделку, также не является бесспорным доказательством ее совершения, поскольку оставляет нераскрытыми такие важные элементы, как правоспособность юридических лиц, дееспособность граждан, а также возможность подписания сделки, совершенной гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими. Остается и вопрос о смысле удостоверительной надписи, совершенной нотариусом. Совершенно иной смысл вносит законодатель в содержание ст. 163 ГК РФ в предлагаемом проекте. Согласно законопроекту, нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности содержания сделки, а также права стороны на ее совершение, и осуществляется нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате. Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие основные элементы нотариального удостоверения сделки: — проверка соответствия содержания сделки требованиям действующего законодательства; — проверка права стороны на заключение сделки; — удостоверение сделки нотариусом (или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие); — порядок удостоверения сделки, регламентированный законом о нотариате. Практическое применение данного положения закона выглядит следующим образом: — изучение и применение нотариусом действующего законодательства в сфере договорного и обязательственного права, особенностей разрешения споров на основании обобщений судебной практики, возможность установления правовой природы и характера сделки с учетом особенностей, о которых договариваются стороны (проверка законности содержания сделки). В настоящее время на основании ст. 54 Основ нотариус обязан разъяснить сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона; — установление личности обратившегося за совершением сделки, проверку его полномочий на заключение сделки, проверку дееспособности гражданина и правоспособности юридического лица, волеизъявления участников, принадлежности имущества, отчуждаемого по сделке, наличия прав третьих лиц в отношении указанного имущества, возможность уведомить их о намерении заключить сделку и выяснение их отношения к сделке, отсутствие арестов, запрещений и судебных требований к предмету сделки (проверка права сторон на ее совершение). На основании ст. 42 Основ при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица. На основании ст. 43 Основ при удостоверении сделок выясняется дееспособность граждан и проверяется правоспособность юридических лиц, участвующих в сделках. В случае совершения сделки представителем проверяются и его полномочия. Регламентирована и процедура оформления и подписания сделки, а именно в силу ст. 44 Основ содержание нотариально удостоверяемой сделки, а также заявления и иных документов должно быть зачитано вслух участникам. Документы, оформляемые в нотариальном порядке, подписываются в присутствии нотариуса; — регламентация порядка удостоверения сделок законодательством о нотариате — совокупностью специальных правовых актов, детально определяющих и закрепляющих процесс оформления сделок и иных нотариальных действий. Таким образом, изменения в ст. 163 ГК РФ следует признать значимыми и своевременными. В действующей редакции Основ (ст. 16) установлена обязанность нотариуса оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. Это особенно важно в настоящее время, когда при свободе рыночных отношений сохраняется глубокая правовая неосведомленность граждан. Определение нотариальной сделки указывает на презумпцию законности ее содержания и правомочности участников сделки. Законодатель словно бы устанавливает формулу — нотариально удостоверенная сделка равно законная сделка. Законодатель предусматривает и последствия несоблюдения нотариальной формы сделки — ее ничтожность. Наряду с явно удачными законодательными новеллами проект не лишен недочетов. В частности, проектом не предусмотрено внесение изменений в существующие нормы, касающиеся формы сделок, например ст. 550 (форма договора купли-продажи недвижимости), ст. 574 (форма договора дарения), а ведь именно подобные договоры составляют основную массу сделок. Необходимо законодательно закрепить нотариальное удостоверение договоров купли-продажи и дарения недвижимого имущества, если хотя бы одной стороной по договору является физическое лицо. Современный законодатель определяет направления развития законодательства о нотариате, которое с учетом накопленного опыта, теоретического обоснования и практического применения будет отвечать всем современным требованиям развития экономических и иных общественных отношений и будет способствовать правовой стабильности, предупреждая нарушения гражданских прав. Для того чтобы замысел законодателя по актуализации нотариального законодательства был воплощен в жизнь, необходима ответственная работа российских ученых, правоприменителей и всего нотариального сообщества, направленная в правовой сфере на совершенствование законодательства о нотариате, нормативное закрепление его основополагающих институтов, таких, как нотариальная власть, нотариальный процесс, нотариальное доказывание, а в технической сфере — на создание и предоставление нотариусам современных технических и информационных ресурсов для расширения возможностей доказывания, в частности установления правоотношений, проверки юридически значимых обстоятельств. В целом законопроект следует признать удачным. Однако наряду с этим полагаем, что дополнение законопроекта положениями о нотариальном удостоверении сделок с недвижимостью, заключаемых при участии физических лиц, поможет разрешить существующие проблемы в сфере регулирования правоотношений по поводу личной недвижимости и предотвратить появление новых трудностей.
——————————————————————