На лучших традициях отечественной адвокатуры строится учебно-воспитательный процесс в РАА
(Рощупкин В.)
(«Юридический мир», 2005, N 10)
НА ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АДВОКАТУРЫ
СТРОИТСЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РАА
В. РОЩУПКИН
Согласно современным социологическим исследованиям профессия юриста сегодня по-прежнему считается в нашей стране одной из наиболее актуальных и интересных. Потому и конкурсы в юридические вузы самые большие. Конечно, чтобы стать настоящим юристом, надо найти такое место, которое не позволило бы затеряться в этой жизни, в многочисленной армии людей, работающих в данной сфере.
Особой ответственности и глубоких знаний требует профессия адвоката. Адвокатская профессия хотя и почетна, но сложна. Но она стоит того, чтобы ей обучаться, а потом работать. Это не только работа, это — душа и боль. Адвокат, защищающий интересы своего доверителя, — это и актер, и психолог, и психиатр, и педагог, и священнослужитель, а в его руках — судьба другого человека. Она зависит даже от того, как адвокат сформулирует свои мысли.
Эти факты и суждения неоднократно звучали (в разных вариациях) в первые недели начавшегося учебного года в Российской академии адвокатуры, особенно на лекциях для первокурсников и их встречах с лучшими представителями российской адвокатуры. Такие встречи в стенах вуза уже стали традиционными.
Ректор Академии, доктор юридических наук профессор Г. Б. Мирзоев постоянно общается со студентами, находя глубокое удовлетворение в беседах с будущими коллегами. В своих выступлениях перед студенческой аудиторией он не раз отмечал, что в прежнюю эпоху мы не могли и мечтать о том, чтобы у адвокатов был свой вуз. Гасан Борисович рассказал будущим адвокатам об истории его создания. В 1995 году на совместном заседании исполкома Гильдии российских адвокатов и Федерального союза адвокатов России было принято соответствующее решение. Но только спустя два года, в декабре 1997-го, при поддержке тогдашнего министра юстиции Сергея Степашина была создана РАА — наряду с Академией МВД и прокуратуры.
Во все времена, начиная с 1864 года, всегда пытались замахиваться на самостоятельность адвокатуры. Сегодня благодаря новому Закону об адвокатуре, который вступил в действие в июле 2002 года, адвокатура действительно стала организацией, существующей во имя и на основании Федерального закона об адвокатуре. Статус адвоката сегодня получить непросто. Сначала — высшее образование, затем двухгодичный стаж по специальности, квалификационный экзамен и только после этого в соответствии с законом можно стать адвокатом.
Г. Б. Мирзоев и преподаватели РАА на лекциях и семинарах особо отмечают, что путь в адвокатуру очень тернист, не в последнюю очередь и потому, что сегодня она испытывает различные влияния новой и старой системы власти. В то же время наставники будущих адвокатов выражают надежду, что адвокатура станет по-настоящему независимым институтом гражданского общества. То есть независимым в корпоративном смысле: будет решать свои проблемы сама и исключительно во исполнение самого высшего Закона.
«Одобряю ваш выбор юридической профессии. Возможно, кто-то из вас станет не адвокатом, а судьей, прокурором, следователем — это ваше право. Мы бы хотели, чтобы вы были высоконравственными, интеллигентными людьми, как это было всегда присуще русской, советской и нынешней российской адвокатуре, — пожелал студентам-первокурсникам ректор академии в одном из своих выступлений. — Мы очень рассчитываем на то, что вы восстановите и продолжите лучшие традиции отечественной адвокатуры, которые, может быть, еще не до конца восстановлены в силу разных причин».
По мнению большинства профессорско-преподавательского состава академии, в этом лично заинтересован президент Владимира Путин, кстати, юрист по образованию. Так, будучи депутатом Государственной Думы, Г. Б. Мирзоев, по его словам, был свидетелем того, как по инициативе президента проходил и был принят пакет законов о судебной реформе. Были предприняты немалые усилия, чтобы адвокаты обрели свой закон. А сегодня адвокатура работает над его дальнейшим совершенствованием. Так что когда студенты РАА получат диплом и станут практиками или учеными, есть надежда, что они и дальше будут совершенствовать законодательство по российской адвокатуре.
Что касается основополагающего момента в учебно-воспитательном процессе — служения обществу и защиты интересов граждан, то в Академии, по моим наблюдениям, студенты и их наставники держат равнение на мэтров отечественной адвокатуры. В каждой сфере человеческой деятельности и, соответственно, в профессиональной среде есть личности, которые служат маяком для коллег — современников и потомков. В адвокатском сообществе таким маяком был, есть и будет великий Федор Плевако. Его называли богатырем слова, бесподобным оратором, великим русским златоустом. «Подражать Плевако было, по моему мнению, невозможно, как нельзя подражать вдохновению», — писал известный российский адвокат А. Ф. Кони.
Адвокатская звезда Федора Никифоровича взошла на отечественном юридическом небосклоне в конце 60-х годов позапрошлого века и не угасала до самой его кончины. Простые люди, которых он защищал, ехали к мэтру со всей России. А когда писали ему в Москву по весьма условному адресу: «Главному защитнику Плевако», письма непременно доходили. Потому что этого выдающегося поборника справедливости знали все — он при жизни стал легендой российской адвокатуры.
