Положительный результат — только при совместной работе
(Хакимзянов Р.)
(«Законность», 2006, N 1)
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ — ТОЛЬКО ПРИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ
Р. ХАКИМЗЯНОВ
Р. Хакимзянов, прокурор Мамадышского района Республики Татарстан.
Многие прокурорские работники на страницах журнала «Законность» поднимают вопросы профилактики преступлений и правонарушений. Наиболее актуальная проблема для прокуратур сельских районов — предупреждение и расследование преступлений, предусмотренных ст. 105 и ч. 4 ст. 111 УК.
Как правило, обыватель эти преступления не разделяет, для него и те и другие — «убийство». И, как правило, эти «убийства» в сельских районах вызывают наибольший общественный резонанс, во многом по результатам их расследования общественность и население района оценивает работу правоохранительных органов.
Общепризнано, что значительное количество убийств и причинений тяжкого вреда здоровью в сельских районах совершается на бытовой почве, зачастую после употребления спиртных напитков и лицами, ведущими антиобщественный образ жизни.
Общеизвестно также, что при активном и эффективном применении комплекса профилактических мер основную часть таких преступлений можно и нужно предупреждать.
Когда в 2002 г. на территории Мамадышского района Республики Татарстан с численностью населения в 48 тыс. человек было совершено 11 убийств и 5 преступлений, связанных с причинением тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть (что в несколько раз превышало показатели предыдущих лет), для сотрудников прокуратуры района наступили «черные дни». Ведь большинство из этих преступлений были совершены в условиях неочевидности, из них 3 убийства — при отягчающих обстоятельствах. Правда, все преступления были успешно раскрыты и расследованы, но для этого были использованы значительные силы и средства как прокуратуры района и органов внутренних дел, так и Прокуратуры и МВД Республики Татарстан.
Такое положение терпимым быть не могло, необходимо было найти нестандартные решения и поднять профилактическую работу на качественно иной уровень.
В связи с тем что законодательством организация охраны общественного порядка возложена также и на Советы местного самоуправления, было решено их потенциал использовать в работе по предупреждению преступности. Принималось во внимание, что в каждом сельском Совете местного самоуправления есть учреждения культуры, образования, общественные (в основном религиозные) организации, местная интеллигенция и актив, заинтересованные в соблюдении законности и правопорядка. И эти позитивные силы во взаимодействии с силами и средствами правоохранительных органов района могли и должны были организовать соответствующую работу, чтобы положительно повлиять на состояние преступности.
В связи с этим по инициативе прокурора района в декабре 2002 г. руководителями Советов местного самоуправления совместно с участковыми уполномоченными милиции в каждом Совете были созданы базы данных отдельных категорий граждан, ведущих антиобщественный образ жизни, неблагополучных семей, лиц, занимающихся продажей фальсифицированной алкогольной продукции, и т. д.
Были намечены конкретные профилактические мероприятия по работе с этими категориями лиц, на совместное проведение которых были нацелены сотрудники отдела внутренних дел, руководители, депутаты Советов местного самоуправления, а также представители местной интеллигенции. Среди них проведение разъяснительной работы и бесед с приглашением отдельных категорий лиц в Советы местного самоуправления, оказание содействия в лечении от алкоголизма, трудоустройстве и т. д.
Вначале не все руководители Советов и сотрудники органов внутренних дел смогли наладить совместную работу по профилактике преступности. И в этой связи хотел бы остановиться на одном примере, когда при применении соответствующих профилактических мер можно было предотвратить несчастье.
15 марта 2003 г. в с. Верхние Яки было совершено убийство Р. Исмагилова его братом И. Исмагиловым. В ходе расследования установлено, что братья жили вместе, нигде не работали, злоупотребляли спиртными напитками и до совершенного преступления в течение 15 — 20 дней пьянствовали. Несмотря на это ни Совет местного самоуправления, ни районный отдел внутренних дел ничего не предпринимали для обуздания гуляк.
Только после совершения убийства на межведомственном совещании при прокуроре района были заслушаны председатель соответствующего Совета местного самоуправления и участковый уполномоченный милиции. Последний за допущение совершения особо тяжкого преступления по представлению прокурора района был привлечен к строгой дисциплинарной ответственности. Теперь контроль за проведением намеченных мероприятий Советами местного самоуправления и районным отделом внутренних дел осуществляется путем проведения межведомственных совещаний при прокуроре района с приглашением отдельных руководителей Советов местного самоуправления и руководства районного отдела внутренних дел, ход которых широко освещается в средствах массовой информации. Приглашение на ковер к прокурору района и информирование об этом населения через средства массовой информации оказывали на присутствующих, особенно на руководителей Советов местного самоуправления, действенное влияние.
