Зеленый фонд городских поселений

(Шуплецова Ю. И.)

(«Экологическое право», N 3, 2002)

ЗЕЛЕНЫЙ ФОНД ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Ю. И. ШУПЛЕЦОВА

Ю. И. Шуплецова, кандидат юридических наук, заместитель ученого секретаря Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Новый Закон «Об охране окружающей среды» при решении вопроса об охране городской растительности применил новый для экологического законодательства термин «зеленый фонд поселений». В данный фонд вошли зеленые зоны в границах городских и сельских поселений. Таким образом, вместо совокупности зеленых насаждений появилась совокупность территорий (или зон).

Из этого можно сделать вывод, что зеленый фонд поселений фактически приближается к понятию территориальной зоны, например рекреационной (ст. 85 Земельного кодекса РФ), и фактически утрачивает свое самостоятельное, в отрыве от земельного участка, значение.

Между тем следует отметить, что, с точки зрения гражданского законодательства, зеленые насаждения являются самостоятельным объектом недвижимости, т. е. такой вещью, которая тесно связана с землей и не может быть перемещена без несоразмерного ущерба ее назначению. Гражданский кодекс РФ называет недвижимостью прежде всего многолетние насаждения (ст. 130).

К недвижимым вещам, кроме зеленых насаждений, Кодекс относит земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, а также все, что прочно связано с землей (леса, здания и сооружения).

Остается, правда, неясным вопрос о том, являются ли все зеленые насаждения объектом недвижимости, а не только многолетние насаждения. Ни гражданское, ни лесное, ни земельное законодательство не дает разъяснения о том, какие насаждения являются многолетними.

Исходя из лесоустроительных и градостроительных норм, можно сделать вывод о том, что многолетними являются те насаждения, которые не требуют ежегодного возобновления на том же самом месте и не могут быть перемещены без их гибели или значительного повреждения. Таким образом, многолетними насаждениями являются прежде всего древесно — кустарниковые породы во взрослом состоянии. Взрослыми обычно признаются деревья старше 15 лет или же деревья, не подлежащие пересадке. Что касается кустарников и травянистой растительности, то независимо от возраста они могут быть признаны не подлежащими пересадке.

Вероятно, большинство городских зеленых насаждения можно признать многолетними, а следовательно, отнести их к недвижимому имуществу.

Права на природные ресурсы регистрируются специально уполномоченными органами в особом порядке. Так, например, права на земельные участки и сделки с ними регистрируются в государственном земельном кадастре.

Вместе с государственной может также производиться и специальная регистрация либо специальный учет отдельных видов недвижимого имущества (п. 2 ст. 131 ГК).

Как уже говорилось выше, государственную регистрацию (учет) зеленых насаждений проводят специально уполномоченные экологические и земельные органы в соответствии с их компетенцией.

Земельный участок и находящиеся на нем зеленые насаждения, по нашему мнению, должны быть признаны сложной вещью, т. к. части, ее составляющие, разнородны — земля и растения, а используются они только в комплексе.

Указанное правило распространяется также на традиционное для гражданского права деление вещей на главные и принадлежности. Принадлежность служит главной вещи и имеет общее с ней целевое назначение (ст. 135 ГК РФ).

Принадлежность во всех случаях следует судьбе главной вещи. Эту норму подтверждает, например, и ст. 20 Лесного кодекса РФ. В ней указано, что древесно — кустарниковая растительность, находящаяся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности гражданину или юридическому лицу, также принадлежит этому лицу на праве собственности. Однако стороны могут договориться о том, что право собственности переходит только на главную вещь либо только на принадлежность. Кроме того, в отношении древесно — кустарниковой растительности такие ограничения могут быть установлены и федеральным законодательством.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что, несмотря на нормы нового Закона «Об охране окружающей среды», растительность городов и других поселений (зеленые насаждения) является самостоятельным объектом правового регулирования и может иметь собственную ценность.

——————————————————————