Сегодня профессиональные и социально-нравственные нормы в адвокатской деятельности, заложенные в прошлом веке и развитые великим русским защитником Федором Плевако и его единомышленниками, служат своего рода духовным маяком для большинства членов Гильдии российских адвокатов и других профессиональных образований.
В аудиториях РАА нынешние наследники благородного дела мэтра Ф. Н. Плевако узнали, например, о сложной и кропотливой работе, которую ведет адвокат Сергей Абрамов по реализации юридических интересов российских военнослужащих, выполняющих свой долг на Северном Кавказе по защите территориальной целостности страны и борьбе с терроризмом.
Адвокату Абрамову по роду работы неоднократно приходилось выезжать в Чечню. Здесь от юристов, в частности от сотрудников военной юстиции и от адвокатов, требуется особая компетентность. Одна из последних миссий опытного адвоката Абрамова связана с участием в процессе по делу офицера П. Борейко, командированного в Чечню из Хабаровска. Уголовное дело против него было возбуждено в связи тем, что Борейко при конвоировании дезертира — младшего сержанта А. Торшина выстрелил в него из автомата, в результате чего Торшин «получил ранения, не совместимые с жизнью».
Сергею Абрамову пришлось тщательно вникнуть в суть дела, во все детали происшествия, чтобы установить истину — кто прав, а кто виноват в этой истории. Ведь она приняла серьезный оборот: подполковнику Борейко Павлу Львовичу было инкриминировано совершение «умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего».
Правомерно ли действовал Борейко, бывший в тот день начальником караула? Адвокат пришел к положительному выводу. Ведь Торшин, и ранее совершавший побеги из части, напал на офицера, чтобы завладеть его оружием и снова бежать. Это выявилось из бесед с задержанным сообщником Торшина — они вместе пустились в бега и были задержаны.
Борейко, как и положено по уставу, предупредил Торшина: «Стой, стрелять буду!» Тем более что Торшин напал на офицера. А устав предусматривает меры физического воздействия и даже применение оружия для пресечения беспорядков среди арестованных и в случае их побега.
Борейко было поставлено в вину «нарушение требований безопасности при обращении с оружием». То есть имелось в виду, что офицер должен был поставить автомат на предохранитель и не досылать патрон в патронник.
Однако адвокат Абрамов, защищая Борейко, сослался на директивный документ, который предписывает военнослужащим частей, расквартированных на Северном Кавказе, за пределами части снимать автомат с предохранителя и досылать патрон в патронник. И это логично, так как этого требует сама обстановка в регионе: в острых ситуациях все решают доли секунды…
К тому же и военно-уставная экспертиза, на которую сослался Абрамов, признала, что причиной смерти Торшина могло стать его неосторожное обращение с оружием. А если назвать вещи своими именами, попытка вырвать его из рук офицера.
С учетом тщательно исследованных фактов и сделанных выводов адвокат сделал заявление об отсутствии в действиях Борейко состава преступления и на основании этого — о закрытии уголовного дела.
Это лишь один из непростых случаев из адвокатской практики, с которыми знакомятся студенты на лекциях, семинарах и на встречах со старшими коллегами. Президент Федеральной палаты адвокатов и президент РАА Е. В. Семеняко выразил надежду, что будущие адвокаты серьезно отнесутся к постижению основ этой замечательной, очень нужной стране профессии. Он заверил, что со стороны преподавательского состава будет сделано все, чтобы студенческие годы стали самыми интересными, самыми замечательными годами в жизни питомцев РАА. Евгений Васильевич пожелал студентам, чтобы каждый из них нашел свое место в замечательной элитной профессии, в прекрасной области человеческой жизнедеятельности.
Эту мысль развил в своем эмоциональном выступлении на встрече со студентами Алексей Павлович Галоганов, президент Федерального союза адвокатов России, вице-президент Федеральной палаты адвокатов, кандидат юридических наук:
— У вас замечательное будущее, потому что у вас замечательная Академия, замечательный ректор и преподавательский состав. Это лидеры российской адвокатуры и науки и прекрасные люди. Не все вы будете отличниками, кто-то будет учиться лучше, кто-то хуже. Но самое главное, чтобы вы любили свою будущую профессию. Впереди у вас большая жизнь, большая творческая работа, и вы будете очень нужны обществу, нашим гражданам. Мы надеемся, что вы достойно замените нас, потому что вы — настоящее и будущее российской адвокатуры.
Большой вклад в обучение и воспитание будущих юристов вносят первый проректор РАА кандидат юридических наук М. В. Крестинский, заместитель ректора по воспитательной работе Н. А. Похолкова, многие представители профессорско-преподавательского состава. Студенты с большим энтузиазмом восприняли весть о назначении лидерам учебы государственных стипендий, трех стипендий Федеральной палаты адвокатов и стипендии известного израильского адвоката, ветерана Великой Отечественной войны Ефима Маниовича.
——————————————————————