Следует отметить, что на таких совещаниях заслушаны и десятки руководителей предприятий, организаций района, не обеспечивших сохранность имущества.
Проводимая прокуратурой района работа по профилактике преступности была положительно оценена и в республиканской печати.
Правоохранительным органам района пришлось начать и активно вести борьбу еще с одним злом, значимо влияющим на состояние преступности, особенно на преступления против жизни и здоровья.
Зачастую убийства и причинения тяжкого вреда здоровью, а также другие преступления совершались после распития спиртных напитков, а порой поддельной, фальсифицированной водки. Росло и количество людей, погибших из-за отравления суррогатами алкоголя. В большинстве населенных пунктов были точки, где незаконно продавались спиртные напитки. Они действовали круглосуточно, сбываемая некачественная продукция привлекала местных жителей своей дешевизной и доступностью в любое время суток. К тому же применяемые меры административного воздействия должной эффективности не имели.
Прокуратуре района пришлось «нацеливать» Советы местного самоуправления и сотрудников подразделения по борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции на проведение совместной работы по выявлению и предупреждению преступлений, предусмотренных ст. 238 УК (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).
И если в 2002 г. прокуратурой района было возбуждено и расследовано 3 уголовных дела по преступлениям, предусмотренным ст. 238, то в 2003 г. выявлено и расследовано 9 таких уголовных дел, а в 2004 г. — 24. По всем делам виновные осуждены.
Кроме этого, материалы об осуждении виновных в продаже некачественной и опасной алкогольной продукции лиц регулярно в целях профилактики публикуются в средствах массовой информации.
В результате принятых мер в последние годы наметилась тенденция снижения количества преступлений, совершенных в состоянии опьянения. Так, по сравнению с 2002 г. в 2003 г. количество преступлений этой категории снизилось со 190 до 133, а в 2004 г. до 117. Эти меры способствовали и снижению количества летальных исходов по причине алкогольного отравления.
Надо заметить и то, что в последние годы была усилена деятельность РОВД по выявлению административных правонарушений. Из года в год происходил рост привлеченных к административной ответственности за распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах и за мелкое хулиганство.
С учетом криминальной обстановки, анализа состояния преступности и в соответствии с решениями коллегии Прокуратуры Республики Татарстан активизирована работа по использованию возможностей уголовного законодательства в части применения норм с двойной превенцией. Так, в 2004 г. выявлена и расследована 21 угроза убийством (в 2003 г. — 17), прокурор района возбудил 30 (в 2003 г. — 25) дел о преступлениях, предусмотренных ст. 115 и 116 УК.
На первый взгляд может показаться, что прокуратура района осуществляет обязанности милиции. Но это не так. Эффективность профилактики преступлений со стороны правоохранительных органов и Советов местного самоуправления, вовлечение в эту работу общественности и населения района во многом зависят от авторитета, организующей и координирующей роли органов прокуратуры, а иногда (не в ущерб осуществлению надзорных функций) от непосредственного участия сотрудников прокуратуры в проводимых мероприятиях.
И здесь мы находим полное понимание со стороны руководства Прокуратуры Республики Татарстан, представители которого зачастую сами принимают активное участие в проводимых в районе предупредительных мероприятиях. Так, в июле 2004 г. расширенное координационное совещание руководителей правоохранительных органов района было проведено с участием прокурора Республики Татарстан К. Амирова.
Нельзя не упомянуть и о проводимой в Мамадышском районе работе по профилактике преступности среди несовершеннолетних, корыстных преступлений, о предпринимаемых социальных и культурно-воспитательных мерах, о возрождении в районе добровольных народных дружин и т. д. Все эти меры прямо и косвенно влияют на предупреждение убийств и причинений тяжкого вреда здоровью, повлекших смерть.
В завершение хотелось бы привести несколько статистических данных, позволяющих судить об эффективности проведенной и проводимой работы. Так, если в 2002 г. в районе было совершено 11 убийств и 5 преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 111 УК, то в 2003 г. соответственно 7 и 1, в 2004-м — 3 и 1. Наметилась тенденция снижения как общей преступности, так и отдельных ее видов. Если в 2001 г. всего было зарегистрировано 771 преступление, то в последующих годах этот показатель постепенно снижался, и в 2004 г. количество зарегистрированных преступлений составило 473. Количество тяжких и особо тяжких преступлений снизилось с 292 в 2001 г. до 93 в 2004 г.
Результаты профилактической работы дают плоды только благодаря совместным действиям правоохранительных органов с населением, активом на местах.
——————————————————————